Известно, что
процесс изображения предметов
и явлений окружающего мира сложен
по своей природе и связан с
развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг
вопросов методики изобразительной деятельности
входит определение таких методов и приемов
воспитания и обучения, которые наилучшим
способом влияли бы на развитие детей.
Для этого надо хорошо знать своеобразие
и закономерности развития психики ребенка.
Знание процессов восприятия, мышления,
воображения у детей от двух до семи лет
дает основание правильно строить работу
с детьми, т.е. определить содержание, методы
и приемы их воспитания и обучения.
На занятиях
рисованием, лепкой, конструированием формируются
такие свойства личности, как настойчивость,
целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
В процессе изобразительной деятельности
дошкольники усваивают целый ряд графических
и живописных умений и навыков, учатся
анализировать предметы и явления окружающего
мира. Занятия изобразительным искусством
в детском саду являются эффективным средством
познания действительности и одновременно
помогают развитию и формированию зрительных
восприятий, воображения, пространственных
представлений, памяти, чувств и других
психических процессов. Знание психологии
ребенка помогает педагогу лучше понять
его склонности, желания, выявить способности.
Педагог должен знать, что для ребенка
дошкольного возраста характерно недостаточное
развитие анализаторов, слабая координация
движений руки и глаза, быстрая утомляемость.
Знания, умения
и навыки рисования, лепки и т.п. дети получают
на занятиях. Содержание и методы проведения
занятий по изобразительной деятельности
должны быть тесно связаны с впечатлениями,
получаемыми детьми в процессе наблюдений
окружающей действительности, чтения
книг, игр и т.п.
Игра особенно
близка изобразительной деятельности,
так как обе они по своей
сущности - проявления детского творчества.
Элементы игры, используемые воспитателем
во время объяснения темы, будят работу
мысли, воображения. По мере овладения
изобразительными навыками игровые моменты
отступают на второй план, так как ребенок
начинает передавать задуманный образ
средствами рисунка, лепки, аппликации.
Изобразительная
деятельность связана с музыкальным
воспитанием. Музыка, действуя на чувства
ребенка, углубляет понимание им окружающего
мира. Образ предмета, воспринятый не только
через наблюдения, рассказ, картинку, но
и через музыку, передается в рисунке,
аппликации более выразительно, эмоционально,
правдиво. Занятия изобразительным искусством
способствуют развитию речи дошкольников,
обогащению их словарного запаса. Педагог
использует слово как один из основных
приемов обучения: сообщает тему занятия,
рассказывает о последовательности выполнения
задания. Яркая, эмоциональная речь воспитателя
поможет ребенку глубже осмыслить процесс
изображения. На занятиях по изобразительной
деятельности ребенок приобретает ряд
практических умений и навыков, которые
помогут ему в трудовой деятельности (пользование
ножницами, молотком и другими инструментами).
Методике изобразительной
деятельности отводится большое
место во всей системе подготовки
будущих воспитателей. В педучилище
даются знания о методах и приемах
обучения детей разным видам изобразительной деятельности.
Несомненно, что от преподавателя педучилища
требуется глубокое знание содержания
и методов работы по изобразительной деятельности,
даже если он не ведет данный предмет.
Каждый преподаватель участвует в руководстве
педагогической практикой учащихся по
всем разделам воспитательной работы
в детском саду, он должен дать ей оценку.
Следующая задача - овладение умениями и навыками
в работе с различными материалами.
Преподаватель
педучилища, заведующая детским садом
должны знать разнообразную технику выполнения
работ (рисунок, лепка, аппликация, конструирование),
владеть различными изобразительными
умениями (работа карандашом, красками,
ножницами, стекой и т. п.).
Задачей изучения
данного курса является также
приобретение первоначальных навыков проведения педагогического
исследования. В методике изобразительной
деятельности многие вопросы воспитания
и обучения получили достаточное обоснование,
но многие проблемы еще ждут своего решения.
Методика формирования
графических навыков в дошкольном
возрасте.
Последовательность
формирования технических навыков
и умений должна определяться изобразительными
задачами. Каковы же наиболее эффективные
способы обучения детей этим навыкам?
Понятное окружающим изображение может
быть создано только на основе отчетливых представлений
о предметах и явлениях. Отсутствие у детей
отчетливых представлений о предмете
сделало бы невозможным его изображение,
а следовательно, и формирование графических
навыков и умений в процессе создания
изображения. Регулировать изображение
в рисунке может только полное, отчетливое
представление о предмете, которое образуется
при внимательном рассматривании, а но
при простом вглядывании. Процесс восприятия
предмета перед его изображением должен
быть организован и направлен педагогом,
с тем чтобы дети прежде всего восприняли
те свойства предмета, которые особенно
важны для последующего изображения, а
именно: форму, строение, величину, цвет.
Такое организованное и направляемое
воспитателем восприятие детьми предмета
называется обследованием. Нужно позаботиться
о том, чтобы у детей были ясные представления
о тех предметах, которые они будут изображать.
В начале обследования необходимо обратить
внимание на предмет в целом, подбирая
яркие и выразительные слова для его характеристики,
затем перейти к анализу предмета, выделяя
форму основной масти, потом остальных
частей, определяя их величину и расположение
по отношению к основной части. В заключение
нужно вновь обратить внимание на весь
предмет, чтобы закрепить целостное представление.
