Война в Ираке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть причины, предпосылки, подготовку и ход войны в Ираке.
Задачи:
- рассмотреть Причины и предпосылки. предысторию конфликта;
- описать причины, приведшие к началу войны;
- исследовать подготовку к началу конфликта;
- рассмотреть ход войны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ………………………………..

2 ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ В ИРАКЕ……………....
2.1 Ближний Восток – зона геополитических и
экономических интересов и плацдарм боевых действий США:
постановка проблемы………………………………………………….
2.2 Подготовка наступательной операции…………………………....

3 ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ВОКРУГ ВОЙНЫ В ИРАКЕ…………………………………………….
3.1 Политическая обстановка вокруг войны в Ираке …………..
3.2 Ход боевых действий ……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ
3

6

13


13
25


37
37
40


52

54

Вложенные файлы: 1 файл

отправить ВОЙНЫ В ИРАКЕ_нов.doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

Информационным структурам США и Великобритании удалось достичь определенных успехов в ИПО агрессии против Ирака. В частности, проведение информационной кампании способствовало обоснованию необходимости начала «превентивной» войны против режима Саддама Хусейна, угрожающего всему человечеству оружием массового поражения. За счет того, что несколько десятков стран формально высказались за проведение одностороннего силового воздействия, информационные структуры коалиции создали видимость поддержки мировым общественным мнением своих действий.

Ведение массированной дезинформации позволило ввести в заблуждение как войска и население Ирака, так и мировое общественное мнение. При этом особое внимание уделялось информационной нейтрализации стран, выступивших с резкой критикой агрессии (Франции, ФРГ, России).

Новые формы информационно-психологического обеспечения, такие как внедрение журналистов, представляющих СМИ США и Великобритании, в боевые подразделения, позволили добиться существенной поддержки боевых действий общественностью стран коалиции.

Наряду с этим, информационные структуры США и Великобритании на разных этапах операции испытывали определенные трудности в ИПО. Так, попытки США воздействовать на принятие в СБ ООН резолюции, санкционирующей применение силы против Ирака, и последующие за этим односторонние боевые действия негативно сказались на международном имидже Соединенных Штатов и Великобритании. Большинство государств мира восприняло силовую акцию в обход санкций СБ ООН как агрессию.

Информационная война на начальном этапе операции против Ирака была проиграна за счет того, что большинство мировых агентств и СМИ, исходя из позиций своих стран, фактически оказывали нейтрализующее воздействие на попытки информационного доминирования США и Великобритании в освещении боевых действий. США также оказались в информационной зависимости оправдывать цели войны после того, как после завершения операции ОМП в Ираке так и не было найдено.

Информационные структуры США оказались не готовы к высокому уровню информационного противодействия со стороны соответствующих структур Ирака. В частности, массированную кампанию по дезинформации пришлось прекратить ввиду того, что большинство фактов быстро опровергалось, что негативно сказывалось на авторитете американских и британских информагентств.

К непосредственной подготовке военной операции, получившей на стадии подготовки название "Шок и трепет", а впоследствии "Свобода Ирака", министерство обороны США приступило в сентябре 2002 года Основное планирование операции было осуществлено в течение 10-14 дней [30, с. 15].

Объявленными целями военной операции "Свобода Ирака" стали свержение президента страны С Хусейна, насильственное разоружение Ирака, а также поиск и нейтрализация оружия массового поражения. Однако, скорее всего, Вашингтон проведением данной операции намеревался обеспечить экономическую безопасность США и установить полный контроль над основным нефтедобывающим регионом мира, где сосредоточено более 60 процентов мировых запасов нефти. В отличие от операции 1991 г, в этой войне высшее военное командование США сделало ставку на проведение молниеносной воздушно-наземной кампании, так как понимало, что вследствие эмбарго на поставку в Ирак военной техники из других стран, осуществлявшуюся с 1991 г., состоящие на вооружении авиационная техника и средства ПВО не обновлялись и не ремонтировались, поэтому ВВС и ПВО Ирака не смогли оказать адекватного противодействия в воздухе [22, с. 2].

Замыслом операции "Шок и трепет" предполагалось нанесением воздушных ударов обеспечить полное господство в воздухе, нарушить систему военного и государственного управления Ирака и деморализовать его вооруженные силы, одновременно рассекающими ударами сухопутных войск с нескольких направлений расчленить основную группировку ВС Ирака и, не ввязываясь в бои тактического значения и блокируя войска Ирака в обороняемых ими районах (населенных пунктах), в кратчайшие сроки по обходным маршрутам выйти в глубь страны и овладеть важными стратегическими объектами - мостами, железнодорожными узлами, портами и плотинами, которые подготовлены к разрушению. К исходу третьих-пятых суток операции выйти к Багдаду и блокировать его. В последующем овладеть столицей Ирака, подавить отдельные очаги сопротивления и до конца марта установить полный контроль над всей территорией Ирака. Таким образом, на проведение всей операции отводилось до 10 суток.

