Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа
Перспектива (фр. perspective, от лат. perspicio- ясно вижу) - системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания.
Введение…………………………………………..…2
1. Цветовая перспектива……………………….....4
1.2. Воздушная перспектива……………………..10
2. Перспектива в Натюрморте…………………..16
2.1. Перспектива в пейзаже………………………29
Заключение……………………………………..….36
Список литературы……………………………….37
На завершающем этапе изучения раздела «Натюрморт» по дисциплинам «Рисунок» и «Живопись» студенты пробуют себя в самостоятельной творческой работе. Компонуя натурную постановку на изобразительной плоскости, студенты «от себя» вносят в композицию моменты нового смыслового значения, новой темы, изменяют характер группировки предметов, уточняют характер колорита, освещенности.
Точнее
было бы сказать, что при выполнении
любого учебного задания по натюрморту
с натуры всегда ставятся наряду с
учебными творческие задачи, что способствует
развитию творческих способностей студентов,
творческого отношения к
В
соответствии с учебной программой
по композиции студенты на первом курсе
занимаются также разработкой чисто
композиционных учебных заданий
по разделу «Натюрморт». Хотя эти
задания и носят учебный
Таким
образом, занятия по композиции в
разделе «Натюрморт» призваны решать
учебно-творческие задачи и более
активно развивать
Создание законченного произведения в жанре натюрморта имеет чисто творческие задачи. В отличие от выполнения заданий с натуры, с учебных постановок, здесь решение композиционных задач выступает на первый план и представляется более широким и глубоким.
Бесспорно,
что здесь большую роль играет
степень развитости художественной
наблюдательности, предполагающей наличие
способности выделять из большого разнообразия
явлений и событий жизни
Но, как известно, каждый художественный образ, несущий определенное содержание, должен быть облечен в конкретную художественную форму, соответствующую этому содержанию. Главной художественной формой произведения искусства является композиция, которая, как было сказано выше, имеет свои закономерности.
Работа над творческим натюрмортом в художественной практике осуществляется различными методами.
В одних случаях художники на основе увиденного в жизни мотива создают специальные натурные постановки и с них пишут натюрморт. При этом, работая с натуры, одни художники полностью пишут натуру как она есть, компонуя ее в формат, другие творчески «преломляют» натуру в картинной плоскости. В других случаях творческий натюрморт создается на основе возникшего у художника замысла, образа, в соответствии с которыми художники разрабатывают эскизы композиции будущего произведения.
В процессе разработки эскизов художнику нередко приходится обращаться к натуре, привлекать для этого натурный материал в виде запасов жизненных впечатлений и в особенности в виде наблюдений натуры, зарисовок и этюдов.
Решение
композиционных задач по разделу
«Натюрморт» осуществляется на начальном
этапе обучения не только в учебных
дисциплинах «Рисунок» и «
Программой
по «Композиции» для художественно-графических
факультетов пединститутов в
разделе «Натюрморт»
Такая творческая композиционная работа дает возможность студентам пройти основные этапы создания произведения от зарождения замысла до воплощения его в художественной форме.
Работа по созданию творческого натюрморта на основе замысла всегда связана с мировоззрением художника, с его жизненной позицией, отношением к явлениям и событиям. Именно жизненная позиция художника определяет в конце концов направление его творчества, в том числе и тематику картин. У некоторых художников содержание натюрмортного творчества связано с одной большой темой на протяжении всей их жизни.
У других в натюрмортах показываются разные темы, отражающие различные стороны человеческой жизни и деятельности.
В зависимости от темы, раскрывающей ту или иную область деятельности человека, и от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника характер натюрморта может быть лирическим, интимным, монументальным, героическим, торжественным и т. д.
Предметы, вещи, которые составляют содержание натюрмортов, имеют отношение к той или иной сфере деятельности человека, и через них художники показывают особенности людей той или иной профессии, рода занятий, передают характер эпохи.
