История эволюции российскогоконсерватизма в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:46, диссертация

Краткое описание

Идея сильной государственной власти всегда была актуальна для России и глубоко укоренилась в сознании народа. С момента появления государства за ним закрепились функции обеспечения государственной безопасности, осуществления экономической политики, удовлетворения потребностей и нужд людей. Вместе с тем, для эффективного государственного управления необходима идеология - система научных взглядов на общество в целом и отдельные его стороны, которая отражает жизнь через специально созданные категории и понятия. Формирование государственной идеологии - процесс медленный и порой довольно противоречивый. В России становление политического мышления происходило в XIX в.

Содержание

Введение.
Глава I. Российский консерватизм: истоки, структура, особенности.
Глава И. Российский консерватизм в первой четверти XIX века.
§ 1. Эволюция социально — политических взглядов Александра 1.
§ 2. Идейно-политические взгляды А. А. Аракчеева.
Глава III. Российский консерватизм во второй четверти XIX века.
§ 1. Охранительный консерватизм Николая 1.
§ 2. Идеи консерватизма в социально-политических взглядах и деятельности А. X. Бенкендорфа и С. С. Уварова.

Вложенные файлы: 1 файл

курс-1.docx

— 117.74 Кб (Скачать файл)

 

Диссертация - История эволюции российскогоконсерватизма в первой половине XIX в.


 

 

 

 

 

История эволюции российского консерватизма в  первой половине XIX в 
 

Введение.

Глава I. Российский консерватизм: истоки, структура, особенности.

Глава И. Российский консерватизм в первой четверти XIX века.

§ 1. Эволюция социально  — политических взглядов Александра 1.

§ 2. Идейно-политические взгляды А. А. Аракчеева.

Глава III. Российский консерватизм во второй четверти XIX века.

§ 1. Охранительный  консерватизм Николая 1.

§ 2. Идеи консерватизма в социально-политических взглядах и деятельности А. X. Бенкендорфа и С. С. Уварова.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "История эволюции российского консерватизма в первой половине XIX в."

 

Идея сильной государственной  власти всегда была актуальна для  России и глубоко укоренилась  в сознании народа. С момента появления  государства за ним закрепились  функции обеспечения государственной  безопасности, осуществления экономической  политики, удовлетворения потребностей и нужд людей.

Вместе с тем, для эффективного государственного управления необходима идеология - система научных взглядов на общество в целом и отдельные  его стороны, которая отражает жизнь  через специально созданные категории  и понятия. Формирование государственной  идеологии - процесс медленный и  порой довольно противоречивый. В  России становление политического  мышления происходило в XIX в. Именно тогда складывались основные направления  политической мысли, одним из которых  выступал консерватизм.

Консерватизм в современной  России стал «очень модным» политическим течением: обыватели сожалеют о былом, политики причисляют себя к его сторонникам, историки и политологи спорят и дискутируют.

Интерес к консервативной идеологии  неслучаен. Во-первых, доминирующая до недавнего времени официальная  моноидеология не позволяла объективно оценивать происходящие процессы. События 1990-х годов стали толчком к  развитию общественной, культурной и  научной модернизации, трансформации  исторической науки, задача которой  теперь состоит в переосмыслении социальных, политических и идеологических явлений, опреде-V ляющих жизнь и  поведение людей. Во-вторых, активизация  в последние годы экстремистских и террористических группировок  подтолкнула к консерватизму  значительную часть населения. Тяга россиян к стабильности, защищённости, поиску опоры на неизменные и вечные ценности, вполне понятна. Именно поэтому, консервативная тематика приобретает не только теоретическое значение в научных кругах, но и переплетается с дискуссиями о конкретных путях государственного строительства.

Представления о консервативной идеологии с течением времени  менялись. Многие годы суть консервативной идеи старательно затушёвывалась, фальсифицировалась, наполнялась негативными характеристиками. Подобная позиция приводила к  тому, что в обыденном толковании под консерватором подразумевают человека, тяготеющего к прошлому, сторонящегося нововведений, реакционера, ретрограда. Хотя русские консерваторы не были только «охранителями». Они пытались найти компромисс с происходящими в стране переменами.

Наметившийся в последние годы интерес россиян к своему историческому  прошлому и открывшиеся возможности  всестороннего изучения отечественной  социально-философской мысли, привели  к тому, что осмысление консервативной идеологии происходит ныне на ином уровне. Консерватизм -это не только защита старого и отжившего, а  идея обновления, которая предполагает строительство нового на старом фундаменте. Консервативная мысль даёт колоссальную почву для анализа особенностей России, предупреждает о возможных  рисках проведения реформ и внесения инноваций, способствует формированию правильных представлений о настоящем  и будущем.

Выбранный в диссертации период для исследования - первая половина XIX в. - является ключевым для анализа  основных закономерностей и тенденций  эволюции российского консерватизма, выявляет динамику консервативной политической мысли.

Анализ исторической ситуации и  степень разработанности выбранной  темы исследования, убедили автора в актуальности дальнейших теоретико-методологических поисков.

Степень научной разработанности  темы.

Консерватизм, как проблема исследования, постоянно подвергался многочисленным научным изысканиям философского, исторического  и политологического направлений, содержавшими его анализ в конкретно-исторической форме.

Труды отечественных и  зарубежных авторов, занимавшихся изучением  консервативной идеологии, долгие годы трактовались догматически и односторонне. Консерватизм отождествлялся с реакцией, фундаментализмом, отрицанием любых  перемен. Только в последнее десятилетие  отношение к этой проблеме начало меняться. В 1990-е годы в различных  российских публикациях и дискуссиях всё настойчивее стала высказываться  мысль о слабой изученности консерватизма  как идеологии и ценностной системы, а также настоятельной необходимости  восполнить этот пробел. На русском  языке были опубликованы произведения классиков консервативной мысли - Эдмунда  Бёрка и Жозефа де Местра.1 Открылся доступ к ранее закрытым материалам и архивам. Немаловажным достижением исторической науки этого периода может служить возникновение центров по изучению западноевропейского и российского консерватизма, главные из которых находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Челябинске. Они сумели за короткое время добиться определённых результатов.

В справочной литературе, включающей различные словари и энциклопедические  издания, до настоящего времени понятие  «консерватизм» не получило в контексте политического и философского знания, чёткого и концептуального осмысления. Большинство трактовок — односторонние определения, страдающие идеологическими пристрастиями и негативными предвзятостями. Наиболее объективной, лишённой политических подоплёк, является формулировка «Словаря иностранных слов и выражений», где консерватизм трактуется как «совокупность различных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни».2

1 Бёрк Э. Правление, политика и общество / Э. Бёрк. - М., 2001.; Жозеф де Местр. Рассуждения о Франции / Жозеф де Местр. - М., 1997.; Жозеф де Местр. Санкт-Петербургские вечера / Жозеф де Местр. - СПб., 1998.

2 Словарь иностранных слов и  выражений / [авт.-сост. Е. С. Зеленович]. - М„ 1998. - С. 238.

Российский консерватизм, как теория и методология эволюционного  развития, идеологическая система, разработан в научной литературе крайне недостаточно. Монографические труды и исследования нуждаются в анализе и обобщении. Между тем, есть все основания  говорить о, пусть ещё не вполне сложившейся, но активно формирующейся тенденции  изучения отечественного консерватизма, которая во многом опирается на опыт, накопленный советской историографией в исследовании общественного движения и государственной политики дореволюционной России.

Вторая половина XVIII - первая четверть XIX вв. - являются начальным  этапом как зарождения консерватизма  в России, так и историографии этого вопроса. Этот период характеризовался общественной, политической и литературной деятельностью выдающихся представителей российской консервативной мысли М. М. Щербатова и Н. М. Карамзина.

В исторической науке традиционно  принято считать, что консервативные идеи зародились на Западе и первым их выразителем в конце XVIII в. стал англичанин Эдмунд Бёрк. Мы в своём исследовании рассматриваем проблему истоков консервативной идеологии не в Западной Европе, а в России во второй половине XVIII в. в лице М. М. Щербатова.

Именно Михаил Михайлович задолго до событий Великой Французской революции, подтолкнувшей Э. Бёрка к его «Размышлениям о революции во Франции» выступил сторонником:

• родовитого дворянства как опоры трона;

• самодержавной власти, поддерживающей права и привилегии дворянства;

• зависимых крестьян как источника благополучия корпуса дворянства.

За ним закрепилось  определение «дворянского идеолога», так как главной ценностью, которую, по мнению князя Щербатова, нужно было сохранить, оберегать и защищать от посягательств других сословий, власти и исторической необходимости, были интересы дворянства. Свою позицию Михаил

Михайлович доказывал словом, в  произведениях «О повреждении нравов в л

России» и в «Путешествии в землю Офирскую», созданных в конце 1780-х годов и делом, участвуя в работе Уложенной комиссии 1767-1768 годов. Идейно-политическое наследие М. М. Щербатова подтверждает мысль о существовании предпосылок для зарождения идей российского консерватизма в 1780-х годов.

