Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.

Вложенные файлы: 1 файл

Режиссерский замысел.doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

 

 Характер персонажа театрализованного  представления, как правило, определяется  одной доминирующей чертой, тем  самым, превращая действующее лицо в типаж площадного театра. Отыскать эту черту нелегко, ибо выбор сценариста должен, быть безошибочным. Желательно, чтобы маска не повторяла вереницу подобных ей и в то же время была сходу узнаваема. Внимательный, пристальный взгляд на окружающий мир, постоянное наблюдение за типами человеческого поведения — основа мастерства драматурга.

 

 В процессе письма сценарист  постоянно испытывает искушение  побыстрее выявить характер персонажа  и для этого создает отклоняющиеся  от основной сюжетной линии  диалоги. В том-то и состоит хитрость, что персонажи раскрываются постепенно, действуя в строгом соответствии с логикой развития событий. Сущность персонажа, в первую очередь, определяется характером реакций на происходящие события, выбором средств для достижения своих целей и речью. Своеобразие речи создает лексика, конструкция фраз, интонация, эмоциональная окраска произносимого. Активный словарь героя зависит от его социального положения, профессии, места проживания, возраста, психологического склада. Наиболее простой и эффективный способ создания речевой характеристики — использование возрастного и профессионального сленга (молодежного, солдатского, морского и т.д.). Он складывается из необычных словечек, специфических терминов, идиоматических выражений, эвфемизмой, приговорок. Изложение вымышленной истории в диалогах — основная особенность драматического письма. Чтобы приступить к нему, необходимо продумать во всех подробностях саму историю, т.е. — разработать сюжет.

 

 Сюжет (фран. sujet, букв. — предмет) — это развитие действия, ход событий в драматическом произведении. Начинать целесообразно с написания действенного либретто, т.е. краткого со­держания драматической истории. Далее определяются те части истории, которые реализуются в диалогах и будут вынесены на сцену, и те, что остаются за пределами сюжета (о них зритель узнает из сценических диалогов).

 

 Намечается главное событие (чаще всего единственное, в котором  раскрывается основной смысл  произведения и исходное событие, расположенное вне сюжета, перед самым началом сценической истории). Это событие — главная причина возникновения драматической истории. Скажем, все разнообразие новогодних театрализованных представлений, при желании, можно свести к одной сюжетной схеме.

 

 Исходное событие. Случилось  нечто такое, что не позволяет начать праздничное торжество (исчез мешок с подарками или посох Деда Мороза; попала в плен к Бабе-яге Снегурочка; пропала елка и т.д. и т.п.).

 

 Главное событие. Усилиями персонажей  Деду Морозу возвращен мешок  или посох, освобождена Снегурочка и, наконец, найдена елка.

 

 В подобных театрализованных  представлениях основное событие  предсказуемо и лишь ожидание  его поддерживает зрительский  интерес. Но если драматург находит  поворот сценического действия, который ломает привычную схему, эстетическая реакция на него намного острее. Поэтому резкий слом действия, неожиданное разрешение конфликта, которые влекут за собой совершенно новое направление развития ситуации — золотое правило сценариста.

 

 Изложение драматургической  истории начинается с экспозиции.

 

 Экспозиция (от лат. ехроsitio - изложение, объяснение) — компонент сюжета; изображение жизни персонажей  в период, непосредственно предшествующий  завязке и развертыванию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя  в условия вымышленной реальности.

 

 В тексте сценария: ремарках, диалогах, монологах даются сведения, необходимые для дальнейшего  понимания происходящего. Праздничная  драматургия не терпит долгих  вступлений и подробных объяснений. Экспозиция театрализованного пред­ставления, как правило, коротка, ибо многое объясняется самим событием, которому посвящен праздник, определенной художественной и фольклорной традицией его проведения.

 

 Как только на страницах  сценария появляются персонажи, которые представляют конфликтующие  стороны, драматическая история вступает в новую фазу. Первое столкновение героев, начало развития действия принято называть завязкой. И это второй компонент сюжета. Именно здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте.

 

 Следующий и главный компонент сюжета — развитие действия. Это и есть, собственно, подробное изложение драматической истории. Оно содержит в себе ряд неожиданных перемен в судьбе персонажей, которые называются перипетиями.