При обследовании предмета важно подчеркнуть
именно те стороны его, которые определят
характер изображения, провести связь
с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении
дома - прямизну стен, ровный ряд окон;
при рассмотрении предметов овальной
формы - ее некоторую вытянутость по сравнению
с округлой и т. д. Сложившееся в процессе
обследования представление потом воплощается
в рисунке с помощью изобразительных средств.
Организация обследования предмета перед
его изображением есть организация ориентировочно-исследовательской
деятельности, направленной на ознакомление
с теми свойствами предмета, которые необходимо
знать для последующего изображения. Она
складывается в процессе знакомства с
предметом или движением, продуктом её
является образ предмета или движения;
на основе его и формируется практическое
действие. Формирование навыка происходит
быстрее у того ребенка, который предварительно
активно знакомится с заданием и со способами
его выполнения и лишь затем переходит
к выполнению системы исполнительных,
рабочих движений, чем у того, который
сразу приступает к осуществлению последних
без предварительной ориентировки в ситуации.
В связи с этим большое значение имеет
первое ознакомление детей со способами
действия карандашом или кистью при изображении,
на основе чего складывается представление
о нужном способе. Ориентировочные обследовательские
действия ребенка, направленные на ознакомление
со способами действия, не совершенны.
Это обусловлено тем, что двигательный
опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование
исполнительных рисовальных движений
происходит в течение всего периода пребывания
детей в детском саду. Ориентировка в движении
руки, связанном с изображением, начинается
уже в процессе обследования предмета.
То или иное рисовальное движение будет
обусловлено своеобразием формы предмета,
поэтому мы старались включить в обследование
такие движения руки, которые подготовили
бы переход к освоению их в процессе изображения.
Это прежде всего движения руки, выделяющие
контур предмета. Движение руки по контуру
предмета, включенное в обследование,
способствует образованию двигательного
представления, необходимого для формирования
исполнительного движения. Организуя
обследование предмета, педагог не только
сам движением руки по контуру выделяет
форму предмета, подчеркивая характер
движения (плавное, слитное или прерывающееся
при изменении направления), но и предлагает
отдельным детям сделать то же самое. Для
этого можно вызвать кого-то из детей,
чтобы он рукой по контуру предмета «обрисовал»
его. Затем это же движение предлагается
произвести в воздухе всем детям: «А теперь
все вместе покажите, какой шарик круглый»,
- говорит педагог и тоже производит движение
в воздухе. Затем как дети начнут рисовать,
воспитатель снова просит всех жестом
в воздухе показать, какое же движение
нужно сделать, чтобы изобразить предмет.
«Как мы будем рисовать этот шарик? Вот
какой он круглый. Так мы его и нарисуем».
Особенно важно активизировать детей
в процессе овладения, когда какой-то способ
изображения дети усваивают впервые. На
занятии часто бывает трудно организовать
активную обследовательскую деятельность
всех детей. Поэтому целесообразно подробное
ознакомление с предметом (чтобы каждый
ребенок произвел движение рукой по его
контуру) выносить за пределы занятия
(накануне или утром в день занятия). Итак, в процессе
обследования ребенок сначала видит движение
по контуру предмета в воспроизведении
педагога, а затем повторяет сам. Образуется
связь действий руки и глаза. Зрительный
образ движения связывается с двигательным.
Это способствует обеспечению двойного
контроля (двигательного и зрительного)
за последующими исполнительными движениями.
Движение руки по предмету в процессе
обследования показывает ребенку связь
этого движения с формой предмета. Такое
движение по направлению, длительности
и характеру зависит от особенностей формы
предмета. Обведение предметов круглой
формы требует плавного, неотрывного движения,
постепенно, равномерно поворачивающегося
по кругу. Обведение жестом предметов
прямолинейного контура производится
по направлению сторон предмета, с остановкой
движения на углах и изменением направления
движения. Длительность движения в одном
направлении зависит от длины сторон предмета.
Большое значение в обучении технике рисования
имеет овладение определенными движениями,
позволяющими передать различные формы
(округлые, прямоугольные) Обучая детей
рисованию этих форм, важно подчеркивать
различия в движении руки, фиксируя внимание
на положении руки и на двигательных ощущениях;
вместе с тем подчеркивать сходство движений
руки при обследовании и рисовании предметов
одинаковой формы. Однако и внутри одной
и той же группы форм есть отличия. Эти
отличия вызывают различное движение
руки при обследовании предметов и затем
при их изображении. Так, в группе округлых
предметов выделяются предметы круглой
формы (шар, мяч и т.д.) и предметы овальной
и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец
и др.) Обучая детей изображению округлых
форм, следует подчеркивать различный
способ движения руки при рисовании форм,
разных по пропорциям. Круг рисуется плавным,
неотрывным, постепенно закругляющимся
движением, а при рисовании предметов
овальной формы нужно изменять направление
движения - переходить от движения по одной
дуге к движению по другой дуге (вначале
идет равномерное закругление, затем закругление
приостанавливается, дуга несколько выпрямляется,
потом снова следует равномерное закругление
и снова выпрямление). Такое расчленение
движения и объяснение помогают детям
в его освоении. Дети быстрее осваивают
различие в движении при рисовании круга
и эллипса, если вначале давать изображение
круглого и эллиптического предметов,
резко различающихся по пропорциям: предмет
эллиптической формы должен быть более
удлиненным и равномерно утолщающимся.
