Возникновение науки об управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Наука и практика управления изучают исторический процесс возникновения, развития и смены идей и концепций менеджмента.
Искусство управления характеризует способность руководителя творчески применять азы науки управления к реальностям сложившейся ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

история управленческрй мысли.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

В письменных источниках, относящихся к первой группе,

 

 отражалась хозяйственная  повседневная деятельность,

 фиксировались процессы  принятия управленческих решений  либо данные, необходимые для  подготовки, принятия, реализации управленческих  решений и контроля за их выполнением,

 регламентировались процессы  управления хозяйственной деятельностью.

      -  многочисленные  документы хозяйственной отчетности;

      - протоколы  заседаний коллективных органов  управления той или иной организацией;

      -  различные  правовые акты, оформлявшие имущественные, договорные и иные отношения  между сторонами процесса управления;

      -  переписи  населения и пр.

 

Такие документы формировались с древних времен. Так, наиболее ранние письменные документы в виде иероглифических надписей, отражающие хозяйственную деятельность в государствах древних царств, относятся к эпохе меди и бронзы, т. е. к 5-4-му тыс. до н.э. Документы второй группы стали появляться только в ХVII-ХVIII вв., что затрудняет процесс исследования идей управления предыдущих эпох, в частности управление в тех же древних царствах, где осуществлялась довольно бурная хозяйственная деятельность.

По крайней мере, до сих пор не найдены источники — как специальные труды ученых прошлого, изданные до середины XIX в., которые были бы целиком посвящены осознанию и осмыслению управления как особой сфере деятельности. Наиболее значительный труд — это 7-томное произведение Лоренца фон Штейна «Учение об управлении», изданное в 60-е годы XIX в.

 

Тема. Тенденции развития управления и основные элементы менеджмента

 

1. Этапы управленческих  революций менеджмента.

2. Основные элементы системы  менеджмента

3. Подходы и принципы  управления 

4. Методы управления

5. Новая роль управления - нововведение, интеграция, интернационализация.

Организация  составляет основу мира менеджера,

она является причиной обуславливающей существование  менеджмента.

Чтобы организация могла добиться  своих целей, задачи должны быть скоординированы.

 

Поэтому управление является важной деятельностью для организации, так как любая человеческая деятельность нуждается в координации.

(это и производство, и  государство, города и территории, отрасли, больницы и институты,  церкви и органы социального  обеспечения). 

Практика управления существует примерно семь тысячелетий, и она имеет такую же древнюю историю, как и сами организации. Ярким примером тому могут служить пирамиды страны загадок – Египта, подтверждающие, что их строительство потребовало организации и координации работы значительного количества людей. Египтяне впервые осознали необходимость планирования, координации деятельности людей и контроля за ее результатами.

  За 400 лет до н.э. Сократ  сформировал принцип универсальности  управления и рассматривал управление  как особую сферу человеческой  деятельности (управление государством, трудом, торговлей, войсками). Он отмечал, что главное в управлении –  это поставить нужного человека  на необходимое место и добиться  выполнения сделанных ему указаний.

  Платон (428−348 гг. до н.э.) сделал попытку сформулировать  принцип специализации в управлении.

   Александр Македонский (325 г. до н.э.) создал для военных  нужд первый штаб и развил  теорию и практику управления  войсками.

   Значительное развитие  получило управление в Римской  империи. Применение линейной структуры  управления позволило укрепить  могущество Римской империи.

 

Имеющиеся исторические материалы свидетельствуют, что управление в античном мире сильно отличалось от современного.

Однако и в древности имелись организации с формальными структурами управления, которые управлялись так же, как и в настоящее время, благодаря созданию оптимальной структуры управления.

     Примером  может  служить католическая церковь, имеющая  наиболее рациональную структуру  управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

     Современные  военные организации        в целом имеют структуру, похожую  на структуру управления военных  организаций Древнего Рима. Поиски рациональных подходов к управлению усиливались по мере становления и развития капиталистического общества. Мощный толчок на развитие управления оказала промышленная революция XVIII − начала XIX вв., ознаменовавшая переход к средним и крупным предприятиям.

