Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей и подростков к искусству.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы эстетического развития детей и подростков…………….
1.1. Сущность эстетического воспитания……………………………….
1.2. Роль искусства в эстетическом становлении личности…………...
1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Детская школа искусств в городе …………………………………
2.1. Формирование эстетической личности в детской школе искусств.
2.2. Роль музыкального образования в эстетическом воспитании …...
2.3. Воспитание изобразительным творчеством ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ                         

                                   стр.                 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

 ГЛАВА 1. Основы эстетического  развития детей и подростков…………….

1.1. Сущность эстетического  воспитания……………………………….

1.2. Роль искусства в эстетическом становлении личности…………...

          1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития……………………………………………………………………

ГЛАВА 2. Детская школа  искусств в городе …………………………………

2.1. Формирование эстетической  личности в детской школе искусств.

2.2.  Роль музыкального  образования в эстетическом воспитании …...

2.3.  Воспитание изобразительным  творчеством ………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  …………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"1. Эти слова К.Д. Ушинского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Полученные в детстве знания, нравственные и эстетические представления теснейшим образом связаны с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и  практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой  личности. А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели  культуры (Д.Б. Кабалевский,  А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

Основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая  детей к богатейшему опыту  человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого  современного человека.

Актуальность исследования обусловлена требованиями социума  в обеспечении развития учреждений дополнительного образования для  раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения.

Предмет исследования -    использование средств искусства  в эстетическом воспитании детей  и подростков.

Объект исследования - эстетическое воспитание детей и подростков.

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей и подростков к искусству.

Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы. 2. Наблюдение.

 

 

 

ГЛАВА 1. Основы эстетического  развития детей и подростков.

1.1. Сущность эстетического  воспитания.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой  древности и продолжают развиваться и совершенствоваться по сегодняшний день. Вопросы сущности эстетического воспитания и его роли в формировании личности всегда интересовали отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов.

Термин «эстетика» происходит от греческого «aesthetica» (воспринимаемый чувством).2 Впервые понятие «aesthetica» ввел немецкий философ А.Г.Баумгартен (1714-1762). Он заложил основы эстетики как науки о чувственном познании, выделив эстетическое восприятие как низшую ступень познания, как восприятие чувственное. В своей специфической сфере – в познании прекрасного – Баумгартен считал его полноправным с иными видами познания.3 Опираясь на данные положения, современная педагогика определяет эстетическое воспитание как: 1) процесс формирования эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности; 2) рассматривает его в качестве одного из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающей её духовный рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и других объектов и явлений реальности. 4

Эстетическое воспитание развивающейся личности – одна из основных проблем, стоящих перед  нашим образованием. Она разработана  достаточно подробно в научных трудах отечественных философов, педагогов, психологов (Н.Л. Лайзеров, Н.И. Киященко, М.С.Каган, А.В.Луначарский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.С. Сысоева, С.Т. и В.Н. Шацкие, Е.В.Шевцов и др.).

Существует множество  определений  понятия «Эстетическое  воспитание». В работе «Общие вопросы  эстетического воспитания в школе» под редакцией Н.В.Шацкой эстетическое воспитание определено как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».5 Краткий словарь по эстетике рассматривает эстетическое воспитание как «систему мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». По определению К.Маркса, «эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить “по законам красоты”»6. Н.И.Киященко и Н.Л. Лайзеров считают, что «эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить по законам красоты».7 При этом авторы уточняют, что когда говориться о способности человека воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве, то имеется в виду сущностное свойство эстетического отношения как эмоционально-оценочного отношения субъекта и к окружающей среде, и к собственной реакции на данную среду. Эстетическое воспитание, формирующее эстетические отношения, перерастает в формирование отношения к миру.8

Анализ исследований по проблеме эстетического воспитания позволяет  констатировать, что большая их часть  включает в себя необходимость целенаправленного  педагогического воздействия. Так, Т.Б. Лихачёв подчёркивает, что целенаправленное эстетическое воспитание в раннем возрасте позволяет развить у учащихся видение, чувствование прекрасного, стремление к творческому самовыражению; позволяет поднять каждого ребёнка до уровня подлинной эстетической культуры.9 Об этом писал в своё время и А.Луначарский: «…под эстетическим воспитанием и образованием надо разуметь систематическое развитие органов чувств и творческих способностей».10