Предметы эти нужно давать на одном занятии
и формообразующие движения отрабатывать
в сравнении. Обучая детей способу изображения
в рисунке предметов круглой и овальной
формы, важно развивать разнонаправленные
движения руки: слева направо и справа
налево. Движения руки при рисовании круга
слева направо и справа налево способствуют
выработке свободы, легкости движений,
развивают руку малыша. Это очень полезно
для последующего овладения более сложными
изобразительными движениями и техническими
навыками. Изменение направления движения
в связи с характером формы усваивается
детьми не просто. Так, при переходе от
рисования предметов круглой формы к прямоугольной
дети (четвертый год жизни) не могут сразу
изменить характер движения и продолжают
скруглять углы. По мере овладения навыком
своевременной остановки движения и изменением
его направления под углом эти ошибки
исчезают. Движение при рисовании предметов
округлой формы различного характера
должно быть плавным. От этого зависит
качество изображения. При отсутствии
плавности или недостаточной ее отработанности
линия контура получается угловатой. Плавность
движения отрабатывается в процессе рисования
предметов округлой формы, и далеко не
сразу. Переход к рисованию предметов
овальной формы (в группе детей пятого
года жизни) вызывает у детей трудности.
Не умея еще плавно повернуть, они делают
резкую остановку и поворот под углом
(обратное тому, что было отмечено во второй
младшей группе при переходе к изображению
новой формы — прямоугольной). Очевидно,
встречаясь с новым движением, необходимым
для изображения предметов овальной формы,
дети возвращаются к уже освоенному к
этому времени движению с остановкой на
углах и резкой сменой направления. Ориентировочно-исследовательская
деятельность не ограничивается только
выяснением условий и способов выполнения
задания. Она протекает и в процессе выполнения
рисунка, когда осуществляется сверка
производимого действия с образом, сформированным
при ознакомлении с заданием, и коррекция
выполняемого действия в соответствии
с этим образом. Для образования навыка
правильного владения инструментом очень
важно, когда дети впервые получают тот
или иной инструмент, проследить, как держит
карандаш или кисть каждый ребенок, и в
случае надобности исправить. При этом
важны не только словесные указания: «Оля,
возьми карандаш правильно», но и исправление
действенным путем: показать, как надо
держать, а иногда подойти к ребенку и
правильно вложить карандаш в его руку.
Такое воздействие нужно потому, что двигательный
опыт, а тем более опыт действия с инструментами
у маленьких детей очень незначителен.
Порисовав карандашом и положив его в
коробку, они часто вновь уже не могут
взять его правильно, а берут сверху щепотью
или в кулак: так удобнее. Вот почему важно,
чтобы ребенок почувствовал правильное
положение карандаша. Постепенно у него
образуется зрительное и кинестетическое
представление о том, как надо держать
карандаш и кисть при рисовании, тогда
он и сам может поправить по в руке. С целью
выработки перцептивного контроля за
рисовательными движениями, их мышечной
регуляции необходимо направлять ориентировочную
деятельность ребенка. Анализ характера
движения и способы его выполнения. При
показе движения нужно обращать внимание
и чей как на характер движения, так и на
состояние движущейся руки, на сравнение
и различие мышечно-суставных ощущений.
Так, обучая детей способам рисования
прямых линий, следует подчеркивать, что
положение руки при рисовании вертикальных,
горизонтальных и наклонных. Показывая
способы закрашивания рисунков, чтобы
не перейти за контур, движения у линии
контура должны быть медленными, осторожными,
производиться пальцами руки; при закрашивании
середины рисунка они могут быть более
быстрыми, размашистыми. Не обращать внимание
детей на то, что при рисовании мелками
изображений должны двигаться только
одни пальцы руки, а при рисовании крупных
изображений в движение включается вся
кисть руки. Фиксируя внимание детей на
характере движения и способе его выполнения,
важно подчеркивать зависимость от этого
направления и качества линий в рисунке.
Только в этом случае дети осознанно усваивают
технические навыки и умения, могут сами
заметить ошибку в своих действиях и скорректировать
(исправить) движение п соответствии с
имеющимся представлением о том, какое
действие является правильным. Благодаря
сохранению ориентировочных действий
в процессе выполнения изобразительных
движений, последние становятся точнее,
правильнее и рисунок улучшается. Некоторыми
двигательными навыками и умениями дети
овладевают самостоятельно в процессе
деятельности, без обучающего воздействия
взрослых. Однако такой путь нельзя считать
эффективным в формировании человеческой
моторики и особенно моторики, связанной
с использованием в деятельности определенных
предметов, орудий. Способы действия с
орудиями труда и предметами быта дети
не могут усвоить без руководства взрослого.
Пути усвоения двигательного опыта разнообразны.
Один из наиболее элементарных и генетически
ранних - путь подражания. Для формирования
технических навыков и умений важно продумать
и осуществить правильный и вместе с тем
четкий, понятный показ действия с инструментом,
восприняв который, дети могли бы воспроизвести
движение. Подражание оказывается связанным
с ориентировочной деятельностью. Однако
не всякий воспринятый образец действия
ребенок может сразу правильно воспроизвести.
