Отражая жизнь в художественных
образах, давая ей эстетическую оценку,
изобразительное искусство является
могучим инструментом освоения прекрасного
в самой действительности, своеобразной
школой жизни. Эмоционально воздействуя
на человека, оно развивает, формирует
и разум, и чувства человека. Зная эти качества
и особенности изобразительного искусства
(истории искусств), необходимо использовать
их в работе с детьми.
Изобразительному искусству
с давних времен уделялось огромное
внимание в воспитательном процессе
личности. В Древней Греции, например,
обучение рисованию считали главным
условием общего образования и воспитания.
Важность изобразительной деятельности
для формирования всесторонне развитого
человека мы отмечаем у Я.Коменского45, который считал, что занятия
изобразительным искусством позволяют
развить чувство прекрасного, учат «подмечать
правильности и стройности в предметах»,
иными словами, формируют потребность
наслаждаться красотой природы и произведениями
искусства .
Художественная деятельность
и художественное воспитание
начинаются с восприятия и
во многом зависят от способностей
к восприятию произведений искусства.
Воспитывая умение «видеть», искусство
расширяет и углубляет познание
мира. Изучение проблемы художественного
восприятия в различных его
аспектах считают своей прерогативой
различные области науки –
эстетика, искусствознание, социология,
педагогика, психология. Философская
теория отражения является основой
трактовки воспитания, психология
и физиология дают возможность
исследовать сам процесс и
механизмы восприятия произведений,
и их специфику. Рассматривая
специфику художественного восприятия,
следует отметить социальный
характер, выражающийся в том,
что формируется она в непосредственной
связи с развитием общества, во
взаимодействии индивида с его
микро- и макросредой. Художественное
восприятие имеет гносеологическую
специфику, которое определяет
психофизическую форму процесса
восприятия как непосредственного, духовно-чувственного
акта и осуществляется благодаря работе
нескольких анализаторов, главным из которых
являются зрительные, слуховые, осязательные.
Кроме того, художественное восприятие
имеет педагогическую специфику, выявляющуюся
в постановке и решении сверхзадач: формирование
социально-активной личности.
Художественное восприятие
требует активной работы многих
механизмов психики: непосредственно
- отражательных и интеллектуальных, репродуктивных
и продуктивных, причем их соотношение
на разных уровнях восприятия различно.
Различны поэтому те умения и навыки, которые
необходимы для полноценного восприятия.
Основываясь на психологических теориях
художественного восприятия С.Х. Раппопорта46, П.М. Якобсона47 и др., можно выделить три уровня
восприятия произведений изобразительного
искусства.
На первом, элементарном
уровне происходит восприятие, при
котором усваивается только сюжетная
сторона произведения. Видимым становится
только то, что изображено, а как
изображено – остается незамеченным.
Форма произведений, единство изображаемых
явлений, живописные и графические, выразительные
средства выпадают из поля зрения. Восприятие
зависит от таких факторов, как общая культура
личности, её психофизические особенности,
жизненные ситуации, опыт общения с произведениями
искусства. Наивный взгляд, нетронутый
интеллект, спящие эмоции не способствуют,
а затрудняют общение индивида с художественными
ценностями. Если зритель не умеет смотреть,
произведение не срабатывает.
На втором, высоком
уровне восприятия интерес вызывает
идейное содержание, смысл произведения.
При этом в процесс восприятия
включается больше чувственных
элементов. Внутреннее соучастие
связано с проникновением не
только в содержание, но и в
форму произведения. Все элементы
картины составляют неразрывное
целое, постигается их взаимосвязь,
слияние в единый художественный
образ произведения. Субъективность
оценки уступает место объективной
значимости картины. Происходит
понимание сущности изобразительного
искусства как явления действительности,
намечается переход к переживаниям
художественных ценностей. Таким
образом, это высокий уровень
восприятия, проникающий в замысел
и особенности произведения.
На третьем уровне
художественное восприятие перерастает
в художественное видение. Это
особый способ организации воспринимаемого
материала, выделения в нём
художественно значимых моментов,
оценки предметов и явлений
с точки зрения соответствия
их художественному идеалу. Характер
эстетических переживаний углубляется,
происходит обогащение художественного
восприятия. Образ и форма воспринимаются
как единое целое, в процесс
перцепции включается эмоциональный
и интеллектуальный потенциал воспринимающего.
