Договоры коммендации
(покровительства) возникли, прежде
всего, в отношениях крестьян
с церковью, монастырями. Они не
всегда были непосредственно
связаны с потерей свободы и прав собственности
на земельный участок коммендируемого,
как это имело место в случае договора
самозакабаления. Но раз попав под такое
покровительство, свободные крестьяне
постепенно теряли свою личную свободу
и через несколько поколений в большинстве
своем становились крепостными.
Договор прекария был
непосредственно связан с передачей
земли. Он влек за собой возникновение
условного держания земли, передаваемой
во временное пользование, сопровождался
возникновением тех или иных
обязанностей прекариста в пользу крупного
землевладельца (работать на полях господина,
отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов
создавался переходный слой от свободных
общинников-аллодистов к зависимым крестьянам.
Существовали три формы прекария: divcaria
data ("прекарий данный") - своеобразная
форма аренды земли, на основании которой
безземельный или малоземельный крестьянин
получал участок земли во временное пользование.
По договору divcaria remuniratoria ("прекарий
возмещенный") прекарист первоначально
отдавал свой участок земли землевладельцу
и получал его обратно во владение. Этот
вид прекария возникал, как правило, вследствие
залога земли в обеспечение долга. По договору
divcaria oblata ("прекарий подаренный")
прекарист (чаще всего под прямым нажимом
землевладельца), уже попавший в экономическую
зависимость, отдавал свой участок господину,
а затем получал от него свой и дополнительный
участок земли, но уже в качестве держания.
Владелец прекария
обладал правом судебной защиты
против третьих лиц, но только
не в отношении землевладельца.
Прекарий мог быть взят обратно
землевладельцем в любую минуту.
По мере того как число подвластных
магнату людей (прекаристов, коммендируемых)
росло, он приобретал над ними все большую
власть.
Государство всемерно
содействовало укреплению этой
власти. В капитулярии 787 года, например,
запрещалось кому-либо принимать
под покровительство людей, оставивших
сеньора без его разрешения. Постепенно
вассальные связи, или отношения
зависимости, охватывают всех
свободных. В 808 году им было
предписано идти на войну со
своим сеньором либо с графом.
Возникла новая феодальная
форма колоната, отличающаяся от
прежней тем, что колоном мог стать не
только раб или безземельный арендатор,
но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской
правде (22, 3) колон ведет самостоятельно
хозяйство, но должен платить подати натурой
церкви или отрабатывать барщину 3 дня
в неделю.
Происходят изменения
и в правовом статусе рабов.
Ослаблялись, например, строгие запреты
на браки рабов со свободными.
Если по римскому праву свободная
женщина за связь с рабом
обращалась в рабство, а по
Салической правде ее можно
было безнаказанно убить, то
Аламаннская правда давала такой женщине
право возражать против "рабской работы
служанки" (18,2).
И, наконец, в IX в.
крупные бенефициарии добиваются
права передавать бенефиции по
наследству. На смену бенефицию
приходит феод (Наследственное, в
отличие от бенефиция, феодальное земельное
владение, пожалованное сеньором своему
вассалу за службу). Крупные феодалы превращаются
в суверенов, обладающих политической
властью в своих владениях.
3.2 Право собственности
В начальный период
истории Франкского государства
относительно развитой была общинная
собственность крестьян, при которой
пахотная земля была распределена
на наделы между отдельными
семьями, а леса и пастбища
оставались в общем пользовании.
Особое место у крестьян-общинников
занимала семейная собственность,
отчуждение которой допускалось
лишь с согласия членов семьи.
Салическая правда устанавливала
только наследование по закону[10].
В случае смерти кого-либо из
членов общины, не оставившего
наследников, его земельный участок
переходил к общине.
В период правления
Хлодвига — первого короля франков —
широкое распространение получили аллоды
— частная собственность новой служилой
знати с полной свободой распоряжения.
В дальнейшем появились бенефиции — владения
на условиях военной службы без права
передачи по наследству, которые со временем
стали наследственными, превратившись,
таким образом, в феоды.
