Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян. История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции Греция.docx

— 92.14 Кб (Скачать файл)

Лирика греков, таким образом,  делится на декламационную и песенную. Декламационная включает такие жанровые разновидности как элегия и ямб. Они рано оторвались от музыкального аккомпанемента и превратились в чисто литературные жанры.

Элегия. («Огромное поле обломков»). Вначале лирическая поэзия близка к эпосу, на это указывает и ионийский диалект, и стихотворный размер – элегический дистих (гекзаметр + пентаметр) – на нем создавался жанр элегии. (В переводе, видимо, «тростник», т.к. аккомпанементом была флейта, из тростника?). Формой этот жанр определяется в большей степени, т.к. содержание – разнообразно. Гекзаметр – шестистопный дактилический стих, эпически ровный, однообразный стих, позволяющий нанизывать строки непредсказуемо долго. В лирике гекзаметр деформирован, в элегическом дистихе возможен перебой ритма, остановка. Пентаметр – пятистопник. Русский вариант этого размера у Пушкина: «Слышу божественный звук умолкнувшей эллинской речи / Старца великого тень чую смущенной душой». (В дальнейшем многие элегики изобретали новые стихотворные размеры – например, «асклепиадова» строфа). Ранняя элегия близка к эпосу и гражданственностью тематики – поэты Каллин, Тиртей. Но при этом воспеваются уже не поединки богатырей, а мощь и сплоченность гражданского ополчения. Афинский учитель Тиртей, став спартанским поэтом, способствовал утверждению образа мужественной и несгибаемой Спарты, сам сделался символом поэзии, вдохновляющей воинов на битву. Его эмбатерий (военно-маршевая песнь): «Вперед, о сыны отцов, граждан мужами прославленной Спарты» - в 1792 году вдохновил создателя «Марсельезы» Руже де Лилля («Allons, enfants de la Patrie»).(«Марсельеза» - гимн Французской республики). Если в эпосе – общинно-родовой коллектив, соплеменники, то в элегии – сограждане; зарождается полисная этика (уже не община, еще не полис). Кроме того, ощутимо личностное отношение к изображаемому – перед нами уже лирическая поэзия, хотя и пронизанная эпическими идеалами.

Отчетливо в ранней греческой элегии звучит политическая тема (VII-VI вв. – время политических баталий). Таковы элегии Солона, лидера афинской демократии. (У него репутация одного из семи мудрецов античности). Свои реформы (отмена долгового рабства и т.д.) Солон популяризировал в стихотворениях: «Силу с правдой сочетав, все, что обещал, свершил я/ Я сравнил затем перед лицом закона добрых и худых / Тех и других заветам правды подчинив». Солон пишет и на философские темы (неотвратимость судьбы), подготавливая проблематику греческой трагедии. («Самое трудное – найти меру разумения, которая только и содержит в себе пределы всех вещей»). Стихи Солона ежегодно декламировались на празднествах, дети заучивали их наизусть. Среди элегических поэтов известен также Феогнид из Мегар, сторонник аристократической партии, чистоты касты. Полис видится ему кораблем во время бури. Феогнид – политический изгнанник, отсюда особая горечь его лирики. Часто обращается к своему другу, мальчику Кирну. Не утратили резона строки Феогнида: «Между дурными людьми никогда не ищи себе друга / Гавань плохая они – мимо свой путь направляй». Элегии Мимнерма посвящены любовной тематике, еще в древности его считали основоположником любовно-эротической элегии: «Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость / я бы хотел умереть, лишь перестанут манить / тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе / Сладок лишь юности цвет». В поэзии Мимнерма – утрата гомеровского жизнеотношения, ибо для эпоса старость – почет и уважение. 

Элегия  получит значительное развитие в александрийской школе поэзии (эпоха эллинизма) и в римской литературе.

 

Элегическим дистихом создавались и эпиграммы. Эпиграмма означает «надпись». Греки любили чувствовать в предметах своих собеседников  (если площадь огорожена каменными столбами, то на столбе надпись: «Я – граница площади»). Античная эпиграмма – это коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь определенному человеку, обстоятельству, местности, предмету. Эпиграмма – «родственница» элегии, но ее не исполняли, она была надпись, зачастую посвятительная или надгробная (эпитафия). Позднее она эволюционирует в наставительную, любовную и др. Любовную тему в эпиграмму ввел сам Платон. К мальчику Астер: «Смотришь на небо, Звезда ты моя! О, если бы стал я / Небом, чтоб мог на тебя множеством глаз я смотреть». Эпиграмма  востребована в эллинистически-римский период античной литературы (ушло время большого эпоса, трагедии и политической комедии: им на смену приходят частная жизнь, малые формы поэзии, скромные имена поэтов, местности, далекие от культурных центров).

