История Московского Кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, реферат

Краткое описание

Целью моего исследования является восстановление истории строительства Кремля. Конкретными задачами являются:1) Обзор истории Московского Кремля, его застройки; 2) Обзор истории строительства отдельных зданий и храмов Кремля; 3) Обзор Башен Кремля.

Содержание

1)Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) Обзор общей истории Кремля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. 12 век - первая половина 13 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. вторая половина 13 века – первая половина 14 века . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. вторая половина 14 века – начало 15 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.4. вторая половина 15 века – начало 16 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5. 16 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.6. 17 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.7. 18 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.8. 19 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.9. 20 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3) Здания, храмы и другие достопримечательности Московского Кремля: . .. . . 14
3.1 Оружейная палата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
3.2 Благовещенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.3 Ансамбль колокольни Ивана Великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4 Успенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.5 Патриаршие палаты с церковью 12 апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.6 Архангельский Собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.7 Царь-пушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.8 Царь-колокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.9 Артиллерийские орудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
4) Башни Московского Кремля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
6) Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6) Приложение (Карта, фотографии Кремля). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
7) Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Вложенные файлы: 1 файл

История Московского Кремля.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

В 1812 году отступавшие  из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп  Ивана Великого устоял. Звонница и  Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков.

На первом этаже  Успенской звонницы размещается  выставочный зал Музеев Московского  Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Успенский собор 

Успенский собор  на протяжении шести столетий был  государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий  князь Иван III, объединивший под властью  Москвы все русские княжества, начал  создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись  собора, многочисленные иконы и разнообразная  утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик  собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный  иконостас 1653 г.

Перед иконостасом  стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

В XIV – XVII вв. Успенский  собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и  патриархов.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский  собор во Владимире, - древний крестово-купольный  храм, но создал принципиально новое  по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень".

Своеобразие архитектуры  Успенского собора сильнее ощущается  в его интерьере: применение новых  технических средств позволило  увеличить все членения храма, круглые  столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного  дворцового зала. Собор поразил современников "величеством и высотою, и светлостью и пространством".

Впервые Успенский  собор был расписан в 1513-1515 гг. В 1642-1643 гг. эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и  артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и  стенопись храма создают образ  космоса, где своды символизируют  небо, несомое столпами собора. Как  правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные  образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция "Страшный суд". На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

В конце XIX- начале ХХ веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI вв., тогда же связанных исследователями с творчеством крупнейшего художника этого времени Дионисия - изображения преподобных на алтарной преграде, композиции "Семь спящих отроков Эфесских", "Сорок севастийских мучеников", "Поклонение волхвов" и другие. 

  

  

  

 

Патриаршие  палаты с церковью Двенадцати апостолов 

 Патриаршие  палаты были построены русскими  мастерами в 1653-1655 годах для  патриарха Никона. Первый этаж  дворца занимали хозяйственные  службы, третий - личные покои патриарха.  На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них - Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII-XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.

Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается  музейная экспозиция. Она посвящена  русской культуре XVII столетия, когда  накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад  жизни русского общества. В музее  представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII-XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов - Симона Ушакова и Федора Зубова.

Экспозиция музея  рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского  Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского  пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту  Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484-1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской  интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил  Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался  новый этап строительных работ, связанный  с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора  в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем - личные покои патриарха.

Последующие патриархи  в той или иной степени также  достраивали, украшали и перестраивали  дворец.

В 1721 году после  упразднения патриаршества и  учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980-1985 годах  были проведены очередные крупные  научно-реставрационные работы, результатом  которых и стала современная  экспозиция музея.

Патриаршие палаты - редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов.

В отличие от дворцовых построек предшествующих столетий, состоящих из разнообъемных, самостоятельно стоящих зданий, Патриаршие палаты выстроены единым архитектурным  блоком. Он включил двухэтажное здание палат (второй этаж заняла громадная по размеру Крестовая палата), трехэтажное здание палат для жилья и приказов и поднятую на высокие проездные арки домовую церковь Двенадцати апостолов.

Новое здание Патриарших палат вошло в древний ансамбль Соборной площади. И видимо не случайно его южный фасад украсил аркатурный пояс, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов.

К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом  конце XVII века над зданием появился четвертый этаж, от которого до наших дней сохранилась так называемая Петровская палатка. Значительные изменения внешний облик здания претерпел в XVIII и XIX столетиях.

В результате реставрационных  работ XX столетия зданию Патриарших палат  в основных чертах возвращен изначальный облик XVII столетия.

Парадные сени - это своеобразная прихожая патриаршего  дома. Здесь встречали почетных гостей. Отсюда патриарх следовал на Соборную площадь, в Успенский собор. Во время  всех торжественных приемов и  выходов в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.

Сегодня Парадные сени являются первым экспозиционным залом музея, в котором располагается  историко-мемориальный раздел экспозиции. В витринах представлены культовые  и бытовые вещи, принадлежавшие главам русской церкви XVII века: патриархам Филарету, Иосифу и Никону.

Особый интерес  вызывают личные вещи патриарха Никона: саккос из двухпетельчатого итальянского аксамита, домашний кафтан, сшитый из рытого, двоеморхого бархата итальянской  работы, серебряный посох и клобук из итальянской камки, украшенной золотными нитями, драгоценными камнями и жемчугом.

Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас  церкви не сохранился. Ныне существующий иконостас перенесен в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. Он датируется концом XVII - началом XVIII столетия.

В помещении  церкви располагается экспозиция икон XVII века, большая часть которых  вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа.

Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий  дух прежнего великого искусства  путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы").

Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.

В экспозиции представлены иконы прославленных царских  изографов конца XVII века: икона "Федор  Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие 
 
 
 
 
 
 

Архангельский собор

 

История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

Информация о работе История Московского Кремля