Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:27, реферат
Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян. История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Честь перехода от онтологии (науки об основах мира) к изучению человека и этики (что есть добродетель, справедливость, нравственость) принадлежит Сократу (5 в.до н.э. – «сократический поворот»). Сократ (470-399) доказывал объективную значимость моральных норм. Он был основоположником специальной формы художественно-философского изложения – философского диалога как жанра античной художественной прозы. Сочинений Сократа не сохранилось (если существовали вообще). Его метод – майевтика (повивальное искусство), помочь родится истине. Добродетель у Сократа тождественна знанию. Приговорен к смерти за расшатывание полисного мировоззрения.
Платон (428-348) в молодости учился у Сократа. Основоположник античного идеализма. Его знаменитая школа в роще героя Академа близ Афин называлась Академия. По Платону, истинный мир – это мир вечных и неизменных идей. Земные вещи, изменчивые и тленные – лишь отблески этих идей. Искусство подражает действию, предметам, характерам, словно становясь их тенью, а они и сами – тень извечных идей, то есть сочинение писателя – тень тени и никакого познавательного значения не имеет. Хотя в диалоге «Федр» Платон говорит о поэзии как о священном безумии и замечает, что творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Платон – автор 34 диалогов. Знаменитый диалог Платона «Пир» - пир происходит у трагика Агатона по случаю его победы в состязаниях драматургов. Сотрапезники – Сократ, Диотима - высказываются об Эроте. В поле зрения попадает понятие красоты, эстетическая категория прекрасного. Движение от желания обладать красивым – кувшин, кобылица, девушка – через любовь восхождение к осознанию прекрасного как такового – к красоте совершенной, чистой, не наполненной человеческими телами, красками и прочим смертным наполнением. Диалог «Пир» - учение о достижении наивысшего блага. Освобождение от служения красоте телесной, осознание красоты само ценной и вечной, самой идеи красоты. Все остальное прекрасное – отражение ее. Любовь – стремление породить что-то, в т.ч. и прекрасные мысли; порождение – вот та частица бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.
Художественным достижением
«Государство» - трактат Платона об утопической державе, где цари будут философами, где работают ремесленники и земледельцы, где всех охраняют воины.
Упоминания об Атлантиде.
Ученик Платона – ученый энциклопедист Аристотель (384-322) - 4 в.до н.э. («самая всеобъемлющая голова древности»). Ему приписывают легендарное «Платон мне друг, но истина дороже». Его трактаты («Органон», «Метафизика», «Физика» и др.) не отличаются тщательностью художественной отделки, автор не ставит художественных задач. «Поэтика» - наиболее важна для истории литературы как первая литературоведческая работа в Европе. Автор стремится дать теоретическое осмысление всего предыдущего опыта греческой литературы. Аристотель рассматривает сущность поэтического творчества и причины, его порождающие. Искусство есть подражание действительности (мимесис), люди благодаря подражанию получают знания и результаты успешного подражания дают удовольствие, как и узнавание подражаемого. «Приобретение знаний весьма приятно не только философам, но и всем другим людям, с той лишь разницей, что последние приобретают их ненадолго». «Известное известно не всем». Подражать действительности можно по-разному. Разный способ подражания у Аристотеля становится основанием для разграничения литературных родов. О событии можно рассказывать: 1) как о чем-то отдельном от себя, как Гомер; 2) оставаясь самим собой, не меняя своего лица; 3) представляя изображаемых лиц как действующих и деятельных. Виды поэтического творчества различаются также тем, в чем совершается подражание – в слове, в ритме, в мелодии. Трагедия и комедия пользуются всеми видами – и поэтическое слово, и танцевальные движения, и мелодическое (музыкальное) сопровождение. В основном «Поэтика» посвящена проблемам трагедии, ее происхождения, выяснения различий между трагедией и эпосом, трагедией и комедией. Трагедия изображает людей лучших, чем мы, комедия – худших. Трагедия – подражание действию важному и завершенному, которое посредством страха и сострадания совершает катарсис – очищение. Пережив его, мы ощущаем способность к состраданию и свободу от страха. Аристотель называет 6 частей трагедии: фабула (совокупность фактов), характеры, разумность, сценическая обстановка, словесное выражение, музыкальное сопровождение. Части фабулы – перипетии, узнавание и страдание. Хорошо составленные фабулы не начинаются и не заканчиваются как придется, имеют легко запоминающуюся длину. Трагедийная фабула связана с переходом от счастья к несчастью не вследствие преступления, но вследствие ошибки человека скорее лучшего, нежели худшего. На «Поэтике» базируются «Поэтическое искусство» Буало (1674) и «Гамбургская драматургия» Лессинга. Иногда Аристотелю приписывали требования, им не выдвигаемые, как закон трех единств (места, времени, действия). У Аристотеля – только действие. Философская школа Аристотеля находилась в роще храма Аполлона Ликейского и отсюда ее название – Ликей. Учеников Аристотеля называли перипатетиками – теми, что прохаживаются. Утренние занятия для самых одаренных – эзотерические занятия.
