Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян. История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции Греция.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

Сюжет «Одиссеи» (сказочно-бытовая  поэма) – последние 40 дней 10-летнего странствия Одиссея на обратном пути из Трои в Итаку. (Война и путешествие – архетипические сюжеты). С «Илиадой» соединена хронологически (в мифологическом времени и времени создания). Песнь 1-4-я связана с сыном Одиссея Телемахом – тип идеального юноши, эфеба. 5-я песнь – собрание богов (повтор начальной сцены 1-й песни). Рассказ Одиссея на пиру у царя феаков Алкиноя (9-12 песни) дает представление обо всех предыдущих злоключениях героя (Киконы – лотофаги – циклопы – Эол – лестригоны – Кирка-Цирцея – царство Аида – Кирка – Сирены – Сцилла и Харибда – быки Гелиоса (о.Тринакрия) – Калипсо – феаки – Итака). Песнь 24-я - свидание Одиссея с отцом Лаэртом и восстание родичей убитых женихов.

 

Мифы, встречающиеся у  Гомера: о походе аргонавтов, о подвигах Геракла, об осаде Фив, о гневе  Мелеагра.

 

2 плана (пласта) повествования  – олимпийский и героический. 

Олимпийцы – боги, олимпионики  – победители состязаний. Боги систематически ответственны за поддержание мирового порядка. Но и – томились от скуки, ценили зрелищную сторону войн.

 

В поэмах по 24 книги –  по числу букв греческого алфавита. Русский переводчик «Илиады» – Н.Гнедич. (Пушкин о нем: «Ты, коему судьба дала /и смелый ум, и дух высокий /И важным песням обрекла /отраде жизни одинокой»). «Одиссею» перевел поэт В.А.Жуковский.

 

Жанровая специфика: в центре эпоса – событие, причем судьбоносное для целого народа. Аристотель различал эпос, лирику и драму по способу изображения действительности: 1)рассказ о событии как чем-то отдельном от себя; 2) подражающий остается самим собой; 3) все изображаемые персонажи представлены как действующие. Гегель различал литературные роды по предмету изображения: эпос – событие, лирика – душевное состояние, драма – действие.

Энциклопедизм поэмы (энциклопедией греческой жизни называл поэму Н.Гнедич): в эпосе – вся обрядовая практика греков (жертвоприношения, погребения), характер ведения боя, материальная культура (оружие, доспехи, посуда, предметы быта) – мир эпоса изобилен. Картины мирной жизни, природы посреди баталий – благодаря сравнениям. Ахилл горюет о Патрокле – это лев, тоскующий по похищенным детям, ищущий следов похитителя; «гнев и ярость его обымают». Физическая любовь с космическим масштабом – песнь 14, «Обольщение Зевса». Точность батальных зарисовок: «Мощным ударом сраженный, главой он, лицом и устами /Прежде ударился в дол, чем своими коленами, павший». О стреле, не попавшей в цель, дрожащей, вонзившись в землю: «Не отведав цветущего тела/ Алкает им насытится». Яркий пример энциклопедичности – эпизод «щит Ахилла» - выкован Гефестом, это доспехи бога. У краев щита – небо, земля, море, солнце, звезды. Затем – 2 города: свадьба, пир, суды, дети с колосками, сбор винограда, певец с лирой; стадо; лев, пастухи, тихая долина, хоровод цветущих юношей и девушек.

