Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания детей средствами искусства. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса детей и подростков к искусству.
стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основы эстетического развития детей и подростков…………….
1.1. Сущность эстетического воспитания……………………………….
1.2. Роль искусства в эстетическом становлении личности…………...
1.3. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Детская школа искусств в городе …………………………………
2.1. Формирование эстетической личности в детской школе искусств.
2.2. Роль музыкального образования в эстетическом воспитании …...
2.3. Воспитание изобразительным творчеством ………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..
Несомненно, что эстетическая культура – важнейший элемент духовного облика человека. От её наличия и степени развития зависит его интеллигентность, творческая направленность деятельности, отношение к миру и окружающим людям. С уровнем развития эстетической культуры личности и общества закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности.
Значение развития эстетической культуры личности возрастает в переломные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает наша страна сегодня. И успех в процессе реформирования различных сфер нашей жизни не в последнюю очередь зависит от эстетического потенциала общества в целом и каждого его члена, в частности.
Это обстоятельство чрезвычайно
актуализирует проблему формирования
эстетической культуры личности, создания
для этого благоприятных
Нельзя не согласиться с В.В. Бычковым362, что с уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации её эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных и содержательных параметров. Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности как раз и характеризует уровень её эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества, и в том числе в художественной деятельности.
Бесспорным является тот
факт, что искусство – «наиболее
универсальное средство эстетического
воспитания, концентрирующее в образно-
Детские школы искусств являются
образовательными учреждениями дополнительного
образования детей в области
музыкально-художественного и
В соответствии с Законом «Об образовании» 38 и «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей»2 в Детских школах искусств:
- реализуются дополнительные
образовательные программы
- осуществляется развитие
мотивации к познанию и
- учитываются запросы
детей, потребности семьи,
- решаются задачи адаптации
обучающихся к жизни в
- ведётся массовая методическая
работа, направленная на
- оказывается помощь
Роль педагога Детской школы искусств заключается в том, чтобы привлечь к эстетической деятельности как можно большее количество детей, развить у них потенциальные художественно-творческие способности, мотивацию к художественной деятельности. Главная цель – это привитие любви к искусству, формировании потребности общения с ним. Достижению обозначенной цели способствует решение ряда задач.
Среди учебных задач основной является формирование специфических умений и навыков, необходимых для художественно-эстетической деятельности (музыкально-исполнительских (чтение нот с листа, ансамблевая игра, вокально-хоровые навыки и др.), пластических (умение выражать в мимике, движении и жестах настроение, разнообразные художественные образы), художественно-оформительских и пр.)
Целью художественно-эстетического воспитания ДШИ является развитие творческой личности с активной жизненной позицией средствами музыки и пения, художественно-творческой деятельности; воспитание человека, богатого духовными интересами, обладающего чувством собственного достоинства, способного к творческой деятельности в любой области жизни. Миссия школы: помочь ребенку познать мир искусства, развить у каждого учащегося заложенные природой творческие способности, способствовать формированию гармонично развитой личности путем воздействия комплекса искусств.
2.2. Роль музыкального образования в эстетическом воспитании.
Воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. По словам известного психолога-музыковеда Б.М.Теплова39, музыка является особым видом познания - эмоциональным познанием, она превращает все внешние воздействия в переживание и эмоциональный опыт, без которого личность не может состояться.
Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. По предположению Л.С.Выготского, эмоциям принадлежит и роль регуляторов общего развития личности: "Главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки в виде эмоций. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы"40.
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как "почву", на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребенка.
Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства(эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентации в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Вообще роль музыки в познании действительности, постижении человеком целостной картины мира несомненна. По Канту, "искусство есть путь к науке"41.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение . Освоение музыки помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.
Музыка связывает, "породняет" человека с окружающим миром, всей природой кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, еще не познанном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе".
«Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека» 42.
«Музыкальный образ
произведения – это комплекс
выразительных средств,
Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.
Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще44.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку
2.3. Воспитание изобразительным творчеством.
Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.
С древних времен человек
умел и любил рисовать. О чем
свидетельствуют наскальные рисунки,
найденные археологами в
Навыки в рисовании
первобытный человек приобретал
путем непосредственного
Из года в год, из века в век человек совершенствовал свои навыки и достигал определенных побед. В эпоху Античности появилась ордерная система, в эпоху Средневековья - иконопись, книжная миниатюра и витражи, новые типы архитектурных сооружений, в эпоху Возрождения – перспектива и т. д.
Искусство прочно вошло в жизнь человека, в его быт. Мы повсеместно сталкиваемся с произведениями того и иного вида искусства, будь то книга или здание, мимо которого мы проходим каждый день. Ребенок впитывает это с молоком матери, и воспринимает окружающее его пространство как должное. Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был когда-то храмом греческого бога. Именно оттуда дошли до нас современные постройки, претерпев некоторые изменения, не всегда в лучшую сторону.
Информация о работе Школа искусств как центр эстетического воспитания детей и подростков в городе