История Московского Кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, реферат

Краткое описание

Целью моего исследования является восстановление истории строительства Кремля. Конкретными задачами являются:1) Обзор истории Московского Кремля, его застройки; 2) Обзор истории строительства отдельных зданий и храмов Кремля; 3) Обзор Башен Кремля.

Содержание

1)Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) Обзор общей истории Кремля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. 12 век - первая половина 13 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. вторая половина 13 века – первая половина 14 века . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. вторая половина 14 века – начало 15 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.4. вторая половина 15 века – начало 16 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5. 16 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.6. 17 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.7. 18 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.8. 19 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.9. 20 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3) Здания, храмы и другие достопримечательности Московского Кремля: . .. . . 14
3.1 Оружейная палата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
3.2 Благовещенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.3 Ансамбль колокольни Ивана Великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4 Успенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.5 Патриаршие палаты с церковью 12 апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.6 Архангельский Собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.7 Царь-пушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.8 Царь-колокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.9 Артиллерийские орудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
4) Башни Московского Кремля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
6) Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6) Приложение (Карта, фотографии Кремля). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
7) Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Вложенные файлы: 1 файл

История Московского Кремля.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

В 1937 году на пяти башнях Кремля (добавилась еще Водовзводная башня) были установлены рубиновые  светящиеся звезды. Размер их различен – от 3 до 3,75 метра.

В результате антирелигиозной  пропаганды, которая особенно активно  проводилась в 1930-е годы, в стране были не только закрыты, но и разрушены  многие монастыри и храмы. Значительные утраты понес и Московский Кремль. Самой большой из них стал снос в 1929 году двух древних и прославленных монастырей - Чудова и Вознесенского. Возведенное на их месте здание Военной школы вряд ли украсило Кремль, но у каждого времени свое лицо...

В грозные годы Великой Отечественной войны все сокровища Оружейной палаты были эвакуированы из Москвы, а сам Кремль, к счастью, практически не пострадал. С 1955 года он вновь стал доступен для осмотра. Миллионы российских и иностранных граждан стали знакомиться с Оружейной палатой, историческими реликвиями и святынями кремлевских храмов, а в бывшем Патриаршем дворце был открыт Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

В 1961 году у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной  палаты, был возведен Дворец съездов, который, как и все, что строили в Кремле, стал символом своего времени. В огромном зале Дворца проходили съезды Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), международные конгрессы и форумы.

В 1970-1980-х годах  в Московском Кремле были проведены  уникальные по составу и масштабу ремонтно-реставрационные работы.

В 1990 году Московский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В следующем году располагавшиеся  на его территории музеи были преобразованы  в Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", в состав которого вошли знаменитая Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта России XVII века, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.

В декабре 1991 года СССР как единое государство, включавшее пятнадцать республик, прекратил свое существование. Москва стала столицей независимой России, а древний  Кремль - резиденцией Президента страны.

В 1997 году Москва торжественно отметила свой 850-летний юбилей. Большие реставрационные работы прошли в Московском Кремле. Было восстановлено знаменитое Красное крыльцо Грановитой палаты, возрождены Александровский и Андреевский залы Большого Кремлевского дворца, проведена реставрация здания Сената. В дни больших церковных праздников в соборах проходят торжественные богослужения, после долгого молчания зазвонили кремлевские колокола. Но есть и невосполнимые утраты, память о которых также хранит эта древняя цитадель на Боровицком холме...

  
 
 
 
 

Здания, храмы и другие достопримечательности

Московского Кремля 

 История формирования, развития и деятельности музейного  учреждения в Московском Кремле  насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды  высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение.

История музея  в Кремле, в самом сердце страны всегда была неразрывно связана с  историей Российского государства. Музей-сокровищница, музей, хранящий государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти. Это обстоятельство иногда благотворно, иногда трагически, но всегда активно влияло на жизнь музея.

Несмотря на интерес к истории музея, особенно проявившийся в последнее десятилетие, остается множество белых пятен, не выявленных фактов, не обнаруженных документов. Прежде всего, это касается вопросов ведомственного подчинения музея, развития его структуры и штата, что в значительной степени определяло все сферы музейной работы и вместе с тем отражало осознание обществом значимости кремлевской сокровищницы.

Осмысление опыта  и традиций, пути, пройденного музеем, могут быть чрезвычайно важны  для определения его истинного места в культуре России.  

Оружейная палата

Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные  регалии, парадную царскую одежду и  коронационное платье, облачения  иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства  России, стран Европы и Востока IV - начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенский  собор 

Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора  столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.

Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя  и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был  и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.

С 1993 года на престольный  праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II.

 Собор был  торжественно освящен в августе 1489 года. Он построен русскими мастерами в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века.

Входы в собор  с северной и западной галерей  обрамлены белокаменными резными  порталами итальянской работы XVI в., а двустворчатые двери обиты  медными листами с библейскими  сюжетами, выполненными в технике золотой наводки.