Первая фаза - это предварительная ориентировка,
которая заключается в том, что в результате
прослеживания действий другого лица
складывается образец, образ этих действий,
являющийся, по выражению И.М. Сеченова
«меркой для подражания». Вторая фаза
- это фаза отработки исполнительных реакций,
усовершенствования воспринятых движений.
На протяжении этой фазы субъект путем
ряда проб подравнивает свои движения
к имеющемуся образцу, пока воспроизводимое
движение не будет соответствовать воспринятому.
Следовательно, уподобление движения
воспринятому ребенком двигательному
образу, как правило, связано не с единичным
его воспроизведением: первые попытки
подражания лишь очень приблизительно
соответствуют воспроизводимому образцу.
Чтобы добиться полного соответствия,
необходимо неоднократное воспроизведение
движения при соотнесении его всякий раз
с образом, представлением движения, образовавшимся
на основе его восприятия. Младшему дошкольнику
для образования соответствующего навыка
путем подражания требуется большое количество
повторений, Объясняется это тем, что хотя
дети внимательно следят за действиями
педагога, но отсутствие зрительно-моторных
координации приводит к тому, что возникающие
у них в момент наблюдения за действиями
взрослого зрительные впечатления не
вызывают еще соответствующих движений.
В результате ребенок не может кое произвести
нужное движение и подражание оказывается
менее успешным. Очевидно, надо искать
более простой путь. Советская психология
указывает, что это - путь «механического
руководства», к которому относится способ
пассивных движений (когда взрослый движет
рукой ребенка). Опыт показывает, что этот
путь оказывается эффективным в работе
с детьми младшего дошкольного возраста,
а в случаях запоздания в развитии рисовальных
движений и в старшем дошкольном возрасте.
Начиная обучение тому или иному способу,
нужно показать его всем детям и предложить
действовать так же. При этом обнаруживаются
индивидуальные различия в усвоении двигательного
опыта: одни могут после показа воспроизвести
движение правильно, в обучении других
используется и путь пассивных движений,
в отношении третьих этот метод приходится
применять несколько раз даже при отработке
одного какого-то движения. Причина индивидуальных
различий в усвоении движений кроется,
очевидно, в анатомо-физиологических особенностях
каждого индивида, в формировании общего
двигательного опыта ребенка. При обучении
графическим навыкам и умениям детей старшего
дошкольного возраста наиболее эффективным
оказывается метод подражания. Объяснить
это можно тем, что у старших дошкольников
благодаря накопленному опыту зрительные
впечатления от демонстрируемых движений
вызывают двигательные представления
(возникает зрительно-моторная связь)
и дети уже способны воспроизвести рисовальное
движение, внимательно просмотрев показ
воспитателя. Однако в тех случаях, когда
дети приходят в старшую группу, не овладев
навыками рисования в предшествовавших
группах, использование метода пассивных
движений также дает положительные результаты.
Но, учитывая возможности детей 5-6 лет,
мы считаем необходимым при движении взрослым
рукой ребенка обращать его внимание на
характер движения, состояние руки и определять
их словом, чтобы формировать осознанные
представления о движении. Показ рукой
ребенка используется в этой группе и
при обучении рисовальным формообразующим
движениям. Показ производится на отдельном
листе бумаги или жестом с фиксированием
внимания на характере движения и состоянии
руки. Случаи применения метода пассивных
движений на этом этапе обучения не часты,
и наибольший эффект дает метод подражания.
Используя подражание как способ обучения
техническим навыкам и умениям, нужно
как можно больше активизировать детей,
развивая их самостоятельность в усвоении
двигательного опыта. В связи с этим педагог
должен показать тот или иной прием выполнения
движения только в том случае, если этот
прием дается детям впервые. Если же он
знаком и его следует только напомнить,
то нужно предложить вспомнить движение,
необходимое для изображения, всем детям,
а уж потом вызвать кого-то к доске. Лучше,
чтобы это были дети, которые хорошо усвоили
движение, могли сразу безошибочно воспроизвести
его после показа педагога. Когда же движение
более знакомо, можно вызывать разных
детей. В ряде случаев полезно, предлагая
детям нужный способ действия, показать
его в воздухе рукой с карандашом или кистью
(например, показать, подняв руку с инструментом,
как они его держат, или показать в воздухе
способ движения руки, необходимый для
рисования предмета круглой формы и т.д.).
Такие приемы активизации детей эффективно
сказываются на усвоении ими движений:
проделав движение в воздухе, дети увереннее
действуют на листе бумаги. Для усвоения,
способов действия, овладения навыком
нужно, чтобы ребенок не только зрительно
воспринял действия педагога, но и повторил
их. Сложные двигательные навыки (к ним
мы относим и графические навыки) усваиваются
путем целенаправленного обучения в условиях
специально организованных упражнений.
В результате многократных повторений
способ выполнения действия совершенствуется,
вырабатываются и автоматизируются более
рациональные способы, поэтому упражнение
является основным условием, обеспечивающим
образование навыка. В связи с этим важно
так продумать обучение рисованию, чтобы
найти место упражнениям, необходимым
для формирования технических навыков.