Художественное восприятие
проходит несколько стадий:
- предкоммуникативная, т.е.
предшествующая контакту зрителя с произведением
изобразительного искусства;
- коммуникативная, включающая
время этого контакта;
- посткоммуникативная, когда
контакт уже прерван, а живое влияние произведения
ещё продолжается, о чём можно судить по
эмоциональному состоянию человека.
Художественное восприятие
произведений изобразительного искусства
требует большой предварительной работы,
требует подготовленности, требует высокой
специальной и общей культуры. Кроме того,
подготовка к полноценному художественному
восприятию требует формирования общей,
специальной и частной художественно
– психологической установки. Художественное
восприятие в рамках воспитания невозможно
рассматривать без воспитания художественных
потребностей личности, которые обусловлены
культурой данного общества, определённым
состоянием субъекта, побуждающим его
к восприятию художественного творчества.
Психология трактует потребность как
состояние организма человеческой личности,
социальной группы, общества в целом, выражающее
зависимость от объективного содержания
условий их существования и развития48.
Художественная потребность
хуже эстетической, ибо она есть
стремление к прекрасному в области
искусства, тогда как эстетическую потребность
можно определить как постижение прекрасного
и восприятие безобразного в любой области
деятельности, в различных аспектах жизни.
Искусство остаётся самым эффективным
и действенным средством художественного
воспитания. Поэтому художественная потребность
может формироваться в процессе художественного
воспитания как потребность личности
в общении с художественными ценностями,
накопленными человечеством. Устойчивая
же потребность (как свойство личности),
характеризующая художественно развитого
человека, вырабатывается только в процессе
художественной деятельности личности.
Потребность оказывает влияние
на формирование художественных вкусов
и идеалов и отражается в конечном
акте процесса познания – художественной
оценке произведения. Формируется художественная
потребность с раннего детства
под воздействием красоты природы,
встреч с подлинными ценностями искусства.
Качественное развитие художественной
потребности продолжается в течение
всей жизни.
Третьей составной частью
художественного воспитания является
формирование и развитие художественного
вкуса личности. Эстетика рассматривает
вкус, прежде всего, как социально-историческое
явление. В результате изучение истории
развития человеческого общества, его
культуры происходит формирование эмоционально
- чувственного спектра, т.е. таких чувств,
которые утверждают себя как человеческие
сущностные силы49.
В отличие от вкуса эстетического,
художественный вкус формируется постепенно
и только в регулярном общении с подлинными
произведениями искусства. Вкус обязательно
связан с художественно-психологической
установкой, т.к. она несёт в себе определённое
отношение к искусству, определённую направленность
психики, а также определённые психические
умения и навыки. Вкус вызывает предрасположенность
к постижению произведений искусства
и получению художественного наслаждения,
если его оценка положительна. В противном
случае он как бы отталкивает произведения.
Вкус производит предварительный отбор,
в одних случаях расчищая дорогу и усиливая
работу психологической установки, в других
– прекращая её. Уровень вкуса личности
определяется не её индивидуальными пристрастиями,
а чуткостью психики к установившимся
в общественном сознании критериям художественности
и способностью к точной предварительной
оценке произведений искусства на основе
этих критериев. Иными словами, качество
вкуса определяется тем, в какой мере выраженная
в нём субъективная оценка соответствует
объективной художественной ценности.
Вкус может быть развитым и неразвитым.
Развитый художественный вкус даёт возможность
индивиду получать наслаждения от подлинно
прекрасного произведения искусства и
эмоционально отвергать безобразное.
