Возникновение государства у франков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:03, реферат

Краткое описание

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-
экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория
почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввление глубокий
кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов,
крестьян, городской бедноты.

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение государства у франков.docx

— 79.54 Кб (Скачать файл)

  Постепенный переход  галльской элиты в христианскую  веру становится также важным  историческим фактором объединения  Галлии, развития особой региональной  феодально-христианской, западноевропейской (романо-германской) цивилизации. 

  После истребления  Хлодвигом соперничавшей с ним родовой аристократии его ближайшую опору составляла не только франкская служилая знать. Последняя была еще очень малочисленна: число "левдов" — дружинников[5], крестившихся вместе с Хлодвигом, составляло лишь 3000. Меровинги сохранили римскую денежную налоговую систему и римское право (для галло-римского населения).

  Социально-экономические,  религиозно-идеологические, этнографические  и др. изменения в галльском  обществе оказали непосредственное  влияние и на процессы складывания  и развития специфических черт  государственного аппарата франкской  империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

  Роль общины в судебных  делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

  Носителем высшей власти  признавался король. Его титул  передавался по наследству, так  что все франкские короли VI —  начала VIII в. принадлежали к прямым  потомкам Хлодвига. В руках короля сосредоточивались важнейшие государственные прерогативы. Он командовал военным ополчением, используя в нем уже не только германцев, но и свободных галло-римлян. Он же назначал — "по совету и воле епископов и вельмож" — и смещал всех высших должностных лиц, вознаграждая их за службу цепными дарами или земельными пожалованиями. В VI—VII вв. эти пожалования переходили в полную собственность новых владельцев.

  Король выступал, прежде  всего, как "охранитель мира", как исполнитель судебных решений  общины. Его графы, сацебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. Салическая правда предусматривала наказание для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить требование свободного человека и применить власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запрещала, например, чтобы на одно общинное собрание являлось больше трех сацебаронов.

  Королевские предписания,  согласно Салической правде, касаются  незначительного круга государственных  дел - призыва в войско, вызова  в суд. Но Салическая правда  свидетельствует и об усилении  власти королей. Так, например, исполнение королевской службы  оправдывает неявку обвиняемого  в общинный суд. Более того, король прямо вторгается во  внутриобщинные дела, в ее поземельные  отношения, разрешает чужаку селиться  на общинной земле. 

  В VI-VII вв. под прямым  воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий. Показательно, что там же появляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.

  Однако король в  это время - прежде всего военный  предводитель, военачальник, главной  заботой которого является "порядок"  в королевстве, усмирение выходящей  из повиновения местной знати.  С ограниченностью королевских  функций было связано и отсутствие  эффективно действующих органов  центральной администрации, казначейства, самостоятельных королевских судов,  обладающих апелляционными функциями. 

  Центральным органом  управления являлся королевский  двор. Именно здесь король держал  совет с приближенными. С конца  VI в. все более важную роль  на этом совете стал играть  майордом ("старший по дому"). Первоначально он управлял лишь  дворцовым хозяйством, но постепенно  превратился в главное административное  лицо королевства. Кроме дворцового  совета, государственные дела обсуждались  на мартовских полях. Представлявшие во времена Хлодвига ежегодные смотры всеобщего военного ополчения — реликт племенных собраний эпохи военной демократии — "мартовские поля" превращаются в VII в. в собрания служилой знати разного этнического происхождения. Здесь утверждались решения, намеченные на собраниях королевских приближенных. Власть франкских королей все более выражала, таким образом, интересы аристократической верхушки общества, включавшей ныне и светских магнатов, и высший клир; и германцев, и галло-римлян.

  Складывающийся государственный  аппарат отличается еще крайней  аморфностью, отсутствием четко  разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления  сосредоточиваются в руках королевских  слуг и приближенных. Среди них  выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый граф выполняет главным образом судебные функции, руководит судебными поединками, наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранитель королевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты, предписания короля и пр. Камерарий следит за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

  В VI-VII вв. главным управителем  королевского дворца, а затем  и главой королевской администрации  являлся палатный мэр, или майордом, власть которого всемерно усиливалась  в условиях непрекращающихся  походов короля, который управлял  своими территориями "из седла".

 Формирование местных  органов власти происходит в  это время под значительным  влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

  Вместе с тем вновь  возникающие органы государственного  аппарата франков, копируя некоторые  позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

  Среди источников государственных доходов в VI — начале VII в. важную роль играли поземельная и подушная подати, сохранившиеся с римских времен. Они взимались теперь не только с галло-римлян, но и с германцев. Хотя ставки налогов не раз увеличивались, налоговых поступлений не хватало, тем более что короли стали жаловать многим церквам, монастырям и другим крупным земельным собственникам налоговые иммунитеты. С середины VII в. место налоговых поступлений в королевском бюджете стали постепенно занимать чрезвычайные поборы, судебные штрафы, торговые пошлины, доходы от королевских поместий. Иррегулярность большинства этих источников доходов подрывала казну и затрудняла вознаграждение королевских приближенных; произвол при взимании штрафов, пошлин и т.п. усиливал недовольство населения. Параллельно сокращался и фонд земельных владений, за счет которого наделялась землей служилая знать. Единственным способом обеспечения верности знатных оставалось предоставление им все новых привилегий: исключение их самих и их владений из подчинения графскому суду, передача им права взимания судебных штрафов, освобождение от обязанности выставлять в распоряжение королей ополчение, обещание "не смещать" с занимаемых должностей, расширение налоговых изъятий. Некоторые из этих привилегий были закреплены эдиктом Хлотаря II в 614 г., другие зафиксированы иммунитетными грамотами середины VII в. Эдикт 614 г. предоставил знати возможность контролировать назначение графов, которые отныне могли подбираться только из местных землевладельцев. Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