 

Эпический стиль: монументальность, определяемая масштабностью тематики и характером ее изображения; величественность, неспешность, включенность  в природный круговорот (погибшие – листва с осенних деревьев; извечное «Встала из мрака младая…»), подчиненность року, констатация неизбежности, неотвратимости происходящего, неумолимости судьбы). Гегель: рок царит скорее в эпосе древних, нежели в их трагедии. «Будет некогда день…» – произносит Агамемнон в 4-й песни, Гектор в 6-й, и Зевс. Предсказания, знамения (троянцы видят знамение – орел уронил добычу, не донес до гнезда; Гектор: «Знамение лучшее – за отечество храбро сражаться. Вместе вперед, иль на славу кому, иль за славою сами»), вещие сны – голос Судьбы. (Судьба – индивидуальное соотношение личности с универсальным миропорядком, со всеобщей закономерностью. Эпический герой равен своей судьбе, идет навстречу ей. Драматический – в ситуации выбора). Стилевые приметы эпоса – постоянные эпитеты (море – «немолчношумящее», герои – «шлемоблещущие», псы – «празднобродные», Гектор – «конеборный», т.е. сражающийся с колесницы); повторы (занимают1/3 текста). Ретардирующая техника эпоса: формульные стихи, традиционность повторов, пространность сравнений, хронологическая несовместимость (действия, происходящие одновременно, изображены как последовательные), гекзаметр – стихотворный размер эпоса.

Тяга к чудесному.

Этика: самоощущение себя звеном в цепи поколений: «Что нерожденные скажут?». Воинская доблесть, выдержка, стойкость в невзгодах, мудрость в совете, изысканность в речи, уважение к родителям и смерти.  (Кебрион – возница Гектора, убит Патроклом: «И величествен он, на пространстве великом / В вихре праха лежал, позабывший искусство возницы»). Люди – сильные, красивые. Физическая ущербность – только Терсит. Гуманизм – сцена в шатре Ахилла.  Приам: «В ноги упав, обымает колена и руки целует, страшные руки, детей  у него погубившие многих». Оба плачут о горестях человеческого существования. Зевс: «Ибо из тварей, которые дышат и ползают в прахе / Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека».

 

Искусство утверждает бессмертие смертного человека –  не родиться бессмертным, но стать героем, совершить  подвиг.

Изображение человека в  наивысшем напряжении его физических и духовных сил. Искреннее сочувствие людям.

 

Поэмы Гомера стали общим достоянием всего греческого народа и прожили  с ним всю его историю. Предание говорит, что Ликург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон –  в Афинах. Во всех греческих государствах они стали основой школьного  образования. Гомер был любимым  поэтом в самых отдаленных уголках  греческого мира  - «ойкумены».

Греческая культура выработала концепцию  Гомера как непогрешимо-универсального наставника во всех вопросах, от веры  и нравственности до наук, художеств  и ремесел включительно (синкретизм). Гомер – основа и фундамент  древнегреческого и в значительной степени византийского образования.

Гюго, трактат «Уильям  Шекспир»: «Великий поет і водночас дитя. Світ народжується, Гомер співає. Він – птах цього світання. Юпітер – бог над богами, Агамемнон – цар над царями. Народи, первісні стада, храми, міста, битви, жнива, океан; блукання вітрил у пошуках батьківщини, тут або там – входи в пекло. Потвори, герої, пророцтва, Стікс, Доля, Ахіллова п’ята, без якої Доля не стала б звитяжницею над Стіксом – все безмежжя – ось що таке Гомер. Троя – мета бажань, Ітака – мета блукань. Гомер – це війна і подорож, два первісні способи людського існування. Навколо війн і мандрів – усі пристрасті і усі пригоди. …Жодної одноманітності у зображенні цих могутніх постатей. Кожен з цих велетнів має свої особливості. Зобразивши кожного з них, Гомер розбиває ливарну форму. Для стародавніх греків Гомер був божеством – були й відповідні жерці – геомериди. Уявлення про божественну природу Гомера пережило язичницьку епоху. Мікеланджело: «Коли я читаю Гомера, мимоволі позираю на себе, чи не став я вищим на 20 футів». Існує переказ, ніби перший рядок «Іліади» насправді належить Орфею. Гомер – сонце, навколо нього обертаються планети: Вергілій з «Енеїдою», Лукан з «Фарсалією», Тассо зі «Звільненим Єрусалимом», Ариосто – автор «Несамовитого Роланда», Мільтон, Камоенс, Клопшток («Месіада»), Вольтер».

