Интеллектуалы средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Первое, что хотелось бы отметить о степени изученности проблемы – это её фактическая не изученность. Вопрос о средневековых интеллектуалах остаётся открытым для разного рода научных исследований и анализа. Историографическая скудность его поражает. Все, чем я руководствовалась в той или иной мере при написании данной работы заключается всего в двух работах, более или менее освещающих этот вопрос. Э

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Интеллектуал и город . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 1. Социально-экономические предпосылки
появления интеллектуалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 2. Организация научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 11
§ 3. Приложение сил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Глава II. Научная и педагогическая деятельность . . . 22
§ 1. Интеллектуал как педагог и личность . . . . . . . . . . . . . 22
§ 2. Научные занятия интеллектуалов . . . . . . . . . . . . . . . 27

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список источников и литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Вложенные файлы: 1 файл

Интеллектуалы Средневековья. .doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуалы средневековья

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   3

 

Глава I. Интеллектуал и город . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   8

§ 1. Социально-экономические  предпосылки

 появления интеллектуалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   8

§ 2. Организация  научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . .   11

§ 3. Приложение сил  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   16

 

Глава II. Научная и педагогическая деятельность  . . .   22

 § 1. Интеллектуал как педагог и личность . . . . . . . . . . . . .  22

§ 2. Научные  занятия интеллектуалов   . . . . . . . . . . . . . . .   27

 

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   31

 

Список  источников и литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . .  33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первое, что хотелось бы отметить о степени изученности проблемы – это её фактическая не изученность. Вопрос о средневековых интеллектуалах остаётся открытым для разного рода научных исследований и анализа. Историографическая скудность его поражает. Все, чем я руководствовалась в той или иной мере при написании данной работы заключается всего в двух работах, более или менее освещающих этот вопрос. Это, прежде всего, монография Ле Гоффа "Интеллектуалы в Средние века"1. К сожалению, саму монографию мне прочесть не удалось, представление о ней я получила благодаря краткому конспекту. Насколько мне удалось выяснить, монография освещает самые различные стороны проблемы – происхождение интеллектуалов как нового типа средневекового человека, различные виды интеллектуалов, если можно так выразиться, их занятия, роль в средневековом обществе. Книга разбита на главы таким образом, что читатель может получить представление об изменениях в интеллектуальной жизни Европы Средневековья в хронологическом порядке. То есть с начала освещаются вопросы возникновения в ранней истории интеллектуалов. Затем рассматривается деятельность их в XIII веке –во время расцвета средневековых университетов, и заключается возникновением гуманизма и новых представителей интеллектуальной части общества – гуманистов. Следует отметить также, что Ле Гофф изучает интеллектуалов в неразрывной связи с их естественной средой деятельности – университетами,  определяет интеллектуалов Средневековья, прежде всего как педагогов. Он пишет: "Слово интеллектуал обозначало область с хорошо очерчёнными границами. Это были школьные учителя, метры"2. Всё существование педагогов он рассматривает сквозь призму деятельности университетов, так что читатель может почерпнуть из его работы информацию и об университетах, что мне кажется очень ценным. Таким образом, монография Ле Гоффа может считаться единственной доступной нам специальной научной работой, посвящённой данному вопросу.

Вторая работа, которой я руководствовалась  в изучении вопроса, это монография Ястребицкой А.П. "Средневековая культура и город в ной исторической науке"3, точнее одной главой из неё, называющейся "Школа. Университет. интеллектуалы". В этой главе своей книги Ястребицкая даёт определение интеллектуалам, называя их "новым социо-культурным типом средневекового человека"4. В этой главе она даёт достаточно сжатую характеристику занятиям и самосознанию городских интеллектуалов, и изложение своих мыслей делает в ином ключе, чем Ле Гофф. Если французский исследователь применяет хронологию для разбиения материала, то Ястребицкая идёт по иному пути – она разбивает материал на две части – одна из них как бы даёт суммарную характеристику интеллектуалам  и их основным отличительным чертам, а вторая – раскрывает перед нами иные занятия, кроме преподавания, в которых были задействованы образованные люди того времени. Я считаю, что для небольшого очерка внутри монографии это достаточно удачное разбиение.

Множество сведений о личностях  интеллектуалов можно почерпнуть из монографии Соколова В.В. "Средневековая философия"5. Интересная данная работа тем, что в ней доступным и интересным языком раскрывается научная жизнь Европы в средние века. Читая работу, как будто погружаешься в мир философских идей, ожесточённых диспутов. Соколов в своей работе даёт нам представление именно о научной жизни Европы, научных исканиях интеллектуалов и влиянии наиболее выдающихся из них на события, происходившие в Европе.

