Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, реферат
Целью моего исследования является восстановление истории строительства Кремля. Конкретными задачами являются:1) Обзор истории Московского Кремля, его застройки; 2) Обзор истории строительства отдельных зданий и храмов Кремля; 3) Обзор Башен Кремля.
1)Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) Обзор общей истории Кремля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. 12 век - первая половина 13 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. вторая половина 13 века – первая половина 14 века . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. вторая половина 14 века – начало 15 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.4. вторая половина 15 века – начало 16 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5. 16 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.6. 17 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.7. 18 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.8. 19 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.9. 20 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3) Здания, храмы и другие достопримечательности Московского Кремля: . .. . . 14
3.1 Оружейная палата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
3.2 Благовещенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.3 Ансамбль колокольни Ивана Великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4 Успенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.5 Патриаршие палаты с церковью 12 апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.6 Архангельский Собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.7 Царь-пушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.8 Царь-колокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.9 Артиллерийские орудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
4) Башни Московского Кремля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
6) Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6) Приложение (Карта, фотографии Кремля). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
7) Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Борис Годунов связывал с Кремлем и более широкие градостроительные планы. В 1600 г. колокольня Ивана Великого получила еще один ярус звона, и ее высота достигла восьмидесяти одного метра. Москва нуждалась в подобной вертикали, способной зрительно объединить огромный город. Не лишено оснований предположение о том, что надстройка колокольни была первым этапом осуществления идеи царя Бориса возвести в Кремле подобие Иерусалимского храма. Его предполагаемые размеры, возможно, и вызвали увеличение высоты столпа. Но этот замысел не был воплощен. Надпись золотыми буквами под главой колокольни увековечила имя Бориса Годунова и его наследника - сына Федора.
Но основать
новую династию Борису Годунову не
пришлось - слишком сильны были его
противники, знатные семейства князей
Шуйских и бояр Романовых.
XVII
век
После смерти царя Бориса в 1605 году в России началась ожесточенная борьба за власть. Она сопровождалась заговорами, появлением царей-самозванцев и иностранной интервенцией. Период 1605 - 1612 годы вошел в историю под названием Великой Смуты.
В 1612 году народное
ополчение во главе с князем Дмитрием
Пожарским и купцом из Нижнего
Новгорода Кузьмой Мининым
В начале 1613 года в Грановитой палате Кремля был созван Земский собор, который избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова - первого царя новой династии, правившей в России триста лет. В 1635-1636 годах "каменных дел подмастерья" Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели для царя Михаила Федоровича Теремной дворец с приемными залами и жилыми покоями. Его живописный силуэт, высокая кровля и яркий декор придали парадной половине Государева двора празднично-нарядный облик.
XVII век был настолько насыщен событиями, что люди, жившие в это столетие, назвали его "бунташным". При этом они имели в виду не только восстания и войны, но и сам характер жизни русского общества. Середина XVII века была отмечена глубоким идеологическим кризисом, вошедшим в историю под названием Великого раскола. Его причиной стала реформа русской церкви, вдохновителем которой был царь Алексей Михайлович - сын царя Михаила Романова, а проводил ее на первых порах царский любимец - патриарх Никон.
В 1652-1656 годах, в период взлета своей карьеры, Никон перестроил патриарший дворец в Кремле. Исполнителями заказа были русские мастера Алексей Корольков и Иван Семенов. Особое восхищение современников вызывал парадный зал дворца - Крестовая палата, где заседали церковные соборы и устраивались пиры в честь высоких гостей. В каменных палатах дворца хранились сокровища Патриаршей ризницы, не менее ценные, чем Государева казна.
При всей устойчивости средневекового быта, в XVII столетии в него стали проникать элементы новой европейской культуры. Так, во времена царя Алексея Михайловича началось увлечение театром. Для спектаклей придворной труппы использовались кремлевские палаты боярина И.Д.Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, выстроенные в начале 1650-х годов. И хотя в дальнейшем это здание неоднократно меняло свое назначение, в историю оно вошло под названием Потешного дворца (слово "потеха" означает "развлечение, забава").
