Внешняя политика Александра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

В начале 19века Россия проводила активную внешнюю политику. Главными ее направлениями были западное (между Россией и Францией) за лидерство на континенте и южное (взаимоотношения с Ираном и Турцией). После разгрома Наполеона, союзникам было нелегко договориться о послевоенном переустройстве Европы из-за серьезных противоречий по территориальным проблемам. Венский конгресс зафиксировал границы государств и незыблемость монархий. Созданная система была призвана сохранять европейское равновесие, и именно на нее ориентировалась внешняя политика России после 1815года.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешние политика Александра 1 1801.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

        Во  время этих войн расстроился  интимный кружок первых советников  императора. Походы и неудачи  охладили первоначальное либерально-идиллическое  настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее  М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году, военным министром. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский, которому император поручил разработку нового проекта государственной реформы.

       Сперанский  вышел из общественной среды,  которой не знали прежние государственные  дельцы. Сперанский родился в 1772 г. в семье сельского священника. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил свое образование в Петербургской главной семинарии, где он остался преподавателем, Преподавал сначала свой любимый предмет – математику, потом красноречие, философию, французский язык и т. д. Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал – прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797 году 25-летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский был способен работать 48 часов в сутки, умел отлично говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая карьера. По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где в звании статс – секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Когда образованы были министерства, министр внутренних дел граф Кочубей позвал  его в свою канцелярию с оставлением в прежней должности статс-секретаря при Государственном совете. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С 1806г., когда первые сотрудники императора удалялись от него один за другим, Сперанский за болезнью Кочубея раз послан был с докладом к императору. Александр, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. С тех пор они сблизились. Отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт (1808 г.), император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфруте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. По возвращению в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Этот план отличается особенностями, которые имеют тесную связь с характером и складом ума его составителя. Впечатлительного, более восприимчивого, чем деятельного, Александра подкупило обаяние этого блестящего ума, твердого, как лед, но и холодного, как лед же. Ворвавшись со своими крепкими неизрасходованными мозговыми нервами в петербургское общество, уставшее от делового безделья, Сперанский взволновал и встревожил его. Но в русский государственный порядок он не внес такого движения, как в окружавшую его петербургскую правительственную среду. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему туго далось тогда понимание действительности, т. е. истории.

       Приступив  к составлению общего плана  государственных реформ, он взглянул на наше отечество, как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России. По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы». Сперанский заплатил в своем плане щедрую дань политическим идеям 18 века о воле народа как истинном источнике власти и т. п. План его излагал основания уравнения русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений – законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное – Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное – министерства, ответственные перед Думой, и судебное – Сенат. Деятельность этих трех высших учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной наподобие английской. Эта аристократия – блюстительница законов по всем отраслям управления и охранительница интересов народа. Вот этот изумительно смелый план, насколько он нам известен. План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 года и начале октября 1809 года уже лежал на столе императора вполне готовый. Едва ли нужно прибавлять, что этот план не мог быть осуществлен в полном объеме, ибо нисколько не был рассчитан на наличные политические средства страны. Эта была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума в России: один светлый, но призиравший действительность, другой теплый, но не понимающий ее. Впрочем, кое-что из этого плана было осуществлено.

       Осуществленные  части преобразовательного плана  Сперанского все относятся к  центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к устройству нового государственного порядка. 3 апреля 1809 года издан был указ о придворных званиях, а 6 августа того же года –указ, который установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора  и статского советника. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях. Действительно, требовались новые дельцы, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 года. Эти учреждения назывались скромным именем «новых образований прежних учреждений», возникших в первые годы царствования. Однако начала и формы, внесенные в управление этими «новыми образованиями», были так новы для России, что преобразование сообщило правительственным местам характер новых учреждений. 1 января 1810 года открыт был преобразованный Государственный совет. Он характеризовался тремя чертами

     1.Совет   рассматривает новые законы по всем отраслям управления .