Остальной материал был мной привлечён  из разрозненных источников, в основном, это статьи отечественных медиевистов, в которых содержаться очень лаконичные упоминания об интеллектуалах. Прежде всего, это статьи, посвящённые различным аспектам деятельности университетов и городских школ. Материал, использованный мной для изучения деятельности интеллектуалов вне образовательных учреждений – городских канцелярий, советах и так далее (в частности мои сведения основываются на данные книги Иванова К.А. "Средневековый город и его обитатели"6), в немногих фразах можно собрать из не связанных между собой работ.

Что касается источниковой базы, то дело здесь обстоит намного лучше. Источниками могут служить многочисленные опубликованные сочинения самих городских интеллектуалов того времени, выдающихся педагогов, научных деятелей и философов.  В связи с этим хочется отметить уникальный материал, содержащийся в педагогических трактах Средневековья: "История моих бедствий" Петра Абеляра, сочинения Иоанна Солсберийского, Гуго Сен–Викторского, и многих других, опубликованные в сборнике "Антология педагогической мысли христианского Средневековья"7. Интересны они не только тем, что содержат в себе взгляды на образование, но также и при тщательном изучении могут дать нам богатые сведения о самих преподавателях, их учениках и их взаимоотношениях от первого лица, что всегда очень ценно. Некоторые косвенные сведения можно получить из изучения документов, касающихся средневековых университетов8. Вот, в общем–то, и всё, что можно сказать об источниках и историографии.

Цель моей работы – как можно  полнее представить образ мышления и научную жизнь средневековых интеллектуалов. Мне хочется остановиться более подробно на профессиональной деятельности интеллектуалов, потому что это, на мой взгляд,  может значительно помочь в формировании представления о той громадной роли, которую они играли в становлении яркой городской культуры средневековья и последующего времени. Так же мне хочется на основе данных, имеющихся в монографиях Ястребицкой и Ле Гоффа дать некоторое  представление о самосознании интеллектуалов, что очень важно, так как именно самосознание какой-то отдельной группы людей как имеющих нечто общее между собой как раз и характеризует выделение её как обособленной группы, обладающей определёнными признаками. Появление представления преподавателей о себе как отдельной профессионально обусловленной группе, появившееся на рубеже 11–12 веков, можно считать началом истории городских интеллектуалов Европы.

Существует большое разнообразие определений средневековых интеллектуалов и учёности вообще. По сути, это очень важный вопрос и мне хотелось бы рассмотреть его отдельно в самом первом параграфе, потому что он определяет сами границы исследования.

Итак, мне хотелось бы начать с определения, данного интеллектуалам Ле Гоффа, он пишет: "Так именуют тех, чьим ремеслом были мышление и преподавание своих мыслей. Этот союз личного размышления и передачи его путём обучения характеризовал интеллектуала", – при этом он добавляет, что "Вплоть до нынешней эпохи эта среда никогда не имела столь чётких очертаний и такого единения собственной значимости, как в Средние века"9.

Затем хотелось бы обратить внимание на определение, данное    Ястребицкой А.П.: "Это люди книжной культуры, занятые умственным трудом. Их называли "доктор", "профессор",  "магистр", "литерати" (то есть знающий латынь в противоположность – "идиоти")". Далее автор конкретизирует: "К интеллектуалам по своему самосознанию принадлежали и клирики, люди духовного звания, они не имели церковных поручений или должностей, но были связаны со школой и университетами и получали материальную поддержку от городского совета и церкви и вознаграждения от учеников"10.

Уваров П.Ю. в своей работе "Характерные  черты университетской культуры" подробно рассматривает термины, которые встречаются в литературе для обозначения интеллектуалов. Он говорит следующее: "Университетские поэты употребляют термины "магистр", "студент" (школяр), а также более частные определения: "логик", "артист", "физик", "декретист", "богослов" и так далее. Но чаще всего используется термин "клирик""11. Следом он уточняет, что в своём широком значении термин "клирик" относится ко всему духовенству, противопоставленному мирянам. Но клирик противостоит мирянину как учёный неучёному. "А поскольку среди всего духовенства образованность присуща в первую очередь магистрам и студентам, то значение термина "клирик", употреблявшегося в узком смысле, сократилось до обозначения студентов и магистров. Изредка употреблялся ещё один термин – "философы""12.

Слой интеллектуалов не был одобрен  по своему составу. Ле Гофф выделяет среди  них три основных типа: "Первый тип учёного, интеллектуала–специалиста, – переводчики XII века: Яков Венецианский, Моисей Бергамский, Леон Тусус в Византии, Аристипп Палермский, Аделяр Бармский, …

Странная группа интеллектуалов –  голиарды (само название "голиард" происходит от имени библейского персонажа Голиафа, который считался покровителем скитающихся школяров): интеллектуальное бродяжничество. Голиарды (или ваганты) – это плод социальной мобильности, характерной для XII века. "Переходы из школы в школу были делом обычным для XII века. Это были ваганты, составлявшие культурные верхи духовного сословия, искатели лучшей школы с лучшей учёностью"13 Абеляр. Он являлся первым великим интеллектуалом современного типа. Абеляр – первый профессор"14.

