Война в Ираке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть причины, предпосылки, подготовку и ход войны в Ираке.
Задачи:
- рассмотреть Причины и предпосылки. предысторию конфликта;
- описать причины, приведшие к началу войны;
- исследовать подготовку к началу конфликта;
- рассмотреть ход войны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ………………………………..

2 ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ В ИРАКЕ……………....
2.1 Ближний Восток – зона геополитических и
экономических интересов и плацдарм боевых действий США:
постановка проблемы………………………………………………….
2.2 Подготовка наступательной операции…………………………....

3 ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ВОКРУГ ВОЙНЫ В ИРАКЕ…………………………………………….
3.1 Политическая обстановка вокруг войны в Ираке …………..
3.2 Ход боевых действий ……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ
3

6

13


13
25


37
37
40


52

54

Вложенные файлы: 1 файл

отправить ВОЙНЫ В ИРАКЕ_нов.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Заявления, в том числе и жесткие, призывающие немедленно остановить боевые действия и вернуть ситуацию в русло урегулирования кризиса политико-дипломатическими средствами в рамках ООН с соблюдением норм международного права и на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности, действительно имели место - в Совбезе прозвучали выступления представителей более 70 государств. Но никаких резолюций или хотя бы заявлений, осуждающих действия Вашингтона и Лондона, принято не было. Да и не могло быть принято - право вето позволяло США заблокировать любую резолюцию, осуждающую войну в Ираке.

Вместе с тем отсутствие единой позиции по вопросу применения силы против Ирака среди 19 государств-членов Североатлантического альянса вызвало серьезный внутренний кризис в самой организации. Так, обращение премьер-министра Турции А. Гюля с ходатайством о применении четвертой статьи Североатлантического договора, предусматривающей оказание военной помощи государству, находящемуся под угрозой агрессии, на совещании представителей 19 стран альянса (11-12.02.03 г., Брюссель) было заблокировано Францией, Германией и Бельгией в связи с тем, что, по мнению этих стран, иракский кризис еще можно разрешить мирным путем. Только после длительных дебатов представители 18 стран-участниц альянса на заседании Комитета военного планирования НАТО (16.02.03 г., Брюссель) проголосовали за проект решения, предусматривающий оказание Турции помощи в соответствии со статьей 4 Вашингтонского договора о помощи в обеспечении ее безопасности. В документе оговорено размещение на территории Турции дополнительных средств ПВО, подразделений химической защиты, элементов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией "АВАКС". Решение было принято в отсутствие представителя Франции, которая с 1966 года не является членом военной организации НАТО [29, с. 2].

Раскол по иракской проблеме стал очевиден и в Европейском союзе. Лидеры стран ЕС 17 02.03 г. провели внеочередной саммит по вопросу выработки единой позиции по отношению к кризису вокруг Ирака Франция, Германия и Греция настаивали на продолжении инспекций иракских объектов. Перед началом заседания президент Франции Ж Ширак вновь заявил, что Париж не видит необходимости в принятии СБ ООН новой резолюции, разрешающей применение силы для разоружения Ирака. Кроме того, Ж. Ширак обвинил в безответственности руководителей стран кандидатов в ЕС за поддержку позиции США, заявив, что "при первом трудном испытании они отказались от совместных действий с Евросоюзом" Тем самым он дал понять Польше, Венгрии, Чехии, Болгарии и Румынии, что их прием в ЕС может оказаться под угрозой.

Однако несмотря на достигнутые в рамках НАТО и ЕС компромиссные варианты по дальнейшему разоружению Багдада посол Великобритании в ООН Дж. Гринсток 24.02.03 г. официально представил на рассмотрение Совета Безопасности проект новой революции ООН по Ираку, подготовленный США, Великобританией, Испанией и легализующий военную операцию против Багдада.

Кроме того, после отчета 7 марта на Совете Безопасности ООН руководителя комиссии ООН по разоружению Ирака Х.Бликса, в котором было отмечено, что Багдад "постепенно идет на более конструктивное сотрудничество с инспекторами и для решения вопросов его разоружения потребуются еще несколько месяцев", Великобританией при поддержке США, Испании и Болгарии были внесены поправки в предложенную ранее резолюцию, в которых содержатся ультимативные требования к правительству Ирака по выполнению всех требований предыдущей резолюции Совета Безопасности ООН №1441 до 17 марта. Главы внешнеполитических ведомств России, Франции, Китая высказались против нового предложения, санкционирующего проведение военной операции против Ирака. По их мнению, мирное разоружение Ирака на сегодняшний день является оптимальной альтернативой военной операции [4, с. 15].

