Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:39, контрольная работа
Цель исследования — формирование целостной картины летописных сведений и их связи с реальной действительностью.
Задачи исследования:
Изучение летописного свода «Повесть временных лет» как исторического источника.
Изучение различных версий на начало нашей истории.
Воссоздание картины исторического развития Киевской Руси с целью изучения жизни и дел предков в давние времена.
Определение версии, наиболее объективно отражающей действительный ход событий.
Введение
История возникновения русской летописи «Повести временных лет»
Источники и структура древнейшей летописи
Отличие «Повести временных лет» от других летописных источников
Основные вопросы русского летописания, связанные с началом народности, государства, христианства
Основные гипотезы относительно «Повести временных лет»
Версии виднейших исследователей русского летописания А.А. Шахматова, О.В. Ключевского
Версии советских историков Б.А. Рыбакова, Л.В. Черепнина
Версии исследователей новейшего времени В.И. Буганова, И.Н. Данилевского
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Орский гуманитарно-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «История»
Историография Киевской Руси
Новотроицк
2012 год
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Древнерусское государство отечественные источники XI-ХШ вв. называют Русью или Русской землёй, а историки — Киевской или Древней Русью. Причины, хронология, основные этапы и обстоятельства образования государства в восточнославянском обществе поныне остаются мало изученными. По данным социологических опросов приведённых в журнале «Родина» внимание современного российского общества к проблемам древнейшей истории Отечества значительно опережает такие исторические темы, как история XX столетия, события Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, ещё недавно лидировавшие в рейтингах социологов. Возникновение этого интереса не случайно. Проблемы, относящиеся к истории и культуре Древней Руси, занимают важнейшее место в историческом сознании современного российского общества.
В древнем периоде русской истории содержатся объяснения многих современных традиций и стереотипов современного общества. Именно в Древней Руси — единые корни восточнославянских народов, разделённых ныне. Очень важным моментом представляется также и то, что Древняя Русь как феномен является едва ли не самым обширным «белым пятном» нашей истории.
Выбор данной темы связан в первую очередь с её актуальностью в настоящее время: изучение рукописных источников, а также новейших методик отечественных и зарубежных исследователей относительно «Повести временных лет» чрезвычайно важно для верного понимания зарождения, становления и развития государства Древняя Русь.
Особенно сложно изучение древнейшего периода нашей истории, так как для первых ее веков единственным источником является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный вначале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летописец не просто продолжал новыми записями труд своего предшественника, он, как правило, перерабатывал его — что-то пропускал, что-то изменял в соответствии со своими политическими представлениями, что-то дополнял по новым источникам. Поэтому современный исследователь-историк не может излагать историю Руси, следуя за одной, избранной им в качестве лучшей, летописью: он должен обращаться ко всей совокупности источников, размышлять о причинах, обнаруживающихся в них противоречий, пытаться установить версию, наиболее объективно отражающую действительный ход событий.
Предмет исследования настоящей работы — Историография Киевской Руси с IX в. по 30-е года XII века — период ее существования.
Основным объектом исследования служат — древнейшая летопись «Повесть временных лет» и основные гипотезы виднейших исследователей летописания.
Цель исследования — формирование целостной картины летописных сведений и их связи с реальной действительностью.
Задачи исследования:
Практическая ценность данной работы состоит в том, что она расширяет диапазон изучения истории зарождения и эволюции отечественной государственности, создаёт базу для дальнейшего углублённого её изучения.
Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе, при изучении в образовательном учреждении учебных курсов по истории Древней Руси, а также для создания элективного курса по проблеме верного понимания становления и развития государства Древняя Русь, для подготовки выпускников школы к итоговой аттестации по истории.
I.1. Источники и структура древнейшей летописи
Детальное знание своей истории мы получаем в основном благодаря бесценному материалу, содержащемуся в русских летописях. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Начиная с XI в. и вплоть до конца XVI столетия на Руси велись систематические погодные записи о произошедших событиях: о рождении, о княжении или смерти князей, о войнах и дипломатических переговорах, о строительстве крепостей и освящении храмов, о пожарах городов, о стихийных бедствиях — наводнениях, засухах или небывалых морозах. Летопись и была сводом таких ежегодных записей. Летописи являлись не только способом фиксации «для памяти» произошедших событий, но и важнейшими документами, зеркалом нашей истории.
В настоящее время известно более двухсот списков летописей. Большинство из них опубликовано (полностью или в виде разночтений к другим спискам) в продолжающемся уже на протяжении более полутора столетий Полном собрании русских летописей. Некоторые летописные своды (Новгородская I летопись, Псковские летописи) публиковались отдельно.