Исследователь эстетического  воспитания, доктор философских наук Н.И. Киященко одной из важнейших  задач и конечной целью эстетического  воспитания считает формирование духовно-нравственных качеств, эстетических творческих способностей личности, направленных на социально  активное преобразование  мира. Процесс эстетического и художественного  развития личности обеспечивает естественную в ней гармонию чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой жизни, выработку у людей привычек и норм поведения в соответствии с постигаемыми ими «законами красоты».11

В словаре-справочнике «Мировая художественная культура» уточняется, что «…целью эстетического воспитания является решение двуединой задачи. С одной стороны, предполагается совершенствование всех составных  частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности), с другой стороны, формирование потребности и способности преобразовать мир “по законам красоты”» .12

В.Алексеева акцентирует внимание на том, что существует официально принятая цель эстетического воспитания, сформулированная эстетиками, которая заключается в формировании эстетического сознания во всём сложном его составе (эстетические потребности, вкус, эмоции и идеал), но равенство названных четырёх компонентов «эстетического сознания» должно быть нарушено в пользу «эстетических эмоций». Согласно автору обращение к первичному древнейшему смыслу греческого слова («aisthetikos» - «чувствующий», «чувственный» или «aesthesis» - «ощущение», «чувство») сообщает термину содержание цели, сообразно которому эстетическое воспитание и есть воспитание чувств, эмоций. Только введение слова «чувства» в дополнение к «прекрасному» даёт ответ на заданные выше вопросы. В этом случае не просто конкретизируется цель эстетического воспитания, но определяется его сверхзадача, ибо сфера чувств в высоком их понимании – это сфера нравственных ценностей.13

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание, воздействуя на человека всеми эстетически значимыми явлениями и предметами окружающего мира, формирует эстетическое сознание человека, его чувства, духовно-нравственные качества, расширяет знания о мире, обществе и природе, обусловливает отношение к действительности и к искусству, активизируя творческие возможности, способности и потребности человека. Конечная цель эстетического воспитания – формирование  гармоничной, всесторонне развитой личности, понимающей и чувствующей красоту мира и искусства, обладающей желанием и способностью творчески трудиться. Это объединение духовно-эмоциональной и рационально-интеллектуальной сфер личности человека в единый процесс формирования гармоничной личности.

Для достижения цели эстетического  воспитания учащихся вычленяются три  ведущие задачи, которые имеют  свои варианты и разную последовательность изложения, но при этом не меняют основной сути (Б.Т. Лихачёв, Н.Л. Лайзеров, Н.И. Киященко, В.Н.Шацкая и др.). Первая задача – это создание определённого запаса элементарных эстетических знаний  и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая – формирование на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают  ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Третья задача – воспитать, развить качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовать его «по законам красоты».14

Таким образом, можно выделить следующие положения, говорящие  о сущности эстетического воспитания. Это процесс: целенаправленного  педагогического воздействия; формирования эстетического отношения к миру, способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве  и жизни, оценивать его; развития эстетических вкусов и идеалов, эстетических потребностей и способности к  созданию прекрасного.

Изучение и анализ сущности эстетического воспитания позволяет  вычленить формирование эстетического  отношения к миру, к действительности как прямое назначение процесса эстетического воспитания и как одну из его основных функций.15

Жизнь людей в социальной среде – это сложная система  общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей средой, человек создаёт  «вторую природу» - культуру, как  материальную, так и духовную. По мнению исследователей, специфика и  значимость эстетических отношений  заключается в том, что через  чувственные переживания высокого духовного порядка они гуманизируют самые различные виды общественных отношений, делают человечными отношения индивида к миру, людям, обществу и самому себе.16

Если эстетические отношения  становятся органичными, естественными  сторонами всех общественных связей, то формируемый ими человек столь  же естественно станет эстетически  развитым и способным к дальнейшему  совершенствованию, развитию системы отношений во всех видах и способах человеческой жизнедеятельности.17

Воспитание эстетического  отношения к искусству и действительности рассматривается как специфическая  задача педагогики эстетического воспитания, благодаря решению которой осуществляется вклад эстетического воспитания в задачу формирования всесторонне  развитой личности.18

Информация о работе Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе