Шпаргалка по "Изобразительному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка

Краткое описание

Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы ИЗО.docx

— 158.05 Кб (Скачать файл)

Характеристика живописи как вида изобр-го искусства. Её характерные средства выраз-ти

Живопись – вид изобр-го искусства, произв-ия которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Задача живописи – не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах».

Жанры живописи:

1.Портрет – это жанр изобр. искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.

Основные требования к портрету: передача внешнего сходства; раскрытие  внутреннего мира человека.     Виды:

- Парадный (показывает человека  в полный рост, стоящим или  сидящим);

- Камерный  (Изобр.  человека по пояс или грудь);

- Одиночный (1 человек изобр.; подвидом является автопортрет);

- Групповой (2-е и больше людей).

2.Исторический – жанр, который  посвящен историческим событиям  и персонажам.

3.Мифологический -  жанр, посвященный  героям и событиям, о которых  рассказывают мифы древних народов.

4.Батальный – жанр, специализирующийся  на изображении битв, военных  подвигов, боевых действий, воспитывающий  воинские доблести.

5.Бытовой – жанр, показывающий  сцены повседневной, личной жизни  человека.

6.Пейзаж – жанр, где главным  является изображение природы,  окружающей среды, видов различной  местности.  Виды: сельский, городской,  архитектурный, индустриальный, морской,  речной.

7.Анималистический – жанр, изображающий  различных животных.

Средствами живописи воссоздаётся реальный мир с пространственной глубиной, объёмом, цветом, светом, воздухом. Цвет – главное средство живописи, усиливает  эмоциональность изображения. Применяется обычно ряд взаимосвязанных  цветов и оттенков, хотя существует и живопись с оттенками одного цвета (монохромная).

Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно  вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга  объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет  обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Цветоведение. Колорит и тон в живописи.

Под колоритом принято подразумевать  систему цветов, их сочетаний и  взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние  природы или человека. О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняются  следующие условия:

- одинаковая степень чистоты  или смешанности цветов произведения.

- обобщающий налет какого-либо  цвета.

- "световая вуаль", т.е. все  цвета одинаково насыщены.

Типы колорита.

1) Насыщенный или яркий колорит.  Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность  его элементов. Основные цвета:  Красный, Желтый, Зеленый, Синий,  Белый, Черный ( + некоторые промежуточные: Оранжевый, Голубой, Фиолетовый, Пурпурный).

Применяется этот тип колорита:

- в "примитивных" культурах;

- в народном искусстве;

- в городском фольклоре;

- в искусстве китч (низкопробное  искусство);

- в агитационной и рекламной  графике;

- в авангардном течении живописи XX века;

- в детском, молодежном и спортивном  дизайне;

- в искусстве народов южных  и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;

- в геральдике;

- в карнавальном искусстве.

2) Разбеленный колорит. Это подмесь белого цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.

3) Зачерненный колорит. Это подмесь  в произведение черного цвета.  Произведения с зачерненным колоритом  выражают тайну, трагизм, старость, угасание, черные мысли, в понимании  мира нет ясности.

4) Ломанный колорит. Получается добавлением Серого. Является признаком усталости, пессимизма, предпочитается более пожилыми людьми. См. рис.4

5) Классический колорит. Цвета  гармонизированы, не утомляют  своей яркостью и насыщенностью,  они всегда приглушены и смягчены  чем-либо (см. любое классическое  произведение).

Воздушная перспектива - объективное физическое явление, суть которого в том, что свет, проходящий через прозрачную среду, преломляется, рассеивается и отражается.Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи . Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль[5]. Воздушная перспектива связана с изменением тона предмета, находящегося на различном расстоянии. Более светлые тона, как правило, ассоциируются с более удаленными предметами, а более темные тона — с расположенными ближе к переднему плану. Частично этот эффект можно объяснить светлым тоном неба и более темным тоном земли, которые ассоциируются с пейзажем

Композиция (лат. compositio — составление, сочинение) — составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом «композиция» называют картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В композиции важно все — масса  предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий  и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и  колорит картины, позы и жесты  героев, формат и размер произведения и многое другое.

Цель и задачи скульптурных произведений

В развитии ребенка чрезвычайно  важную роль играет такое направление  изобразительного искусства, как скульптура. Занятия, посвященные скульптуре, подразумевают  ознакомление с различными скульптурными  произведениями. Дети узнают что скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Помимо развития мелкой моторики и пространственного  мышления, навыков создания формы  и построения композиции дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Скульптурные произведения развивают пространственное мышление, учат составлять композиции. Пластическая выразительность скульптурных произведений передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное  эмоциональное влияние на человека.

