Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:31, контрольная работа
Наука и практика управления изучают исторический процесс возникновения, развития и смены идей и концепций менеджмента.
Искусство управления характеризует способность руководителя творчески применять азы науки управления к реальностям сложившейся ситуации.
Возникновение науки об управление
Наука и практика управления изучают исторический процесс возникновения, развития и смены идей и концепций менеджмента.
Искусство управления характеризует способность руководителя творчески применять азы науки управления к реальностям сложившейся ситуации.
Предметом исследования и изучения истории менеджмента является управленческая мысль.
Предметом науки искусства управления является определение стратегии принятия оптимальных управленческих решений в режиме реального масштаба времени, отвечающих конкретным запросам практики.
Среди достижений мировой управленческой мысли видное место занимает одно из направлений теории и практики управления − искусство управления.
Понятие термин «управление» выступает как функция биологических, технических, социальных и организационных систем, которая поддерживает и направляет режим деятельности этих систем.
В соответствии с этим целесообразно выделить следующие:
виды управления:
в технических системах
(в неживой природе) - процессы
управления изучаются
в биологических системах (в живой природе)-биологическими (естественными)
Социальное управление охватывает
управление государством (социально-политическое),
управление духовной сферой,
управление общественным производством (экономическое).
Разновидностью социального управления является хозяйственное управление, осуществляемое в отдельно взятой организации или на предприятии.
Управление обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе развития производительных сил общества, разделения труда, расширения масштабов производства.
Управление, как специфический
вид деятельности, возникло, как
реакция на объективную
Управление выступает как форма организации коллективной деятельности людей, как целенаправленное воздействие на работников с целью достижения целей организации.
Любая производственная деятельность имеет дело с движением материальных, трудовых и других ресурсов и предполагает управление этими ресурсами.
В этой связи заслуживает внимание высказывание Ф. Энгельса о том, что «следует различать управление вещами и управление людьми».
Управление людьми – это есть управление в социальных системах.
А. Файоль в 1923 г. по его мнению
«управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;
предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
организовывать – строить двойной материальный и социальный организм предприятия;
распоряжаться-
координировать-
контролировать-
управление – это есть процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемой системы) для достижения желаемых результатов.
Управляющая система представлена аппаратом управления и выполняет функции управления производством.
В качестве субъекта управления выступают физические и юридические лица: руководитель предприятия, его заместители, начальники подразделений. Управляющая система включает в себя аппарат управления со всеми его работниками и техническими средствами связи, счетной техникой и др.
Для выполнения функций управления субъект управления (управляющая система) должен располагать материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, контролировать движение этих ресурсов, обеспечить реализацию властных управленческих воздействий.
Управляемая система (объект управления) − это то, на что направлено воздействие субъекта управления. Объектом управления могут быть как физические лица, так и социально-экономические системы и процессы. Управляемая система выполняет процессы производственной деятельности. Объектами управления являются цехи в составе производственных и вспомогательных участков, отделы в составе определенных подразделений, отрасли в составе предприятий и т. д. Трудовой коллектив отдела, подразделения, организации может послужить примером управляемой системы.
«Менеджмент» в переводе с английского означает «управление». Оно произошло от глагола «to manaqe» (управлять), которое в свою очередь – от латинского «manus» (рука) .
в Оксфордском словаре английского языка «менеджмент» трактуется как манера, способ общения с людьми, власть и искусство управления. Затем это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область практики и науки управления людьми и предприятиями.
по мнению ряда авторов, «менеджмент» – это наука и практика управления фирмой (предприятием) и ее персоналом в условиях рынка.
Хотя термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», однако по своему содержанию слово «управление» имеет большую смысловую нагрузку, так как оно применяется
к разным видам человеческой деятельности (например, управление велосипедом, автомобилем),
к разным сферам деятельности (например, управление в биологических системах и т. д.
Термин «менеджмент» ассоциируется не с управлением в целом, а с одной из его разновидностей – с управлением хозяйственной деятельностью, с управлением социально-экономическими процессами на уровне фирмы (предприятия, организации), действующей в рыночных условиях.
Предметом изучения менеджмента как науки управления являются такие аспекты этих отношений, как
функции управления, как первооснова формирования структуры системы управления;
методы воздействия на управляемые объекты;
взаимодействие субъектов и объектов управления и т. д.
Наука управления — это, пожалуй, единственная из общественных наук, которая до сих пор не осуществляет целенаправленных историко-управленческих исследований.
Важнейшая задача историков управления — постоянно превращать управленческое наследство, т. е. накопленный человечеством многовековой богатейший и во многом нетронутый эмпирический и теоретический материал в области управления организациями и хозяйственной деятельностью, в теоретическое наследие, т. е. в осмысленное систематизированное завершенное историко-научное представление (под названием «история управленческой мысли», ИУМ).