Аристотель итожит классический период, открывая начало эпохи эллинизма. Был воспитателем Александра Македонского.
Таким
образом, греческая философия
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ф.Энгельс: «Разрешение противоречий рабства дается в большинстве случаев покорением гибнущего общества другими, более молодыми и сильными, но пока эти последние, в свою очередь, покоятся на рабском труде, происходит лишь перемещение центра и весь процесс повторяется на высшей ступени»
Новую эпоху в греческой истории открывают установление в Греции македонского владычества (Греция завоевана Македонией, затем обе станут добычей Рима). 338 г.до н.э. – битва при Херонее, победа македонского царя Филиппа II над коалицией греческих полисов, затем дальнейшие завоевания Александра Македонского. Он создал громадную империю (в ее составе были Македония, Греция, Персия, территории Малой Азии и Северной Африки), которая после его смерти в 323 г. до н.э. распалась на ряд эллинистических государств (Македония, Египет – монархия Птолемеев, Сирия – монархия Селевкидов, Вифиния, Пергам и др.). Биографию Александра можно посмотреть у Плутарха в «Параллельных жизнеописаниях».
Весь этот период после смерти А.Македонского(323 г. до н.э.) и до 30 г. до н.э. (в этом году последняя эллинистическая монархия – Египет – была завоевана Римом) называется эпохой эллинизма (IV-I вв. до н.э.). В это время греческая культура окажется в новых, постклассических условиях своего бытования. Завоевание Александром и его преемниками Востока привело на новые территории большое количество греков, возникающие города становились рассадниками греческой культуры, расширяющиеся сети дорог и торговые связи давали новые возможности. С другой стороны, греческие города после восточных походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран. Остров Делос – один из крупнейших невольничьих рынков. Громадные богатства, захваченные в землях Востока, сосредоточились в руках правителей, принявших по восточному обычаю титулы царей. На поприще греческой литературы стали выступать и представители других народов – египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы.
Основные черты эпохи эллинизма:
А) смена республиканского устройства (такое устройство характеризует греческие полисы в классический период) военно-бюрократической монархией. ( Т.е. власть в руках одного человека, который правит, опираясь на войско и армию чиновников – македонские завоеватели использовали политико-экономическую структуру захваченных государств, привычную для Востока) Греки больше не граждане полиса, но подданные монархии. Человек, по сути, отстранен от участия в политической жизни, решения проблем государства (раньше, в условиях полисной демократии агора – народное собрание - на площади решало эти вопросы). В таких новых условиях распространяются аполитизм, социальная индифферентность, падение полисного патриотизма, угасание гражданских чувств, ослабление традиционной религии с ее богами и героями – покровителями полиса; замкнутость в сфере узколичных интересов и космополитизм – приметы идеологии этой эпохи.