На этом фоне Ирак прибег к беспрецедентным действиям, стремясь убедить мировое сообщество в том, что он готов к безоговорочному сотрудничеству с международными инспекторами. Подтверждением этому стало начало процесса уничтожения ракет "Аль-Самуд-2" (по состоянию на 13.03.03 г. из 120 ракет было ликвидировано 58 и 19 боеголовок к ним). Кроме того, после заявлений о том, что все химические и боевые биологические препараты были уничтожены почти десять лет назад, иракская сторона представила инспекторам места недавних захоронений авиабомб, снаряженных спорами сибирской язвы, афлотоксина и ботулизма. Ирак также полностью отверг выдвинутые в его адрес обвинения о наличии у него беспилотных летательных аппаратов с дальностью полета свыше 150 километров. По мнению иракской стороны, инспекторы ООН обнаружили опытный образец радиоуправляемого самолета, предназначенного для проведения аэрофотосъемок местности, дальность полета которого не превышает 10 километров [12, с. 6].

Первая половина марта месяца характеризовалась активными шагами, как сторонников мирного решения иракского вопроса, так и выступающими за силовые методы, а также привлечением в свои лагеря новых союзников. 12 марта Великобритания официально распространила в Совете Безопасности ООН шесть требований к С. Хусейну, по которым будет делаться вывод о выполнении Ираком резолюции № 1441. В соответствии с документом С.Хусейн должен был:

- сделать заявление на арабском языке, в котором обязан признать, что больше не собирается производить или хранить ОМП;

- обеспечить выезд за рубеж минимум 30 иракских ученых с семьями для интервью с международными инспекторами;

- заявить о том, что все имеющиеся запасы возбудителей сибирской язвы уничтожены, и предоставить надежные доказательства;

- полностью уничтожить все ракеты "Аль-Самуд-2";

- предъявить все имеющиеся беспилотные летательные аппараты, а так же сообщить обо всех деталях проведенных испытаний специальных устройств для этих аппаратов, которые могут распылять химическое и бактериологическое оружие;

- предъявить и передать международным инспекторам ООН все мобильные мощности по производству биологического и химического оружия [12, с. 8].

Отмечается, что в случае согласия официального Багдада с данными требованиями Лондон был готов перенести крайний срок разоружения с 17 марта до конца текущего месяца.

Официальный Ирак отказался от выполнения новых требований, мотивировав свой отказ тем, что они не имеют под собой реальной почвы, так как он полностью выполняет все рекомендации международных инспекторов ООН по разоружению в строгом соответствии с резолюцией. Ответ Ирака послужил толчком к принятию сторонниками силовых методов конкретных действий. 18 марта руководители США, Великобритании и Испании собрались на экстренное совещание на Азорских островах. По результатам этой встречи Дж. Буш предъявил руководству Ирака ультиматум, в котором С. Хусейну предлагалось в течение 48 часов покинуть страну вместе со своими сыновьями. Срок ультиматума истекал 20 марта к 4 часам утра [5, с. 1].

Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что появление в лексике администрации Дж. Буша формулы «оси зла», на которую были «посажены» Ирак, Иран и КНДР, относится к периоду первого осмысления событий, произошедших на территории США 11 сентября 2001 г. Террористические акции, в результате которых были разрушены здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, нанесен ущерб зданию Пентагона в Вашингтоне и погибли тысячи американских и иностранных граждан, оказали шокирующее воздействие на американцев и вынудили администрацию Белого дома разработать и осуществить экстренный план реагирования на этот вызов [11, с. 39].

Второй момент, который следует внимательно рассмотреть, это очень удобное и многообещающее вписывание идеи «оси зла» в общую стратегию Вашингтона по усилению американского политического, военного и экономического присутствия в Черноморско-Каспийском регионе, водородные ресурсы которого представляют для США и в целом Запада несомненный, более того - стратегический интерес.

Не менее важным представляется и третий вполне реальный мотив атак на Ирак. На Ближнем Востоке между палестинцами и Израилем уже несколько лет идет ожесточенная борьба не на жизнь, а на смерть. Нанесение нокаутирующего удара по Ираку с последующей сменой правящего режима в этой стране, являющейся непримиримым противником еврейского государства, отвечает интересам как самого Израиля, так и США, где существует мощное произраильское лобби [36, с. 91].

Реальность начала военных действий стала неотвратимой и в этих условиях США и Великобритания развязали агрессию без санкции Совета Безопасности ООН [23, с. 3].

 

 

2.2 Подготовка наступательной операции

 

«В ходе подготовки и проведения США и Великобританией военной операции против Ирака одну из ключевых ролей сыграло ее тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение (ИПО).