Пол в соборе весьма необычен: он выложен из плиток кремния разной величины и разных оттенков.

Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это – квадратное в плане  помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.  

Вопрос о времени  строительства крытых галерей вокруг Благовещенского собора, а также об их авторах до сих пор остается открытым. Вероятно, ныне существующие галереи построены в начале XVI в. итальянцами, возводившими к западу от собора дворец великого князя и исполнившими порталы при входе в собор с запада и севера. Первоначально большие арочные проемы галерей были открытыми, а галереи окружали собор с четырех сторон. Восточная часть их была разобрана в XIX в.

Четыре придела  над углами галерей были возведены  в XVI в. Это – четыре небольшие  одноглавые бесстолпные церковки с  тонкими стенами толщиной в один кирпич. Полы в них были выложены узорчатыми керамическими плитками, в XIX в. замененными на белокаменные резные с черным мастичным орнаментом. Интерьер украшали иконостасы, один из которых выставлен в южной галерее собора. Приделы освящены в память Собора Архангела Михаила, позже переосвященный в память Архангела Гавриила, (северо-восточный придел), Собора Богоматери (северо-западный придел), Входа в Иерусалим (юго-западный придел) и Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).

Резные порталы  созданы итальянскими резчиками  в начале XVI века, вероятно, во время  строительства ими нового великокняжеского дворца. Поверхность белого камня  плотно заполнена тонкой и сложной  резьбой в высоком рельефе. Изображение ваз, светильников, дельфинов, сфинксов было популярно в эпоху Возрождения. Первоначальная роспись по камню была предположительно многоцветной. Скорее всего с XVIII в. порталы стали двуцветными.

Двустворчатые двери, ведущие в собор с юга и с запада, выполнены в редкой и эффектной технике, пришедшей на Русь из Византии. Датировка их колеблется в пределах конца XV - начала XVII веков. Христианский праздник Благовещения и ветхозаветные пророки соседствуют на створках с языческими античными философами: Гомером, Афродитианом, Еврипидом, Плутархом, Диогеном, Менандром.

Достоверно известно, что пол из разноцветных и разновеликих каменных плиток уже был настелен в соборе в середине XVII в. По преданию, как пишет историк Карамзин в "Истории Государства Российского", плитки пола привезены были из Византии в Ростов Великий в XII в., а позже после пожара 1547 г. перевезены в Благовещенский собор в Москву. Исследования последних десятилетий дают возможность связать происхождение редкого пола Благовещенского собора с московским регионом.

 Многоярусный  иконостас Благовещенского собора  – одно из самых значительных, красивейших и загадочных произведений  средневекового русского искусства,  об авторстве самых древних  икон которого - Деисуса конца  XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры. Долгое время их тесно связывали с Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Завершают иконостас пророческий и праотеческий ряды, написанные в середине XVI века и представляющие не меньший интерес по иконографии и составу. Особенностью местного ряда иконостаса является постоянное место в нем для патрональной иконы правящего царя, которую после его смерти уносили в Архангельский собор и ставили у могилы в надгробном иконостасе. В местном же ряду стоит икона "Спас на престоле".

Рама, в которую  вставлены все иконы, создана  по императорскому заказу в 1896 году мастерами  московской фабрики фирмы Хлебникова по рисунку архитектора Султанова.  

13 икон Деисуса  представляют святых в полный  рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на престоле среди сил небесных Спасителю. Его икона "Спас в Силах" находится в центре ряда и является самым значительным образом этой многоярусной конструкции иконостаса.

В состав Деисуса главного иконостаса Благовещенского собора входят Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, отцы церкви Иоанн Златоуст и Василий Великий. Вдоль южной и северной стен собора "в заворот" стояли образы великомучеников Георгия и Дмитрия, а также столпников Даниила и Симеона. Центральное ядро из девяти икон конца XIV в. исследователи связывают с греческим иконописцем, вероятно, Феофаном Греком, который работал в это время при дворе московского князя.

Иконы сохранившихся 16 Праздников представляют события евангельской жизни Христа от "Благовещения" о рождении Спасителя до "Сошествия во Ад" и "Успения". Вопрос датировки икон и их авторства вызывает споры. Среди версий – связь одной из двух двух групп икон ряда с иконописцем Андреем Рублевым ("Благовещение", "Рождество", "Сретение","Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим").

15 икон Пророков  и 15 икон Праотцов над ними  представляют полнофигурные образы  провозвестников явления Христа  с сидящей на престоле Богоматерью с Христом на коленях и поясных образов праотцов в архитектурном обрамлении с Саваофом в центре ряда. Оба ряда относятся ко времени восстановления собора после пожара 1547 года. 
 
 
 

  

  

 

   
 

Ансамбль  Колокольни Ивана  Великого 

Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату - 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку.

Информация о работе История Московского Кремля