В начале XIX в., в царствование Александра I, другой видный политический и общественный деятель, историк Н. М. Карамзин пришёл к выводу о необходимости сохранения существующего порядка вещей. Николай Михайлович был приближен ко двору императора. Эта «наставническая дружба» была на руку дворянской оппозиции, которая выбрала его глашатаем и выразителем охранительных взглядов привилегированного сословия российского общества.

Важнейшим институтом власти, требующим сохранения, должно было стать самодержавие - «палладиум России», так как являлось олицетворением высокой идеи порядка, безопасности и благоденствия подданных. В дворянстве Карамзин видел главную социальную опору самодержавия, занимавшую ключевые позиции в государственном аппарате. Освобождение крестьян связывал с отдалённым будущим, когда просвещение народа окажет благотворное влияние на крестьян.

Перу Николая Михайловича принадлежали записки, поданные Александру I («Записка о древней и новой России»3, «Записка о восстановлении Польши»4), где он пытался доказать пагубность реформ, убеждая императора в незыблемости политического строя, социальной структуры общества, государственных границ.

В царствование Александра Павловича  консерватизм распространялся как  доктрина, превращаясь из оппозиции  преобразованиям в начале правления

1 Щербатов М. М. «О повреждении нравов в России» князя Щербатова и «Путешествие» А. Радищева / М. М. Щербатов. - М., 1983.

2 Русский социальный роман  XVIII в. («Путешествие в землю Офирскую  г. С. Швецкаго дворянина» - сочинение кн. М. М. Щербатова). - СПб., 1900.

3 Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин.-СПб., 1914.

4 ГАРФ. Ф. 679. On. 1. Д. 45. Л. 1 -боб. ' в политический курс императора после 1820 г. Начало этой трансформации было положено именно Н. М. Карамзиным.

С 1820-х годов и до конца XIX в. консервативная тематика историков интересовала мало, отмечался некоторый «исследовательский застой». Монографические работы в это время не выходили. Авторы ограничивались выпуском в периодических изданиях воспоминаний, критических статей, очерков.

Второй период изучения истории  российского консерватизма —  дореволюционный - охватывал период с конца XIX в. по 1917 г. и характеризовался выходом монографий, посвященных  политической истории России, личностям  и деятельности русских императоров и их соратников. Особенностью исследований этого времени являлось то, что авторы работ не стремились только к фактическому изложению событий. Исследователи пытались анализировать, выявлять причины того или иного обстоятельства, давать психологическое объяснение поступков, делать логические выводы.

Одна из самых ранних, дошедших до нас монографий - работа А. Н. Пы-пина «Общественное движение в России при Александре I» (1885 г.).1 В книге  освещалась внутренняя политика императора, характеризовалась деятельность различных  общественно-политических организаций, масонских лож и литературных кружков, существовавщих в начале XIX в. Но интересующий нас вопрос

0 формировании консервативных  взглядов императора в работе  практически не отражён.

Многотомное исследование об Александре I и его эпохе принадлежало перу известного историка Н. К. Шильдера. Автор считался официальным историографом и имел доступ ко многим секретным архивам, Поэтому материал, использованный в книге «Император Александр Первый. Его жизнь и л царствование» (1904 г.), богат и разнообразен.

Н. К. Шильдер последовательно проводил мысль о том, что царствование Александра Павловича можно условно разделить на два периода: рефор

1 Пыпин А. Н. Общественное движение России при Александре I: Исторические очерки / А. Н. Пыпин. - СПб., 1885.

2 Шильдер Н. К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование: в 4-х т. / Н. К. Шильдер. - СПб., 1904. маторский и реакционный. До 1812 года императору удалось провести преобразования, совокупность которых позволяла оценивать его деятельность того времени как либеральную. Позднее во взглядах Александра I произошёл перелом, и последнее десятилетие его царствования, 1816-1825 годы, следовало бы считать периодом реакции.

Несмотря на резко негативную оценку работ историка в советской  историографии, его концепция, а  вместе с тем и общая оценка личности и политики Александра I, как  лицемерная и двуличная, получила широкое  распространение на страницах учебников  и многотомных изданий по истории СССР.

Информация о работе История эволюции российскогоконсерватизма в первой половине XIX века