Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:42, реферат
"Иван Абрамович Морозов - (1871-22.06.1921) Мануфактур-советник. Потомственный почетный гражданин. Председатель Правления Товарищества Тверской мануфактуры, директор Правления Мугреево-Спировскоголесопромышленного товарищества. Член Московского Биржевого комитета. В 1898 Г. председатель Московского Купеческого собрания. Московский домовладелец (Пречистенка, 21). Член Попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского Коммерческого института, а также Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Технического училища и пр. Меценат. Крупнейший коллекционер новой западной живописи. Казначей Московской консерватории. Оказывал большую материальную помощь Филармоническому и Русскому Музыкальному обществам. Умер в Германии." Н. Филаткина, М. Д роздов. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия. Ногинск, "Богородский печатник", 1995. С.24.
Первая попытка показать коллекционирование как явление истории искусств, связанное с социальным развитием общества, философской и эстетической мыслью; раскрыть деятельность коллекционеров в русле проблематики русско-французских отношений.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы - комплексно изучить особенности собирания французской живописи в контексте коллекционирования западноевропейской живописи в России, которое является одной из малоизученных областей отечественной художественной культуры. Осуществление этой цели связано с решением нескольких задач:
- показать коллекционирование
западноевропейской живописи
- раскрыть специфику восприятия французской живописи русским зрителем через формирование личных вкусов, влияние эстетических идей
- проследить процесс
- проанализировать состав
французских разделов
Метод исследования - историко-проблемный. Единственно возможным научным методом исследования исторического явления может быть его реконструкция на основе широкого круга источников. Реконструкция основывается на принципе историзма. Коллекционирование француузской живописи в России рассматривается как процесс, связанный с основными закономерностями развития социальных условий и эстетического идеаала, художественного вкуса и стилей искусства.
Структура работы. Структура работы обусловлена задачами исследования. Курсовая состоит из введения, ... глав и заключения.
Во введении, основное содержание которого изложено выше, обосновывается выбор темы работы, подчеркнута ее актуальность, сформулированы цели и задачи исследования. Также излагается сложившееся представление о месте России в европейской художественной культуре Нового времени и особой роли коллекционирования.
(Первые описания частных
русских собраний оставили
Значительный вклад в изучение обозначенной проблематики был сделан учеными начала XX века, объединившихя вокруг журналов "Художественные сокровища России", "Аполлон", "Мир искусства", наиболее полно материалы о русских частных коллекциях представили "Старые годы", там впервые появилась работа о русском художественном рынке XVIII века П. Столпянского...
Коллекционирование французской живописи в России - важное звено в истории русско-французских художественных связей. Процесс коллекционирования формировался под влиянием эстетических идей и откликался на развитие художественных стилей и вкусов. Картины французских художников не были объектом исключительного интереса и систематического собирательства, но именно благодаря коллекционерам Россия стала обладательницей одного из крупнейших собраний французской живописи за пределами Франции.
Тесные связи русских любителей искусства с Европой казались на характере восприятия ими произведений искусства, на их художественном вкусе. Франция воспринималась как страна современного образцового искусства и художественного вкуса. Однако для России не были характерны динамичные и ярко выраженные изменения общепринятых норм вкуса как во Франции. В этом проявлялись национальные особенности восприятия европейского эстетического идеала и специфика национального искусства.
Активное проявление русского вкуса, осознание его как критерия художественности дает возможность включить Россию в систему европейских художественных связей.
Коллекционирование произведений искусства является важной частью художественной жизни, отражает ее различные аспекты, среди которых большое значение имеют отношения между национальными школами.
От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX-начала XX века в Эрмитаже. А.Г. Костеневич. Аврора, Ленинград, 1989.
(И.А. Морозов не прошел
курс специального
Кому в нашей стране не известно имя П.М. Третьякова, навеки запечатленное в названии Третьяковской галереи, главного национального музея русского искусства? Имя И.А. Морозова знают неизмеримо меньше, а он заслуживает лучшей участи. Братья Морозовы видели себя продолжателями дела братьев Третьяковых и действительно были ими. СТРАНИЦА 8) (Размах деятельности Морозовых и их стремление перекинуть мосты между двумя культурами, русской и французской, также подтверждают эту мысль.