Так, например, в искусстве Голландии XVI-XVII веков отражались конкретные стороны жизни. В натюрмортах А. Бейерлена, П. Класа, В. К. Хеды и других на тему «Завтрак» передано не только эстетическое отношение художников к действительности, но и показан уклад, образ жизни набирающей силу буржуазии. Фламандский художник Ф. Снейдерс в соответствии со стилем барокко писал большие, фактически монументальные натюрморты, раскрывающие всевозможное изобилие и предназначенные для больших парадных дворцовых помещений.
Каждая
тема в конкретных произведениях-натюрмортах
решается разными художниками по-своему.
И в каждом отдельном натюрморте
одна и та же тема выражается тем
или иным сюжетом, т. е. конкретным содержанием,
в которое художник вкладывает определенный
смысл и стремится передать свое
определенное эстетическое отношение
к этому содержанию. Это не означает,
что художник из интересующей его
темы берет тот или иной сюжет
и начинает его компоновать, сочинять
эскизы или ставит натурную постановку
и пишет ее. Прежде чем приступить
к работе над тем или иным сюжетом,
художник наблюдает интересующую его
тему в жизни, эмоционально переживает
ее, анализирует материалы
Таким
образом, закономерность замысла заключается
в том, что он несет в себе основу
образа будущего произведения в большей
или меньшей степени
Ход разработки эскиза композиции на основе возникшего в воображении художника замысла может быть самым разнообразным. В одном случае художник после появления замысла сразу ведет активную разработку эскиза. Причем эта работа становится для него основной, так как он мало использует натуру, а добивается в эскизах успешного решения всех творческих задач — раскрытия темы, сюжета, образа. В другом случае художник стремится выразить возникший замысел в эскизах и затем обращается к натуре, ставит натурную постановку или полностью в соответствии с эскизами или частично и пишет ее, стремясь решить творческие задачи, которые не были решены в эскизах, выполненных на основе замысла, по воображению. Затем работа продолжается над эскизами с использованием натурного материала и произведение создается на основе натурной постановки.
Но, каким бы путем ни шла работа над творческим натюрмортом, всегда решаются задачи композиции, формата, точки зрения, цветового строя, ритма, равновесия, центра, характера освещенности и др. Все это в эскизе должно быть представлено в единой и целостной структуре.
Таким
образом, работа над эскизом композиции
творческого натюрморта является одним
из основных этапов творческого процесса.
При изучении курса композиции, и
в частности раздела «
В
одних случаях более смутный,
в других более ясный и конкретный
замысел композиции натюрморта студенты
стремятся трансформировать на изобразительной
плоскости. В первоначальных эскизах
прежде всего ставится задача представить
наглядно характер группировки предметов,
безусловно, в определенном формате.
Характер группировки и формат взаимосвязаны,
так как формат влияет на характер
группировки и может его
Конкретизация
формата в своей основе зависит
от замысла, а он в свою очередь
выражает характер группировки предметов,
ее пропорции. В том случае, когда
высота группы значительно больше ширины,
берется вертикальный формат. Если
разница между шириной и
К
тонкостям поиска формата относится
выяснение величины свободных мест
слева и справа, снизу от группы
предметов. Замысел в натюрморте
подсказывает характер решения пространства
в натюрморте. Это связано и
с особенностями цветового
При
наличии большой свободной
Практика станкового изобразительного искусства, особенно живописи, в том числе натюрморта, показывает, что, как правило, основную группу располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно-композиционный центр. Передний план выступает как подход к основному содержанию композиции(1). Обычно крупному изображению бывает тесно в картинной плоскости, оно как бы упирается в края избранного формата, и тем самым, как утверждает В. А Фаворский, уничтожается специфика станкового искусства, особенно живописи, т. е. исчезает задача передачи пространства на плоскости(2). В этом случае величина изображения, равная или почти равная картинной плоскости, не дает возможности передать иллюзию пространства, остаются видимыми лишь предметы сами по себе. Вот почему художники должны придавать большое значение соотношению размера плоскости и величины изображаемого на ней.
Слишком мелкое изображение группы предметов теряется среди неоправданно пустующей части формата. Эти пустующие части формата могут гармонично существовать в картине-натюрморте, если они входят в замысел, отвечают логике образа и композиционному решению.
Информация о работе Явление цветовой и воздушной перспективы в натюрморте и пейзаже