Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:27, реферат
Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который называл себя эллинами, а у нас обычно называется греками – наименованием, взятым нами у римлян. История грекоязычных племен начинается с их переселения на Балканы в конце 3-го – нач.2-го тысяч. до н.э.
Истории литературы важно, что
в эллинистическую эпоху
Новоаттическая комедия прославлена именем Менандра Афинского. В отличие от древнеаттической комедии Аристофана, новоаттическая комедия не обращается к общественно-политической (или религиозно-философской проблематике. Это бытовая драма, без хора, без песнопений и танцев. В ней практически никогда не участвуют боги или другие мифологические персонажи. Важная роль принадлежит случаю (богиню Тюхэ эллинизм очень чтит). Действующие лица – обычные люди, причем Менандр создает галерею типических характеров: скряга и ворчун старый отец, легкомысленный и влюбчивый вертопрах-сын, обиженная/обесчещенная, но добропорядочная девушка, развратная, но благородная в своих помыслах гетера, ловкий хитрец и пройдоха раб, хвастливый простак солдат и др. Фабула новоаттической комедии от начала до конца вымышлена (не связана с мифом), погружена в семейный быт (хотя какие-то контуры общественной ситуации тоже определяются). Менандру принадлежит пьеса «Третейский суд», сохранившаяся примерно на 2/3 и очень показательная (репрезентативная) в отношении эстетики новоаттической комедии – тайна рождения, подкинутые дети(см.хрестоматию). Полностью сохранилась комедия «Дискол» - «Брюзга»(другие переводы – «Угрюмец», «Ворчун»). (Куплена на базаре в Александрии в 1956 г.) Менандр – создатель комедии нравов и интриги. (Один из рабов замечает, что счастье и несчастье приходят к человеку не от богов, которым некогда было бы заниматься каждым человеком в отдельности, а от собственного нрава человека.) Влияние Менандра на Рим и литературу новой Европы огромно. Это влияние угадывается в творчестве Плавта, Теренция, Шекспира, Мольера, Мариво, Гольдони и др.(вместо фигуры раба появится слуга).Знаменитый александрийский филолог Аристофан Византийский замечал: «Менандр и жизнь, кто из вас кому подражал?». Большие отрывки из Менандра были найдены французскими учеными при демонтаже картона, в который были завернуты египетские мумии.
Малый комический жанр этого
времени известен по так
Заметным центром
Литература, созданная александрийскими
филологами, получила название александрийс
Большинство монархов
Каллимах: «Кикликов стих ненавижу, дорогой идти проторенной, где то туда, то сюда, толпы бредут, не хочу. То, что нравится многим, не мило мне; мутную воду пить не хочу из ручья, где ее черпают все»). Каллимах о любви: «Рада гонятся она за бегущим, Что же доступно, того вовсе не хочет она». Овидий скажет о Каллимахе – «Не дарованьем своим, так мастерством он велик». Известный литературный противник Каллимаха, его бывший ученик – Аполлоний Родосский, стремившийся возродить прежний героический эпос (см. его поэму «Аргонавтика» - в 4-х книгах, перенасыщена мифологической, географической, этнографической ученостью). Идея возродить гомеровский тип эпоса не могла быть реализована, поскольку гомеровский эпос создавался как история подлинного героического прошлого, в эпоху эллинизма миф – предмет научных поисков и эстетизма. В Ионии и Афинах мифы еще не были чисто литературным материалом. Их использование если и не было связано с глубоко религиозными переживаниями, то соотносилось с традиционными преданиями, культовыми празднествами. Все последующие восемь веков – с 3 го до н.э. по 5 н.э. – к мифу применялся литературный подход.
Особенное значение для
В это время создан и немалый пласт эллинистической прозы (историографической, фантастической о путешествиях и др.). Здесь много имен, но мало великих имен. Эллинистические писатели не получили у греков значения классиков. Говорят об исчерпанности жизненных сил античного греческого мира. Закат античности затягивается вследствие римских завоеваний, усвоения Римом эллинистической культуры. Лосев А.Ф.: «В истории культуры очень часто бывают такие эпохи разложения, которые гораздо богаче и продолжительнее классических эпох. Если говорить о классике в узком смысле слова, т.е. о времени между греко-персидскими войнами и Пелопоннесской войной, то вся эта классика займет каких-нибудь 2 или 3 десятилетия. В сравнении с этим то, что мы называем эллинизмом, т.е. разложением греческой классики, занимает огромный промежуток времени с 4-го века до н.э. и кончая 5-м веком н.э. Таким образом, эллинизм существовал по крайней мере 900 лет. И тем не менее эллинизм есть все же в своей последней основе не что иное, как постепенное разложение греческой классики».