Одной из первостепенных задач этой операции явились реализация положений концепции информационной войны и проведение психологических операций на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях. В мероприятиях по ИПО агрессии против Ирака были комплексно задействованы официальные информационно-пропагандистские структуры, СМИ, а также силы и средства ПсО ВС США и Великобритании. Основными объектами информационно-психологического воздействия являлись мировое общественное мнение, собственное население, а также военно-политическое руководство, вооруженные силы и население Ирака.

Функцию координатора работы по информационно-психологическому обеспечению агрессии против Ирака на стратегическом уровне выполнял официальный представитель Белого дома Ари Флейшер. Под его непосредственным руководством ежедневно проводились брифинги для представителей основных телеканалов и информационных агентств. В брифингах принимали участие два ключевых координатора Белого дома по работе с американскими и международными СМИ, официальные представители госдепартамента и Пентагона, а также старший представитель премьер-министра Великобритании. Помимо этого, недавно созданным отделом глобальных коммуникаций Белого дома (Global Communications Office) осуществлялась ежедневная рассылка информационных сводок, в которые были включены данные о потерях иракской армии и успехах коалиционных войск.

Разработка содержания информационного обеспечения боевых действий была поручена трем аналитическим центрам, тесно связанным с администрацией США: Potomac Institute for Policy Studies, Rand Corporation и American Enterprise Institute (AEI). Последнее учреждение играло главную роль.

«Черной» пропагандой на зарубежную аудиторию занималась также частная компания Рендон групп (Rendon Group), возглавляемая Джоном Рендоном. Rendon Group участвовала в информационной кампании по осуждению и разоблачению вторжения Ирака в Кувейт, а также во время операции «Буря в пустыне». Главная задача группы - дезинформация, рассчитанная, прежде всего, на зарубежных журналистов. Во время «Бури в пустыне» координацией ее деятельности занимался учрежденный Пентагоном отдел стратегического влияния.

В первой половине 2002 г. руководство США развернуло широкомасштабную информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на формирование международного общественного мнения, а также благоприятных условий внутри Ирака в рамках подготовки к проведению военной операции в этой стране. Интенсивность и масштаб мероприятий психологического воздействия в течение года непрерывно возрастали, достигнув наибольшей активности к моменту начала боевых действий.

Основные тезисы стратегического ИПО военной операции против Ирака сводились к утверждениям о правомерности и соответствии военной акции нормам международного права, обвинениям режима С. Хусейна в саботаже работы инспекторов ООН, дезинформации мирового сообщества о наличии в Ираке оружия массового поражения, показу военной мощи американо-английской коалиции и стремления союзников избегать жертв среди мирного населения.

О некотором изменении общей тактики ведения информационной войны указывает то, что с первых дней военной операции американо-британскими войсками не была уничтожена информационная инфраструктура Ирака. Между тем, согласно директиве КНШ (Концепция борьбы с системами управления) телекоммуникационные системы противника должны быть выведены из строя в первую очередь. Отказ от применяемой ранее тактики объясняется первоначальными планами военного руководства коалиционных войск использовать информационную структуру Ирака впоследствии в своих целях.

Работа с представителями СМИ, освещающими боевые действия непосредственно на месте событий, была организована на основе опыта операции «Буря в пустыне», когда для представителей зарубежных изданий были созданы специальные журналистские «пулы», а корреспонденты телеканалов стран коалиции могли беспрепятственно сопровождать войска.

В рамках работы с журналистами зарубежных СМИ американо-британской коалицией в Катаре был создан международный пресс-центр, оснащенный цифровыми телефонными и интернет-линиями и спутниковой связью. В первые дни войны работа пресс-центра подверглась сильной критике со стороны аккредитованных в нем журналистов. За первые три дня боевых действий в нем не было проведено ни одного брифинга. В этих условиях журналистам, дежурившим в пресс-центре, зачастую приходилось брать интервью друг у друга.

При проведении брифингов в пресс-центре представители коалиционных войск использовали тактику дозированной подачи информации, ответов на вопросы журналистов, а также подтверждений и опровержений информации, предоставленной министерством информации Ирака и независимыми арабскими СМИ. Сразу после того, как по некоторым зарубежным новостным каналам проходила информация об уничтожении техники или военнослужащих коалиционных войск, в пресс-центре проводился брифинг, где до журналистов доводили, что такая информация является иракской пропагандой. Такой стиль работы был успешно использован американцами в ходе агрессии против Югославии, когда вся информация, идущая вразрез с официальной позицией командования операцией, решительно опровергалась. Подтверждения давались только после демонстрации в СМИ кадров уничтоженной американской техники, и то не сразу, а спустя несколько дней, когда актуальность происшествия теряла смысл.

Информация о работе Война в Ираке