История Московского Кремля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:20, реферат

Краткое описание

Целью моего исследования является восстановление истории строительства Кремля. Конкретными задачами являются:1) Обзор истории Московского Кремля, его застройки; 2) Обзор истории строительства отдельных зданий и храмов Кремля; 3) Обзор Башен Кремля.

Содержание

1)Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) Обзор общей истории Кремля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.1. 12 век - первая половина 13 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.2. вторая половина 13 века – первая половина 14 века . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. вторая половина 14 века – начало 15 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2.4. вторая половина 15 века – начало 16 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2.5. 16 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.6. 17 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.7. 18 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.8. 19 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.9. 20 век . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
3) Здания, храмы и другие достопримечательности Московского Кремля: . .. . . 14
3.1 Оружейная палата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
3.2 Благовещенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.3 Ансамбль колокольни Ивана Великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3.4 Успенский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
3.5 Патриаршие палаты с церковью 12 апостолов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3.6 Архангельский Собор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3.7 Царь-пушка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.8 Царь-колокол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.9 Артиллерийские орудия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
4) Башни Московского Кремля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
6) Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6) Приложение (Карта, фотографии Кремля). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
7) Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Вложенные файлы: 1 файл

История Московского Кремля.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский  собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники  князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются  под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии  Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила  Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого  царевича Дмитрия, младшего сына Ивана  Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор  был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени. Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их "воображаемые" портреты. Эта "портретная" галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в  царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами  царской Оружейной палаты. Лишь в  местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – "Архангел Михаил в деяниях", созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Царь-пушка

Царь-пушка, установленная  в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между  колокольней Ивана Великого и  церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением  русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.

По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В старых документах пушка называлась “Дробовиком”. Это, а также конструкция ствола позволяют предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна в 1835г. на заводе Берда в Петербурге.

 Вскоре после  отливки пушка была установлена  на специальном станке на Красной  площади недалеко от Спасских  ворот, возможно для их защиты. Там она и находилась вплоть  до начала ХVIIIв., когда Петр I задумал строительство в Кремле Цейхгауза и организацию в нем хранилища древнего отечественного и трофейного оружия. В 1706г. Царь-пушка наряду с другими орудиями, в том числе и трофейными, была перевезена в Кремль и находилась сначала во дворе Арсенала, а затем вместе с другой пушкой у главных его ворот. В 1835г. обе пушки были установлены на новые чугунные лафеты, изготовленные по эскизам академика А.П.Брюллова. В 1843г. Царь-пушку и другие русские старинные орудия разместили вдоль фасада Оружейной палаты, предназначавшейся для “хранения достопамятностей”, а трофейные пушки оставили у Арсенала.

 В связи  с началом в 1960г. работ по  строительству Кремлевского дворца  съездов старое здание Оружейной  палаты было разобрано, а древние  орудия вновь перевезли к Арсеналу. Позже Царь-пушку установили отдельно на то место, где она находится сейчас.

Во второй половине 1970-х гг. Царь-пушка и чугунный лафет с ядрами были вывезены на реставрацию и в 1980г. вновь установлены  на место.  

Царь-колокол

С восточной  стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.

Известный мастер И.Ф Маторин, отливший в 1702 г. по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а  также несколько кремлевских  колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.

История создания колокола сопряжена с многочисленными  трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В.Кобелев, П.Галкин, П.Кохтев, П.Серебряков и мастер формовального дела П.Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора – это Ф.Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф.Маторина и окончание их было возложено на его сына.

В ноябре 1735 г. литье  Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где  его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О.Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.

Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола  

Артиллерийские  орудия

Вдоль южного и  восточного фасадов здания Арсенала расположена музейная коллекция  артиллерийских орудий ХVI-ХIХ веков. Начало ее формирования положил Петр I, замысливший строительство Цейхгауза, который предполагалось использовать для хранения “всякого воинского оружия и воинских трофеев”.

Артиллерийские  орудия издавна располагались на Красной площади, часть их у проездных  ворот Кремля – Спасских и Никольских. Вскоре после выхода в 1706 г. указа Петра I об учете всех достопамятных орудий доставленные в Москву пушки были частично установлены в Кремле у Посольского приказа. В 1780-х годах в Кремль были перевезены остальные пушки и поставлены “батареей” на бровке холма Ивановской площади, для больших пушек был сооружен каменный шатер.