     2.Он один  их рассматривает.

     3.Ни один  закон, им рассмотренный, не  передается к исполнению без  утверждения верховной власти.

  Этими чертами указывается двоякое значение Совета – законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых  положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов – законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Государственным секретарем был назначен, разумеется, Сперанский, главный организатор учреждения, что при новости дела давало ему значение руководителя Совета.

       Вслед  за Государственным советом преобразованы  были по плану Сперанского  министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. Сперанский находил  двойной недостаток в этих  министерствах: отсутствие точного  определения ответственности министров  и неправильное распределение  дел между министерствами. Они  были преобразованы двумя актами  – манифестом 12 июля 1810 года о  разделении государственных дел  на особые управления и «Общим  учреждением министерств» 25 июня 1811 г. По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, именно коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел; зато из ведения последнего выделены были дела о внутренней безопасности, для которых образовалось особое министерство полиции. Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием «главных управлений» со значением отдельных министерств: «главное управление ревизии государственных счетов» (или государственный контроль), «главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и, наконец, еще раньше, в 1809 г., «главное управление путей сообщения». Оба акта, которыми преобразованы были министерства и особые главные управления, по стройности плана, логической последовательности его развития, по своеобразности и точности изложения доселе признаются образцовыми произведениями нашего законодательства, которыми не без основания гордился сам автор.

       Предположено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования приготовлен был к началу 1811 года и в июне внесен в Государственный совет. Этот проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных, которые смешивались в прежнем устройстве Сената. Согласно с этим Сенат было предположено преобразовать в два особых учреждения, из которых одно, названное  Сенатом правительствующим и сосредоточивавшее в себе правительственные дела, должно было состоять из министерств с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления, это прежний комитет министров; другое под названием Сената судебного распадалось на четыре местных отделения, которые размещены по четырем главным судебным округам империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. Особенностью этого Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством, В этом особенно блеснуло искра тех идей, на которых построен был общий преобразовательный план Сперанского. Этот проект вызвал резкие возражения в Государственном совете; сильнее всего нападали на право выборов дворянством членов Сената, видя в этом ограничение самодержавной власти. Несмотря на то что при подаче голосов большая часть членов Совета высказалась за проект и государь утвердил мнение большинства, но различные препятствия, внешние и внутренние, помешали осуществлению новой реформы, и сам Сперанский советовал ее отсрочить. Благодаря тому Сенат сохранил прежнее смешение ведомств, внося некоторую нестройность в общий склад центрального управления. Значит, из трех отраслей высшего управления – законодательной, исполнительной и судебной – были преобразованы только две первые; третьей не коснулась реформа. К преобразованию губернского управления не было приступлено.

        По  разным причинам, которые имели  более биографическое, чем политическое, значение, Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г. и сослан был в Нижний, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Причины ненависти первого легко понять; менее понятен был ропот, поднявшийся против Сперанского в народе. Главной причиной этого недовольства был еще один преобразовательный план, составленный Сперанским. В удивительно разнообразную деятельность этого дельца входило и устройство финансов, которые находились в печальном положении вследствие войн и торговых затруднений, причиненных континентальной системой.

       В 1810 г. дефицит бюджета составил 66 млн., что составило более половины  всей суммы государственных доходов.  Это положение и хотел устранить  Сперанский составленным им широким  планом финансовых реформ. План  этот основан был на двух началах – на совершенном прекращении выпуска новых ассигнаций и постепенном изъятии из обращения старых; далее, на возвышении всех налогов, прямых и косвенных. Законами 2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. и возвышены были все налоги – иные удвоены, другие более чем удвоены. Любопытно, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог – «подоходный прогрессивный»; им обложен был доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 руб. дохода и составил 1% последнего; высший налог падал на имения, давшие больше 18 тыс. руб. дохода, и составлял 10% последнего. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.