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
Уже в 146 г. до н.э. материковая, балканская Греция превращается в римскую провинцию; был взят и разрушен богатейший город Коринф. Противостояние закончилось покорением и остальных областей греческого мира. В строгом смысле слова римский период греческой литературы начинается со времени полного подчинения Риму всех греческих областей, т.е. с 30 г. до н.э., когда был присоединен Египет. Внеиталийские провинции управлялись проконсулами, наделенными неограниченной властью; бесконтрольное хозяйничанье вело к разорению провинций, приближало упадок античного мира. Многие образованные греки перебираются в Рим из разоренной отчизны.
В культуре этого времени
– соединение греческих и римских
элементов, кроме того, в поток
собственно античной культуры вливаются
восточные начала. Характерная черта
– синкретизм во всех областях духовной
жизни: науке, философии, религии, искусстве.
Большинство философов, ораторов, писателей
– не греки чистой крови, но уроженцы
эллинистических держав (Малой Азии,
Сирии, Египта, даже далекого Понта). Но
все ими созданное входит в
историю древнегреческой
Литературная стилистика этой эпохи пребывает под влиянием двух тенденций – азианизма и аттикизма. Азианизм – восточная высокопарность, цветистость, манерность. Азианизм встречает противодействие со стороны аттикистов, которые требуют возвращения к стилю афинских ораторов и писателей классической поры. Культ чистого аттического языка рассматривается как важнейшее орудие для овладения литературным наследием прошлых веков. Это и стремление возродить величие и державность Греции. Грек по-прежнему горд своей культурой, своим эллинством. Возрастает значение общеэллинских состязаний, почитание дельфийского оракула.
Особенность, отличающая
греческую литературу эпохи
Важное место принадлежит уроженцу г.Херонея в Беотии Плутарху(1-2 вв. н.э.), создателю жанра жизнеописания («Параллельные жизнеописания» - серия парных биографий греческих и римских деятелей: Александр Македонский – Юлий Цезарь; Демосфен – Цицерон и т.д.) с его кредо «Великим натурам бывают присущи не только великие доблести, но и великие пороки» (биография Антония). В биографии Македонского говорится, что иногда характер человека лучше раскрывается в незначительном поступке, в остром слове, шутке, нежели в осаде городов и кровопролитных сражениях. Плутарха ценили последующие века за созданный им идеал доблести и гражданственности. Сюжеты из его биографий черпала литература последующих веков. Плутарх оставил также труд «Moralia» («Моральные трактаты») на этическую тематику, где широко использовал философскую продукцию прошлых веков, в т.ч. и не дошедшую до нас.
Сатирик Лукиан(2-й в.н.э.) получил от Энгельса прозвище «Вольтер классической древности» за нещадную критику всех областей современной ему духовной жизни: риторики, ораторов, философов, религий и священнослужителей. В его творчестве отражен идейный упадок античного мира, предшествовавший краху экономическому и политическому. В молодости Лукиан много путешествовал, вел жизнь странствующего софиста – оратора-философа. Насмешкой над увлечением риторикой и ее бессодержательными, но изысканными творениями звучит речь «Похвала мухе» - риторический парадокс, посвященный восхвалению предмета, явно никакой похвалы не заслуживающего (см. в эпоху Возрождения – Эразм Роттердамский, «Похвала глупости»). После риторики Лукиан подвергает критике бесконечные споры сторонников разных философских школ. При этом философский диалог, прежде служивший серьезным целям (сам Диалог жалуется на Лукиана: «Я размышлял о богах, о природе, о круговращении вселенной и витал где-то высоко над облаками, а сириец стащил меня оттуда»), становится жанром, включающим сатирическое содержание – сатирический диалог «Продажа жизней» - Зевс и Прометей бодро торгуют с аукциона руководителями философских школ. Положительную оценку у Лукиана получает только философ-киник Менипп («Разговоры в царстве мертвых»). Мифологически-религиозные представления также снижаются в интерпретации Лукиана (диалоги «Зевс трагический», «Разговоры богов» - своего рода скандальная хроника Олимпа). Чисто литературная пародия, созданная Лукианом - «Правдивая история».
Самый поздний жанр греческой словесности – роман, появившийся еще в эпоху эллинизма, но сформировавшийся окончательно во 2-м –3-м вв. н.е. Термином «античный роман» обозначают достаточно типичные произведения с устойчивой сюжетной схемой: необычайной красоты герой и героиня, зарождение любви, препятствия, разлука, приключения и злосчастья, испытание верности, стойкость, хэппи-энд. Такое повествование можно назвать любовно-авантюрным романом (Гелиодор, «Эфиопика»). Наибольшая слава выпала буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» - пасторальная атмосфера соединяется здесь с элементами новоаттической комедии (тайна рождения детей) и трогательным в своей первозданности и наивности описанием зарождения и расцвета любовного чувства между юными героями.