Но упражнения не должны носить формального,
механического характера. Их содержание
должно быть разнообразно. Надо так построить
занятия по рисованию, чтобы па каждом
из них дети упражнялись в том или ином
действии и у них отрабатывался тот или
иной навык. Формирование технических
навыков и умений требует длительного
времени и постоянного внимания. Как только
интерес детей переключается на образную
трактовку рисунка, они перестают думать
о технике исполнения и в тех случаях,
когда навыки недостаточно хорошо отработаны,
действуют неправильно. Это влечет за
собой ухудшение качества рисунка. Чем
старше становятся дети, тем большее значение
имеет для них исполнительная сторона:
плохо выполненные рисунки не удовлетворяют
детей, вызывают недовольство собой, снижают
уверенность в своих силах, интерес к деятельности
вообще. Изучение развития предметных
движений, проведенное Я. 3. Неверович,
показало, что, наблюдая действия взрослых,
ребенок прежде всего обращает внимание
на их результат. Подражая этим действиям,
он также ориентируется на результат,
пытаясь его добиться с помощью любых
уже известных ему приемов, не заботясь
об их усовершенствовании даже тогда,
когда педагог показывает наиболее правильные.
Достижение эффекта в овладении навыком
требует переключения цели деятельности
ребенка с результата на способы ее осуществления.
Процесс упражнений тесно связан с подражанием,
которое играет существенную роль в упражнении.
Постепенно подражание становится осознанным:
ребенок начинает сознательно усваивать
заданный образец движения, все более
и более осознанно подравнивать способ
выполнения действия воспринятому. Иногда
упражнения могут носить образный характер
(«паутинка», «волны», «дым» и т. д.). На
необходимость проведения игровых упражнений
типа «Намотаем клубочек ниток» с целью
развития движений руки указывала в свое
время Е. А. Флерина. Но и в этих упражнениях
интерес не полностью направлен на овладение
техникой: несмотря на то что образ очень
прост и его решение тесно связано с техническим
исполнением и обусловлено им, внимание
разделяется на две задачи: техническое
исполнение и образное. А так как содержательная
сторона изображения привлекает ребенка
более сильно, мотив деятельности часто
целиком переключается на создание образа.
Поэтому правильные графические навыки
и умения нужно формировать с самого начала
обучения детей рисованию, не ожидая закрепления
неправильных. Если же неправильные навыки
уже сложились, тогда изобразительные
задачи, стоящие перед ребенком, отвлекают
его от применения правильных способов
действия. Приходится прибегать к специальным
упражнениям. Например, если не получается
красивое закрашивание, нужно подобрать
картинки в книжках-раскрасках и предложить
научиться ровно, аккуратно раскрашивать
рисунок, объяснив и показав, как нужно
это делать. Иногда результату упражнения
можно придать разное — декоративное,
предметное или сюжетное: «Вот какие красивые
вышли коврики, полосочки на них ровные,
прямые», «Вот как много извилистых ручейков
течет у нас». Такому упражнению может
быть отведено 3-4 минуты в начале занятия.
Отрабатываемый в упражнении навык должен
входить в решение последующей изобразительной
задачи. В специальных упражнениях могут
отрабатываться навыки рисования прямых
линий - вертикальных и горизонтальных,
различные способы действия кистью, способы
создания различных форм и др. Например,
в начале занятия педагог говорит детям,
что они будут рисовать сказочные домики
трех моросят (тема занятия может быть
другой: рисование тележки, дома и т. д.,
важно лишь, чтобы изображение создавалось
прямыми линиями), но чтобы нарисовать
и шик красиво, нужно уметь правильно рисовать
линии "Сверху вниз и слева направо.
Педагог предлагает детям поучиться этому.
Если упражнение проводится впервые (когда
у детей не сформированы технические навыки),
воспитатель покалывает и объясняет, как
это нужно делать. Если же ранее дети учились
рисовать эти линии, для показа у доски
целесообразно вызвать ребенка, предложив
прежде всем детям вспомнить, как надо
правильно держать руку с карандашом.
Затем следует предложить всем детям показать
правильное движение руки с карандашом
в воздухе, после чего уже провести линии
на отдельных небольших листках бумаги.
Могут быть продуманы специальные упражнения
для отработки определенного качества
движений, например, чтобы научить детей
держать карандаш ненапряженно, полезно
предложить в начале занятия упражнение:
двигать кистью руки с карандашом сверху
вниз и слева направо, поднимая и опуская
указательный палец, лежащий вдоль карандаша.
При таком движении пальцы сами собой
расслабляются, держат карандаш свободно,
и ребенок чувствует это свободное положение
карандаша или кисти в руке. В целях отработки
различных движений и их качеств очень
важно обеспечить повторность движений
на одном занятии, что позволяет упражнять
руку, способствует выработке двигательных
навыков. Используя естественное стремление
детей к повторению, нужно подбирать такое
содержание, которое само требует повторного
создания изображения. Так, например, во
второй младшей группе детям предлагается
нарисовать шарики (а не один шарик), разноцветные
колечки, лесенки разные, цветы и т. д. В
средней группе дети рисуют тележки, которые
едут по дорожке, домики трех поросят,
плавающих рыбок и др. Повторность изображений
на одном занятии легче обеспечить в младшей
и средней группах детского сада, так как
этому способствует простота изобразительных
задач, выделенных в программе этих групп.