Б) смена национальной обособленности - когда греки противостоят всему остальному, варварскому миру – широкими межнациональными связями. Аттика становится периферией греческого мира (ойкумены), европейская Греция переживает период экономического и политического упадка. Возникают новые центры экономической и культурной жизни(г.Александрия в Египте – назван в честь Македонского). Происходит перемещение центров средиземноморской торговли на восток и перетекание туда активной части населения. В 4-3 вв до н.э. Грецию покидали десятки тысяч людей, уезжавших на Восток, в Египет. Они создавали себе новое отечество, привыкали к новым богам и обычаям. Маркс: «Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет – с эпохой Александра». Греческий мир теперь простирается от Индии до Эфиопии. Возникает вариант общегреческого языка, языка эллинистических государств – койне (на базе аттического диалекта - македонский двор был аттикизирован -, вобравшего некоторые особенности других диалектов, в частности, ионийского). Он приходит на смену прежнему, полидиалектному состоянию греческого языка полисного периода. Продвижение на Восток означало также глубокое взаимодействие греческой и восточной культур (заимствование восточных культов (Исида и Сарапис; мать богов Кибела и ее возлюбленный Аттис) - религиозный синкретизм, влияния в области стиля);
В) в эпоху эллинизма формируются новые философские течения; они стремятся осуществлять руководство поиском критериев правильной жизни. Это отход от онтологии (изучения основ бытия) в область этических учений, поисков критериев правильной жизни. Стоицизм, эпикуреизм, кинизм – эти учения сходятся в намерении достичь индивидуального спокойствия духа – такого важного в эпоху социальных потрясений Вместе с тем новые философские школы продолжают разработку уже созданных учений, приспосабливая их к новым условиям. (Эпикурейцы продолжают линию материализма Демокрита, стоики возрождают учение Гераклита). Эллинистическая эпоха систематизирует прежние учения, создает биографии философов.
Стоики (основатель школы – Зенон, преподавал в так наз. Пестрой Стое – расписном портике, отсюда и название) разрабатывали фундамент духовной жизни, главное в котором – понимание связанности человека роком, свобода человека – в осознании этого. Стоики искали именно нравственной свободы, свою цель видели в твердом и неуклонном осуществлении добродетели. Идеал стоиков - преодоление страстей, согласие с природой, сила духа, сознательное принятие порядка вещей и всех превратностей судьбы, душевное равновесие, умение владеть собой во всех испытаниях. Стоическая идея космополитизма созвучна эпохе, когда политическая карта была нестабильна. («Для меня как Антонина град и отечество – Рим, как человека – мир»).
Эпикурейцы (основатель – Эпикур, его школа наз. «сад Эпикура») исповедуют необходимость ухода в безмятежное существование мудреца, освободившегося от ложных представлений (страх смерти и богов – боги ведут блаженное существование в межмирных пространствах и не интересуются людьми), мешающих индивидуальному спокойствию и счастью. Эпикуреизм – это не проповедь наслаждений, хотя наслаждение и объявляется благом (культ наслаждений исповедует умонастроение, называемое гедонизм), но стремление мудреца избежать ненужных страданий, достичь внутренней независимости, душевного спокойствия, мудрой созерцательности, свободы от страха и страстей. По Эпикуру, пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека.
Киники (родоначальник учения – Антисфен, ученик Сократа) считаются последователями Сократа. Проповедуют самодостаточность мудреца, независимого от материальных благ, пренебрегающего условностями цивилизации (Диоген Синопский, живший «в бочке» - самый знаменитый представитель кинизма). Истинная независимость – добродетель, которая обходится удовлетворением самого насущного и потому не может быть отнята ни у бедняка, ни у раба.
Общая направленность эллинистических философских учений – защита личности от житейской суеты и треволнений, проповедь самовоспитания (в классическую эпоху герой - уже состоявшаяся добродетель, в эллинизме – движение к ней), утверждение самодостаточности и независимости мудреца, достижение индивидуального спокойствия духа. Таким образом, энергия индивидуума направляется в сторону внутреннего самоуглубления, личного совершенствования. Счастье нужно искать не во внешнем мире, а в себе самом.
Для литературы эллинизм означал отход от общественно-политических, религиозных проблем. Это некоторое «измельчание» проблематики, сужение горизонтов, но и новые открытия в области частного человека, его психологии. Понятен в связи с этим и интерес литературы к приватному, к быту, погруженность в повседневность.