Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:39, контрольная работа
Цель исследования — формирование целостной картины летописных сведений и их связи с реальной действительностью.
Задачи исследования:
Изучение летописного свода «Повесть временных лет» как исторического источника.
Изучение различных версий на начало нашей истории.
Воссоздание картины исторического развития Киевской Руси с целью изучения жизни и дел предков в давние времена.
Определение версии, наиболее объективно отражающей действительный ход событий.
Введение
История возникновения русской летописи «Повести временных лет»
Источники и структура древнейшей летописи
Отличие «Повести временных лет» от других летописных источников
Основные вопросы русского летописания, связанные с началом народности, государства, христианства
Основные гипотезы относительно «Повести временных лет»
Версии виднейших исследователей русского летописания А.А. Шахматова, О.В. Ключевского
Версии советских историков Б.А. Рыбакова, Л.В. Черепнина
Версии исследователей новейшего времени В.И. Буганова, И.Н. Данилевского
Заключение
Список использованной литературы
«Откуда есть пошла Русская земля?». Этот вопрос, поставленный еще летописцем Нестором в конце XI или начале XII в., продолжает волновать исследователей и сегодня. И нельзя сказать, что все здесь уже для нас ясно и не требует дальнейших исследований. Спор историков о том, кто были русы, и где их следует локализовать, начавшийся более 200 лет назад, продолжается. Он обусловлен характером источников. В большинстве своем (особенно иностранные) они содержат свидетельства не очень конкретные и далеко не однозначные. При этом необходимо учитывать, что начальное древнерусское летописание, в том числе «Повесть временных лет», подвергалось неоднократной редакторской правке.
Вряд ли можно сомневаться в том, что поздние летописные свидетельства возродили память и очертили нам ту первоначальную Русь, которая положила начало Древнерусскому государству.
Для решения вопроса, кто такие поляне и откуда они пришли, кроме как «Повесть временных лет», других письменных источников нет. Летописец в ряде мест совершенно четко объединяет полян и древлян в одну группу, противопоставляя ее другой, которую составляли радимичи и вятичи.
Все введение в «Повести временных лет», связывается с именем Нестора. Разумеется, он имел к нему отношение, но не как летописец-создатель, а как сводчик и редактор записей своих предшественников.
Северными соседями восточных славян являлись скандинавские народы, чьи воинские дружины, судя по свидетельствам летописи, предпринимали частые грабительские набеги на Русь. Какое-то время их данниками были новгородские словене, кривичи, финно-угорские племена чудь и меря. Местное население неоднократно восставало против варягов и изгоняло их за море и, тем не менее, варяги на Руси были.
Задача современных исследователей состоит в том, чтобы объективно разобраться в факте, определяющим в развитии древнерусской государственности и найти ему правильное объяснение. Здесь историков поджидают значительные трудности, и они их далеко не всегда успешно преодолевают.
Норманнизм, как научное течение, имеет давние корни. Родился он в России в XIX в., а уже затем подхвачен историографией западных стран, где и прижился. Сейчас, вероятно, нет необходимости вдаваться в историографические подробности, тем более, что современные западные исследователи проблемы варягов на Руси и сами отмежевались от многих крайностей старой норманнистской школы. От крайностей — да, но не от концепции в целом.
В 882 г. на киевском
столе произошла смена
Ни о каком норманнском завоевании Киева не может быть и речи. Произошел, по существу, политический переворот, в результате которого на киевский престол взошел новый человек. Олег и его окружение фактически поступили на службу среднеднепровскому раннефеодальному государству, которое к этому времени прошло уже длительный путь развития. Не случайно в Киеве варяги принимают и название этого государства: «И седе Олегъ къняжа Кыеве; и бета у него мужи Варязи, и отътоле прозъвашася Русию».
Рюрик, а позднее и Олег не основывают свои города, а овладевают уже существующими, не утверждают в них политическую власть, а лишь меняют старую администрацию на новую — «свою», как уточняет летописец.
Конечно, новая княжеская династия Руси, будучи по происхождению северной, на первых порах содействовала вовлечению варягов в процессы государственной жизни страны. Вовлечение это никогда не приобретало форм господства, засилия чужеземцев. Процесс их притока на Русь строго контролировался. Письменные источники свидетельствуют, что всякий раз, как только задачи, в решении которых нужна была помощь варягов и оказывались выполнены, киевские князья старались избавиться от них. При этом не только не одаривали их за службу со щедростью родственников, но, нередко, не платили даже обусловленные денежные суммы. Примеры этому, Владимир Святославич, Ярослав Мудрый.
Говорить о какой-то гегемонии варягов на Руси, пусть и кратковременной, как представляется в работах, посвященных норманнской проблеме, по меньшей мере, несерьезно.
Ни письменные, ни археологические источники не дают оснований видеть в варягах силу, оказавшую значительное влияние на ход общественно-политического и социально-экономического развития восточных славян. Приходя на Русь в небольшом количестве, варяги вливались в те общественные структуры, которые возникали и развивались до них и независимо от них.
В заключение можно отметить основные моменты данной работы:
Здесь уместно напомнить одно творение А.П. Чехова. Он из всего им созданного более всего ценил свой рассказ «Студент» (1894 г.). Герой рассказа – студент Духовной академии, приехав на Пасху в затерянную в российском просторе родную деревню, проникается — в студеный вечер Страстной пятницы — острым сознанием нераздельной связи времен. «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре...». Он начинает говорить двум встреченным им крестьянкам, Василисе и ее дочери Лукерье, как «Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику (Каиафе) и били...
Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль...»
И студент сознает, «что, если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям... И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое,— думал он,— связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого... он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
Искусственного нет ничего в соотнесении событий русской истории IХ и XXI веков...
Закончить хочется, перефразировав слова летописи: ИСТОРИЯ наша велика и обильна, а порядка в ней нет…
Список использованной литературы