Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:57, шпаргалка
Музыка как вид искусства
Белорусские придворные театры 18 столетия. Первая белорусская труппа Игната Буйницкого. Деятельность Флориана Павловича Ждановича.
.фактура.
В послевоенный период
чрезвычайно важной была
В песенном жанре успешно работали В. Словников, Ю. Семеняко, И. Лученок, В. Иванов, В. Будник, Э. Зарицкий и многие другие. В 1980—1990 гг. появились произведения духовной музыки (Л. Шлег, В. Копытько, А. Бондаренко).
В Беларуси работают: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный музыкальный театр (с 1971 г.), Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича (с 1930 г.), Государственный академический симфонический оркестр (с 1928 г.), Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы (с 1939 г.), Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича (С 1952 г.), Академический хор Белорусского радио и телевидения с 1987 г., Симфонический оркестр Белорусского телевидения и радио (с 1958 г.), Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки (с 1987 г.), Государственный ансамбль танца с 1959 г., Белорусская государственная академия музыки с 1932 г., Белорусский союз композиторов (с 1932 г.), Белорусская государственная филармония (с 1937 г.), эстрадные коллективы «Песняры», «Сябры»; фолкрок представляют группы «Палац», «Крама»; этнорок — «Троица».
В последние годы
созданы новые творческие
Кроме традиционных
международных музыкальных
2. Философские вопросы в
Во многих культурных
отраслях XX век знаменуется неореализмом.
Неореализм стал самым
Первые фильмы неореализма ("Пайза" Р.Росселлини, "Солнце ещё всходит" А.Вергано) черпали сюжеты и образы в движении сопротивления. Следующие - "Трагическая охота", "Горький рис", "Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов" Дж. Де Сантиса, "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д" Де Сики, "Земля дрожит" Л.Висконти и др. Рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи.
Неореалисты заложили фундамент здания современного итальянского кинематографа, однако процесс развития традиций неореализма не был простым. Начало 50-х. гг. в Италии - время политического и экономического кризиса, наступления католической реакции. И хотя в стране продолжалось демократическое движение, часть итальянских художников, разочаровавшись в надеждах на прогрессивные преобразования общества, отошли от активной гражданской позиции. Некоторые режиссёры продолжали работать в традициях классического неореализма. Но в новых условиях их фильмы утеряли тот революционный порыв, которым были пронизаны первые неореалистические ленты. Кроме того, итальянские власти развернули кампанию по борьбе с неореализмом. (1)
Поиски новых путей развития итальянского кино в 50-е гг. шли по пути углубления анализа отношений между людьми, отчуждённости человека в современном мире. К этой теме обращаются и уже признанные классики - Р.Росселлини и Л.Висконти, и дебютировавшие в нач.50-х М.Антониони и Ф.Феллини - будущие крупнейшие мастера мирового кино, с творчеством которых связан следующий этап не только итальянского, но и мирового киноискусства в направлении философского, поэтического кинематографа. Именно в этих картинах отразилась одна из ведущих тенденций западноевропейского кинематографа конца 50-х - середины 60-х гг. - исследование психологии современного человека, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и разобщённости между людьми. Об этом фильмы Феллини: «Дорога», «Маменькины сынки», "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной", картины Антониони "Хроника одной любви", "Крик"; так называемая "трилогия одиночества и некоммуникабельности" - "Приключение", "Ночь", "Затмение"; первая цветная картина режиссёра "Красная пустыня". (2)
Конец 50-х - 60-е годы - период
преодоления экономического
Но главными становятся остросоциальные ленты, посвящённые современности. Это уже упоминавшиеся картины Феллини и Антониони, в которых общество "всеобщего благоденствия" оказывается обществом всеобщей разобщённости и бездуховности. Это один из лучших фильмов Висконти - "Рокко и его братья", рассказывающий о трагической судьбе крестьянской семьи, перебравшейся в город. И, наконец, две первые картины П.П.Пазолини "Нищий" и "Мама Рома", открывающие новую страницу в истории итальянского кино, связанную с творчеством прославленного режиссёра, поэта, писателя, учёного и публициста, которые пришёл со своей особой темой, удивительно эмоциональным и выразительным языком, трагически-противоречивым, мятежным мироощущением.