Необходимо искать возможности такого
повторения на некоторых занятиях в старшей
и подготовительной группах (рисование
на тему «Зайчиха с зайчатами» по песенке
«Много зайчиков приходит и больших и
маленьких», «Машины едут по улице и везут
разные грузы», «Дома на улице», «Птицы»
и т.д.). Однако повторение изображения
на одном занятии будет служить упражнением
в выработке двигательных навыков при
условии, что дети применяют правильные
способы действия с инструментом. Иначе
это повторение сыграет отрицательную
роль, так как каждый раз будет закрепляться
неправильное движение и сформируется
неправильный навык. Поэтому очень важно
позаботиться о том, чтобы у детей был
сформирован образ движения и отрабатывалось
его правильное воспроизведение. Психологические
исследования, проведенные под руководством
А.В. Запорожца, показали важное значение
слова, словесной инструкции в формировании
двигательных навыков. Словесное воздействие
повышает не только скорость усвоения
навыков, но и их качество. Навыки приобретают
осознанный, обобщенный характер, облегчается
их перенос в другие условия, перестройка
при изменении обстоятельств деятельности.
Только благодаря слову движения могут
приобрести преднамеренный и сознательный
характер, что качественно отличает произвольные
движения от непроизвольных. Учитывая
это, нужно сопровождать показ способа
действия объяснением. Ребенок, понимая,
что означает то или иное слово, какое
движение с ним связано, в дальнейшем по
одному словесному указанию сможет правильно
выполнить нужное движение. Существенное
влияние на процесс формирования навыков
оказывает умение детей предварительно
объяснить способ действия. Опыты Я.3. Неверович
показали, что даже при обучении детей
дошкольного возраста методом наглядного
показа часть из них уже в самом начале
может рассказать, что и как надо делать.
Эти дети, как правило, овладевают двигательным
навыком значительно успешнее, при меньшем
количестве упражнений и допускают меньше
ошибок, чем те, которые не осознают заданного
движения или осознают его на более поздних
этапах обучения. Дети младшего возраста
еще не могут повторить объяснение, но
в старшей группе целесообразно вслед
за показом и объяснением движений вызывать
для повторения инструкции (задания и
способов его выполнения). Вызывая детей
к доске, нужно просить, чтобы они, показывая,
называли способ действия, определяли
словом положение руки с инструментом.
Когда же на последующих занятиях встречается
знакомый прием, прежде чем вызвать кого-то
к доске, полезно спросить всех, как в данном
случае надо действовать, какое правило
они знают. Слово может выполнять и регулирующую
роль. Например, дети трех лет в начале
обучения рисованию прямоугольных форм
скругляют углы. Слово же помогает ребенку
остановить движение руки. Воспитатель
говорит в процессе рисования формы: «Вверх
- остановились, прямо - остановка, вниз
- остановились...» И случаи скругления
углов уменьшаются. Когда же такие подсказывающие
слова не произносятся, количество скругленных
углов при изображении формы значительно
больше. Роль слова в формировании практических
навыков на каждом возрастном этапе различна.
Для детей трех лет воспроизведение способа
действия только по словесной инструкции
представляет большие трудности. В связи
с этим надо очень четко продумывать слова,
сопровождающие показ приемов исполнения,
способов действия: отбирать наиболее
точные и не загромождать объяснение.
Например, показывая детям, как надо закрашивать
изображение, педагог говорит: «Веду кисть
сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз».
При последующих показах словесная инструкция
может быть несколько расширена: «Закрашивать
надо сверху вниз, сверху вниз, линии вести
не останавливаясь». Педагог, предложив
детям нарисовать много шариков, регулирует
процесс, шарик, еще шарик, еще шарик».
Эти слова организуют ритм кругообразного
движения руки ребенка, организуют его
во времени. Детей старшей и подготовительной
групп можно учить к усвоению правил по
технике рисования. Нужно, чтобы дети запомнили:
инструменты разные и рисовать ими нужно
по-разному. Правила рисования
карандашом: 1. Карандаш нужно держать
тремя пальцами (между большим и средним,
придерживая сверху указательным), не
близко к отточенному концу. 2. Когда рисуешь
линию сверху вниз, рука с карандашом идет
сбоку линии, а когда рисуешь линию слева
направо, рука — внизу линии. Так вести
руку нужно для того, чтобы видеть, как
рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь,
не отнимая карандаша от бумаги, иначе
она может получиться неровной. Не надо
проводить одну линию несколько раз. 4.
Предметы прямоугольной и квадратной
формы нужно рисовать с остановками на
углах, чтобы можно было подумать, как
рисовать дальше. 5. Предметы округлой формы
надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно
неотрывным движением руки туда-обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо
накладывать в одном направлении: сверху
вниз, слева направо или по косой. 8. При
закрашивании рисунка нельзя заходить
за контур нарисованного предмета. 9. Закрашивать
рисунок нужно без просветов. 10. Закрашивая
рисунок, нужно равномерно нажимать на
карандаш: посильнее нажимать, если хочешь
закрасить поярче, и слабо - если нужно
закрасить посветлее. Правила рисования
краской. 1. Кисть нужно держать между
тремя пальцами (большим и средним, придерживая
сверху указательным), за железным наконечником,
не сжимая сильно пальцами. 2. При рисовании
различных линий кисть надо вести по ворсу,
поэтому руке с кистью движется впереди
линии. 3. При рисовании широких линий нужно
опираться на весь ворс кисти, палочку
держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы нарисовать
тонкую линию, кисть нужно держать палочкой
вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии
нужно накладывать рядом, вести их в одном
направлении и только в одну сторону, каждый
раз начиная движение сверху или слева
(а не туда-обратно, как карандашом). 6. Каждую
линию при рисовании и при закрашивании
нужно проводить только один раз. 7. Вести
линии нужно сразу, не останавливаясь.