Что касается крестьянства,
то для них наиболее распространенной
формой земельных владений были
держания с выплатой оброка
и выполнения барщинных работ
в пользу феодала. В правовом
отношении близко к аллоду
находились благоприобретенные
имущества, которыми собственники
могли свободно распоряжаться.
3.3 Обязательственное право
Эта область гражданского
права была слабо развита у
франков. Наиболее распространенными
договорами были купля-продажа
и заем. Для договора купли-продажи
одного соглашения сторон было
недостаточно; он вступал в силу
лишь после передачи вещи. При
этом действительная передача
вещи заменялась символическими
обрядами: передачей куска дерна
при продаже поля, ветви дерева
— при продаже леса, двери —
при продаже дома.
При договоре займа
должник отвечал не только
своим имуществом, но и личностью:
в случае неисполнения обязательства
он становился рабом кредитора.
Заключение договоров
требовало произнесения разного
рода формул торжественного содержания.
3.4 Семейное право
Власть мужа и отца
выступала у франков в виде
как бы опеки над женой и
несовершеннолетними детьми. Женщина
находилась под опекой всю
жизнь. В случае смерти мужа
опекунами вдовы становились
ее совершеннолетние сыновья,
а если они отсутствовали —
другие родственники умершего.
Для вступления в
брак требовалось согласие обеих
сторон, а также родителей или
опекунов. До принятия христианства
формой заключения брака у
франков была покупка невесты.
Следы этой покупки имеются
в Салической правде, где указан
размер покупной платы со стороны
жениха в случае вступления
в брак со вдовой ее родственнику,
под опекой которой она находилась (титул
XLIV — 3 солида и 1 динарий). Развод был
первоначально разрешен только мужу и
состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной
жизни с женой. Если развод был без уважительных
причин, бывшая жена сохраняла свое приданое
и подарки, сделанные супругом за период
совместной семейной жизни; кроме того,
муж должен был уплатить ей штраф. Под
влиянием католической церкви в 744 г. развод
был запрещен.
Жена могла иметь
собственное имущество. Что касается
имущества, приобретенного во
время брака, то его собственником
считался муж. Отец мог пользоваться
имуществом своих несовершеннолетних
детей и получал следуемое
им вознаграждение за причиненный
ущерб.
Ряд норм Салической
правды был направлен на защиту
семьи и нравственности.
Запрещались браки
между свободными и рабами; за
нарушение этого правила наказанием
служила потеря свободы. За
похищение чужой жены виновный
приговаривался к исключительно
большому штрафу в 200 солидов (как
и за убийство свободного франка); за похищение
чужой невесты — штраф 15 солидов в пользу
жениха. Наказывалось внебрачное сожительство
(со свободной — штраф 45 солидов, с рабыней
— 15 солидов).
3.5 Наследственное право
В отношении родовых
поместий и благоприобретенных
недвижимостей, а также движимых
имуществ ближайшими наследниками умершего
были его дети и нисходящие (внуки, правнуки).
При отсутствии их наследование производилось
в зависимости от степени родства (по линиям).
Первая степень родства — нисходящие
(дети, внуки); вторая степень родства восходящие
(отец и мать умершего и их нисходящие);
третья степень родства (дед и бабка умершего
и их нисходящие). Ближайшая степень родства
исключала последующую. Если ближайшую
степень составляло несколько родственников,
они наследовали в равных долях.
Первоначально в германском
праве не допускалось наследование
по завещанию; но с развитием
частной собственности в праве
франков появляется, так называемая,
аффатомия, путем которой можно было увеличить
при жизни наследодателя долю того или
иного наследника. Аффатомия напоминает
легат по римскому праву; в данном случае
указанное имущество переходило в пользу
конкретного лица после смерти наследодателя.
Но аффатомия могла иметь место лишь при
отсутствии детей у наследодателя и лишь
в отношении движимостей и благоприобретенных
недвижимых имуществ.
Особый порядок наследования
существовал применительно к
феодам, которые наследовались по
принципу майората (они переходили
во владение старшего в семье).