 

Ямб – значение термина достаточно загадочно (В мифе о Деметре фигурирует служанка царя Келея Ямба). Содержание разнообразно, преобладает сатирически-обличительное начало. Отцом ямбической лирики считается Архилох (писал и элегии – о щите, о бедствиях), видимо, он и изобрел ямб как стихотворный размер, метр. Родом с острова Парос, сын аристократа и рабыни, вел жизнь наемного воина. «Я служитель царя Эниалия, мощного бога / Также и сладостный дар муз хорошо мне знаком». (Эниалий – эпитет Ареса). «Опершись на копье» - формула военной доли. В своих ямбах поэт отразил твердость духа перед лицом опасности («И от зол неизбежных богами нам послано средство / Стойкость могучая, друг – вот этот божеский дар»), признание силы обстоятельств (бросает в бою «щит свой безупречный»), личную независимость («Зависти не знаю, царств не нужно мне / Все это очень далеко от глаз моих»), остроту восприятия действительности, душевное смятение. Архилох знаменит своей нещадностью к недругам. На острове Парос был учрежден его культ. Лирический герой Архилоха сродни Одиссею – скиталец, стойкий в невзгодах. Но Одиссею нужно обрести дом, отечество, близких – эпический идеал. Герой Архилоха одинок как в социальном, так и общественном плане. Он уже вне родового коллектива и еще не включен в новые, полисные связи.

Гиппонакт – создатель ямбов и элегий, поэт городских низов. Бога Гермеса просит прислать ему сандалии и плащ. Просит немного муки: «Чтоб мог похлебку я состряпать мучную / И есть ее как средство от всех невзгод жизни». Семонид Аморгский (VII-VI вв. до н.э.) – создатель известной ямбической сатиры на женщин (см. хрестоматию).

Ямб ближе к ритму обычной  разговорной речи, ямбический стих будет использоваться в диалогических  частях драмы.

Если элегия – о делах общественных, то ямб зачастую – о делах личных. Элегия, ямб – декламационная поэзия.

Кроме декламационной (элегий и ямбов), существовала также мелическая (песенная) поэзия,  такие ее разновидности как: а) сольная (монодическая) лирика (пел сам поэт, от своего лица); б) хоровая лирика (пел хор).

 

Мелика сольного характера развилась на острове Лесбос. Здесь жили Сапфо и Алкей (VII-VI вв. до н.э.). Алкей – поэт-аристократ, в стихах защищает привилегии знати, сражается с политическими противниками («Буря», «Буря не унимается»), славит совместные трапезы друзей. («Вино из всех лекарств лекарство против уныния»). Известна своим формальным совершенством «алкеева строфа». Сапфо возглавляла музыкально-поэтическую студию – школу для девушек из аристократических семейств. Если Алкей воспевает мужское содружество, гетерию, то Сапфо – женское. Ее поэзия связана с красивым окружением – юные девы, весна, природа, ароматы, наряды. Славу Сапфо определила небывалая острота личностного переживания чувства любви («Гимн Афродите», «Богу равным кажется мне по счастью», «Пещера нимф»). Ее Эрос – «сладостно-горькое чудовище» - речь идет о драматизме и необоримости любовной страсти.

«Богу равным кажется мне  по счастью / Человек пред тобой сидящий / Твой звучащий нежно слышащий голос».

«Только миг посмотрю на тебя, как уже не доходит до меня голос, а язык немеет, тонкие струйки  огня тотчас пробегают под кожей, глаза не видят, в ушах звенит, пот  льется по мне, дрожь охватывает меня всю, я становлюсь бледнее травы  и почти что кажусь мертвой».

Сапфо создавала также эпиталамии – свадебные песни.