Ребенок должен назвать правило, когда
его об этом спрашивают, объяснить, почему
именно так надо действовать, и руководствоваться
этим в своей деятельности. С третьего
занятия дети называют правила рисования
разного направления и характера, правила,
определяющие, как держать инструмент,
правила закрашивания рисунков карандашами.
Постепенно дети запоминают разные правила,
относящиеся к технике рисования. Усвоение
правил дает возможность сознательно
овладеть техникой рисования и сознательно
ее применять. Учитывая регулирующую роль
речи в процессе формирования двигательных
навыков и в применении их в деятельности,
А. В. Запорожец подчеркивает, что инструкция
может вызвать правильную систему игровых
движений лишь в том случае, если слова
инструкции правильно поняты детьми и
вызывают представление, что и как должно
быть сделано. И связи с этим надо заботиться
о том, чтобы дети знали названия пальцев
руки: большой, указательный, средний,
безымянный и мизинец, значение таких
пространственных понятий, как сбоку,
снизу, наискось, наклонно; знали, что такое
неотрывное движение, ворс, контур; название
форм — округлых (круг, овал), прямоугольных
(квадрат, прямоугольник). Знакомить с
этими названиями не тогда, когда дается
правило, а раньше. Таким образом, при формировании
технических навыков рисования используются
следующие пути обучения: организация
ориентировочно-исследовательской деятельности,
обучение навыкам на основе подражания
(организация показа двигательного образца),
проведение упражнении с целью отработки
движений руки, их качеств, повторение
детьми словесной инструкции, запоминание
правил и регуляция с их помощью движений.
Все эти способы должны использоваться
в единстве. Организуя показ того или иного
движения, одновременно нужно объяснить
способ действия. Это помогает осознанию
воспринимаемого образца, и последующий
процесс подражания строится на сознательной
основе. Иногда для закрепления осознанности
действия после показа и объяснения педагога
можно предложить кому-то из детей повторить
инструкцию, другому показать движение,
объясняя, как он действует. Выработка
обобщенных способов изображения требует
опоры на детский опыт, активизации ранее
полученных навыков и умений, привлечения
детей к активному использованию этих
умений (показ у доски). Применение психологически
обоснованных способов обучения позволяет
эффективно формировать двигательную
основу изображения — технические навыки
и умения у детей дошкольного возраста.
1. Особенности
лепки как вида изодеятельности.
Скульптура
– это вид изобразительного искусства,
в котором, так же как и в
других видах, художник выражает свое
мировоззрение, идеалы эпохи, создавая
образ в своеобразных формах. Она дает
объемно-пространственное изображение
и может быть выполнена как в мягком материале
- глине, пластилине, так и в твердом - дереве,
камне. Скульптуру в мягком материале
называют лепкой, пластикой, в твердом
- ваянием.
Своеобразие скульптуры
проявляется в содержании и в
средствах выражения. Основным её содержанием является изображение прежде
всего человека. Объектами скульптурного
изображения могут быть и животные. Так,
скульптор-анималист В.А. Ватагин посвятил
свое творчество изображению животного
мира.
Чем же вызвана
эта специфическая сторона содержания
скульптуры? Форма всех живых существ
характеризуется объемностью, пластичностью,
гармоничностью частей, многообразием
движений. Спецификой скульптуры
является возможность передавать все
особенности формы с разных сторон. Неживая природа, среда, окружающая
человека, изображаются в пластике крайне
редко. Растения, вещи и прочие предметы
иногда включаются в скульптуру как детали,
дополняющие основной образ, или служат
декоративными элементами. Показ неживого
предмета, в особенности машины, крайне
не благодарен - это всегда шестерня, которая
не крутится, это ремень, который не тянет.
Для скульптуры важно изобразить внутреннее
состояние человека, управляющего этими
машинами.
И скульптор, и
живописец изображают объемность предметов.
В живописи это выражается на плоскости,
имеющей два измерения, благодаря
чему живописцу приходится пользоваться
условными средствами в передаче
объема. Иллюзию трехмерности ему помогает создать правильное
использование света и тени.
Скульптурные
произведения существуют в пространстве
и обладают реальной объемностью. Эта особенность отражается
и на восприятии зрителем. Обходя скульптуру
со всех сторон, он воспринимает ее с разных
позиций; рассматривая с одной позиции,
он не может представить себе её решение
в целом.
В раскрытии
скульптурного образа большую роль
играет динамика. Она помогает передать
психологическое состояние героя.
Движение может быть простым, но оно
должно нести в себе глубокое внутреннее
содержание. Большое значение для выразительности
образа в скульптуре имеет изображение
одежды.
Для создания образа
он пользуется выразительными средствами искусства: воспроизведение
объема, использование движения, изображение
деталей, дополняющих образ, учитывает
свойства материала.
Скульптура
по своему назначению подразделяется
на станковую, монументальную и декоративную.
В каждой из этих областей применяются
круглая скульптура и рельеф.
2. Материалы
и оборудование для лепки.
