Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:18, реферат
В начале 19века Россия проводила активную внешнюю политику. Главными ее направлениями были западное (между Россией и Францией) за лидерство на континенте и южное (взаимоотношения с Ираном и Турцией). После разгрома Наполеона, союзникам было нелегко договориться о послевоенном переустройстве Европы из-за серьезных противоречий по территориальным проблемам. Венский конгресс зафиксировал границы государств и незыблемость монархий. Созданная система была призвана сохранять европейское равновесие, и именно на нее ориентировалась внешняя политика России после 1815года.
Реформы Александра 1 1801-1825гг..
Из письма Н.М.Карамзина
П.А.Вяземскому о царствовании императора
Александра1.
Александр родился 12декабря 1777г., от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы, в принципах разумной и натуральной добродетели. Локк – высший авторитет, «Эмиль» Руссо был тогда привилегированным учебником такой педагогики; оба требовали, чтобы воспитание давало человеку крепкий закал против физических и житейских невзгод. Когда великий князь и следовавший за ним брат Константин стали подрастать, бабушка составила философский план их воспитания и подобрала штат воспитателей. Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячая и очень говорливая либеральная книжка. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, весьма образованный человек и очень недурной писатель в либерально – политическом и сантиментально – дидактическом направлении. Наконец, общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал – аншефу графу Н. И. Салтыкову, не блестящему, но типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал одно: как жить при дворе; делал, что говорила жена , подписывал, что подавал секретарь. Впрочем, его настоящей партитурой в этом педагогическом оркестре было предохранять великих князей от сквозного ветра и засорения желудка. Преподавание Лагарпа и Муравьева не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль.
С обильным
запасом величавых античных
Так воспитывался Александр. Он шел к престолу не особенно гладкой тропой. С пеленок над ним перепробовали немало воспитательных экспериментов: его не вовремя оторвали от матери для опыта натурально-рационалистической педагогии, превратили в преждевременного политика и философа, едва начавшего развиваться студента преобразовали в незрелого семьянина(императрица Екатерина поспешила застраховать сердце своего внука от всех страстей и женила его в 1793г., когда ему еще не было 16 лет, на принцессе Луизе Баденской(в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем ), а тихое течение семейной жизни и недоконченные учебные занятия прерывали развлечениями легкого эрмитажного общества, а потом казарменными тревогами, гатчинской дисциплиной. Это все было или не вовремя, или не то, что было нужно. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоположными течениями, из которых ни одно не было ему попутным: в детстве – между бабушкой и родителями, в ранней молодости – между отцом и матерью, в учебной комнате – между несогласными наставниками, наконец, на престоле, между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками. Великому князю нужна была прежде всего привычка к деловому, терпеливому и настойчивому труду, больше всего знакомство с той жизнью, которой он призван был со временем руководить. Ни тем, ни другим нельзя было запастись ни в эмилевой детской, ни в лагарповой аудитории, ни в бабушкином салоне, ни на отцовском вахт-параде. Великий князь не приучен был ни упорно трудиться, ни самостоятельно работать, ни возиться в той грязи, из которой состоит жизнь. Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать.
Такие
недостатки, вынесенные из воспитания,
всего сильнее отразились на
первоначальной
Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла 1. На российский престол взошел его старший сын Александр. Трагические события 11 марта 1801 года серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.
Этот император вступил на престол 12 марта 1801 г. Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим постом. Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла 1, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства своего отца. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, Александр выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток , которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет. Александр восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.
С
первых дней нового
1.Сенат есть верховное место империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общего спокойствия и тишины, и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах.
2.Власть Сената ограничивается единою властью императорского величества; иной же высшей власти он над собой не имеет.
3. Единое лицо
императорского величества
4. Указы Сената
исполняются всеми, как
5. Сенат определяет
чиновников в места, также
6. Все коллегии,
начальники губерний и мест
непосредственно от Сената
7. На решение Сената нет апелляции; но как могут быть крайности, в коих возбранить всякое прибежище к императорскому величеству было бы опять избавление у страждущего.
Введение
принципа единоначалия
Одновременно
с реформами административными
затронуты были и общественные
отношения. Здесь также резко
заявлено было направление, в
каком предполагалось
Таковы
были первые опыты перестройки
управления общественных
В самом
начале 19 века Россия придерживалась
нейтралитета в европейских
Россия,
продолжая бороться в одиночку,
пыталась создать против
Летом 1807 года в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. По его условиям из отторгнутых от Пруссии польских земель ( хотя она по настоянию Александра1 сохранялась как самостоятельное государство ) создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Эта территория стала плацдармом для подготовки нападения на Россию в 1812 году. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы. Дворяне, материальное благополучие которых во многом зависело от продажи в Англию русской сельскохозяйственной продукции, проявляли особое недовольство этим условием и лично Александром1. Тильзитский мир был невыгоден для России. Вместе с тем он дал ей временную передышку в Европе. Позволив активизировать политику на восточном и северо-западном направлениях.