5 февраля 2003 года госсекретарь США  Колин Пауэлл выступил на специальном  заседании Совета Безопасности  ООН, предоставив многочисленные  доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения [40, с. 2]. В 2004 году Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными.

Когда я делал доклад в феврале 2003 года, то опирался на самую лучшую информацию, которую мне предоставило ЦРУ. …К сожалению, со временем выяснилось, что источники были неточными и неверными, а в ряде случаев преднамеренно вводили в заблуждение. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом.

 

 

3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ВОКРУГ ВОЙНЫ В ИРАКЕ. ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

3.1 Политическая обстановка  вокруг войны в Ираке

 

Развитие событий вокруг Ирака дает серьезный повод для того, чтобы задуматься над современными тенденциями в мировой политике. Так получается, что нынешний иракский кризис ставит много вопросов, выходящих далеко за рамки очередной попытки Вашингтона приструнить еще одного строптивого и непослушного политического лидера одной их стран мира. Реально международное сообщество в общепринятом понимании этого термина, сегодня оказалась в весьма двусмысленной, более того - опасной ситуации. Мало того, что для человечества наряду с традиционными угрозами, преследующими его постоянно, возникла новая серьезная опасность в лице международного терроризма.

Гораздо более масштабная и системная угроза для него вызревает там, где многие ее, возможно, до последнего времени и не ожидали - в недрах современной политики Вашингтона, стремящегося под прикрытием или предлогом решения задач борьбы с международным терроризмом установить полный силовой контроль над стратегически важными районами мира, не считаясь при этом ни с интересами большинства своих союзников, ни с международно-правовыми нормами и уж тем более - с моралью.

С этой точки зрения суть нынешней ситуации, связанной с событиями в Ираке и других странах, хорошо объясняют три документа, предопределяющие стратегическую логику поведения и роль США.

1. Доклад Национального совета  США по разведке (декабрь 2000 г.) «О  развитии мировой ситуации до 2015 года», содержащий предупреждение о том, что к указанному сроку США столкнутся с проблемой энергетического кризиса. Причина - рост потребления энергоресурсов в других странах, особенно Китае, Индии, а также в Европе. В докладе прогнозируется, что к 2015 г. 4/5 ближневосточной нефти будет импортироваться в Восточную Азию. Даются рекомендации о необходимости сокращения зависимости США от импорта нефти. Эксперты рекомендуют сократить ежедневный импорт с 11 млн. баррелей до 5-6 млн.

2. Энергетическая программа Дж.Буша, опубликованная в мае 2001 г., где ставится задача увеличить потребление к 2040 г. до 23 млн. баррелей в день. Такие масштабные планы вызывают необходимость поиска новых источников энергетических ресурсов во всех районах мира и установления над ними жесткого контроля.

3. Новая стратегия национальной безопасности США, свидетельствующая о выборе путей выхода из предкризисного состояния, в котором находится американская экономика. Вашингтон рассчитывает решать эти проблемы преимущественно с помощью военной силы, устанавливая контроль над ключевыми ресурсными регионами мира, а также волевым введением гибких цен на нефть для себя и лояльных ему стран [20, с. 22].

  Авторами указанного документа  проигнорирована точка зрения  тех экономистов, которым выход  видится в структурной перестройке американской экономики и отказе от монетаристской модели развития. Эта идея, содержащаяся в новой стратегии национальной безопасности США, нашла отражение и в новой военной доктрине, зафиксировавшей ставку Вашингтона на военную силу.

Как сообщала газета «Красная звезда», экстренное заседание Совета Безопасности ООН по войне в Ираке, созванное по настоянию Лиги арабских государств и Движения неприсоединения завершилось скандалом. Американская делегация во главе с постоянным представителем США в ООН послом Джоном Негропонте демонстративно покинула зал заседания во время выступления иракского представителя в ООН. Мухаммед ад-Дури призвал членов СБ «сделать все, что в их силах, чтобы принять резолюцию, требующую прекращения войны и агрессии, и защитить иракский народ от нависшей над ним угрозы». Иракский дипломат также обвинил США и Великобританию в том, что те намерены вести против его страны войну на уничтожение [29, с. 2].

Важным аспектом в международной политике по иракскому вопросу являлась Россия, которая если и не обладала экономической мощью США, но имела в арсенале оружие массового поражения. Кроме того, на ряду с Китаем Россия олицетворяла собой противовес имперской политике штатов и их ближайших союзников.