Анакреонт – поэт второй половины VI в.- нач. V в. до н.э. Певец вина, любви, земных радостей. Не столько глубокое проникновение в тему, сколько мастерство и изящество ее обработки. Его стихотворения полны призывов к чувственным усладам (гедонизм) и тем отчетливее в них – страх смерти, небытия, вздохи о скоропреходящей молодости, о бренности жизни: «Сединой виски покрылись, / голова белеет снегом / И в зубах я чую старость, - / Молодые годы, где вы / Но недолго пить осталось / Из отрадной чаши жизни / Из очей росятся слезы: не дает покоя Тартар./Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный, /А кто раз туда спустился  - на возврат оставь надежды». Поздняя античность оставила целый сборник подражаний Анакреонту. Анакреонтика – нацеленное на такое подражание направление в позднейшей европейской поэзии. Пушкин (переложил 2 подлинных стихотворения Анакреона – «Кобылица молодая…» и «Поредели, побелели…»): «Узнают коней ретивых/ по их выжженным таврам / Узнают парфян кичливых/ по высоким клобукам / я любовников счастливых/ узнаю по их глазам / В них сияет пламень томный / Наслаждений знак нескромный». Пушкин, «Из Анакреонта»: «Поредели, побелели / кудри, честь главы моей / Зубы в деснах ослабели / И потух огонь речей / Сладкой жизни мне немного / провожать осталось дней / Парка счет ведет им строго / Тартар тени ждет моей».

Анакреонтические оды писали Парни, Глейм (Германия), Державин, Батюшков. Такие  стихи вышли из моды только в эпоху  романтизма.

Если  темы монодической лирики – вино, любовь, вражда, уходящая молодость, то темы хоровой – славословия богам, отклики на важные для полиса события, размышления о судьбе. Религиозно-мифологической мышление нашло выражение в произведениях для хора на общественных празднествах. Хоровая – голос древнегреческого общества, уже не вполне нам понятного. В этом обществе обряды, жертвоприношения сопровождались пением и пляской – это красиво, а красота угодна богам.

Торжественная лирика греков создала  жанр гимнов (мифологические, хоровые гимны, или оды) – молитвенной или хвалебной песни; они различались по назначению (в частности, пеан – гимн Апполону, дифирамб – Дионису); по характеру исполнения (просодий – во время шествия хора, гипорхема – во время его пляски); по составу хора (парфений – песня для девичьего хора). Песни в честь богов – гимны, пеаны, дифирамбы, просодии, парфении). В честь людей – гипорхемы, энкомии, френы, эпиникии – сохранились только эпиникии). Вначале жанр носил сугубо религиозный характер, но к V в. до н.э. утрачивает его. Симонид  Кеосский (VI-V в. до н.э.) знаменит поворотом в хоровой лирике – от песен богам к песням, посвященным людям. Он создатель эпиникия – оды-песни победителю в состязаниях и френа – плача о смерти именитого гражданина. Таким образом, был воспет самый славный и самый скорбный час человеческого бытия.  Симонид не только автор хоровой лирики, он один из творцов эпиграммы (букв. с греч. – «надпись»). Симониду принадлежит знаменитая эпитафия, т.е. надгробная надпись (разновидность эпиграммы) спартанцам, павшим при Фермопилах: «Путник, весть передай согражданам в Лакедемоне: / Их приказаньям верны, здесь мы в могиле лежим». Всеприемлющая мягкость, ясность, доброжелательность Симонида отличается от великолепия, величавой страстности Пиндара. Пиндар (V в. до н.э.) написал 45 эпиникиев, похвальных гимнов в честь победителей в конных состязаниях. Центральное понятие системы ценностей у Пиндара – доблесть, аретэ. (Всего было 4 общеэллинских состязания: Пифийские игры - с 586 г., Истмийские – с 582, Немейские – с 573; самые древние – Олимпийские). Пиндар – один из первых профессиональных поэтов, создавал стихи на заказ и получал вознаграждение. У него нет описания спортивной борьбы, но  восхваление доблести победителя, его рода, города; перед нами не искусные спортсмены, а любимцы богов, состязания – лишь проверка обладания этой божественной милостью. Успех – знак воли богов. «Эпос воспевал прошедшее, лирика была поэзией настоящего времени, поэзией этого мига». (М.Л.Гаспаров). Мир эпоса – это мир прошлого, где все уже реализовано в системе сбывшихся предсказаний. Герои, следовавшие своей особой судьбе, запомнились, остальные – растворились в общем неизменном потоке: «Листьям в древесных дубравах подобны сыны человеков» («Илиада»). Эпический мир утвержден, новый только подлежит утверждению именно в лирике. Победа атлета – новое событие, его надо включить в систему старых событий. Утвердить новое событие – выявить в прошлом те звенья, продолжением которых окажется современное событие. Читателю нового времени упоминаемые Пиндаром мифы кажутся ненужной пестротой; для самого поэта и его слушателей - чем больше мифов вокруг нового события, тем крепче встроена эта победа в мир закономерного и вечного. В эпосе – миф ради мифа; в оде – новая функция, мифы возникают мгновенными вспышками. Каждое событие – это мгновение, перелившееся из области будущего в область прошлого, где все законченно и неизменно. Поэзия первая призвана остановить это мгновение, расцветить, придать ему завершенность. Если событие не нашло своего поэта, оно забывается.