Таким образом, предмет изучения данной работы очерчен, на мой взгляд, достаточно чётко. Речь пойдёт, в первую очередь, о средневековых преподавателях, а в широком контексте – обо всех людях, владеющих грамотностью, причём именно такой, которая давала им возможность с её помощью зарабатывать себе хлеб.

Глава I. Интеллектуал и город

 

§ 1. Социально–экономические  предпосылки появления интеллектуалов.

 

Появление и вся дальнейшая деятельность интеллектуалов неразрывно связаны с городом. Говоря об этой связи городов и учёных Ле Гофф пишет: "Вначале были города. Интеллектуал Средневековья на Западе рождается вместе с ними. Человек, чьим ремеслом станут писательство и преподавание (часто и то, и другое одновременно), человек который профессионально займётся деятельностью преподавателя и учёного, короче говоря, интеллектуал появится вместе с городом"15.

Где же здесь связь? Именно город  и структура его функционирования обусловили огромную потребность в образовании нового типа и намного более широкомасштабного, чем в предыдущие времена. Липатникова говорит: "С развитием городов происходят важные сдвиги в умственных вопросах феодального общества"16. И горожанам действительно было свойственно активное восприятие жизни, рационалистическое мышление. Рамки, поставленные церковью в сфере идеологии, науки, культуры оказались малы. Стихийно материалистические попытки объяснения природных явлений отличают учёных школ Шартра. В школах Салерно возникает представление об анатомии и физиологии. В школах Болоньи возрождается римское право, в котором граждане находили готовые правовые нормы для регулирования жизни. Любознательность горожан обусловила интерес и к античной литературе. Главное место в интеллектуальном потоке заняли труды Аристотеля. Появляются университеты, которые становятся важнейшими центрами городской культуры в период развитого феодализма. "Рост и укрепление городов, появление специфических органов управления ими требовали подготовленных дипломированных специалистов. Широкая общеевропейская торговля требовала юридического обоснования, обращения к римскому праву и его юридическому преломлению в обстановке таких социальных сдвигов, как фактическая отмена крепостного права, развитие новых форм землепользования"17. В некоторых государствах Европы, таких, например, как Италия, специфика университетов вытекала из особенностей исторического развития страны. Так как Италия была первой наследницей античной культуры, это "способствовало развитию философских, литературных и лингвистических, юридических и медицинских знаний уже в раннем средневековье"18.

В более ранние времена в городах  Западной Европы образование считалось монополией церкви и основное назначение монастырских, соборных и капитульных школ заключалось в подготовке служителей церкви. "Экономический подъём городов, бурное развитие торговли и усложнение товарно-денежных отношений привели к тому, что бюргерство и главным образом его купеческая верхушка почувствовали настоятельную необходимость в специальном, ориентированном на практические потребности их деятельности образовании"19. Совокупность всех этих факторов, в конце концов приводит к созданию городских школ нового типа, а следом и университетов. Следовательно при таком быстро растущем интересе к образованию появляется и слой людей, чьим основным занятием становится преподавание в этих новых образовательных учреждениях.

Увеличение числа преподавателей было настолько стремительным, что было заметным современникам в рамках всего двух-трёх десятилетий. Известный педагог рубежа XI–XII столетий в своём сочинении "Три книги моей жизни" говорит следующее: "Незадолго перед сим, но даже ещё и теперь, учителя граматики были так редки, что почти ни одного нельзя было найти в сёлах, и в городах с трудом отыскивались немногие, притом и эти были столь слабы в науке, что их невозможно и сравнить с теми грамотеями (clericis), которые ныне странствуют по сёлам"20.

В XIII веке число их неуклонно возрастало, так что Вадим Рабинович, интереснейший исследователь, говорит: "Учёные люди стали обычными людьми в Европе XIII века. Учёность – массовое явление общественности жизни той поры"21. И процесс этот всё время находится в развитии. От XIV века сохранились свидетельства, что чтение (а именно чтение можно считать основным признаком образованности) перестаёт быть уделом избранных, по крайней мере, оно не является редким исключением в среде людей, по своему положению не претендующих на образованность. Например. В статье Богодаровой Н.А. "К вопросу об образованности Англии в XIV – первой половине XV века" приводится любопытная иллюстрация этому: "…одна батская ткачиха из Чосера возмущённо рассказывает о своём муже, проводящем вечера за книгой и вслух прочитывающем  из них назидательные сентенции"22.

Итак, подытожив всё вышесказанное  отметим, что к появлению университетов, школ нецерковного типа и интеллектуалов, котором совершенно не обязательно надо было быть служителями церкви становится возможным благодаря появлению городской жизни и огромным изменениям в экономике и в культурной сфере. Среди городского населения росла потребность в знаниях – правовых, медицинских, технических. Для удовлетворения потребности в них в городах – ранее всего в итальянских – возникают нецерковные, чаще всего частные школы, организованные вокруг того или иного учителя (магистра).

Информация о работе Интеллектуалы средневековья