После ухода  из Москвы французов в Кремле оставалось около ста иноземных орудий, а  к 1819 г. по специальному указу сюда было свезено 875 орудий, оставленных на полях  сражений армией Наполеона. Они должны были стать экспонатами предполагаемого музея Отечественной войны 1812 г. Музей не был открыт и пушки установили на специальном каменном постаменте вдоль Арсенала.

В 1830-х годах  отечественную часть коллекции  разместили у фасада старого здания Оружейной палаты, для чего специально были изготовлены лафеты. После сноса в 1960 г. этого здания орудия были возвращены к фасадам Арсенала.

В настоящее  время здесь находится 25 старинных  русских пушек ХVI – ХVII веков, 15 пушек того же времени иноземных  мастеров и 830 пушек, мортир, гаубиц, являющихся военными трофеями Отечественной войны 1812 г. Среди них имеются орудия французские, австрийские, прусские, итальянские, испанские, голландские и других стран Европы.

Из отечественной  коллекции наибольший интерес представляют пушки ХVI-ХVII веков, отлитые А.Чоховым, М.Осиповым, Я.Дубиной и другими выдающимися русскими оружейниками. Почти каждому стволу присущи свои характерные особенности, многие из них украшены литым орнаментом и, в соответствии с тематикой украшений, имеют собственные имена. Так, две пушки, отлитые в1590 г. А.Чоховым называются “Троил” - с изображением мифологического троянского царя и “Аспид”. Пушки М.Осипова, отлитые в ХVII в., называются “Единорог”, “Гамаюн” - с барельефом мифической птицы, “Перс”, “Орел”.

На всех пушках помещены клейма с указанием их веса, даты отлива и имени мастера.  
 
 
 
 
 

Башни Московского Кремля 

Старинные кремлёвские  стены и башни строили, в основном, итальянцы. И не стоит этому удивляться, потому что в те времена странствующие  мастера были обычным явлением. А  итальянцы считались умелыми  строителями, потому что они знали секреты каких-то особенных растворов и умели обращаться с кирпичем. Строитель Кремля, Иван III , был женат на византийской царевне Софье Палеолог. Кто знает, может быть царевна расхвалила ему иностранных зодчих и посоветовала пригласить в Москву тех итальянских мастеров, и, может быть, именно благодаря ей мы имеем такую национальную гордость, как Кремль. 

Тайницкая башня

Центральная башня  южной стены Кремля. Возведена  в 1485 году Антоном Фрязиным на месте  Чешковых или Чушковых ворот крепости времени Дмитрия Донского. С нее началось строительство новых укреплений конца XV века.

Тайницкая башня  была наиболее важной в системе обороны  речной стороны Кремля. Она была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста.

В XVII веке за башней закрепилась противопожарная функция. До 1674 года на башне были часы с боем. В 1670-1680-х годах над массивным  четвериком башни возвели верх - открытый арочный четверик, завершенный четырехгранным шатром со смотрильной вышкой. В 1770-1771 годах в связи с планами строительства Кремлевского дворца Тайницкая баня была разобрана, а в 1783 году восстановлена уже без отводной стрельницы. В 1812 году она пострадала от взрывов и в 1816-1818 годах была восстановлена. В 1862 году востановили стрельницу в формах, стилизованных под XVII век.

В 1930-1933 годах  башня реставрировалась, причем была вновь разобрана стрельница, засыпан  колодец и снаружи заложены проездные ворота.

Высота Тайницкой  башни - 38,4 метра. 

Беклемишевская  башня (Москворецкая)

Башня расположена  в юго-восточном углу кремлевского треугольника. Она была возведена  в 1487-1488 годах итальянским архитектором Марко Фрязиным. Свое название получила от примыкавшего к ней на территории Кремля двора боярина Беклемишева. Этот двор при Василии III вместе с башней был превращен в тюрьму для опальных бояр. Современное название башни связано с названием расположенного рядом Москворецкого моста.

Информация о работе История Московского Кремля