     Адам Смит (1723−1790) описал принцип «экономического  человека», стремящегося к обогащению  и удовлетворению личных потребностей.     Фактор мотивации учеными того  периода стал рассматриваться  как один из рычагов успешного  управления. А. Смит уделял значительное  внимание и таким вопросам  управления в новых условиях, как разделение труда, организация  производственного контроля на  фабрике и др.

На зарождение менеджмента как особого самостоятельного вида деятельности и науки повлияли:

промышленная революция, развитие машинного и индустриального способа организации производства и связанное с ними возрастание требований к управлению;

образование крупных предприятий, увеличение масштабов и сложности управленческой деятельности, которые могут быть выполнены квалифицированно только специально подготовленными работниками управления;

возрастание конкуренции и рыночной стихии, увеличение масштабов производственно-экономических и рыночных связей, что вызывает и диктует необходимость профессионального подхода             к управлению;

ориентация многочисленных субъектов рыночной экономики на прагматизм, т. е. на полезность и эффективность, ориентация на умение использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, что может быть достигнуто только при предпринимательском подходе к управлению.

 

Таким образом, говоря словами основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора,

 

 «искусство научного  управления − это эволюция, а  не изобретение».

 

 Менеджмент − это  управление, направленное на успех.

Этапы управленческих революций менеджмента: Религиозно-коммерческий  5-4тыс.лет  назад и связана с коммерческой деятельностью священнослужителей Связана с  вавилонским правителем Хаммурапи (1792-1750 до н.э., который создал свод законов, регулирующих сферы жизни общества; Производственно-строительная – это время царствования Навуходоносора 11 (605-562 до н.э.) использовались различные методы и системы контроля  качества;

Методология менеджмента: Сущность менеджмента

Концепции управления

Цели и критерии управления

Миссия и философия менеджмента

Закономерности управления

Принципы управления

Ресурсы менеджмента: Власть в менеджменте

Персонал управления

Информация управления

Техника управления

Процесс менеджмента: Декомпозиция управления

Функции управления

Задачи и операции управления

Технология управления

Решения управления

Организация менеджмента: Структура управления

Методы управления

Регламенты управления

Организация труда в управлении

Научная школа есть система взглядов, включающая концепцию и методологию, теорию и практику управления. Подход с позиции науки  управления.

Административный подход базируется на классической (административной) школе в управлении.  

 Подходы с точки  зрения человеческих отношений  и науки о поведении в теоретическом  и практическом плане изучаются  школой психологии и человеческих  отношений.

Подход с точки зрения количественных методов характеризуется использованием в управлении количественных методов и представлен школой науки управления (количественной школой). Количественная школа связана с применением в управлении компьютерной техники,

Школа научного управления:

 Использование научного  анализа для определения лучших  способов выполнения задач

 Отбор работников, лучше  подходящих для выполнения задач  и их обучение

 Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач

 Систематическое и  правильное использование материального  стимулирования для повышения  производительности

 Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.

Административная 

(классическая )школа Развитие принципов управления.

- Описание принципов управления.

 Систематизированный  подход к 

  управлению всей организации.

Школа человеческих отношений и науки о поведении  Применение приемов управления межличностными отношениями  для повышения степени их удовлетворенности и производительности

- Применение наук о  человеческом поведении к управлению  и формированию организации таким образом, чтоб каждый человек мог быть полностью использован  в соответствии с его потенциалом

Школа  науки управления  Углубление понимания сложности управленческих проблем   благодаря  разработки и применения моделей

- Развитие количественных  методов  в помощь руководителям принимающим решения в сложившихся ситуациях