 

 Перипетии (от греч. реreреtеiа) — внезапный поворот, перелом).

 

 Развитие действия происходит  поэпизодно и каждый последующий, чаще всего, связан с появлением  новых героев. Еще раз отметим  для себя опасность, которая подстерегает  сценариста в процессе развертывания  сюжета — неоправданное многословие персонажей. И здесь необходим жесткий режим самоограничения. Камертоном, определяющим необходимость тех или иных реплик, должны стать главные задачи героев.

 

 Логика развития борьбы постепенно  приводит их к моменту наивысшего  напряжения. Это следующий компонент сюжета и называется он кульминацией (от лат. сulmen — вершина.

 

 Именно здесь с наибольшей  силой обнажаются идейные и  нравственные позиции героев, а, следовательно, — и самого автора. Изложение драматургической истории  заканчивается заклю­чительным моментом в развитии конфликта — развязкой. Подводятся итоги борьбы, проясняются загадки, которые поддерживали интерес к происходящему на протяжении всего действия, получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета.

 

 Последовательность компонентов сюжета (а она может быть иная, чем в представленном варианте), их соизмеримость и соотношение есть не что иное, как композиция (от лат. соmроsitio -составление, связывание) сценария.

 

 Наряду со сценариями, близкими  по своему построению традиционным театральным пьесам, основой праздничного представления может стать полисюжетное произведение. Оно состоит из эпизодов — миниатюр. Каждый из них выступает как самостоятельная сюжетная единица, несмотря на то, что связан с другими теми же героями. В этом случае законы драматургического построения действуют как внутри каждой миниатюры в отдельности, так и совокупно во всем сценарии. Полисюжетна литературная основа выступлений театра эстрадных миниатюр, КВНа и т.д.

 

 Теперь вернемся к началу этой статьи и проследим, как строится работа над сценарием другого типа, где вместо группы придуманных персонажей присутствуют ведущие, исполнители концертных номеров и реальные герои, а сюжетные связи уступают место монтажным. Речь идет о литературной основе тематических вечеров, концертных и конкурсно-игровых программ.

 

 Образ ведущего (или ведущих) далеко не однозначен. Он может  существовать в реальной плоскости (способ ведения от себя, как  конкретной личности с конкретным  именем и фамилией), и воображаемой (способ ведения от лица персонажа — маски). К примеру, в игровой программе по роману И.Ильфа и Е.Петрова «(Двенадцать стульев» ведущий может действовать и как обыкновенный ведущий и как Остап Бендер. А в театрализованном представлении-игре вообще все действующие лица могут выполнять функции ведущих.

 

 Текст ведения от персонажа  написать довольно трудно, так  как герой поставлен в несвойственное  ему положение, но работа эта  чрезвычайно интересна. Монологи  в этом случае приобретают  стилистическую окраску, становясь живыми и образными.

 

 Участие в театрализованном  представлении реальных героев  — одно из главных свойств  праздничной драматургии. Рассказывая  о том или ином событии, сценарист  постоянно апеллирует к свидетельствам  его участников. Их выступления не менее важны в развертывании сюжета, чем авторские тексты от ведущего — написать их заранее нельзя. Поэтому возникает необходимость прогнозирования возможных вариантов будущего действия. Наиболее ярко этот принцип реализуется в игровых программах и тематических вечерах. При написании таких сценариев возрастает роль ремарки, где указываются возможные пути развития драматической ситуации.

 

 Перечислим сюжетообразующие  компоненты, которые связаны с  реальными героями:

 

 устные выступления;

художественные номера;

 

участие в игровых и конкурсных заданиях;

 

церемониальные действия.

 

 Задача сценариста в каждом  конкретном случае отыскать точную  меру участия реальных героев  в развитии действия. При помощи  различных выразительных средств  эмоционально подготовить зрителей к их появлению.

 

 Особую группу действующих  лиц в праздничной драматургии  составляют исполнители художественных  номеров. Их выступления в театрализованном  представлении — такая же неотъ­емлемая  часть сюжета, как и участие  реальных героев. Смысловую ткань сценария создает не только произведение, которое исполняется, но и поведение самого исполнителя.