Обычно в
детском саду используют глину и
пластилин. Глина - наиболее ценный материал,
имеющий нейтральные и удобные
для работы цвета. Она может быть
грунтовой коричневого, белого, серого
цвета с зеленым и голубым
оттенками. Можно использовать специально
подготовленную цветную керамическую
глину, которая пригодна для обжига в муфельной
печи. Глина приятна в работе. Большой
кусок ее создает хорошую основу для интересной
лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом
сосуде, так как в металлическом она покрывается
ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна
для работы, ее необходимо держать в прохладном,
сыром помещении под влажной тряпкой.
Сырые или полупросушенные
изделия дети в старшей или
подготовительной группе могут окрасить
жидкой глиной - ангобом, а затем, хорошо
просушив, обжечь в муфельной печи.
Ангоб - это керамическая краска, которую
получают, разводя глину водой
до густоты сметаны. С древних времен ангобом
люди расписывали глиняные изделия. В
настоящее время ангоб широко используют
для росписи керамической посуды.
Пластилин –
упругий материал, который требует
специальной подготовки перед работой.
Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше
понять цельность формы и строения предмета.
Цвет вносит разнообразие в работу, является
дополнительным средством выразительности.
К вспомогательным
материалам лепки относят каркасы.
Для обучения детей
лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные
палочки разной длины и толщины. С помощью
каркаса фигуры становятся более устойчивыми,
динамичными.
Работы из глины,
выполненные на каркасах, часто дают
трещины, а поэтому, как только изделия
подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его
из формы, чтобы дальнейшее высыхание
шло без него.
В процессе лепки
нужно уметь пользоваться стеками.
Они могут быть деревянными, которые
легко сделать самим, и металлическими.
Самая простая форма стеки - палочка,
заостренная с одной стороны и закругленная
с другой, но может быть она и в виде петли,
палочки с петлей из проволоки.
Используется
стека для обработки деталей
в тех случаях, когда это трудно
сделать рукой, с ее помощью снимается
лишняя глина с формы, делаются надрезы.
Для успешного обучения детей
лепке хорошо иметь небольшие по размеру
доски, которые размещаются на столе. Их
размер определяется величиной лепки.
Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска
может быть размером 35 X 22 см. Если фигура
больше, то и доска должна быть большего
размера. Наиболее удобная форма доски
- круг, но она может быть и квадратной.
В старшей и подготовительной к школе
группах вместо досок можно пользоваться
настольными станками с подвижно установленным
диском, чтобы во время лепки ребенок мог
поворачивать свою работу. Для демонстрации
модели в старшей и подготовительной группах
хорошо применять высокие подставки с
вращающимся диском, чтобы можно было
показать предмет со всех сторон, не загораживая
его руками.
Декоративная
лепка.
Одним из средств эстетического воспитания
является знакомство детей с народным
прикладным искусством, разными его видами,
в том числе мелкой декоративной пластикой
народных умельцев.
Красивые, обобщенные
формы птиц, животных с условной
яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно
влияют на развитие их художественного
вкуса, расширяют кругозор и фантазию.
Ребятам нравятся декоративные сосуды,
созданные гончарами разных народов. Они
охотно рассматривают простые, а порой
замысловатые формы солонок, кружек и
других изделий, с интересом знакомятся
с декоративными пластинками.
Дети старшей
и подготовительной групп могут
сами создать интересные изделия, используя
их в играх или как настенные
украшения, сувениры для взрослых и
своих товарищей.
Декоративная
лепка учит детей работать творчески:
предварительно обдумывать тему, создавать
заранее эскиз в виде рисунка и в процессе
работы следовать ему, решать условно
форму предмета и роспись (например, солонка
изображается в виде цветка, крылья птицы
или жука могут быть расписаны растительным
или геометрическим орнаментом).
Декоративная
лепка учит работать с инструментом,
некоторые украшения можно наносить
специальными печатками в виде трубочек,
квадратов, треугольников и др. В
качестве таких печаток можно
использовать гвозди, винты со шляпками разной
формы. Работа над лепным орнаментом развивает
мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит
работать кончиками пальцев, делает их
более гибкими и чувствительными к форме.
Содержанием декоративной
лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки.
В старшей группе можно дать задание -
изобразить сосуды, бусы, а детям шести
лет предложить все виды декоративной
лепки, расширяя способы выполнения. Так,
в старшей группе дети учатся лепить сосуды
путем вдавливания или оттягивания и прищипывания
краев, а также ленточным способом, когда
ко дну сосуда прикрепляется стенка в
виде лентообразной формы.
В подготовительной
группе дошкольники должны уметь
пользоваться всеми вышеприведенными
способами, а также способом кругового
налепа, который заключается в постепенном
примазывании колец ко дну сосуда. В этой
же группе детям можно показать способ
выбирания глины из целой формы, пользуясь
стекой-петлей.
Аппликация (от лат.накладывать, прикладывать)
- один из видов прикладного искусства,
используемый для художественного оформления
различных предметов (одежды, мебели, посуды
и т. д.) при помощи прикрепления к основному
фону вырезанных декоративных или тематических
форм.
Дошкольники овладевают
всеми процессами выполнения аппликации - вырезыванием и наклеиванием
форм. Подготовительными упражнениями
к освоению этого вида деятельности являются
игры с мозаикой, при помощи которой дети,
раскладывая готовые геометрические формы,
знакомятся с их особенностями, цветом,
способами расположения, принципами создания
узора.