Каждый летописный список имеет свое условное название. Чаще всего оно давалось по месту хранения (Ипатьевский, Кёнигсбергский, Синодальный и т. п.) либо по фамилии прежнего владельца (Радзивиловский список, список Оболенского, Хрущевский список и др.). Иногда летописи называются по имени их заказчика, составителя, редактора или переписчика (Лаврентьевский список, Никоновская летопись).
Отечественное летописание всегда опиралось на устную, зачастую фольклорную, традицию, в которой не могли не сохраняться отзвуки былых времен. Такова и древнейшая часть “Повести временных лет”, посвященная событиям, случившимся до рождения Нестора-летописца, она опирается главным образом на устные предания.
На заре изучения летописания Нестора считали единственным автором «Повести». Но после разысканий выдающегося русского ученого академика А. А. Шахматова (1864— 1920) стало очевидно, что Нестор-летописец использовал в своей работе другие летописные своды, составленные его предшественниками.
В 1039 году в Киеве учредили метрополию – самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод, доведенный до 1037 года.
В Новгороде в 1036г. создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050г. возникает Древний Новгородский свод.
В 1073г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054г.).
На основании первого Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами греческих хронографов.
Второй Киево-Печерский свод и послужил основой "Повести временных лет ", первая редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья - неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году.
«Повесть временных лет» открывается историографическим введением. В нем средневековый читатель узнавал чрезвычайно важную для себя вещь: славяне — не безродные «насельники» на земле, они — одно из тех племен, которые, согласно библейскому рассказу, расселились по ней в те незапамятные времена, когда схлынули воды всемирного потопа и праотец Ной со своими домочадцами вышел на сушу. И происходят славяне, утверждает летописец, от самого достойного из сыновей Ноя — Иафета. Правда, чтобы доказать эту мысль, летописцу пришлось вставить в перечень народов, извлеченный им из «Хроники» Георгия Амартола, отсутствующее там имя славян.
Очертив географические пределы Руси, Нестор вновь делает экскурс в историю, излагает свои представления о прародине славян, вспоминает об их столкновениях с аварами, о начале Болгарского государства, повествует о происхождении сербов, хорватов, поляков. Затем в поле зрения Нестора оказывается собственно Русь. Нестор рассказывает об обычаях полян, племени, на земле которого стоит Киев, о нравах соседних племен — древлян, вятичей, радимичей, северян. Нестор неуклонно подводит читателей к мысли, что Киев не случайно стал «материю градом русским»: места эти благословил в древности сам апостол Андрей (полагают, что эта легенда вставлена в летопись уже после Нестора). Автор «Повести» пишет, что племя полян — самое «кроткое» и благонравное, и князь киевский Кий в далеком прошлом был ведом самому византийскому императору. Так слагается картина славного прошлого Русской земли.
Летописец нередко
прибегает к сюжетному
I.2. Отличие «Повести временных лет» от других летописных источников
«Повесть временных лет» была и продолжает оставаться основным источником по древнерусской истории, важнейшим материалом для построения самых разнообразных концепций ранней русской истории сначала для царских, затем советских, а теперь и современных историков.
К характерным особенностям данного произведения относятся: сложность и запутанность текста, противоречия различных частей летописи, возникающих возможно из-за того, что они были написаны разными авторами. Изучение древнерусского летописания историками ведётся на протяжении уже двух веков.
Созданная в первые десятилетия XII в., «Повесть» дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них -
Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская летопись - 20-е годы ХV века, Первая Новгородская летопись - 30-е годы ХIV века.
В Лаврентьевской летописи "Повесть временных лет" продолжена северорусской Суздальской летописью, доведённой до 1305 г., а Ипатьевская летопись помимо "Повести временных лет" содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды ХV - ХVI вв. непременно включали в свой состав "Повесть временных лет", подвергая ее редакционной и стилистической переработке.
Она не осталась принадлежностью только древнего киевского летописания. Каждый летописный свод, когда бы и где бы он не составлялся — в XII или XVI в., в Москве или в Твери,— обязательно начинался с «Повести временных лет». Она в том или ином виде непременно открывала каждую летопись, повествуя о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду русская земля стала есть». В этой судьбе текста «Повести временных лет» отразился неизменный интерес к своей истории многих поколений древнерусских читателей.
I.3. Основные вопросы русского летописания, связанные с началом народности, государства, христианства
«Повесть временных лет» — летописный свод, составленный вначале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. О нем известно только, что семнадцати лет от роду он пришел в монастырь и, видимо, пребывал в нем всю свою жизнь, занимаясь книжным трудом!
Летописец задался целью выяснить происхождение Русского государства, законность княжеской династии, историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также роль и место Руси во всемирно-историческом процессе.
«Повесть временных лет» начинается с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя, что позволяет Нестору вписать историю Руси в мировую историю. История Русской земли начинается с 852 г. и доводится до 1117 г.