Кроме того, развитый художественный вкус
предполагает глубокую и разностороннюю
оценку произведения личностью, воспринимающей
форму и содержание не как раздельно существующие
компоненты, а как неразрывное целое. Неразвитость,
примитивность художественного вкуса
выражается в слепом следовании лишь сюжету,
принимаемому за единственный признак
совершенства произведений. Отсутствует
понимание предмета искусства, отождествляется
изображение с действительностью, и возникающее
при этом утрированное требование буквального
правдоподобия исключает творческий полёт
фантазии, художественный домысел. Для
нас значимым является то, что вкус развивается
вместе с развитием человека. Неразвитый
вкус в одинаковой степени имеет тенденции
как стать хорошим, так и плохим. Все будет
зависеть от условий и характера воспитательных
воздействий. Этой точки зрения придерживаются
в своих работах А.И.Буров50,
Н. Волков51 и др. Рассматривая художественный
вкус как одну из важнейших характеристик
художественной воспитанности личности,
связывая его формирование с условиями
бытия художественной культуры общества,
учитель обязан развивать в себе и у своих
воспитанников «способность судить о
красоте».
Таким образом:
1. Художественное воспитание
представляет собой сложный многогранный
процесс, складывающийся целенаправленно,
определённым порядком и включающий
в себя процессы формирования
художественного восприятия, художественной
потребности в общении с изобразительным
искусством, художественного вкуса.
2. Результатом художественного
воспитания является художественная
воспитанность, которую можно
определить как психологическое
образование, возникшее на основе
единства художественной образованности.
Наличие признаков художественной
воспитанности личности состоит
в сформированности знаний, умений
и навыков в области восприятия искусства,
развитости художественного вкуса, суждений,
оценок, выраженной потребности общения
с искусством, способности к самостоятельному
художественному творчеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Недооценка детских школ
искусств, как одного из оснований
российской культуры, может привести
к утрате завоеванных позиций
в области культуры и искусства
в общенациональном государственном
масштабе.
Решение вопросов художественно-эстетического
воспитания, приобщения детей к культуре,
воспитания будущих профессионалов
следует рассматривать в числе
важных направлений культурной политики
российского государства.
Предприняты серьезные шаги
по повышению качества художественного
образования, реализуемого детскими школами
искусств, – разработаны и изданы
учебные планы и примерные
образовательные программы нового
поколения.
Существенна роль детских
школ искусств в малых городах,
поселках и селах. На этом
уровне происходит активное взаимодействие
систем культуры и образования:
десятки детских школ искусств
заключают договора о творческом
сотрудничестве с общеобразовательными
школами, детскими садами, детскими
домами. Разрабатываются уникальные
программы для обучения и развития
детей-инвалидов средствами искусства.
Сложившаяся государственная
система образования в области
искусства и культуры позволяет
в течение многих десятилетий
выполнять функции постоянного
воспроизводства российской культуры,
функции сохранения и развития культурной
памяти нации. И именно миллионная армия
юных музыкантов, художников, артистов,
танцоров является постоянной средой,
в которой рождаются, творят и
развиваются будущие таланты
и гении, олицетворение и гордость
нации. Тем не менее, при всех положительных
тенденциях, разрозненные усилия различных
ведомств не могут дать тех результатов,
которые сегодня необходимы для сохранения
и развития отечественного художественного
образования как единой системы, направленной
на духовное возрождение России, укрепление
ее статуса в мировом сообществе как великой
державы в сфере образования, культуры
и искусства, являющейся гарантом развития
человеческой индивидуальности, включая
социально-культурную и творческую стороны
личности.
Сохранение и развитие
сети детских школ искусств как одной
из важнейших составляющих образовательного
пространства отрасли – одна из
первоочередных задач федеральных,
и региональных органов исполнительной
власти. Для любого специалиста очевидно,
что утрата первого звена трёхступенчатой
модели образования в сфере культуры и
искусства приведёт к невосполнимой утрате
завоёванных позиций отечественного образования
в области культуры и искусства, признанного
во всём мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. Закон от 23 июня 1999г. № 115 – ФЗ//Рос. газ. – 1999. – 2 июня.
- Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. http://www.consultant.ru/popular/edu/
- Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р.
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N233.«Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752).
- Концепция художественного образования в российской федерации. М.,2001.
- Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244.
- Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063 «О социальных нормативах и нормах» (в ред. Распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р и от 13.07.2007 № 923 – р).
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.// Российская газета.25.12.1993.№ 237 .
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. – 134с.
- Арябкина, И.В. Формирование эстетической культуры учащихся детских школ искусств в процессе музыкально-театральной деятельности / И.В. Арябкина // Искусство и образование. – 2010. - №5(67). – стр.89-94.