  Расширение участия  феодализирующейся знати в управлении государством, "сеньоризация" государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

  Функции управления  закреплялись за крупными местными  феодалами. 

 В поздних правдах  местным правителям-герцогам и  графам - уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозит любому за невыполнение требований герцога или графа, за "пренебрежение к их повестке с печатью" Специальный титул 2-й Баварской правды посвящен герцогам, "которых народ поставил или их избрал"; он свидетельствует о широте тех дел, "которые их касаются". Здесь предусмотрено наказание в виде значительного штрафа не только за невыполнение, но и за "небрежность" при выполнении их приказов (2, 13), в частности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога об убийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, "поступившего против закона" (2, 2).

 Более того, по Аламаннской правде должность герцога наследуется его сыном, которому, однако, грозит "изгнание и лишение наследства" за попытку "завладеть ею грабительски" (25, 1-2), правда, король мог "простить сына... и передать ему наследство" (34, 4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате стали наследственными.

  Сохранявшееся в той  или иной степени повиновение  местной знати королю начинает  все больше определяться ее  личными отношениями с королевским  двором, вассальной зависимостью  от короля как сеньора. 

  С середины VII в., в эпоху  так называемых ленивых королей,  знать уже непосредственно берет  бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это  делается за счет все большего  усиления роли и значения должности  майордома, а затем путем прямого  смещения короля. Ярким примером  этому может служить сама смена  королевской династии у франков.  Еще в VII в. своим могуществом,  земельным богатством стал выделяться  род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации.

1.7 Конец эпохи Меровингов 

  После смерти короля  Дагоберта I в 639 г. между представителями могущественной аристократии происходили постоянные междоусобные войны. При этом каждый окружал себя вассалами, правил как маленький государь, вовлекая в междоусобные распри зависимые от него слои населения. В каждой из трех частей, на которые разделилось Франкское государство — в Бургундии, Нейстрии и Австразии, были особые начальники дворца — майордомы, которые, являясь представителями знати, фактически руководили внешней и внутренней политикой государства, игнорируя королевскую власть и воюя друг с другом. В нач. 640-х гг. от Франкского королевства отложились Тюрингия, Алеманния и Бавария, ок. 670 сделалась самостоятельной Аквитания, которая стала управляться своими независимыми герцогами.

  В процессе междоусобной  борьбы представителей аристократии  возвысился сильнейший из них  — Пипин Геристальский, майордом Австразии, ставший в 687 единым майордомом всех трех частей Франкского государства. За королями дома Меровингов был оставлен титул, вся фактическая власть перешла к майордомам. Опираясь на свои огромные земельные богатства и множество вассалов из числа свободных, Пипин и его преемники привели к повиновению знать, усилили военную мощь Франкского королевства. Сам Пипин, справившись со знатью, успешно действовал против германцев на востоке, он подчинил своей власти часть территории фризов и снова утвердил франкское влияние в Алеманнии и Баварии.

  Сын Пипина, майордом Карл Мартелл (715–741), раздавая в качестве военных бенефициев своим дружинникам земли Франкской церкви, создал хорошо организованную армию, с которой мог предпринимать самые трудные походы. Он покорил всю Фрисландию, упрочил власть франков в Тюрингии и даже обложил данью воинственных саксов. Он установил тесную связь с католическими миссионерами, которые насаждали христианство среди германцев и закрепляли успехи франкского оружия за Рейном.

  На юге государства  Карл Мартелл одержал при Пуатье в 732 блестящую победу над арабами, двинувшимися в Галлию из завоеванной ими Испании. Битва при Пуатье стала переломным моментом, после которого было приостановлено дальнейшее продвижение арабов в Европу. Он снова подчинил франкам Аквитанию. Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий (741-768), окончательно изгнал арабов из Галлии, завоевал Септиманию, и продолжал закреплять успехи франков за Рейном. Он завершил покорение Тюрингии, действуя при этом по примеру отца в теснейшем союзе с церковью.

  Франкский майордом, при  поддержке дружественно расположенного  к нему папы заточил в монастырь  последнего короля-Меровинга и  в 751 сам занял трон. Новый франкский  король, от которого пошла новая  династия Каролингов, помог, в  свою очередь, папе в борьбе  с лангобардами и подарил ему  отнятую у лангобардов область  (бывший Равеннский зкзархат) папе как светскому государю. Тем самым Пипин положил твердые начала проникновению влияния франков в Италию.

Информация о работе Возникновение государства у франков