Хоровая лирика, таким образом, отражала как общественный, так и частный  быт - здесь различают свадебные  песни – гименей, уже упоминавшаяся эпиталама; застольные – сколии, погребальные – френы. Энкомий – песнь победителю (не только в спортивных состязаниях).

Александрийские филологи (Ш в. до н.э.), занявшись систематизацией  литературного наследия прошлого, составили  канон из 9-ти (по числу муз) лирических поэтов: Пиндар, Вакхилид, Сапфо, Анакреонт, Стесихор, Симонид, Ивик, Алкей, Алкман.

Хорическая (хоровая) лирика – мост от Гомера, Гесиода и кикликов к  драме. Форма оды, или хорового гимна  – триада: строфа, антистрофа, эпод – с элементами драматического действия.

 

 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОЗА. ФИЛОСОФИЯ.

 Драма появляется в классический период древнегреч. л-ры. Ей предшествует длительное господство эпоса (см. у Аристотеля в «Поэтике» сопоставление эпоса и драмы), а затем лирика.  Рождение греч. драмы и театра связано с обрядовыми играми в честь богов-покровителей земледелия: Деметры, ее дочери (город Элевсин – родина культовой драмы в честь Деметры – элевсинские мистерии – таинства, куда допускались лишь посвященные),  а также Диониса – бога животворящих сил природы, бога виноделия, затем – бога театра. Участники праздничного шествия в честь Диониса изображали его козлоподобных спутников - сатиров. Из обрядовых песен (дифирамб – жанр хоровой лирики, непосредственно связанный с культом Диониса) и игр в честь Диониса возникли три жанра: 1) трагедия (букв. «песнь козлов») отражала серьезную сторону дионисийского культа, культа умирающего (уходящего) и возвращающегося (воскресающего) бога, его подвигов и страданий; 2) комедия («комос» и «оде» - «песнь комоса», т.е. толпы гуляк, ряженых на сельских празднествах в честь Диониса) отражала карнавально-сатирическую часть культа; активно впитывала житейские мотивы, которые затем возобладали над мифологическими: разыгрывались сценки бытового и сатирического, пародийного характера - элементарная форма народного балаганного театра, «мимы»- букв. «подражание, воспроизведение», исполнители – тоже мимы; 3) сатировская драма - пьеса из жизни сатиров, ее ставили как заключение к представлению трагедии (потребность в «смеховом дублере»). (Драма сатиров – комическая пьеса на мифологический сюжет, в которой хор состоял из сатиров). Трагедия, по свидетельству Аристотеля, берет начало от запевал дифирамбов (букв. значение слова дифирамб - «дважды рожденный», т.е. Дионис); комедия – от запевал фаллических песен, т.е. песен, славящих плодоносящие силы природы.

Дионисии – 4 раза в год: декабрь, январь, февраль, март. Театральное  представление – 4 дня; 3 дня разыгрывались  тетралогии – 3 трагедии + сатировская  драма; 1 день – комедии. Практически  все взрослое население смотрит  представление. Устройство театра –  театрон – места для зрителей – полукругом, поднимаются уступами вверх. Орхестра – площадкадля представления  внизу. Скене – сооружение для  переодевания актеров. Проскений – колоннада перед скеной. Параскении. Эккиклема – специальная площадка на колесах (показать события внутри дворца)

Информация о работе Древняя Греция