Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка
Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Древние архитектурные сооружения Казахстана
Историко-архитектурные
мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к
ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир;мавзолей Кара-хана в Таразе и др.
Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции,декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим
совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новыевиды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые
плиты.В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун.
Жемчужиной архитектурно-
в нем проявились удивительная гармония
и единство архитектурных мотивов,
углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента.Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.).Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул. Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или "дын". Своим происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим типам однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом - шошала, бытовавшим у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху.Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на
берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в
Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856 году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ
бессмертия трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.
СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
Функционализм
Первым в строю современных архитектурных движений нужно поставить функционализм. Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира. Они решили реализовать следующий принцип: эстетические качества искусства должны быть всецело подчинены пользе для человека.
Функционализм распространился подобно модерну на весь предметный мир – на мебель, одежду и даже на книжную графику.
Он объявил современное ему
состояние архитектуры
Эстетическими постулатами функционализма
становятся предельное упрощение форм,
отказ от декорирования и стремление
к минимальной обработке
Брутализм и Хай-Тек
В 50-х годах в Англии зародилось еще одно направление современной архитектуры – брутализм (от англ. 'brutal' – грубый). В своих произведениях бруталисты стремятся к обнажению конструкций, из которых построено здание, к максимальному выявлению умышленно простых, грубых архитектурных масс.
Очень распространенным стилем последних десятилетий XX века стал хай-тек. Это стиль высоких технологий, своего рода противоположность брутализма. Брутализм можно с достаточной точностью назвать лоу-теком. В отличие от него, хай-тек крайне аккуратен, изыскан и утончен. Он прежде всего ассоциируется с обилием стекла в сочетании с металлическими конструкциями. В архитектурную композицию зданий хай-тек активно включает элементы их инженерного оборудования: воздуховоды, трубопроводы, вентиляционные шахты.
Облик хай-тековского здания приобретает "технотронный" вид за счет использования различного рода аксессуаров. Излюбленный металл этого стиля – алюминий. В оформлении интерьеров его нередко используют в сочетании с деревом.
Постмодернизм
Сегодня в архитектурной среде доминирует плюрализм идей и мнений. Ни одно из направлений архитектуры не может называться приоритетным, ни одна концепция не возводится на пьедестал в качестве истинной. Развитию таких взглядов способствовало движение постмодернизма. Его философия исходит из той установки, что ориентация на художественный абсолют провоцирует воспроизведение тоталитарного сознания у человека и тоталитарных структур в обществе и поэтому не может быть с успехом использована.
Архитектурный постмодернизм возрождает исторические принципы построения композиции зданий, использует элементы всех стилей, применяя принципы высокой эклектики. Кроме того, постмодернизм свободно обращается практически с любыми видами декора. Копирование как таковое здесь просто исключено. Несколько стилей могут быть собраны воедино и проникать друг в друга, образуя удивительные и неповторимые здания.
В архитектуре ХХ века возникало и исчезало также и множество других направлений, движений и школ. Модернизм, интернациональный стиль, историзм, структурализм… При этом далеко не все современные направления оказывают ощутимое влияние на проектирование и облик частных домов.
Основные виды ремесла: поназванию материала, а подкатегории - по способу обработки.
1. Дерево: Резьба по дереву. Существует также несколько видов резьбы по дереву: Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);Сквозная резьба (прорезная и пропильная);Скульптурная резьба (объемная);Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;Берестоплетение;Резьба по бересте;Тиснение по бересте;Изготовление туесов;Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);Плетение из лозы;
2. Металл:Ковка;Гравировка;
3. Глина:Лепка;Гончарное искусство;
4. Камень:Скульптура;Резьба;Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);
5. Кость:Резьба;
6. Нить:Вязание;Ткачество;
7. Кожа:Изготовление одежды и обуви;Тиснение;Резьба;
Часто мастера совмещали несколько видов ремесла в одном изделии. Так, берестяные туеса могли быть украшены тиснением, резьбой, росписью, так же как и их деревянные крышки. Все перечисленные виды народных промыслов мы постараемся рассмотреть на примерах и мастер-классах, отражающих особенности технологий и приемов работы.
Истоки казахского народного искусства уходят в глубокую древность. Об этом свидетельствуют памятники эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана: керамические изделия с геометрическим орнаментом, изделия из кости, украшения из меди, бронзы и золота.
Среди них бронзовая крестообразная пластина с закруглёнными краями из могильника Сангру I. Её форма напоминает розетку, встречающуюся в композициях казахских войлочных ковров. На других изделиях встречены мотивы астрального круга – символа небесных светил, огня и неба – верховного божества (по-тюрски – кок-тенгри), по народным поверьям, оберегающего жизнь человека.
В эпоху бронзы (II-Iтыс.до н.э.) была развита резьба по кости. В Каркаралинской степи в поселении Шортанды-Булак были обнаружены небольшая полированная пуговица полусферической формы, а также кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников, пластинка с резьбой по бордюру двух рядов мелких треугольников и солярного круга в центре. Из находок уникален циркуль, которым размечался орнамент. На краях инструмента нанесена резьба также в виде двух рядов треугольников с чередованием вершин то вверх, то вниз. Такой же рисунок встречен на обломках костяных рукоядок. Большой художественный интерес представляют костяные резные застёжки, найденные в Алексеевском поселении под Кустанаем. Эти памятники являются прототипами более позднего искусства.