Белинский: «Гомеры ныне невозможны. Юность нельзя возвратить ни миру, ни человеку».

Зоил (4-3 вв до н.э.) – кинически ориентированный  критик, ритор, философ, «бич Гомера». Нарицательное  имя для мелочного, придирчивого критика, хулителя поэтов.

Синесий: «Не все лжет и Гомер». Н.Буало тоже порой склонен к  критике: «И чувство меры бы тебе не разрешило твой чудо-щит в наш  век, что с мерой дружен».

 

Шиллер, «Торжество победителей» - Диомед предлагает вождям ахейцев почтить  на победном пире память Гектора (способность  противников к высоким душевным движениям).

В.А.Жуковский: «Нет великого Патрокла, жив презрительный Терсит».

Роберт Браунинг, «Развитие»: «Отец мой был филолог-эллинист./Я, пятилетний, раз его спросил: «Что ты читаешь? – «Про осаду Трои»/…Он стулья и столы составил в город/ И посадив меня наверх Приамом, / Поведал, что Елену – нашу кошку - /От прежнего хозяина сманил /Злодей Парис…/Собаки наши, Маузер и Трей, - / Атриды – из-за драгоценной киски/ воюют с Троей; а когда Ахилл - / Мой пони – перестанет обижаться / И выскочит из стойла, Гектор дрогнет/ И побежит (рассыльный наш мальчишка)».  «Кто автор «Илиады»? – детский смех! /Конечно же, Гомер! Давно известно, /Что он был нищий и слепой; поныне /Не установлено, где он родился, - /Семь городов вели об этом споры; /Как полагает Байрон, прав Хиос». Мальчик вырос и: «Сам Вольф и дюжина ему подобных/ Мне доказали: не было ни Трои, /Ни осаждающих, ни осажденных,/ Ни автора, ни подлинного текста, /Ни повода в истории для сказки». НО!«Пусть кто в святилище моем посмеет/ Встревожить обитателей любезных -/ Елену, Гектора с женой, Улисса,/ Ахилла и Патрокла…»

 Taceat de Achille qui non Homerus est (Пусть молчит об Ахилле тот, кто не Гомер).  Ilias malorum (Илиада бедствий).

 

Неевропоцентричный взгляд на события  Троянской войны представлен  в романе американского писателя ХХ ст. Гора Видала «Сотворение мира» (1981); один из его героев, персидский царь Ксеркс говорит: «Я помщуся за Трою, яку зруйнували завойовники греки, я помщуся за свого предка царя Пріама. Я помщуся за Азію, яку греки сплюндрували, щоб відбити свою спартанську повію. Я змию пляму безчестя, яка була на нас протягом стількох поколінь. Я спалю Афіни, як греки спалили Трою. Афіни згорять, і я особисто кину перший смолоскип. Я – відплата. Я – справедливість. Я – Азія».

 

Байрон об эпосе:

Теперь лишь в песнях отзвук тех  побед,

Лишь в песнях вечность обрели герои.

Столпы разбиты, летописей нет,

Но помнит песнь величие былое.

Взгляни с небес на поприще земное,

О, Гордость! Рухнет бронза и гранит,

И только песнь верней, чем все  иное,

Когда историк лжет, а льстец забыт,

Твое бессмертие в народе сохранит. («Паломничество Чайльд Гарольда», песнь 1-я,36)

 

ЭВОЛЮЦИЯ ЭПОСА ПОСЛЕ  ГОМЕРА

Гомеровские гимны –  циклизация входящего в состав традиции материала вокруг символически значимого  имени. Гимны принадлежат разному  времени, это уже традиция и канонизация  самой категории авторства как  авторитета. Имя Гомера – надличный  символ эпической нормы (как библейские книги, книга Иова, например).