Морозовы, люди купеческого сословия, умевшие расчетливо приумножать свои капиталы, видели смысл жизни не в накопительстве. Всей душой предаваясь искусству, они находили в нем не только личное наслеждение, но и высокую возможность служения обществу.
В том, что полем деятельности этой незаурядной плеяды сделалась Москва, есть несомненная и объективная закономерность. Никого, равного Морозовым, не могло бы выдвинуть петербургское купечество. Оно слишком преклонялось перед вкусами и модой высшего света, слишком жаждало приобщиться к нему, чтобы породить хотя бы одного крупного собирателя. Собирательство в Петербурге со смертью Н.А. Кушелева-Безбородко вообще вступило в полосу застоя. Аристократы, владевшие большими коллекциями, пополняли их мало и редко, и то преимущественно тогда, когда их одолевал соблазн иметь собственный портрет кисти салонной парижской знаменитости. Московское купечество было гораздо самостоятельнее и демократичнее. Оно было больше заинтересовано в контактах с деятелями науки и искусства. Уже в середине XIX столетия в нескольких московских купеческих домах усстраиваются регулярные собрания, привлекающие художников, музыкантов, университетских преподавателей. В 1881 году наблюдательный петербургский писатель и постоянный корреспондент "Вестника Европы" П.Д. Боборыкин в своих "Письмах о Москве" приходит к выводу: "... купеческо-промышленная Москва начинает служить подпочвой интеллигентному царству" (П.Д. Боборыкин. Письма о Москве. // Вестник Европы. 1881. №3. С.378).
Некоторые московские купеческие коллекции сделались общедоступными и значительными художественными галереями. Судьба этих картинных галерей - В.А. Кокорева, К.Т. Солдатенкова, Д.П. Боткина - различна. В 1860-1880-х годах они служили достопримечательностями Москвы. Значение их падает с возникновением и ростом собраний братьев Третьяковых. При всей основательности, с какой занимались коллекционированием Д.П. Боткин и К.Т. Солдатенков, картины в их особняках служили частью роскошного убранства и отражали этапы в истории искусства, привлекавшие этих собирателей, неравномерно и в значительной степени случайно. Последнее свойственно было и Кокоревской галерее. В 1862 году В.А. Кокорев, построивший в Москве первое настоящее музейное здание, превратил свое собрание в публичную картинную галерею с отделами русской и западной живописи. Музей, однако, просуществовал недолго. Финансовые неурядицыы заставили знаменитого винного откупщика и "миллионщика" уже через три года начать распродажу коллекций. Кокоревская галерея, при всем том, что в ней сосредоточилось немало примечательного, воочию показала, что создание музея, имеющего подлинно общенациональное значение, требует не только благих побуждений и огромных денег, но, что еще важнее, больших знаний, методичности, повседневных забот в течение многих лет. СТРАНИЦА 9)
(Предок Морозовых, крепостной
графа Рюмина, в начала XIX века
выкупивший на волю себя и
свою семью, открыв фабричку по
производству шелковых лент, повел
дело так, что к концу столетия
разросшееся семейство
В 1890-х годах в московском особняке Михаила Морозова собирались лучшие русские живописцы, среди них Врубель, Серов, Коровин, Пастернак. Их полотна, ровно как и Сурикова, Головина, Левитана, братьев Васнецовых, входили в его коллекцию. М.А. Морозов обладал картинами Мунка, Галлена-Каллелы, Англады, но из европейцев его больше всего привлекали французские мастера - Мане, Дега, Ренуар, Моне, Гоген, Ван Гог, Тулуз-Лотрек. Эрмитаж обязан ему большим ренуаровским "Портретом Жанны Самари", "Полем маков" Моне, двумя произведениями Гогена и другими картинами. Очень рано сумел оченить М.А. Морозов художников группы "наби" - Боннара, Валлотона, Дени, что, несомненно, повлияло на его младшего брата. "Тонкое чутье" называл отличительной чертой коллекционера Михаила Морозова С.П. Дягилев (М.А. Морозов (Некролог) // Мир искусства. 1903. №9. С.100).