       В результате  реформ, несмотря на негативные  стороны, структура власти организационно  и функционально приблизилась  к европейской. Наряду с выделением судебных органов, которое произошло при Екатерине2, теперь оформилась исполнительная власть и появился зародыш будущей законодательной. Хотя  вся система государственного управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия сделала новый шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии.

       Были  предприняты некоторые меры, направленные  на борьбу с отрицательными  сторонами бюрократического управления, придания управленческой деятельности  цивилизованных начал. В 1809 г.  указом царя был введен «экзамен  на чин». Главной целью была  подготовка «исполнителей, сведущих, обладающих твердым и отечественным  образованием». Указ был воспринят  с неудовольствием, так как  на экзамене требовалось показать  разносторонние знания.

       Необходимость  реформирования почвенного уклада, особенно отмены крепостного права, также была очевидна. Император неоднократно заявлял о необходимости улучшения бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом направлении.

    1.Запрещена раздача  или продажа государственных  крестьян в частные руки. Таким  образом, было приостановлено  увеличение числа крепостного  населения. Однако проводилось  в жизнь это положение непоследовательно.  В 1810 – 1817гг. в связи с тяжелым  финансовым положением империи  в частные руки все же было  продано 10 тыс. душ мужского  пола; широко практиковалась сдача  государственных крестьян в аренду  частным лицам в Белоруссии  и в Правобережной Украине.  К концу царствования Александра  в аренде числилось 350 тыс. казенных  крестьян.

     2.Ограничена продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках « в розницу», т. е. без семьи, без земли, публиковать о продаже, ссылать крестьян в Сибирь за незначительные проступки.

     3. Указ 1803 г.  «О вольных хлебопашцах» предусматривал  выход крестьян на волю по  обоюдному согласию с помещиком.  Однако воспользоваться этим  указом было трудно, и к 1825 г.  в соответствии с ним освободились  менее 0,5% крепостных.

    4. В 1804-1805 гг. началась  отмена крепостного права в  прибалтийских губерниях (в Латвии  и Эстонии). Отмена крепостного  права распространялась на крестьян  «дворохозяев» (т. е. необщинников). Они получали полную свободу, но без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.

       Таким  образом, язва крепостного права  сохранялась. В почвенном укладе  по-прежнему господствовала корпоративность  (община, уравнительные принципы).

        Продолжением деятельности в прежнем направлении могло казаться и освобождение остзейских крестьян; еще в 1811 г. эстляндское дворянство предложило правительству освободить своих крестьян от крепостной зависимости; тогда была образована особая комиссия для выработки положения о крестьянах, выходивших на волю. В 1814 г. возобновлена была деятельность этой комиссии, прерванная войною; следствием этой деятельности бала выработка положения об освобождении остзейских крестьян. Положение это было утверждено в 1816 г.. Вопрос об освобождении возбужден был также в Курляндии и Лифляндии. Все эти положения построены были на одинаковых началах. Остзейские крестьяне получили личную свободу, но эта свобода была стеснена запрещением переселяться в другие губернии и приписываться к городским обществам. Прежде, по старому уставу крепостные остзейские крестьяне наследственно пользовались своими участками, которых у них не мог отнять землевладелец. Теперь этот порядок был изменен. Помещичья земля была разделена на две половины: одной он мог пользоваться сам, другую отдавал обязательно в аренду крестьянам; но выбор и условия соглашения представлялись договорившимся сторонам, из которых перевес, разумеется, принадлежал сильному. Значит, остзейские крестьяне освобождены были от личной зависимости, но без земли и в поземельных отношениях предоставлены были усмотрению произвола землевладельцев. Для разбора тяжб между крестьянами и землевладельцами устроены были особые суды, но председателями в них были землевладельцы; точно так же вотчинная полиция осталась в руках землевладельцев. Смысл остзейской эмансипации был таков: землевладелец удерживал над крестьянином всю прежнюю власть, но по закону освобождался от всех обязанностей по отношению к крестьянам. Положение остзейских крестьян тотчас ухудшилось.

Информация о работе Внешняя политика Александра 1