Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей и подростков к искусству.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы эстетического развития детей и подростков…………….
1.1. Сущность эстетического воспитания……………………………….
1.2. Роль искусства в эстетическом становлении личности…………...
1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Детская школа искусств в городе …………………………………
2.1. Формирование эстетической личности в детской школе искусств.
2.2. Роль музыкального образования в эстетическом воспитании …...
2.3. Воспитание изобразительным творчеством ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

Несомненно, что эстетическая культура – важнейший элемент  духовного облика человека. От её наличия  и степени развития зависит его  интеллигентность, творческая направленность деятельности, отношение к миру и  окружающим людям. С уровнем развития эстетической культуры личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности.

Значение развития эстетической культуры личности возрастает в переломные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает наша страна сегодня. И успех  в процессе реформирования различных  сфер нашей жизни не в последнюю  очередь зависит от эстетического  потенциала общества в целом и  каждого его члена, в частности.

Это обстоятельство чрезвычайно  актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Сегодня необычно важно находить пути эффективного противодействия  обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план. Это чревато культурным оскудением жизни общества, духовным одичанием  составляющих его индивидов. Кроме  того, можно утверждать, что без  существенного задействования эстетического  фактора в осуществляемых преобразованиях их социальная эффективность будет ничтожно мала. Именно поэтому все возникающие сегодня в жизни новшества необходимо подвергать беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе35.

Нельзя не согласиться  с В.В. Бычковым362, что с уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации её эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных и содержательных параметров. Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень её эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества, и в том числе в художественной деятельности.

Бесспорным является тот  факт, что искусство – «наиболее  универсальное средство эстетического  воспитания, концентрирующее в образно-эмоциональной  форме интерпретацию всех  эстетических сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей  и самого человека. Специфика природы  художественного мышления человека воплощается в материале и  языке образов. Постижения языка  искусства в процессе эстетического  воспитания ведет к освоению учащимся приёмов и принципов творческого  преобразования, переосмысления явлений  действительности, к развитию их собственных  творческих способностей, к углублению творческого сознания и отношения. Многообразие видов и жанров искусства  адресовано всем чувственным способностям человека, его эмоциональному опыту  и подсознанию, потребностью наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, изяществом идей, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека, значительных общественных событий. В искусстве объединяются, трансформируются и приобретают художественное воплощение все остальные средства эстетического воспитания»37. Именно поэтому «погружать» человека в мир искусства, способствуя развитию его творческого потенциала, необходимо с как можно более раннего возраста. Большие возможности в реализации столь важной и сложной задачи имеются у Детских школ искусств как учреждений дополнительного художественного образования, находящихся сегодня в весьма непростых социальных условиях. В последние годы обнаруживается тенденция к снижению интереса родителей к эстетическому образованию детей, что является результатом снижения общего уровня эстетической культуры в обществе. Другие ценности вошли в нашу жизнь.

Детские школы искусств являются образовательными учреждениями дополнительного  образования детей в области  музыкально-художественного и эстетического  воспитания, созданными для целенаправленного  обучения детей и подростков различным  видам искусства.

В соответствии с Законом  «Об образовании» 38 и «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей»2 в Детских школах искусств:

- реализуются дополнительные  образовательные программы художественно-эстетической  направленности различных уровней;

- осуществляется развитие  мотивации к познанию и творчеству, формирование их общей, в том  числе эстетической, культуры;

- учитываются запросы  детей, потребности семьи, других  образовательных  учреждений, детских  и юношеских объединений, национально-культурных  традиций;

- решаются задачи адаптации  обучающихся к жизни в обществе  и организации их содержательного  досуга;

- ведётся массовая методическая  работа, направленная на совершенствование  образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников;

- оказывается помощь педагогическим  коллективам других образовательных  учреждений, а так же детским  юношеским общественным организациям  в реализации дополнительных  образовательных программ, организации  досуговой и внеурочной работы.

Роль педагога Детской  школы искусств заключается в  том, чтобы привлечь к эстетической деятельности как можно большее  количество детей, развить у них потенциальные художественно-творческие способности, мотивацию к художественной деятельности. Главная цель – это привитие любви к искусству, формировании потребности общения с ним. Достижению обозначенной цели способствует решение ряда задач.