С Середины 70-х гг. начинается кризис итальянского кинематографа. Резко снижается посещаемость кинотеатров, кино не выдерживает конкуренции с телевидением, кинопроизводство попадает во всё большую зависимость от иностранного, прежде всего американского, капитала, резко возрастает число коммерческих чисто развлекательных картин.
Но в эти годы был создан и целый ряд картин, в которых критика капиталистической действительности прозвучала не менее остро, чем прежде. Уровень итальянской кинематографии в целом оказался высоким.
Обнадёживающим являлось творчество режиссёров, дебютировавших в конце 70-х - начале 80-х гг.: Дж.Бертолуччи ("Я люблю тебя, Берлингуэр", "Секреты, секреты"), М.Т.Джордана ("Я люблю вас, проклятые", "Падение восставших ангелов"), Дж.Амелио ("Удар в сердце"), Н. Моретти ("Эчче Бомбо", "Золотые сны", "Бьянка", "Месса окончена"), комедиографов Р.Бениньи и М.Троизи, в фильмах которых реалистическое бытописание сочетается с эксцентрикой и бурлеском.
Всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони в своих фильмах расширил проблематику неореализма, включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности. Среди его фильмов такие известные, как «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортер» (1975), «Идентификация женщины» (1982), «Над облаками» (1995).
Во всем мире известно имя выдающегося итальянского сценариста и кинорежиссера Федерико Феллини (1920—1993). Для стиля Феллини характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Феллини художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность. Среди фильмов мастера отметим: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Восемь с половиной» (1963), «Амаркорд» (1974), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Голос луны» (1990).
Билет № 20
Исторические предпосылки возникновения массовой музыкальной культуры
Массовые формы духовной музыки эпохи Средневековья. Месса и мотет.
Светская музыка эпохи Средневековья: искусство бродячих музыкантов, искусство вагантов.
Массовое музыкальное искусство эпохи Возрождения. Мадригалы. Опера как один из массовых жанров XVII века. Комическая опера.
Демократическое искусство французской буржуазной революции. Зарождение шансона.
Формы массового искусства в XIX веке. Оперетта. Салонная музыка. Песня и романс.
Джаз – первая форма
Архаический и креольский джаз – предтеча классического джаза.
Нью-орлеанский джаз. Его представители. Профессионализация жанра.
Чикагский джаз. Его представители. Луи Армстронг.
Джаз и творчество профессиональных композиторов. Симфоджаз: Дж. Гершвин. “Рапсодия в блюзовых тонах”.
Коммерциализация джаза в 30-е гг. XX века. “Эра свинга”. Элла Фитцджеральд.
Джаз после Второй мировой войны. Влияние на модерн-джаз европейской академической музыки. Разновидности модерн-джаза: би-боп. Творчество Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Хард-боп. Кул-джаз. Раннее творчество Майлза Дэвиса.
Зарождение рок-музыки в США.
Музыкальные, социальные и технологические предпосылки возникновения рок-музыки.
Ритм-энд-блюз – ранняя форма рок-н-ролла. Рок-н-ролл и его первые представители. Билл Хейли. Литтл Ричард. Чак Берри. Элвис Пресли.
Распространение рок-н-ролла в странах Европы.
Музыка соул. Творчество Рея Чарльза и Сэма Кука.
Развитие рок-музыки в 60-е гг.
Британский биг-бит и его представители. Творчество групп “The Beatles” и “The Rolling Stones”.
Английский и американский фолк-рок. Творчество Боба Дилана.
Слияние рок-музыки и академических жанров: ритмизированные обработки классических произведений. Арт-рок. Творчество групп “Pink Floyd”, “King Crimson”, “Yes”, трио “ELP”.
Первые опыты в жанре рок-оперы.
Первые представители американского панк-рока: Игги Поп и группа “The Stooges”.
Фанк. Творчество Джеймса Брауна и группы “Sly and The Family Stone”.
Представители блюз-рока. Творчество Джими Хендрикса и Дженис Джоплин.
Британский хард-рок и его представители. Творчество групп “Deep Purple” и “Led Zeppelin”.
Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
Трактовка библейского сюжета посредством рок-музыки. Рок-опера Э. Л. Уэббера “Иисус Христос – супер-звезда”.
Трансформация хард-рока в хэви-метал. “Black Sabbath” – первые представители “тяжелого металла”.
Зарождение и развитие дискотечного движения. “Диско”-музыка. Творчество групп “ABBA”, “Boney M”, Донны Саммер. Рэп (хип-хоп). Творчество Ди-джея Холливуда, Кула Херка, Грэндмейстера Флэша, Куртиса Блоу.
“Второе пришествие” панк-рока в Великобритании. Творчество групп “Sex Pistols” и “Clash”.
Музыка “новой волны” – результат симбиоза «диско» и панк-рока.
Электронная музыка. Творчество Жана-Мишеля Жарра, Исао Томито, группы “Kraftwerk”.
Итальянская эстрада и ее представители. Творчество Адриано Челентано, Джанни Моранди и Рафаэллы Карры.
Французская эстрада и ее представители. Творчество Мирей Матье и Джо Дассена.
Развитие музыки массовых жанров в 80 – 90-е гг.
Разделение хэви-метал на ряд ответвлений. Трэш-метал. Спид-метал. Уайт-метал. Блэк-метал. Дэз-метал. Дум-метал. Готик-метал.
Пост-панк и хардкор как поздние ступени развития панк-рока.
Танцевальная музыка и ее разновидности. “Евро-диско”. Техно. Рейв. Транс.
Рок-авангард как результат слияния рока, джаза, фольклора и академических жанров.
Грандж как результат синтеза традиций панк-рока и «тяжелых» разновидностей жанра. Творчество группы “Nirvana”.
Брит-поп как подытоживание достижений массовой музыкальной культуры 60 – 90-х гг. Творчество групп “Blur” и “Oasis”.
Советская массовая музыка в 30 – 60-е гг.
Первые образцы советского джаза. Джаз-оркестры в СССР. Госджаз СССР под управлением Леонида Утесова.
Творчество композиторов-песенников. М. Блантер, Н. Богословский, И. Дунаевский, Е. Жарковский, братья Дм. И Дан. Покрасс и др.
Музыка кино и телевидения.
Социокультурные и эстетические предпосылки возникновения авторской песни. Ее первые представители. Творчество Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Александра Городницкого, Александра Дулова, Евгения Клячкина, Новеллы Матвеевой, Ады Якушевой.
Советская массовая музыка в 60 – 70-е гг.
Жанр массовой песни. Творчество композиторов-песенников: А. Бабаджанян, Г. Гладков, Э. Колмановский, Е. Птичкин, А. Петров, Ю. Саульский, С. Туликов, О. Фельцман, Я. Френкель, А. Эшпай и др.
Возникновение вокально-инструментального жанра как отклик на британский биг-бит. Творчество ВИА “Поющие гитары”, “Веселые ребята”, “Добры молодцы”, “Самоцветы”, “Цветы”.
Слияние элементов фольклора и современных ритмов в творчестве вокально-инструментальных ансамблей. ВИА “Ариэль”.
Эстрадная песня в 70-е гг. Творчество Ю. Антонова, В. Добрынина, Р. Паулса, Д. Тухманова, Э. Ханка, В. Шаинского, И. Якушенко.
Эстрадная песня в республиках бывшего СССР (общий обзор).
Вокально-инструментальные ансамбли в республиках бывшего СССР. Творчество ансамблей «Смерiчка», «Ялла», «Гайя», «Гюнэш», «Гюльшан», «Лайме», «Модо».
Возникновение первых «подпольных» советских рок-групп.
Первые советские рок-оперы. Рок-опера А. Градского “Стадион”. Зонг-опера А. Журбина “Орфей и Эвридика”. Опера-феерия А. Богословского “Алые паруса”. Рок-оперы А. Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” и "«Юнона» и «Авось»".
Зарождение арт-рока. Песенный цикл Д. Тухманова “По волне моей памяти”.
Возникновение фолк-рока. Сюита А. Градского “Русские песни”.
Электронная музыка. Творчество группы “Зодиак”.
Музыка массовых жанров в 80 – 90-е гг.
Возникновение бард-рока (“текст-рока”). Творчество Андрея Макаревича (“Машина Времени”, Алексея Романова и Константина Никольского (“Воскресение”), Сергея Рыженко и Владимира Щукина (“Последний Шанс”), Бориса Гребенщикова (“Аквариум”), Александра Башлачева.
Арт-рок и его представители. Творчество групп “Автограф” и “Москва”.