Бердяев о рабстве и свободе человека (персонализм Бердяева)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:13, реферат

Краткое описание

Итак, конечная цель человеческого существования – Свобода, предполагающая завершенность отдельного. Путь к Свободе – осознание индивидуального как меры всеобщего, целостное мышление. Свобода вне Целого есть свобода для себя, допускающая произвол и насилие, т.е. несвободу другого. Свобода, понятая как вседозволенность, посягающая на свободу другого, есть иллюзия Свободы. Без Свободы невозможно и Равенство, высшая Справедливость: что-то неизбежно будет существовать за счет чего-то.

Вложенные файлы: 1 файл

Бердяев.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

 

А разве Августина  не волновал тот же вопрос, и не вспоминал  ли он в "Исповеди" слова: "Я  был плотью и дыханием, скитающимся  и не возвращающимся" (Пс. 77, 39) ? "Был я где-нибудь, был кем-нибудь?"; "Откуда я пришел сюда?"; "Наступило ли младенчество мое вслед за каким-то другим умершим возрастом моим?" (Исповедь Блаженного Августина, 1, 5, 9). В комментарии говорится, что Августин отвергал теорию Платона о переселении душ, но одобрял другую: все души были созданы в начале и по какому-то собственному усмотрению нашли путь телесного воплощения [124].

 

Любовь моя  в том мире давнем,

Где бездны, кущи, купола, – 

Я птицей был, цветком и камнем,

И перлом –  всем, чем ты была!

 

(Теофиль Готье)

 

Идея метампсихоза оживает в поэзии XIX-XX вв. [125] "Когда-нибудь мы поймем, что смерть бессильна лишить нашу душу чего-либо из приобретенного, ибо приобретенное ею и она сама – одно и то же" [126]. А Достоевский? Разве не его мысль, что "высшая идея на земле лишь одна, все остальные высшие идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают". Это идея бессмертия, благодаря которой "человек постигает всю разумную цель свою на земле". А его размышления о "живой связи нашей с миром иным", с миром "горним", "да я корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных".

 

И если исчезает это чувство соприкосновения  с миром иным, то "станешь к  жизни равнодушен и даже возненавидишь  ее".

 

Что уж говорить о русских космистах, о Н. Ф. Федорове, например, учением которого интересовался Достоевский, хотя и не успел с ним близко познакомиться.

 

"Люди  считают смерть каким-то законом,  а не простой случайностью, водворившейся  в природе вследствие ее слепоты.  А между тем смерть просто  результат несовершенства, несамобытности жизни... – уверял Федоров. – Смерть есть торжество силы слепой, не нравственной, всеобщее же воскрешение будет победой нравственности, будет последнею, высшею степенью, до которой может дойти нравственность" [127].

 

Природа самопознается через человека, и оттого неизмеримо возрастает его роль в космической Эволюции, одухотворении материи, "высветлении экзистенции". Мы почему-то мало занимались этой стороной учений, в которой смысл человеческого существа, теперь начинаем наверстывать упущенное. Но, слава богу, цель намечена. Может быть, и мы научимся, как и Циолковский, ощущать блаженство и страдание атома:

 

"Ни один  атом вселенной не избегнет  ощущений высшей разумной жизни... Если космос имеет причину,  то и причине этой мы должны  приписать такие же свойства  – всеобщей любви... Причина создала  вселенную, чтобы доставить атомам  ничем не помраченное счастье.  Она поэтому добра. Значит, мы  не можем ждать от нее ничего  худого" [128].

 

И нам не покажется странной мысль Н. Гумилева:

 

"Мы не  решились бы заставить атом  поклоняться Богу, если бы это  не было в его природе".

 

Что уж говорить о восточных учениях! "Человеческая душа принадлежит небу, человеческое тело – земле" (Ле-цзы). Очищается сознание, и все шаг за шагом приближаются к Просветлению. Со смертью разрушается лишь данная форма, оболочка, а то, что составляет сущность, переходит в иное состояние, обусловленное кармой, законом высшей, онтологической Справедливости. Она и располагает определенным образом "элементы бытия" – дхармы. От человека зависит – выправить, улучшить или ухудшить свою карму. В конце концов все придут к спасению, если верить буддизму. Откроются тайны микрочастиц, откроется и закон Жизни, когда проникнут в среду тонкой материи, как размышлял об этом Пуанкаре: "Когда-нибудь потребуется между атомами нашей первой среды вообразить вторую, более тонкую среду, предназначенную для передачи действия между ними".

 

Но это  особый разговор, если суждено, вернусь  к нему когда-то. А теперь пора и  честь знать, пристать к берегу, чтобы  вновь не унесло мою ладью в  открытое море и не укачало тех, кто  решился на столь долгое путешествие  и выдержал его до конца. Все равно "пределы души не измерить, даже если пройдешь весь путь". Непросто было доплыть до какого-то берега, сквозь туманы и рифы, да и снасти не совсем современные, но надежные .


Информация о работе Бердяев о рабстве и свободе человека (персонализм Бердяева)