Во время царствования Алексея Михайловича значительно вырос и усложнился государственный аппарат. В 1675-1680 годах было возведено новое двухэтажное здание приказов, которое протянулось вдоль бровки холма, от Архангельского собора почти до Спасской башни. Оно завершило формирование ансамбля Ивановской площади, на противоположной стороне которой к этому времени поднялись новые корпуса и храмы Чудова монастыря, и придало более законченный вид панораме Кремля со стороны Москвы-реки.
В 1620-1680-е годы получили ярусные шатровые завершения угловые и проездные башни Кремля (кроме Тайницкой и Никольской). Промежуточные башни, и особенно башни южной, речной стороны, были надстроены скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлевских соборов и дворцов.
К концу XVII века Кремль достиг своего расцвета. Самобытная красота и выразительность его архитектурно-художественного ансамбля вызывала у современников не только искреннее восхищение, но и образное сравнение с райским градом Иерусалимом.
Вместе с XVII столетием закончился средневековый период русской истории с его традиционной культурой, устоявшимся бытом, представлениями о мироздании. "Златоглавая матушка Москва" выполнила свою миссию собирания земель и создания единого Российского государства.
XVIII
век
Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столиц России была перенесена на берега Невы в город святого Петра - Санкт-Петербург.
А для Москвы (так уж случилось) первый год нового столетия начался страшным пожаром в Кремле. Петр I приказал в его выгоревшей части, между Троицкой и Собакиной башнями, строить Арсенал (Цейхгауз). Шла Северная война, и Карл XII готовил поход на Москву. В связи с этим Кремль был укреплен бастионами и рвами. После знаменитой победы под Полтавой опасность миновала.
Здание Арсенала было достроено только в 1736 году императрицей Анной Иоанновной.
В XVIII и XIX веках Успенский собор Московского Кремля по-прежнему оставался главным храмом России. Как в старину, так и теперь здесь освящалась высшая государственная власть. Для пышной церемонии коронации в Кремль приезжали все императоры и императрицы. Но древний Кремль все меньше и меньше отвечал требованиям престижа, комфорта и вкуса Нового времени. Неизбежно он стал менять свой облик. На месте древних палат и церквей, владений бояр и монастырей стали появляться современные дворцы.
В 1749-1753 годах были разобраны палаты Государева двора XV века, и на их основаниях Ф.-Б. Растрелли возвел в стиле барокко новый каменный Зимний дворец, выходивший одной стороной к Соборной площади, а другой - к Москве-реке.
В 1756-1764 годах между Благовещенским и Архангельским соборами, на месте древнего Казенного двора, архитектор Д.В.Ухтомский возвел здание галереи Оружейной палаты, в которой должны были разместиться сокровища царской казны. Но через несколько лет здание снесли в связи с предполагавшейся грандиозной перестройкой Кремля по проекту В.И.Баженова и возведением нового дворца. Замысел не был осуществлен, но в результате сносов, которые предшествовали строительству, Кремль потерял многие древние здания, была оголена и больше не застраивалась юго-восточная часть бровки холма.
В 1776 году по проекту М.Ф.Казакова был построен так называемый Архиерейский дом.
Это небольшое, но представительное здание в стиле классицизма оформило угол Чудова монастыря и сделало более четким пространство Ивановской площади Кремля.
В 1763 году императрица Екатерина II разделила Сенат на департаменты и два из них перевела в Москву. Для строительства здания Сената был отведен участок в Кремле, между Чудовым монастырем и Никольской улицей. Архитектор М. Ф. Казаков учел его конфигурацию и в 1776-1787 годах возвел сооружение в форме равнобедренного треугольника с внутренним двором. Купол Сената, увенчанный статуей Георгия Победоносца, поднялся над крепостной стеной и усилил композиционную связь Кремля с Красной площадью. Новое здание, построенное в стиле классицизма, расположилось напротив Арсенала и образовало цельный ансамбль Сенатской площади, соединив в памяти потомков имена двух наиболее известных правителей и реформаторов России XVIII века - Петра I и Екатерины II.