После того как началась война в Ираке В. Путин сделал заявление, где, в частности говорилось: «Целый регион оказался под угрозой крупномасштабной гуманитарной и экологической катастрофы. Сразу же подчеркну: военные действия осуществляются вопреки мировому общественному мнению, вопреки принципам и нормам международного права и Уставу ООН. Эта военная акция ничем не может быть оправдана - ни обвинениями Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас никогда не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим, что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства…независимо от того, как будет складываться ситуация вокруг Ирака, я от имени России как государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН - хочу обратиться к Генеральному секретарю ООН и международным инспекторам. Хочу обратиться к ним со словами признательности и благодарности. Они честно и ответственно исполнили свой долг, проявили при этом высокий профессионализм и мужество. Уверен, что институт международных инспекторов еще будет востребован мировым сообществом… И мы по-прежнему уверены: центральная роль в решении кризисных ситуаций в мире, в том числе и вокруг Ирака, должна принадлежать Совету Безопасности ООН» [1, с. 1].

Политика президента В.В. Путина и действия МИД России по разрешению иракского кризиса на сегодня следует признать в основном правильными: Россия не может и не должна конфронтировать с США, но в то же время обязана твердо придерживаться своей позиции на политическое разрешение всех претензий, предъявляемых Багдаду Соединенными Штатами и их союзниками. Следует отметить, что в мире, в том числе и особенно в арабском, в отношении России сегодня присутствуют большие ожидания в том плане, что именно она, благодаря своей нынешней политике и потенциалу, может стать определенным препятствием на пути утверждения гегемонии одной державы. России следует твердо заявить о своих национальных интересах в Ираке, быть очень аккуратной и избирательной в вопросах сотрудничества с США (так, как это делает Вашингтон в отношении России) в сфере борьбы с международным терроризмом, не допуская того, чтобы под этим предлогом ее втягивали в сомнительные для ее национальных интересов и безопасности кампании. Руководству страны сегодня следует активно задействовать весь национальный информационный потенциал как для объективного информирования общества о состоянии и перспективах российско-иракских отношений и сотрудничества, так и в интересах повышения авторитета и укрепления политических и моральных позиций России в мире.

Однако, сопротивление действиям США и не желание с ними  сотрудничать проявлялось не только в отношениях с Россией, но и Турция – явный союзник США строила препятствие к реализации планов США.

Лидер правящей партии Турции Реджеп Эрдоган заявлял, что голосование было демократичным. "Чего еще вы хотели? Это совершенно демократичный результат. Может быть, это и к лучшему", - цитирует премьера агентство Анатолия [39].

С одной стороны, власти сталкиваются с сопротивлением общественного мнения против военной интервенции в Ираке, с другой - испытывают давление Соединенных Штатов, обещавших предоставить Турции финансовую помощь в размере около 20 миллиардов долларов.

За предложение разрешить размещение американских войск на территории Турции проголосовало 264 депутата, против - 251, 19 депутатов воздержались. Для принятия положительного решения нужно было не менее 267 голосов за из 534 присутствующих на заседании парламента. Таким образом, для того чтобы американские войска увидели перед собой зеленый свет на голосовании не хватило трех голосов.

Премьер-министр Турции Абдулла Гюль заявил, что решение парламента необходимо соблюдать. В то же время он отметил, что для правительства и страны в целом наступил "критический период", а решение парламента "может серьезно нарушить стратегическое партнерство с Соединенными Штатами". Пока не известно, выйдет ли правительство в парламент с предложением повторно рассмотреть вопрос о размещении на территории страны американских войск.

 

3.2 Ход боевых действий

 

В период вторжения в Ирак весной 2003 года штаб операции размещался в городе Доха (Катар). Всеми силами на театре военных действий руководил командующий Центрального командования США генерал Томми Фрэнкс. В июле он был сменён генералом Джоном Абизаидом.

В отличие от войны в Персидском заливе 1991 года, двенадцать лет спустя войска союзников начали наземное наступление почти сразу, без проведения длительной воздушной кампании. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. Коалиционное командование предполагало организовать и северный фронт, чему значительно помешал отказ парламента Турции разрешить развёртывание американских войск в стране. Иракская армия не оказала серьёзного сопротивления, а ВВС Ирака полностью бездействовали (после окончания боевых действий многие иракские самолёты были обнаружены закопанными в песке). К началу апреля силы США уже находились на подступах к Багдаду. 9 апреля иракская столица была взята без боя, символом чего стало свержение с постамента одной из многочисленных статуй Саддама Хусейна, показанное в прямом эфире многими мировыми телекомпаниями. Продолжая двигаться в северном направлении, 15 апреля американские войска взяли Тикрит, завершив активную фазу боевых действий. Тем временем Багдад и другие иракские города захлестнула волна мародёрства; в обстановке временного безвластия были разграблены многие частные дома, магазины и государственные учреждения [35, с. 10].

Информация о работе Война в Ираке