Циклические поэмы – эпический  кикл – круг поэм, приписываемых  менее крупным творцам. О них (поэмах) много сведений (Прокл, «Грамматическая  хрестоматия», византийский патриарх Фотий – «Библиотека Фотия», «Библиотека» Псевдо-Аполлодора, Павсаний, Авл Геллий), но сами они не сохранились. Значительнее всего представлен троянский  цикл – «Киприи» Стасина Кипрского - предыстория Троянской войны; «Эфиопида, «Гибель Иллиона» Арктина Милетского – продолжение «Илиады». «Малая Илиада» Лесха Лесбосского, «Возвращения»  Гагия Трезенского, «Телегония»  Эвгаммона Керенского (Телегон –  сын Кирки и Одиссея). Разрабатывался и сюжет другого похода, тоже объединившего  героев Греции – аргонавтика (упоминается  в «Илиаде»). Хронологически Арго на 1 поколение предшествует Трое. Предшествуют и фиванские мифы, Эдип – на 2 поколения («Эдиподия», «Фиваида» - о распре Этеокла и Полиника, «Эпигоны» - о сыновьях участников похода семи. О Геракле – «Взятие Эхалии», об олимпийцах – «Титаномахия». Расцвет эпоса заканчивается к середине 6 в. до н.э. Уже в эпоху эллинизма возникнет новый тип – немифологический эпос – научно-диадктический (астрономический, медицинский, естественнонаучный)

Особое слово принадлежит Гесиоду. Его творчество воплощает столь фундаментальный для греческой культуры принцип «агона», состязания, «литературной злости». (Я.Буркхардт – «человек агональный»). Принцип требует искать в словесном искусстве собственный шанс, что ведет к растущей дифференциации жанров. Гесиод сам пишет об инициации, которую совершили Музы, превратив неотесанного пастуха в аэда, их слова «Мы умеем говорить много лжи, подобной истине, но умеем также, если захотим, возвещать правду». Своего рода противопоставление «правдивого» дидактического эпоса Гесиода лживому вымыслу эпоса героического. Суровый пастух из «деревни нерадостной Аскры» претендует на то, чтобы говорить самую обычную, житейскую, общезначимую правду, правду богов и общины.

 

Именно Гомер и Гесиод, по оценке Геродота, создали для эллинов  образы их богов. Ксенофан даже обвиняет Гомера и Гесиода за придание богам  людских черт и пороков.

 

 Для греков основополагающие  тексты античной культуры связаны  с двумя именами –Гомера и  Гесиода. Тексты повышенной значимости  способствуют сплочению общества.

 

Древнегреческая лирика –  первая в мировой литературе

поэзия индивидуального  человека, впервые осмелившегося

                                                       заговорить или, вернее, запеть  о своем и от своего имени.

Сергей Ошеров, «Первая  ступень» (В кн. «Антология античной лирики»).

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Господство эпоса связано с социально-исторической эпохой общинных отношений. В условиях родового общества доминирует коллективное мировоззрение, эпос – его выразитель, «правда богов и общины». Когда родовая община вступает в стадию кризиса (VII-VI вв. до н.э. - развал родовой организации, первая волна колонизации, личная инициатива, предприимчивость, смекалка), возникает потребность в новом, индивидуалистическом мировосприятии. Появляется лирика.

VII-VI вв. до н.э. – время борьбы демоса и аристократических родов, время тираний (тирания – единовластное правление, без наследственного права на власть). Родовая община утрачивала и социальное (имущественное) неравенство, и территориальное единство (в это время проходит первая волна колонизации – Северное Причерноморье, Италия, Сицилия – Великая Греция).

Сам термин «лирика» - «то, что исполняется в сопровождении лиры» (или кифары) - возник в III-II вв. до н.э. в среде александрийских филологов. До этого употреблялся термин «мелика» - «то, что поется». Поэт изначально совмещал в себе и автора слов, и композитора, но в дальнейшем связь с музыкой становилась менее тесной. Позднее понятие лирика стало вмещать в себя и стихотворения музыкально-вокального характера, сольную и хоровую мелику, и произведения декламационного склада, элегию и ямб.

Информация о работе Древняя Греция