И.А. Морозов учился в Высшей политехнической школе в Цюрихе (1892-1894), осел в Твери для непосредственного управления производством (братья были совладельцами огромной Тверской мануфактуры). В 1900 году он перебрался в Москву, включившись в тот кружок, что собирался в доме Михаила. По его примеру он начинает коллекционировать. Первую картину (пейзаж Аладжалова) И.А. Морозов купил с выставки передвижников в 1901 году, затем к ней стали присоединяться работы Врубеля, Левитана, Головина, Виноградова и других, всего более трехсот. Вялая в первые два года, его собирательская деятельность преображается в 1903 году после смерти Михаила Абрамовича. Считая себя продолжателем общего дела, он с удвоенной энергией взялся за составление собственного собрания.
В том же, 1903 году И.А. Морозов покупает первую французскую картину - "Мороз в Лувесьене" Сислея. Выбор симптоматичный. Если С.И. Щукин вообще прошел мимо Сислея, считая его, вероятно, лишь последователем Моне, то И.А. Морозову оказались близки тонкость и лиризм этого мастера, его меньшая "авангардность". Он приобрел пять пейзажей Сислея. "Своего" художника Морозов почувствовал и в Боннаре.
В первых приобретениях И.А. Морозов, как до него С.И. Щукин, действует не вполне уверенно. Он прибегает к советам тех художников, чьи картины охотно собирал и с кем давно был знаком, прежде всего С.А. Виноградова, В.А. Серова, К.А. Коровина. Покупки первого периода (1903-1906), когда наряду с Сислеем и Писсарро в собрание попадают забытые ныне Гиге, Лампрер, Минарц, довольно немногочисленны. Но уже тогда И.А. Морозов держит в уме другие, более значительные имена, вынашивая планы будущей галереи. Его особняк тем временем подготавливается к тому, чтобы стать настоящим музеем. В 1907-1908 годах Морозов начинает действовать с поразительным размахом. Из Парижа он привозит пять пейзажей Моне. В Галерее Дюран-Рюэля отбирает "Стог сена в Живерни", "Мост Ватерлоо" и "Уголок сада в Монжероне". В пандан к последнему полотну находит в запасниках Воллара свернутый в рулон "Берег пруда в Монжероне", принадлежащий в той же серии. В дополнение к прекрасному портрету Жанны Самари, пришедшему от Дюран-Рюэля в 1904 году, через четыре года в той же галерее приобретается "Девушка с веером". Но главным поставщиком живописи становится для И.А. Морозова Амбруаз Воллар. В 1907-1908 годах Морозов покупает у этого маршана восемь СТРАНИЦА 19) (картин Гогена, относящихся к высшим достижениям мастера: "Кафе в Арле", "Пейзаж с павлинами", "Великий Будда", "У подножия горы", "Беседа", "Таитянские патсорали", "Женщина, держащая плод", "Чудесный источник". Импрессионистический раздел пополняют пастели Дега "После ванны" и "Танцовщицы".
Тогда же появились у Морозова его первые Сезанны: "Равнина у горы св. Виктории", "Девушка у пианино", "Натюрморт с драпировкой", "Большая сосна близ Экса", "Гора св. Виктории". Известно, сколь большое значение имела для судеб французского, а затем и всего европейского искусства посмертная выставка Сезанна, усстроенная в Осеннем салоне 1907 года. Одним из самых внимательных поситителей выставки стал И.А. Морозов. Впоследствии, отвечая на вопрос Фенеона о любимых живописцев, он первым называл Сезанна, с гордостью добавив, что мог бы доказать его гениальность картинами своей коллекции. Без всякого преувеличения, состоявший из 18 полотен морозовский ансамбль произведений Сезанна в начале XX века был лучшим в мире, настолько увлеченно и вдумчиво он подбирался. В "сезанновской" комнате морозовского дома долго оставалось, например, пустое место для позднего пейзажа в экспрессивной манере, пока в 1912 году собиратель не нашел "Голубой пейзаж", ставший любимой его картиной.