Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, шпаргалка
Если главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их духовного мира, то к более частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у дошкольников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Характеристика живописи как вида изобр-го искусства. Её характерные средства выраз-ти
Живопись – вид изобр-го искусства, произв-ия которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
Задача живописи – не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах».
Жанры живописи:
1.Портрет – это жанр изобр. искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.
Основные требования к портрету: передача внешнего сходства; раскрытие внутреннего мира человека. Виды:
- Парадный (показывает человека в полный рост, стоящим или сидящим);
- Камерный (Изобр. человека по пояс или грудь);
- Одиночный (1 человек изобр.; подвидом является автопортрет);
- Групповой (2-е и больше людей).
2.Исторический – жанр, который
посвящен историческим
3.Мифологический - жанр, посвященный
героям и событиям, о которых
рассказывают мифы древних
4.Батальный – жанр, специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспитывающий воинские доблести.
5.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека.
6.Пейзаж – жанр, где главным
является изображение природы,
окружающей среды, видов
7.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.
Средствами живописи воссоздаётся реальный мир с пространственной глубиной, объёмом, цветом, светом, воздухом. Цвет – главное средство живописи, усиливает эмоциональность изображения. Применяется обычно ряд взаимосвязанных цветов и оттенков, хотя существует и живопись с оттенками одного цвета (монохромная).
Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.
Цветоведение. Колорит и тон в живописи.
Под колоритом принято
- одинаковая степень чистоты
или смешанности цветов
- обобщающий налет какого-либо цвета.
- "световая вуаль", т.е. все цвета одинаково насыщены.
Типы колорита.
1) Насыщенный или яркий колорит.
Главные признаки этого типа:
максимально возможная
Применяется этот тип колорита:
- в "примитивных" культурах;
- в народном искусстве;
- в городском фольклоре;
- в искусстве китч (низкопробное искусство);
- в агитационной и рекламной графике;
- в авангардном течении живописи XX века;
- в детском, молодежном и
- в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;
- в геральдике;
- в карнавальном искусстве.
2) Разбеленный колорит. Это подмесь белого цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.
3) Зачерненный колорит. Это
4) Ломанный колорит. Получается добавлением Серого. Является признаком усталости, пессимизма, предпочитается более пожилыми людьми. См. рис.4
5) Классический колорит. Цвета
гармонизированы, не утомляют
своей яркостью и
Воздушная перспектива - объективное физическое явление, суть которого в том, что свет, проходящий через прозрачную среду, преломляется, рассеивается и отражается.Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи . Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль[5]. Воздушная перспектива связана с изменением тона предмета, находящегося на различном расстоянии. Более светлые тона, как правило, ассоциируются с более удаленными предметами, а более темные тона — с расположенными ближе к переднему плану. Частично этот эффект можно объяснить светлым тоном неба и более темным тоном земли, которые ассоциируются с пейзажем
Композиция (лат. compositio — составление, сочинение) — составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом «композиция» называют картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.
В композиции важно все — масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.
Цель и задачи скульптурных произведений
В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Занятия, посвященные скульптуре, подразумевают ознакомление с различными скульптурными произведениями. Дети узнают что скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Она обладает не только сюжетом, формой и цветом, но также объемом и глубиной. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Скульптурные произведения развивают пространственное мышление, учат составлять композиции. Пластическая выразительность скульптурных произведений передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.
Скульптура древнего мира
Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе,
непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, открытых во многих странах обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин - прародительниц рода, к которым принадлежат палеолитические Венеры. Ещё шире круг неолитических скульптурных памятников. Круглая скульптура, обычно небольших размеров, резалась измягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Примером поздней неолитической и энеолитической скульптуры на территории СССР являются трипольская керамическая пластика, крупные каменные изображения людей ("каменные бабы"), скульптурные украшения из бронзы, золота, серебра и др. Хотя для первобытной С. типична упрощённость форм, она нередко отличается остротой жизненных наблюдений и яркой пластической выразительностью. Дальнейшее развитие скульптура получила в период
разложения
В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый род деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров.
Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению
всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась скульптура других древневосточных деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.
Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитойличности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики приходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии скульптура классики
Скульптурные памятники Казахстана
В 1993г. установлен памятник поэту, мыслителю и государственному деятелю Бухар жырау в центре с. Баянаул к 325-летию со дня рождения.
В 1979г. установлен памятник народному акыну, певцу, композитору, актеру Исе Байзакову в с.Иртышск, в сквере с Домом культуры. Скульптор Е.Ершов, архитектор Б.Мустафин.
В 2000г. памятник поэту С.Торайгырову был установлен в г.Павлодаре перед художественным музеем, фасадной частью скульптурная композиция была развернута вдоль ул. Торайгырова, в 2009 г. памятник перенесен на 150 м к фонтанам вдоль ул. Ак. Сатпаева. Скульптор Е. Сергебаев.
В 2008г. установлен памятник акыну, поэту и композитору Жаяу Мусе Байжанову. Расположен в 12 км от с. Баянаул, на северном берегу озера Жасыбай. Скульптор М.Е. Сергебаев.
Памятник известному евразийскому поэту Павлу Васильеву (1910-1937) и сквер его имени открылись в Павлодаре 23 сентября 2011г.
Бронзовый бюст мастера слова установлен на постаменте из красного в черную крапину гранита в центре нового зеленого уголка города.
Конструкция памятника необычна - в нем нет параллельных линий, все грани изломаны, как образ трагической судьбы поэта, погибшего в годы репрессий.
В 1972г. установлен бюст акыну, поэту и композитору Жаяу Мусе Байжанову в с.Жанатилек, находится в центре села, в парке.
В Караганде установлен единственный в Казахстане памятник советскому космонавту Юрию Гагарину. "Это единственный в Казахстане памятник Юрию Алексеевичу, открывшему дорогу в космос всему человечеству. Да и на всей территории бывшего Советского Союза есть только еще один памятник - в Москве
В Алматы появится скульптура Президента скульптурная композиция "Казахстан", посвященная 20-летию независимости страны, состоит из двух частей: гранитного монумента и фигуры Назарбаева. Торжественное открытие комплекса состоится 11 ноября 2011 года в 11 часов в парке Первого Президента Нурсултана Назарбаева. "Скульптурная композиция выполнена из различных материалов. Есть и бронза, и гранит, и мрамор. На переднем плане - скульптура главы государства, выполненная в бронзе. Сзади гранитный монумент в виде двух крыльев беркута".На заднем плане композиции изображены два города: Астана и Алматы. "Своего рода, это символы независимого Казахстана, периоды его становления. Связь между прошлым и будущим нашей страны. Кроме того, на общем фоне присутствуют элементы национального орнамента и цитаты из речи нашего Президента, выполненные из позолоченных букв
Выразительные средства скульптуры.
Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Информация о работе Шпаргалка по "Изобразительному искусству"