Возникновение науки об управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Наука и практика управления изучают исторический процесс возникновения, развития и смены идей и концепций менеджмента.
Искусство управления характеризует способность руководителя творчески применять азы науки управления к реальностям сложившейся ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

история управленческрй мысли.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

 

Новая управленческая технология требовала более эффективной организации производства. Слоун заставил конкурировать между собой полуавтономные подразделения компании, одновременно усилив вертикальные и горизонтальные связи между ними. В отличие от Форда, действовавшего по принципу «Корпорация — это я», Слоун не стремился делать все сам. Он делегировал полномочия менеджерам высшего и среднего звена, оставив за собой разработку общей стратегии. Показательно, что Слоун не пошел по пути своих коллег Опеля, Бенца, Крайслера и Форда и не стал называть автомобили своим именем. Одним из важнейших достижений Слоуна, позволившим закрепить успех корпорации и уже через пару десятилетий ставшим непременным атрибутом американского образа жизни, оказалось введение ежегодной модели.

 

Создавая ежегодную модель, Слоун формировал у потребителей новую потребность — потребность в новом. Отныне автомобиль стал вещью, способной выходить из моды, как выходит из моды прошлогоднее платье. По словам Слоуна, в автомобильной индустрии стали действовать законы парижских модельеров. Для изучения спроса Слоун создал специальные экспертные группы. На основе их отчетов в отделе модернизации разрабатывались формы радиатора, очертания и цвет кузова. Впервые в число конструкторов вошли женщины. В 1927 году для «Кадиллака» применялось около 500 различных оттенков, которые можно было подбирать под цвет глаз и вечерних туалетов.

 

Таким образом, само понятие «потребление» наполнялось новым содержанием, приобретая ярко выраженный знаковый характер. Если автомобиль Форда был не более чем средством передвижения, то Слоун наделил свое детище множеством новых сверхчувственных свойств. Ежегодная модель стала способом выражения некоторой позиции, одеждой и языком, на котором говорит ее владелец. Но самое главное, автомобиль превратился в видимый и доходчивый символ личного прогресса, позволяющий людям даже в условиях демократии демонстрировать свой социальный статус. В 1937 году был избран председателем совета директоров.

…Слоун оставил пост президента в 1937 году из-за прогрессировавшей глухоты и, будучи одним из самых богатых людей мира, посвятил остаток жизни размышлениям, как потратить деньги. К тому времени уже существовал основанный им благотворительный фонд, а через несколько лет был открыт онкологический институт.

В 1956 году он стал почетным председателем компании и оставался в этом качестве до конца жизни. Альфред Слоун является автором одной из основных идей маркетинга, а именно, что рынки можно проектировать и создавать, и что при помощи изменения и усовершенствования новых вариантов одного и того же продукта можно продавать его снова и снова. Он показал также, насколько важной является правильная организация финансовой деятельности компании и предложил комплексную систему управления, предполагающую наличие менеджеров с разным уровнем ответственности, каждый из которых получает указания от вышестоящего управленца.

Выработанная под руководством Слоуна организационная схема “Дженерал Моторс” считается классической, а сформулированные им качества, которыми должен обладать менеджер, можно назвать катехизисом делового человека нашего времени. Прежде всего это следующие свойства:

умение управлять – постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения;

приверженность к фактам – неустанный поиск истины;

открытость мышления – стремление к беспристрастному анализу;

смелость – готовность идти на риск, рассчитав его цену;

справедливость – уважение прав других людей и организаций;

принципиальность – стремление отстаивать свою точку зрения;

лояльность – готовность пожертвовать личным в интересах дела;

движение вперед – создание условий для лучшего выбора.

 

АНРИ ФАЙОЛЬ: Администрирование и управление. Специальные качества и знания менеджера. Французский горный инженер,

 теоретик и практик  менеджмента

Основатель административной

(классической)

школы управления

Возникновение административной школы управления главным образом связано с именем Анри Файоля (1841—1925), который является создателем так называемой теории администрации.