Скульптура древнего мира

Возникновение   скульптуры,   относящееся   к    первобытной    эпохе,

непосредственно связано с трудовой  деятельностью  человека  и  магическим верованиями.  В палеолитических стоянках,  открытых  во  многих  странах обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин  -  прародительниц  рода,   к   которым   принадлежат   палеолитические Венеры.  Ещё   шире   круг   неолитических   скульптурных памятников. Круглая скульптура, обычно  небольших размеров,  резалась  измягких пород камня, из кости и дерева;  рельефы исполнялись на  каменных пластинах и стенах пещер. Скульптура  часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Примером поздней неолитической  и  энеолитической  скульптуры  на  территории  СССР являются трипольская керамическая пластика, крупные каменные  изображения людей ("каменные бабы"), скульптурные украшения из бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной С.  типична упрощённость  форм,  она нередко отличается   остротой   жизненных   наблюдений   и   яркой    пластической выразительностью.  Дальнейшее  развитие  скульптура  получила   в   период

разложения первобытнообщинного  строя, в связи с ростом разделения труда  и технологическим прогрессом; ярчайшие  памятники  этого  этапа  -  скифские золотые  рельефы,  терракотовые   головы   культуры   Нок,   типологически многообразная  деревянная резная скульптура океанийцев.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась  как  особый род  деятельности,  имеющий  специфические  задачи   и   своих   мастеров.

Скульптура   древневосточных   государств,   которая   служила   выражению

всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала  в  себе  имеющее  объективную  общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному.  Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные  величия; статуи фараонов и их жён,  портреты  вельмож,  с  каноническими  позами  и фронтальным построением по принципу симметрии и  равновесия;  колоссальные рельефы на  стенах  гробниц  и  храмов  и  мелкая  пластика,  связанные  с заупокойным  культом.  Сходными  путями  развивалась   скульптура   других древневосточных деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.

Иной, гуманистический характер носит  скульптура Древней Греции  и  отчасти Древнего  Рима,  обращенная  к  массе  свободных  граждан  и   во   многом сохраняющая  связь с античной мифологией. В  образах богов и героев, атлетов  и воинов скульпторы Древней Греции  воплощают  идеал  гармонично  развитойличности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену наивно-целостной,   пластически-обобщённой,   но    несколько    скованной скульптуре периода архаики приходит гибкая,  расчленённая,  основанная  на точном знании анатомии  скульптура классики

Скульптурные памятники  Казахстана

В 1993г. установлен памятник поэту, мыслителю  и государственному деятелю Бухар жырау в центре с. Баянаул к 325-летию со дня рождения.

В 1979г. установлен памятник народному  акыну, певцу, композитору, актеру Исе Байзакову в с.Иртышск, в сквере с Домом культуры. Скульптор Е.Ершов, архитектор Б.Мустафин.

В 2000г. памятник поэту С.Торайгырову был установлен в г.Павлодаре перед художественным музеем, фасадной частью скульптурная композиция была развернута вдоль ул. Торайгырова, в 2009 г. памятник перенесен на 150 м к фонтанам вдоль ул. Ак. Сатпаева. Скульптор Е. Сергебаев.

В 2008г. установлен памятник акыну, поэту  и композитору Жаяу Мусе Байжанову. Расположен в 12 км от с. Баянаул, на северном берегу озера Жасыбай. Скульптор М.Е. Сергебаев.

Памятник известному евразийскому поэту Павлу Васильеву (1910-1937) и  сквер его имени открылись  в Павлодаре 23 сентября 2011г.

Бронзовый бюст мастера слова установлен на постаменте из красного в черную крапину гранита в центре нового зеленого уголка города.

Конструкция памятника необычна - в нем нет параллельных линий, все грани изломаны, как образ  трагической судьбы поэта, погибшего  в годы репрессий.

В 1972г. установлен бюст акыну, поэту  и композитору Жаяу Мусе Байжанову в с.Жанатилек, находится в центре села, в парке.

В Караганде установлен единственный в Казахстане памятник советскому космонавту Юрию Гагарину. "Это единственный в Казахстане памятник Юрию Алексеевичу, открывшему дорогу в космос всему  человечеству. Да и на всей территории бывшего Советского Союза есть только еще один памятник - в Москве

В Алматы появится скульптура Президента скульптурная композиция "Казахстан", посвященная 20-летию независимости  страны, состоит из двух частей: гранитного монумента и фигуры Назарбаева. Торжественное  открытие комплекса состоится 11 ноября 2011 года в 11 часов в парке Первого  Президента Нурсултана Назарбаева. "Скульптурная композиция выполнена из различных  материалов. Есть и бронза, и гранит, и мрамор. На переднем плане - скульптура главы государства, выполненная  в бронзе. Сзади гранитный монумент в виде двух крыльев беркута".На заднем плане композиции изображены два города: Астана и Алматы. "Своего рода, это символы независимого Казахстана, периоды его становления. Связь между прошлым и будущим нашей страны. Кроме того, на общем фоне присутствуют элементы национального орнамента и цитаты из речи нашего Президента, выполненные из позолоченных букв

Выразительные средства скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается  с помощью особой архитектоники  форм, построения основных планов, объемов  масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного  образа в скульптуре воплощается  в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.

Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.

Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или  восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения  в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает  и запечатлевает все самое  прекрасное, возвышенное, героическое  в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты  и надежды человека. Часто она  тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"