Есть основания предполагать, что
народное искусство казахов находится
в непосредственной, генетически
обусловленной связи с
Из открытых в Пазырыкских курганах памятников для нашей работы наибольший интерес представляют войлочные изделия: ковры и небольшие коврики, настенные украшения, попоны для верблюдов и т.д. В изготовлении ковров и других изделий, служивших украшением летнего жилища(шатра), широко применена аппликация – способ наложения на войлок или ткань орнаментальных фигур из , кожи, разноцветных кусков материи или окрашенного в яркие тона войлока. Исследователи подчёркивают, что аппликация – древнейшая и основная техника в искусстве степных племён, существовавшая с давних времён и сохранившаяся до наших дней.
В пятом Пазырыкском кургане найдены найдены больших размеров войлочные полотнища с аппликацией, напоминающие узуки – войлочные покрытия юрты казахов. на одном войлочном полотнище изображены персонажи древнешаманской легенды – фантастические птицы и всадники на крылатых конях.
На другом войлочном полотнище из Пазырыкских курганов изображён верховный шаман, который держит в руках цветущую ветвь – священное древо жизни. В казахском прикладном искусстве мотив мирового древа ассоциировался с моделью мироздания и воспринимался как оберег, предохраняющий жилище от злых духов.
Определённые черты сходства в изготовлении предметов домашней утвари можно проследить на примере кожаных чехлов с аппликацией, покрывал, сумм, фляг. Здесь же встречены изделия из кожи с тиснением. Среди них кожаные коврики, пояса с подвесными футлярами для кинжалов, ножа и огнива. Пояса украшены накладными серебряными бляхами. Такими бляхами украшались парадные пояса и позднее у тюрко-монголов и в частности у казахов.
У степных скотоводов высокого развития достигло ювелирное искусство, из бронзы отливались в круглой скульптуре фигурки птиц и животных. Кроме литья применялись чеканка, гравировка, штамповка, в ювелирном искусстве применялся приём плакировки – обкладки изделия тонким листом из золота.
С культурой Пазырыкских курганов тесно связан один из интересных памятников Алтая – курган Шибэ на реке Урсуле. В нём найдены остатки войлочных ковров, которыми были драпированы стены склепа. По технике исполнения им аналогичны казахские сырмаки и тускиизы. На одном из них – с чёрно-белым фоном – широкий бордюр с фигурками, вырезанными из синего, жёлтого и ярко красного войлока. В центре ковра на белом фоне нашиты вырезанные из синего и красного войлока профильные изображения головы тигра.
К наиболее интересным памятникам Шибэ относятся украшения седла из роговых пластинок. покрытых накладным золотом. М.П.Грязнов и С.В.Киселёв отмечали: «узоры на них чрезвычайно близки к современным орнаментам алтайцев, казахов и тяньшанских киргизов…» Их местное происхождение доказывается тем, что они встречаются и на других изделиях – не только на отдельных чепраках, но даже на технически сложной инкрустации золотом по железу.
Изделия, найденные в курганах Курая, Туяхты и Караколя, находящихся недалеко от кургана Шибэ, украшены орнаментами, мотивы которых сохранились у казахов и алтайцев. Шёлковое покрывало из Курая длиной полтора метра, шириной до девяноста сантиметров сверху донизу было расшито золотыми бляшками. Подобными металлическими бляшками украшались головные уборы невесты к казахов.
Много предметов, подобных встречающимся у казахов в XIX-XX веках открыто в Ноин-Улинских курганах(Монголия). В их числе ножки от низких столов, вьючное седло, попона с аппликацией, бронзовые литые трёх- и четырёхлопастные пластины, одежда. Войлочные изделия представлены орнаментированными подмётками мягкой обуви, простёганными попонами для верблюдов(такая же техника простёгивания бытует у казахов) и коврами. Одни из них похожи на ковры, называющиеся у казахов битпес – нескончаемый.
В Ноин-Уле были найдены гобелены из шёлковой и шерстяной тканей. На них тамбуром вышиты фигуры черепах, рыб, крылатого волка, дракона, птиц, а на бордюрах – S-образный знак, рогообразные узоры( у казахов они называются бараний рог и ломаный рог) ромбические фигуры. Орнаментом, аналогичным кошкар муйиз – бараньи рога, расписаны глиняные сосуды. украшена ручка бронзового котла. В целом по технике изготовления и орнаментальным мотивам изделия казахов, алтайцев, киргизов и тувинцев близки описаниям древним памятникам Алтая и Монголии.
Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периодакоторого характерен реалистический образ животных. Они изображены в агрессивной и оборонительной позах. Позднее мастера начинают изображать их свернувшимися, в так называемой утробной позе.Дальнейшее развитие искусства идёт по пути стилизации. Изображения животных превращаются в орнаментальные мотивы.
Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"