1. Под историей управления организацией понимают
либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены конкретных систем управления организацией (или их отдельных элементов) в конкретных исторических условиях в прошлом,
либо систему научных знаний об этих процессах.
2. Под историей управленческой мысли понимают
либо процесс возникновения, развития, борьбы и смены учений, концепций, теорий, взглядов, идей, представлений об управлении организацией (в целом или ее отдельных функциональных областей)в различных конкретно-исторических условиях,
либо систему научных знаний об этих процессах.
В истории общественной мысли предпринимались неоднократные попытки начать разрабатывать историю управленческой мысли.
Первые работы в этой области появились в XVIII—XIX вв.
В работах русских и зарубежных ученых XVIII в. и особенно XIX в. по гражданской истории, истории права, социологии, экономике, политике, государствоведению встречаются главы и целые разделы, содержащие исторический анализ развития управленческой мысли.
Он начинается порой с анализа трактатов мыслителей Древнего мира, в которых ставились и решались вопросы организации управления в основном государственным хозяйством.
Среди работ российских авторов следует отметить прежде всего труды Н.Н. Рождественского, И.И. Платонова, В.Н. Лешкова, И.К. Бабста, И.Е. Андреевского, Б.Н.Чичерина, В.А. Гольцева, Э.Н. Берендтса, А.В. Горбунова, В.В. Ивановского.
Из зарубежных авторов ХVIII-ХIХ вв. наиболее известными историографами управленческой мысли были француз Де ла Мар, немецкие ученые Г.Г. Юсти, И. Зонненфельс, Э.Г. Брекер, А. Циммерман, Л. фон Штейн.
В начале XX в. появились работы Ф. Тейлора, Ф. и Л. Гилбретов, Ф. Паркгорста, Г. Ганта, Д. Гартнесса, А. Файоля, которые в совокупности составили новое направление в управленческой мысли — научный менеджмент. Естественно, внимание русских ученых и практических деятелей привлекли эти работы, многие из которых были переведены на русский язык.
В начале XX в. в России стали появляться журнальные статьи и монографии, содержащие оценки научного менеджмента, которые можно отнести к историографии ИУМ. Авторами этих работ были А.К. Гастев, Н.А. Витке, О.А. Ерманский, В.В. Добрынин, Ф.Р. Дунаевский и др.
В советской научной литературе за все годы появилось не так много монографических работ, которые можно было бы отнести к историографии ИУМ. Среди них труды О.А. Дейнеко, Д.М. Беркович, Д.М. Гвишиани, Д.М. Крука, Ю.А. Лаврикова, Э.Б. Корицкого. Все они посвящены истории советской управленческой мысли (ИСУМ), за исключением работы Д.М. Гвишиани, посвященной истории зарубежных теорий управления XX в., и работы Д.Н. Бобрышева и С.П. Семенцова, коротко охарактеризовавшей также течения дореволюционного периода.
Можно выделить три этапа в развитии и изменении основного содержания истории науки:
На первом этапе — этапе зарождения господствующим типом историко-научных исследований является преимущественно хронологическая систематизация успехов той или иной отрасли науки.
На втором этапе — этапе становления основное внимание начинает уделяться описанию развития идей и проблем в той или иной области знания.
На третьем этапе — этапе развития усиливается внимание к общественному и человеческому элементу науки.
Сегодня цель историко-научного исследования — выяснение закономерностей развития науки с учетом всех.
Расширение проблематики исследований в области истории науки произошло по следующим направлениям:
1. Изменение задачи исследования,
которая теперь предполагает
не просто воссоздание
2. Историко-научные работы
все больше включают
3. Неотъемлемой частью
специального историко-
Таким образом, можно выделить три основных предметных уровня историко-научных исследований:
1) история научных знаний и методов;
2) история научного сообщества и социального института наук;
3) история отношений «наука — общество».
Факторы развития ИУМ
Мыслительная деятельность, направленная на поиск рациональных форм и методов организации управления обществом, хозяйством, организацией, производством, всегда осуществлялась как вид конкретной, исторической по своему существу, общественной деятельности.
Вне общества нет науки управления, она социальна по своей природе, она есть порождение и органическая составляющая общества. Более того, управленческая мысль, управленческая наука всегда обслуживала общество, отражая в себе определенные социально-культурные условия, в которых она зародилась, развивалась и исчезала. Первый фактор развития ИУМ . Источник формирования всех управленческих идей, теорий, взглядов надо искать прежде всего в условиях материальной жизни общества, в уровне развития производства, в общественном бытии, отражением которых эти идеи являются.
В качестве второго
фактора развития ИУМ следует
рассматривать совокупность