Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:18, реферат
В начале 19века Россия проводила активную внешнюю политику. Главными ее направлениями были западное (между Россией и Францией) за лидерство на континенте и южное (взаимоотношения с Ираном и Турцией). После разгрома Наполеона, союзникам было нелегко договориться о послевоенном переустройстве Европы из-за серьезных противоречий по территориальным проблемам. Венский конгресс зафиксировал границы государств и незыблемость монархий. Созданная система была призвана сохранять европейское равновесие, и именно на нее ориентировалась внешняя политика России после 1815года.
Во
время этих войн расстроился
интимный кружок первых
Сперанский
вышел из общественной среды,
которой не знали прежние
Приступив к составлению общего плана государственных реформ, он взглянул на наше отечество, как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России. По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы». Сперанский заплатил в своем плане щедрую дань политическим идеям 18 века о воле народа как истинном источнике власти и т. п. План его излагал основания уравнения русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений – законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное – Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное – министерства, ответственные перед Думой, и судебное – Сенат. Деятельность этих трех высших учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной наподобие английской. Эта аристократия – блюстительница законов по всем отраслям управления и охранительница интересов народа. Вот этот изумительно смелый план, насколько он нам известен. План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 года и начале октября 1809 года уже лежал на столе императора вполне готовый. Едва ли нужно прибавлять, что этот план не мог быть осуществлен в полном объеме, ибо нисколько не был рассчитан на наличные политические средства страны. Эта была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума в России: один светлый, но призиравший действительность, другой теплый, но не понимающий ее. Впрочем, кое-что из этого плана было осуществлено.
Осуществленные
части преобразовательного
1.Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления .
2.Он один их рассматривает.
3.Ни один закон, им рассмотренный, не передается к исполнению без утверждения верховной власти.
Этими чертами указывается двоякое значение Совета – законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов – законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя Совета.
Вслед
за Государственным советом
Предположено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 года и в июне внесен в Государственный совет. Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министерств с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров; другое под названием Сената судебного распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством, В этом особенно блеснуло искра тех идей, на которых построен был общий преобразовательный план Сперанского. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете; сильнее всего нападали на право выборов дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Благодаря тому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления. Значит, из трех отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые; третьей не коснулась реформа. К преобразованию губернского управления не было приступлено.
По разным причинам, которые имели более биографическое, чем политическое, значение, Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г. и сослан был в Нижний, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Причины ненависти первого легко понять; менее понятен был ропот, поднявшийся против Сперанского в народе. Главной причиной этого недовольства был еще один преобразовательный план, составленный Сперанским. В удивительно разнообразную деятельность этого дельца входило и устройство финансов, которые находились в печальном положении вследствие войн и торговых затруднений, причиненных континентальной системой.
В 1810
г. дефицит бюджета составил 66
млн., что составило более половины
всей суммы государственных
В результате
реформ, несмотря на негативные
стороны, структура власти
Были
предприняты некоторые меры, направленные
на борьбу с отрицательными
сторонами бюрократического
Необходимость
реформирования почвенного
1.Запрещена раздача
или продажа государственных
крестьян в частные руки. Таким
образом, было приостановлено
увеличение числа крепостного
населения. Однако проводилось
в жизнь это положение
2.Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках « в розницу», т. е. без семьи, без земли, публиковать о продаже, ссылать крестьян в Сибирь за незначительные проступки.
3. Указ 1803 г.
«О вольных хлебопашцах»
4. В 1804-1805 гг. началась
отмена крепостного права в
прибалтийских губерниях (в
Таким
образом, язва крепостного
Продолжением деятельности в прежнем направлении могло казаться и освобождение остзейских крестьян; еще в 1811 г. эстляндское дворянство предложило правительству освободить своих крестьян от крепостной зависимости; тогда была образована особая комиссия для выработки положения о крестьянах, выходивших на волю. В 1814 г. возобновлена была деятельность этой комиссии, прерванная войною; следствием этой деятельности бала выработка положения об освобождении остзейских крестьян. Положение это было утверждено в 1816 г.. Вопрос об освобождении возбужден был также в Курляндии и Лифляндии. Все эти положения построены были на одинаковых началах. Остзейские крестьяне получили личную свободу, но эта свобода была стеснена запрещением переселяться в другие губернии и приписываться к городским обществам. Прежде, по старому уставу крепостные остзейские крестьяне наследственно пользовались своими участками, которых у них не мог отнять землевладелец. Теперь этот порядок был изменен. Помещичья земля была разделена на две половины: одной он мог пользоваться сам, другую отдавал обязательно в аренду крестьянам; но выбор и условия соглашения представлялись договорившимся сторонам, из которых перевес, разумеется, принадлежал сильному. Значит, остзейские крестьяне освобождены были от личной зависимости, но без земли и в поземельных отношениях предоставлены были усмотрению произвола землевладельцев. Для разбора тяжб между крестьянами и землевладельцами устроены были особые суды, но председателями в них были землевладельцы; точно так же вотчинная полиция осталась в руках землевладельцев. Смысл остзейской эмансипации был таков: землевладелец удерживал над крестьянином всю прежнюю власть, но по закону освобождался от всех обязанностей по отношению к крестьянам. Положение остзейских крестьян тотчас ухудшилось.