Процессный подход к управлению возник в «недрах» классической школы и рассматривает управление как  единый процесс воздействия на  организацию через серию взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, мотивация и контроль. Можно отнести также управление персоналом, поддержание лидерства в коллективе, оценка внешней и внутренней среды организации и др.Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, и как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как цели, задачи, структура, люди, техника и технология. Благодаря взаимосвязанным отношениям здесь осуществляется процесс саморегулирования применительно к изменяющимся условиям и факторам внешней среды.Ситуационный подход (кейсовый) тесно связан с системным подходом       и увязывает приемы управления и решения со сложившейся ситуацией. Для каждой ситуации должен быть свой сценарий управления  как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет определить, что управленцы при постановке задач руководствуются правилами, нормами поведения, положениями, которые составляют закономерность отношений между различными структурами управленческой системы  -  закономерность. Закономерность проявляется в принципах менеджмента. Принципы управления – это основные правила,  вытекающие из объективных экономических законов и закономерностей общественного развития. Этот термин ввел впервые Ф.Тейлор  в 1911году опубликовав работу под названием «Принципы научного менеджмента». Принципы управления – основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

Альфред Причард Слоун (1875-1966)

Alfred P. Sloan Альфред П. Слоун родился в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) в 1875 году.

В 1895 году по окончании Массачусетского технологического института, он получил диплом инженера-электрика и устроился конструктором в Hyatt Roller Bearing Company в Харрисоне (штат Нью-Джерси). Карьера Слоуна началась с должности чертежника на небольшом механическом заводе в городе Ньюарк, куда он устроился, в 17 лет, окончив Массачусетский технологический институт. Через некоторое время по его предложению завод начал производство шарикоподшипников, а сам Слоун был назначен президентом новоиспеченной компании. Среди предприятий, на которые Слоун поставлял свою продукцию, была корпорация «Дженерал Моторс»; ею руководил Уильям Дюрант. В 1916 году он предложил Слоуну присоединиться к его корпорации, а уже через два года Альфред стал членом ее директората. Поглощение фирм, производивших различные марки и детали машин, было излюбленным способом Дюранта развивать свое предприятие.

В рамках корпорации эти фирмы действовали как самостоятельные хозяйственные единицы. Их работа не координировалась из центра и не подчинялась единой финансовой и ценовой политике. Весной 1916 года Уильям С. Дьюрант, основатель General Motors Corporation (GM), предложил Слоуну продать Hyatt холдинговой компании United Motors Corporation.

После того, как в 1918 году United Motors слилась с General Motors, Слоун стал совмещать пост президента United Motors с обязанностями вице-президента GM.

В 1923 году Слоун стал главным администратором и президентом GM. В 1920 году в Америке началась экономическая депрессия, вызвавшая обвальное падение прежде стабильного спроса на автомобили. Из-за неэффективного управления «Дженерал Моторс» не успела среагировать на изменившиеся рыночные условия. На ее складах пылились сотни тонн неликвидного сырья и тысячи нераспроданных машин. Курс акций резко снизился. Дюрант организовал скупку акций из собственных средств, разорился и ушел в отставку. Его место занял руководитель химического концерна «Дюпон де Немур» Пьер Дюпон. В 1923 году Дюпон передал пост президента Альфреду Слоуну.

Лидером рынка в то время был «Форд Мотор», выпускавший миллионы дешевых, надежных, но однообразных автомобилей и почти полностью контролировавший сферу низких цен. Бороться с Фордом на его поле было бы самоубийством. Однако новому президенту «Дженерал Моторс» удалось вывести компанию в лидеры. Корпорация имела пять производственных линий, выпускавших модели «Шевроле», «Понтиак», «Бьюик», «Олдсмобил» и «Кадиллак». Слоун предложил распределить автомобили по разным ценовым категориям так, чтобы рынки их сбыта не перекрывали друг друга. Таким образом продукция «Дженерал Моторс» оказалась на первых местах в каждой ценовой нише, привлекая и того, кто был согласен заплатить немного больше за лучшую модель, и того, кого привлекала низкая цена машины, близкой по качеству к более дорогой модели конкурента.

Информация о работе Возникновение науки об управление