Среди учебных задач основной является формирование специфических  умений и навыков, необходимых для  художественно-эстетической деятельности (музыкально-исполнительских (чтение нот  с листа, ансамблевая игра, вокально-хоровые  навыки и др.), пластических (умение выражать в мимике, движении и жестах настроение, разнообразные художественные образы), художественно-оформительских и пр.)

Целью художественно-эстетического  воспитания ДШИ является развитие творческой личности с активной жизненной позицией средствами музыки и пения, художественно-творческой деятельности; воспитание человека, богатого духовными интересами, обладающего  чувством собственного достоинства, способного к творческой деятельности в любой  области жизни. Миссия школы: помочь ребенку познать мир искусства, развить у каждого учащегося  заложенные природой творческие способности, способствовать формированию гармонично развитой личности путем воздействия  комплекса искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Роль музыкального образования в эстетическом воспитании.

Воздействие музыки на глубочайшие  слои эмоций, на душу несравненно сложнее  и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова39, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.

Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими  формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: "Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы"40.

Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает  музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как "почву", на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.

Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и  развивающую роли музыки в формировании личности.

Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости  и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.

Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной  деятельности ребенок знакомится с  историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные  со звуком, при этом формируется  направленность на познание мира и  самого себя. В этом познавательная роль музыки.

Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком  целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к  науке"41.

Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного  отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом  и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.

Развивающая роль занятий  музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение . Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

Музыка способна волшебным  образом помочь в развитии, разбудить  чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и  отставанием психического развития.

Музыка связывает, "породняет" человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе".

«Музыкальное воспитание можно понимать в широком или  в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное  воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных  явлений. В таком понимании –  это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное  воспитание – это развитие способности  к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной  деятельности, которые ставят своей  целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной  отзывчивости к музыке, понимание  и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное  воспитание – это формирование музыкальной  культуры человека» 42.

 «Музыкальный образ  произведения – это комплекс  выразительных средств, воздействующих  на слушателя своим конкретным  звучанием»43. Особо важную роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

Музыка сочетанием своих  выразительных средств создает  художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с  переживаниями человека. Сочетание  выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной  пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более  конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим  эмоциональным воздействием, она  пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так  как в подавляющем большинстве  она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится  воплотить этико-эстетический идеал  – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной  культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая  не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она  помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к  жизни вообще44.

Для педагога-музыканта, который  ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и  любовь к искусству, самое главное  – любить детей и музыку, уметь  общаться с детьми и творчески  относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы  и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при  этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку

 

 

2.3. Воспитание изобразительным творчеством.

Умение рисовать всегда имело  и имеет немаловажное значение для  человека, а его использование  служило и служит одним из средств  общения между людьми.

С древних времен человек  умел и любил рисовать. О чем  свидетельствуют наскальные рисунки, найденные археологами в пещерах  древних людей. Уже тогда человек  стремился к прекрасному. Он любовался красотой окружающей его природы, грацией диких животных, воспевал женщину-мать. Древний человек открыл миру такие виды искусства как живопись, скульптура, архитектура (менгиры, дольмены, кромлех, курганы) и прикладное искусство.

Навыки в рисовании  первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены  охоты, рыбной ловли, бытовые сцены.

Из года в год, из века в век человек совершенствовал  свои навыки и достигал определенных побед. В эпоху Античности появилась  ордерная система, в эпоху Средневековья - иконопись, книжная миниатюра и  витражи, новые типы архитектурных  сооружений, в эпоху Возрождения  – перспектива и т. д.

Искусство прочно вошло в  жизнь человека, в его быт. Мы повсеместно  сталкиваемся с произведениями того и иного вида искусства, будь то книга  или здание, мимо которого мы проходим каждый день. Ребенок впитывает это  с молоком матери, и воспринимает окружающее его пространство как  должное. Это не совсем правильно, ребенок  должен знать, что привычный его  глазу дом был когда-то храмом греческого бога. Именно оттуда дошли  до нас современные постройки, претерпев  некоторые изменения, не всегда в  лучшую сторону.

Информация о работе Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе