Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 12:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
• знакомство с творчеством К. Е. Маковского и анализ ювелирных украшений в работах художника;
Цель работы определила следующие задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. выделить период в жизни художника, когда женские образы в картинах достигли совершенства;
3. рассмотреть детали женского костюма того времени;
4. проанализировать одну из работ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...................3
ГЛАВА I. Константин Егорович Маковский
1.1 Биография…………………………………………………………6
1.2 Константин Маковский – коллекционер…………………...........9
ГЛАВА II. Значение народного костюма в работах художника…………..24
2.1 Анализ картины «Боярыня у окна»………………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………29
Накануне своей гибели, он, еще будучи полон физических сил и творческой энергии, приступил к созданию новой картины, а вот теперь его вдова Марина Алексеевна Маковская устраивала аукцион по продаже всего, что до недавнего времени было частью его жизни. На торги, как писали в Петроградской газете 1916, наряду с кистями, этюдниками и даже «носильными вещами», выставлялось «богатое собрание русских художественных вещей. Состоящих из бриллиантов, жемчуга, золота, бронзы, фарфора, картин старой голландской, итальянской и французской школ, а также 15 картин К. Маковского и 10 картин Н. Маковского. Мебель старая маркетри и Людовика XVI, гарнитур, покрытый старым гобеленом, Трон персидский, усыпанный бирюзой, витрины, шкафы, голландские и французские Vernie Martin, коллекции русских ларцов с резьбой по кости, всевозможные старинные серебряные бокалы, кубки, кружки и прочие старинные медные ковши. Собрание очень ценных и редких бриллиантов, имеющих историческое значение, работы Лялик, Бушерон, Хортог, Ляклеш, Фаберже, Булона и другие коллекции русских кокошников и головных уборов. Всевозможные старинные парчовые и шелковые боярские костюмы, ширмы, ландо, коляска, карета, пролетка, сани, черная медвежья полость и сбруя». В каталоге, сопровождавшем аукцион, перечислено 1100 предметов. Коллекции Маковского, как и собраниям других художников, не был присущ системный научный подход, что нашло отражение и в каталоге аукциона. Его отличает лаконизм построения: порядковый номер, название предмета и его стартовая цена. Нет разделения ни по видам искусства, ни по времени их создания, ни по именам, ни по школам. Однако в этом, хаотичном, на первый взгляд, перечне столь ярко проявились признаки времени, что это делает каталог по-своему ценным историческим документом, дополняющим представления не только о личности художника, но и об эпохе, в которую он жил и работал.
Аукцион проходил в известной галерее П.Д.Ауэра (Вознесенский пр., д.18) вблизи Мариинского дворца. Торги, начавшиеся 14 марта 1916 года и длившиеся 11 дней, собрали коллекционеров, антикваров и музейщиков не только из Петрограда, Москвы, других городов России, но и иностранцев.
19 марта
— день распродажи “ценных
и редких ювелирных изделий”.
Зал был битком набит публикой.
Передние места за несколько
часов до начала торга уже
были заняты группой местных
торговцев бриллиантами. К ним
поступало большинство
Аукцион привлек внимание крупнейших российских музеев. Столичным музеям — Русскому музею Императора Александра III, Эрмитажу и Музею Училища технического рисования барона Штиглица, было предоставлено право отбирать вещи для пополнения своих собраний еще до начала аукциона. Затем подключились московские музеи. Несмотря на то, что право первого приобретения принадлежало петербургским музеям, в некоторых случаях москвичи опережали их, и по этому поводу местные газеты жаловались: «…представители московских антикварных фирм и музеев специально приехали на аукцион для скупки старинного серебра, кубков, икон, платьев, еще не проданных петроградским музеям. Все эти вещи уходят в Москву. Почти за бесценок куплен москвичами подлинный костюм шута XVII века. <…> Кубки, ковши, бокалы и чарки переходят в руки видных московских коллекционеров».
Коллекция была выгодно продана. Вдова художника выручила за нее более полумиллиона рублей. Она купила имение «одной высокопоставленной особы» за 350 тысяч рублей, где «намеревается построить фамильный склеп, куда перенесет прах супруга из Александро-Невской лавры». В то же время в результате распродажи распался некий образ, своеобразный духовный портрет художника, составленный из мира его любимых вещей. Собрание, которое сыграло столь важную роль в формировании исторической живописи Маковского и которое опосредованно укрепляло чувство национального своеобразия, интерес современников к отечественным древностям, — было распылено.
Лишь небольшие фрагменты коллекции Маковского оказались в музеях. Ряд предметов приобрел Русский музей Императора Александра III. Они поступили в собрание Этнографического отдела (ныне Российский этнографический музей). Сюда попали разнохарактерные экспонаты: русская деревянная мебель, кованые и костяные ларцы, подсвечники, детали парадного женского костюма, пряничные доски, медная и деревянная посуда. Именно их мы узнаем в полотнах художника. Всего по списку, хранящемуся в Русском отделе музея, в его собрание с аукциона поступило более 20 вещей. Лучшие из них занимают постоянное место в экспозиции Этнографического музея.
Если Русский музей приобретал предметы древнерусского декоративно-прикладного искусства и народного творчества, то Музей Училища барона Штиглица интересовали вещи не только отечественного, но и зарубежного происхождения. В течение всего времени работы аукциона в музее проводились своего рода закупочные комиссии под председательством А.А. Половцова - младшего. Всего состоялось десять таких заседаний, и на каждом из них решался вопрос о приобретении тех или иных предметов: шкатулок, гребней, кружев, салфеток, бокалов, кувшинов, кресла и туалетного прибора, кожаного красного с золотом переплета и других ценных образцов прикладного искусства разных стилей и эпох. Всего с аукциона было закуплено несколько десятков экспонатов. В процессе изучения архивных материалов выяснилось также, что собрание Музея Училища барона Штиглица неоднократно пополнялось из коллекции Маковского: и до аукциона, еще от самого художника, и после него, от его вдовы. В журнале приобретений музея, в протоколе заседания от 29 марта 1915 года, перечислены вещи, поступившие непосредственно от художника. Среди них шесть вышивок золотом и шелком для рубашек, вышитое полотенце, четыре вышитые нашивки для рукавов и другие предметы. В апреле 1916 года в журнале приобретений зафиксировано, что вдова художника продала музею несколько вещей: кокошники, куски персидской ткани и вышивки, две шитые полосы по бархату, жемчужные серьги, чепец, пуговицы и старинное кресло. Таким образом, в этом музее сосредоточилась значительная часть предметов из коллекции Маковского, но в связи с реорганизацией музея в начале 1920-х годов они вместе с другими экспонатами были переданы в Эрмитаж. Какая-то их часть там и осталась, что-то впоследствии было передано в периферийные музеи, что-то было продано через антикварные магазины. Проследить судьбу этих вещей теперь практически невозможно. Между тем эрмитажное собрание и позже пополнялось предметами из коллекции Маковского, которые еще оставались у потомков художника, и в дальнейшем уже от них теми или иными путями попадали в государственные музеи. Так, в результате реквизиции, проведенной в 1919 году, попали в Эрмитаж семь ценных гобеленов, которые художник еще при жизни подарил своей дочери Ольге Константиновне.
Несмотря на то, что в последние годы отечественное искусствознание стало уделять большое внимание истории и проблемам коллекционирования, личные собрания художников еще ни разу не становились предметом специального комплексного исследования. Собирательство — особый вид творчества. Концентрация внимания на этой стороне деятельности Маковского, изучение ее и осмысление дают возможность расширить диапазон культурных явлений, почти не освещенных ранее в отечественной науке. Определение роли коллекции в его художественном творчестве позволяет вплотную подойти к вопросу взаимодействия и взаимовлияния различных видов искусства, чрезвычайно важному для понимания и решения проблемы целостности отечественной культуры рубежа ХIХ и ХХ веков.
ГЛАВА 2. Значение народного костюма в работах художника.
На процесс формирования его отношения к национальному наследию большое влияние оказывал В.В.Стасов — и в процессе личного общения, и благодаря знакомству художника с его трудами — альбомами «Русский народный орнамент (1870), «Образцы русского орнамента» (1872), содержащими, кроме прочего, образцы вышивок, столь важных для работы художника над картинами из жизни крестьянской деревни. В их создании он большое значение придавал изображению народного костюма, передавая этнографические особенности, присущие одежде той или иной российской губернии с максимальным приближением к натуре. Это привлекало и вызывало одобрение критика. Их объединило также оказание практической помощи кустарям. Не известные ранее архивные документы свидетельствуют, что Маковский вместе со Стасовым принимал активное участие в просветительской деятельности Кустарного музея и Школы народного искусства при нем. Так, из воспоминаний художниц Александры и Варвары Шнейдер стало известным, что Маковский вместе с В.В.Стасовым участвовал в устройстве лекций по прикладному искусству. «На лекции, которую читала сестра моя, Александра Петровна в большом зале Соляного Городка… — нечто вроде краткой истории женского костюма и о том, в каком направлении желательно его развитие в будущем в смысле красоты… Владимир Васильевич помог в Публичной библиотеке сделать подбор рисунков для диапозитивов. Он сидел в первом ряду… рядом с Константином Маковским, давшим одну из своих картин — красавицу в старинном русском костюме для эстрады». О значительном интересе художника к этнографическим особенностям народного костюма свидетельствует одно из лучших полотен начала 1870-х годов — картина «Жница» (1871), на которой крестьянка изображена в праздничном костюме Рязанской губернии. Но достоверное изображение костюма, предметов крестьянского обихода еще не влечет за собой изменения формального языка изобразительного искусства. Задача стояла в изображение народной жизни, а не создание национального стиля.
2.1 Анализ картины
«Боярышня у окна»
Огромное состояние прекраснейших полотен осталось в дар истории от замечательного художника, коллекционера К. Е. Маковского.
Но, пожалуй, наиболее известен цикл картин К. Маковского, изображающих жанровые сцены в «русском стиле» и портреты боярышень в русских национальных костюмах 17 века. Милые лица девушек с прозрачными глазами, обрамленным густыми темными ресницами, нежным маленьким ртом, тоненьким носиком редко кого оставляют равнодушным.
" Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо в красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает: ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг в ее сиянье исчезает."
Александр Пушкин
Картина «Боярышня у окна» написана К. Е. Маковским приблизительно в 1880 году. Холст, масло (см. рисунок 4).
Относится к портретному жанру. На картине изображена девушка, по описанию видно, что боярыня. Она восседает на тумбе у окна. Пред ней раскрытый ларец с множеством драгоценностей и украшений. Можно увидеть кокошник, платок, исшитый драгоценными нитями, бусы. Особого внимания требует костюм барышни. Ясно, что он представляет собой русский народный праздничный сарафан, исшит золотыми нитями, усыпан росписью, возможно вышивкой. Наряд дополняют: бусы из жемчуга, кокошник, «воротничок» (по видимому выполнен из драгоценного металла), серьги, рукава. Всё дополняет друг друга и образ в целом. Меховая шубка, возможно, символизирует богатство, изысканность особы.
Общая атмосфера картины очень нежная, воздушная. Свет из окна даёт замечательные блики на одежде и драгоценностях боярыни.
На заднем плане изображена тень, что очень чётко и контрастно выражает всю красоту картины.
Боярыня повёрнута в три четверти, голова чуть наклонена в право, как бы показыва нам своё девичье смущение.
На
картине использована
Отношении свето-тени отлично показывает нам складки на одежде и чётко демонстрирует плановость произведения.
По моему мнению, картина просто пронизана любовью автора к своим работам и украшениям. Известно, что Маковский во всех своих произведениях использовал предметы старины из своей коллекции.
Мне эта работа очень понравилась.
Можно сказать, что именно эта картина
вдохновила меня на написание данной курсовой
работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческое наследие Константина Егоровича Маковского уникально и велико - в его творчестве сплелось много направлений – классицизм, романтизм, его считали также предтечей импрессионизма.
Константин Егорович Маковский был талантливым и чрезвычайно работоспособным художником. О признании его таланта говорит уже то, что уйдя из Санкт-Петербургской Академии искусств и официально не получив диплома об ее окончании, К.Маковский получил в 1867 г. звание профессора, а затем и академика. Картины художника получали первые награды на международных выставках. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. В России К.Маковский был признанным и модным художником. Сын художника вспоминал, что, работая над чьим-нибудь портретом, его отец успевал сделать его практически целиком уже за первый сеанс позирования. Но, чтобы его не заподозрили в халтуре, вынужден был еще месяц "доделывать" полотно. О себе художник говорил довольно самокритично: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин…
После революции картины
Изучив определённое количество литературы, считаю, что поставленная цель достигнута, то есть познакомилась с творчеством К.Е.Моковского и проанализировала ювелирные украшения в работах художника. Задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасов Л. М. «Константин Егорович Маковский». 1839-1915". М., Л., 1948.
2. http://www.nasledie-rus.ru/
3. http://www.livemaster.ru/
4. http://www.dragkam.ru/statya/
5. http://art.mirtesen.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1
Константин Егорович Маковский.
Автопортрет. 1861.
Информация о работе Ювелирные украшения в живописи на примере творчества К. Е. Маковского