- Арябкина, И.В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы / И.В.Арябкина // Искусство и образование. – 2010.- №2(64). – стр.5 – 13.
- Бочкарёва И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности/И.Л.Бочкарёва // Проблема человека в свете современных социально-философских наук.(Выпуск 3).
- Буров А.И. О специфике содержания и формы.// Вопросы философии.-1953.-№5.
- Бычков В.В. Эстетика/В.В.Бычков. – М.:Гардарики,2006. – 254с.
- ВетлугинаН.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ Н.А. Ветлугина, А.В.Кенеман. - М.: Просвещение, 1983г. – 206с.
- Воинкова Т.Е. Ресурсный центр как инновационная модель развития детской школы искусств / Т.Е.Воинкова, Е.Е. Трофимова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. - №3.- стр.34-36.
- Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей.// Психология художественного творчества: Хрестоматия.- Минск: Харвест, 1999. – 283с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.Союз 1997.- 91 стр.
- Гинтер С.М.К вопросу о сущности эстетического воспитания и формирования эстетического отношения к миру/С.М Гинтер// Известия Алтайского государственного университета. – 2012. - № 1-2(74). – стр. 234 – 236.
- Домогацкая И.Е. Школа искусств – назад в будущее? / И.Е.Домогацкая //Справочник руководителя учреждения культуры.- 2011. - №11.- стр.5-9.
- Екатеринская А.А. Музыкальная школа как культурный центр малых поселений: опыт преодоления проблем. / А.А.Екатеринская, С.П. Хабарова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. - №12. – стр.7-17.
- ЗаутороваЭ.В. Искусство и формирование нравственно ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. – 2008. - №2.- стр.68 – 73.
- Ильина И.М. Новые принципы работы школы искусств. / И.М.Ильина //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №11. – стр.19-25.
- Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1963.- 510с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989. - 191 с.
- Киященко Н.И., Лайзеров Н.Л., Абросимов Б.Н. Пути и средства эстетического воспитания/Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров, Б.Н.Абросимов и др. - М.:Наука, 1989. - 192с.
- Коменский Я.А Мир чувственных вещей в картинах.//Сборник статей об искусстве. /Я.А.Коменский- М.: Просвещение,1976. – 155с.
- Кривцун О.А. Эстетика: Учебник./ О.А.Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.
- Лифинцева Н.И.Развитие у ребёнка эстетического восприятия / Н.И.Лифинцева, О.А.Бычихина // Искусство и образование. – 2006.- №5. – стр.23-34.
- Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Б. Т. Лихачев.- М.: Просвещение ,1985.-175 с.
- Мейлах, Б.С. Художественное восприятие как научная проблема / Б.С. Мейлах // Художественное восприятие. М., 1971. – 181с.
- Мировая художественная культура: Словарь-справочник. /И.В.Алферова, Д.А.Балыкин, И.А.Биккулова . - Смоленск: Русич, 2002. - 560с.
- Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. М.: - Музыка,1988. - 254 с.
- Новосёлова А.А. Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств). / А.А.Новосёлова // Культура: экономика, управление, право. -2010. - №1. – стр.25 – 28.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. действ. чл. АПН РСФСР Н.В. Шацкой. М.:– "Изд-во Академии педагог. наук РСФСР, 1955. – 180с.
- Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся / Е.Д.Павлова// Искусство и образование. – 2007. - №5. – стр.52 – 60.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. – М.:Просвещение,1969. – 190с.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства./С.Х. Раппопорт.- М.: Просвещение,1978. – 237с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – т.2. – 560с.
- Ротенберг Е.И Искусство Италии: средняя Италия в период высокого возрождения / Е. И. Ротенберг. - М. : Искусство, 1966. - 230 с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. М. Л., 1947. – 173с.
- Ушинский, К. Д.Избранные труды : в 4 кн. / К. Д. Ушинский; сост. Э. Д.Днепров.Кн.4:Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии (продолжение). - М.: Дрофа, 2005. - 541 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. /сост.Г.С.Лабковская -М.: Просвещение, 1983. 304 с.
- Халабузарь П. Методика музыкального воспитания/ П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. - М.: Музыка, 1990 г.- 176с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников./ Якобсон- М.: Просвещение, 1966. – 290с.