 

 

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта, которые начинали свою карьеру простыми рабочими и акцентировали свое внимание на совершенствовании процесса функционирования организации, Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888—1918) он занимал пост генерального управляющего крупной французской горнодобывающей и металлургической компании "Комамбо".Теория администрирования А.Файоля состоит из 2 частей:

1) Функции управления (т.е. то, что делает руководитель)

2) Принципы управления( т.е., как руководитель делает это) Файоль выделяет пять функций управления, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления.

Функции управления по Файолю [Файоль. "Общее и промышленное управление" ]:

Предвидение

Организация

Распорядительство

Координация

Контроль

Файолем были сформулированы получившие

   широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые. Разделение труда. В то время уже никем не оспаривалось положение, что разделение труда производственного персонала ведет к эффективности использования рабочей силы. По аналогии А. Файоль утверждал, что это положение справедливо и для управленческого труда.

2. Власть и ответственность. Они взаимосвязаны между собой, причем ответственность является  следствием и естественным продолжением 

 

       власти. Сама власть может быть официальной, основанной на занимаемой административной  должности, или неофициальной, основанной  на авторитете личности. Но ни  одна из них немыслима без  ответственности, которая требует  от руководителя определенного  мужества. Боязнь ответственности  может парализовать инициативу  и служить препятствием реализации  власти.

3. Дисциплина, под которой  подразумевается, прежде всего, повиновение  и соблюдение определенных соглашений  между работником и руководителем.

4. Единоначалие, т.е. работник  должен получать приказания только  от одного начальника.

5. Единство руководства. Это означает, что каждая совокупность  видов деятельности, направленных  на достижение одной цели, должны  иметь одного руководителя и  один план.

6. Подчинение индивидуальных  интересов общим. Если между двумя  сотрудниками возникают разногласия, то организация должна примирить  их, защищая при этом собственные  интересы.

7. Вознаграждение. Количество  и методы оплаты труда должны  быть справедливыми и предоставлять  сотрудникам максимальную возможность  удовлетворит свои потребности. 8. Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.

9. Скалярная цепь (иерархия)- это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством которой реализуется власть.

Количество звеньев этой цепи должно определяться из интересов дела.

 

 

10. Порядок, т.е. каждый работник  должен иметь свое рабочее  место и находиться на этом  месте.

11. Справедливость. Лояльность  и преданность персонала должны  обеспечиваться сочетанием доброты  и справедливости со стороны  администрации.

12. Стабильность пребывания  в должности. Работнику требуется  определенное время для овладения  приемами работы на должном  профессиональном уровне, а излишняя  текучесть кадров является причиной  и следствием плохого управления.

13. Инициатива. Поскольку  любой мыслящий человек получает  удовлетворение от обдумывания  и реализации планов, то администрация  должна предоставлять работникам  такую возможность.

14. Корпоративный дух (единение  персонала). Гармония между персоналом  является огромной силой организации.

Для работы с персоналом большое значение имеют личностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:

 

 физическое здоровье;

 интеллектуальные способности;

 моральные качества;

 образование;

 умение работать с  людьми;

 компетентность в деятельности  предприятия.

 

Генри Форд Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель "Форд мотор компании" (Ford Motor Company).

Производство практичных и недорогих автомобилей, которое организовал Генри Форд, позволило улучшить жизнь множества людей во всем мире. Внедрив конвейерную сборку, Форд не только наладил массовый выпуск автомобилей, но и направил развитие промышленности по новому пути. Генри Форд появился на свет в поселке Спрингфилд в штате Мичиган 30 июля 1863 года. Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд, которые владели преуспевающим фермерским. В 1879 (в 16 лет) получил место ученика машиниста в Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных компаниях. В эти же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело. "31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль № 5 000 000. Теперь он стоит в моем музее, рядом с маленькой газолиновой тележкой, с которой я начал свои опыты и которая в первый раз пошла весной 1893 года к моему великому удовольствию. Та маленькая старая тележка, несмотря на свои два цилиндра, пробегала двадцать миль в час и выдерживала, при своем резервуаре всего в 12 литров, полных шестьдесят миль." (Генри Форд, "Моя жизнь, мои достижения", 1922). В 1891 году Форд стал инженером компании Edison Illuminating, а через два года был назначен главным инженером компании. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили Форду больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания .

 Первый двигатель внутреннего  сгорания Форд собрал на кухне  своего дома. Вскоре он решил  поставить двигатель на раму  с четырьмя велосипедными колесами. Так в 1896 году появился квадроцикл – транспортное средство, которое стало первым автомобилем Ford. Уволившись в 1899 году из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, Форд успел собрать несколько гоночных автомобилей. Форд сам принимал участие в автогонках и в октябре 1901 года сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона. Компания Ford Motor появилась в 1903 году. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который держал 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 - 1919 и в 1943 - 1945). В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно появление модели «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам. К 1927 году, когда "Модель Т" была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых "Жуков" немецкой. В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров за 105 568 858 долларов США и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он и занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной кончины сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля компании. В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду II. В мае 1946 года Генри Форд старший был удостоен почетной премии за заслуги перед автопромышленностью, а в конце этого же года Американский институт нефти (American Petroleum Institute) вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом. Передав, наконец, дела компании своему внуку, г-н Форд спокойно жил со своей женой, Кларой, в своем имении «Фэа Лейн», в Дирборне до своей смерти 7 апреля 1947 г., в возрасте 83 лет. Вскоре после его смерти, два его младших внука – Бенсон и Вильям Клэй – приняли на себя больше ответственности в делах компании.

 

Макс Вебер Макс Вебер (21 апреля 1864, Эрфурт – 14 июня 1920, Мюнхен) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В 18 лет поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. В 1989 защитил диссертацию, в 1893 – женился  (жена – Марьяна Вебер). В 1994  становится профессором во Фрейбурге  После получения наследства в 1907 году, в течении нескольких лет полностью посвящает себя научно-исследовательской и публицистической деятельности. В 1914 году – вначале 1-й мировой войны поступает на государственную службу и до конца 1915 года руководит группой госпиталей Гейдельбергского района. В 1916 году в качестве эксперта  принимает участие в официальных миссиях - в подписании капитуляции Германии, разработке Веймарской конституции. После войны в качестве профессора преподает в различных университетах Германии (Берлине, Гейдельберге, Мюнхене). Основные труды: «Аграрная история древнего мира» (русс.изд. -1925), «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйство и общество» (1910-1914). Высоко ценил дух свободы, самостоятельные действия, свободные решения как возможности для существования и самоутверждения личности. Но предполагал, что демократические идеалы свободы остались в прошлом раннего капитализма, а стремление жить и действовать в соответствии с ними наталкивается на все большие трудности.

        По  его мнению, формализованные и  бюрократизированные структуры  «зрелого» капитализма  навязывают  индивиду соответствующий стиль  поведения и образ жизни —  и капитализм перестает быть  делом свободного решения личности. «Судьба   нашей   эпохи  с  характерной  для   нее   рационализацией, интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира заключается в  том, что  высшие  благороднейшие  ценности  ушли  из  общественной  сферы  или  в потустороннее   царство  мистической   жизни,   или   в  братскую   близость непосредственных отношений отдельных  индивидов  друг  к другу». «Современному человеку трудно и труднее всего молодому поколению - быть вровень с этими буднями. Всякая погоня за "переживаниями" вырастает из данной слабости. Ибо не иметь сил взглянуть в суровое  лицо  судьбы,  судьбы времени, и есть слабость).

        «Мы  можем,  если  понимаем свое  дело, заставить  индивида --  или по крайней  мере помочь ему -- дать  себе отчет в  конечном смысле собственной  деятельности».

         (Эти цитаты из прочитанной  Вебером лекции - зимой 1918 г., в Мюнхенском  университете, превратившейся в  программную речь,  подвела  итог  его более чем  тридцатилетней  деятельности  в  области  политической  экономии, социологии,   философии  истории). Как один из талантливейших ученых и социальных мыслителей своего времени, М.Вебер оказал огромное влияние на  развитие ряда наук, в том числе  управленческой мысли и взглядов на менеджмент.

Информация о работе Возникновение науки об управление