Новый этап в
понимании роли и ценности Кремля
нашел отражение в проекте
его перестройки архитектора
М.Ф.Казакова 1790-х годов. Он также
предусматривал создание в Кремле регулярных,
"правильных" площадей, классических
дворцов и правительственных зданий. Но,
в отличие от проекта В.И.Баженова, бережно
сохранял древние памятники, считая необходимым
придерживаться определенного расстояния
между старыми и новыми строениями. И хотя
этому проекту также не суждено было осуществиться,
он утвердил сложившееся к концу XVIII века
представление о Кремле как о едином художественном
ансамбле.
Начало XIX века стало переломным моментом в судьбе кремлевских сокровищ. В 1806 году император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей". В том же году на месте Троицкого подворья и Цареборисова двора начали возводить специальное здание музея. К 1810 году строительные работы были завершены, главный фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся просветителей России. Архитектор И.В. Еготов сумел не только вписать новое протяженное здание в ансамбль существовавшей Сенатской площади, но и создать между музеем, Троицкой башней и Арсеналом еще одну небольшую площадь Кремля, получившую название Троицкой.
Но сразу разместить музей в новом здании не удалось. В июне 1812 года армия Наполеона перешла границу России. Отступая, русская армия вынуждена была оставить Москву. Царская сокровищница была вывезена в Нижний Новгород. Только в 1814 году, после ремонта, в здании архитектора И.В. Еготова был открыт первый музей отечественной истории, получивший название Московской Оружейной палаты. Перед широкой публикой предстали древние государственные регалии, троны, коронационные одежды, золотая и серебряная посуда, личные царские вещи, старинное оружие, трофеи Полтавской битвы и памятники Отечественной войны 1812 года.
Сожженная, разграбленная, но непокоренная древняя столица вызвала высокие патриотические чувства. Появилось стремление не только поднять город из руин, но и бережно сохранить исторические особенности его застройки и своеобразие архитектурного облика. В возрождении Москвы приняли участие все ведущие зодчие России. В Кремле в прежних формах были восстановлены взорванные стены и башни, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого. Постепенно вернулись к жизни опустошенные и оскверненные кремлевские храмы и монастыри.
По указу императора
Николая I в 1838-1851 годах в Кремле был
возведен в "национальном русском"
стиле новый дворцовый
Пространство к востоку от Соборной площади после сноса приказов оставалось открытым и получило название Драгунского плаца - места, где в XIX в. проходили смотры войск. В 1898 году здесь был открыт памятник Александру II. Статуя императора в полный рост располагалась на пьедестале под сенью высокого шатра. С трех сторон ее окружала галерея с лестницами - сходами к подножию холма. Памятник представлял собой масштабное архитектурное сооружение, которое в какой-то степени вернуло этой части Кремля объемный акцент.
В конце XIX - начале
XX века Московский Кремль все больше осознавался
как памятник истории и культуры. Все чаще
сокровища Оружейной палаты, кремлевских
соборов и Патриаршей ризницы участвовали
во всероссийских и международных выставках.
Потешный дворец XVII в. по существу стал
хранилищем музейных ценностей. А в 1912
году в ведение Комитета по организации
музея Отечественной войны 1812года было
передано здание Арсенала. Не хватило
нескольких лет мирной жизни, чтобы этот
замысел был осуществлен.
XX
век
Юбилейным для России стал 1913 год: триста лет освобождению Москвы от интервентов и триста лет Дому Романовых. Последняя дата отмечалась особенно торжественно. В Кремле, в митрополичьих покоях Чудова монастыря, была открыта выставка памятников искусства XVII века, собранных из многих монастырей и храмов России. Она имела столь большой резонанс, что в том же году было принято решение о создании рядом с Кремлем Музея церковной старины и древностей, где предполагалось разместить сокровища Патриаршей ризницы и библиотеки. Осуществить эти планы помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Сама же идея продолжала жить, и к 1916 году она приобрела даже более масштабный характер - превратить весь Кремль в "Акрополь искусств и старины". Но следующий 1917 год резко изменил судьбу Москвы и Кремля.
В марте 1918 г. Советское
правительство переехало из Петрограда
в Москву, и она обрела статус
столицы Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР),
с 1922 г. - Союза Советских
В 1935 году были сняты 4 орла, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, и установлены на них пятиконечные звезды.