 

 При монтажном способе построения  сюжета выстроить единое действие  невозможно. Художественные фрагменты  никоим образом не пересекаются  друг с другом (разные герои, сюжеты, обстоятельства); конкретные номера самодостаточны; документальный материал и выступления реальных героев напрямую не связаны с вымышленной действительностью. Зато возможно единство мысли. Развивается не ситуация, а смысл. Разноголосица художественных и документальных фрагментов образует новое драматическое пространство и основной структурной составляющей его становится эпизод.

 

 Эпизод (греч. ереisоdion — случай, происшествие) — это относительно  самостоятельная единица действия, имеющая законченное решение и строящаяся по законам композиции. В нем сопрягаются, как правило, несколько разнородных материалов.

 

 Разными способами конструируется  сюжет в конкурсно-игровых программах. Театрализованные подчиняются общим  закономерностям сюжетосложения, которые рассматривались выше, а вот игровые программы для одного или двух ведущих (монопрограмма), имеют свою специфику.

 

 В текстах ведущего сосредоточено  объяснение условий конкурсов, игр, забав, розыгрышей. Намечен своеобразный  фарватер, по которому должно двигаться игровое действие. Сюжет игры со всеми перипетиями возникает в момент ее проведения. Поэтому предпочтительнее такие конкурсы, где победитель определяется по простым и ясным критериям (кто быстрее, кто больше, кто точнее и т.п.), без привлечения в качестве судей зрителей или жюри; такие правила, которые заставляют участников проявить свои лучшие творческие качества: смекалку, находчивость, юмор; такие игры и конкурсы, которые рождают настоящий азарт и втягивают в действие всех присутствующих.

 

 Прогнозирование поведения  участников состязания и болельщиков  подводит сценариста к необходимости  создания текстовых вариантов, а, следовательно, варьируется и развитие  самого сюжета.

 

 

 

Реферат: Сценарий как литературно-режиссерская разработка мероприятия

 

ГОУ СПО Ярославской области

 

Ростовский педагогический колледж

 

РЕФЕРАТ

 

Тема

 

Сценарий как литературно-режиссерская разработка мероприятия

 

Выполнила: студентка 51 группы

 

Сапункова Вера

 

Ростов, 2010

 

Содержание

 

Введение

 

Что такое сценарий?

 

Сценарий – литературная основа мероприятия (культурно-досуговой программы)

 

Методика создания сценария к мероприятию

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Сценарий к хоровому концерту «65 лет Победы»

 

Введение

 

Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия. Особенно это важно в образовательных учреждениях – школах, детских садах, детских центрах. Для ребят необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие.

 

На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. И если у педагога работает фантазия и развито образное мышление, то может показаться, что ничего сложного в этом нет. Некоторые думают, что достаточно «насобирать» выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их — и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария (уже не говоря о его воплощении) невооруженным взглядом становится видно, что эпизоды при монтаже в таком сценарии притягиваются друг к другу «за уши», не выдерживается характер и стилистика речи действующих героев и так далее, и тому подобное. Что же делать, чтобы не допускать такие ошибки? Для начала — познакомиться с методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею. Хотя общеизвестно, что нельзя дать сценаристу рецепты, гарантирующие высокий результат, так как это зависит не только от степени мастерства автора, его творческой натуры, но и от авторской смелости, остроумия, творческого озорства. Знание хотя бы основ сценарного мастерства и стремление к созданию «технологически» грамотного сценария так же необходимо.

 

Что такое сценарий?

 

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена), термин имеет несколько значений.

 

1. Изложение сюжетной схемы, по  которой разворачивается действие  в театре импровизационного типа, т. е. не обусловленное заданным драматургическим текстом. В отличие от пьесы, не содержит диалогов и монологов. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом — жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно — комедийного (древнегреческого — мим, древнеримского — фесценнины, древнерусского — скоморохов, европейского и славянского — кукольного, французского — ярмарочного, итальянского — дель арте, и т.д.). Сохранение общей сюжетной канвы обусловлено образами-масками, действующими в рамках своих постоянных характеров и акцентирующих не индивидуальные, а типические черты своих персонажей. Скажем, русский Петрушка (английский Панч, итальянский Пульчинелла, французский Полишинель) при всей вариантности текста может действовать только в схеме гротескно-конфликтного насмешника, весельчака и балагура. Наибольшее количество постоянных образов-масок создала итальянская комедия дель арте (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Тарталья и др.).

Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину