Классическое феодальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 12:13, реферат

Краткое описание

Средние века - это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху - в Новое время

Вложенные файлы: 1 файл

Классическое феодальное право.docx

— 110.96 Кб (Скачать файл)

Феодальная Германия не составляла в этом отношении какого-либо исключения. Семейно-наследственные отношения, как  они сложились к XIII в. в Германии и как они были отражены в «Саксонском  зерцале», всецело определялись формами  феодального землевладения. Для  германской и вообще для западноевропейской семьи этой эпохи показателен прежде всего политический характер семьи. «Для рыцаря или барона, — писал Энгельс, — как и для самого владетельного князя, женитьба — политический акт, случай для увеличения своего могущества при помощи новых союзов. То же самое было у цехового бюргера средневековых городов. Уже одни охранявшие его привилегии... достаточно суживали круг, в котором он мог искать себе подходящую супругу» .

Отсюда строго сословный характер брака и сословный характер семьи. Семейно-имущественные права определялись сословной принадлежностью, которая, в свою очередь, соответствовала  отношениям земельной собственности. При неравных браках жена следовала  состоянию мужа (ЗП 45 § 1), а дети следовали  состоянию того из родителей, который  находился на более низкой ступени  социальной лестницы, и были ограничены в правах наследования. Так, если свободная  шеффенского сословия женщина выходила замуж за биргельда или ландзасса, то дети не приобретали прав матери и не наследовали после нее (ЗП III 73 § 1). Сословный характер семьи проявлялся в различии порядка наследования по земскому и ленному праву, в различии прав наследования для отдельных сословий, в особенности — наследования земельных владений. Ленное право устанавливало принцип единонаследия: лен отца переходил только к одному сыну, но этого правила не существовало по Земскому праву, где все сыновья наследовали в разных долях (ЗП I 14). Принцип единонаследия в ленном праве объясняется необходимостью сохранить в руках наследника-мужчины, способного носить оружие, феодальную земельную собственность как основу власти, могущества и силы феодала и его семьи.

В историко-правовой литературе принято  было противопоставлять германскую средневековую семью древнеримской  в плане  сугубого выпячивания значения кровного родства в германском семейно-наследственном праве. Между тем совершенно очевидно, это отличие древнеримских форм семьи и системы наследования от средневековых германских семейно-наследственных институтов определялось главным образом различием исторических ступеней развития и тем самым различием производственных отношений. Энгельс показал, почему осколок настоящего родового строя в форме общины — марки  мог сохраниться при феодализме в Германии, северной Франции и Англии и почему этот родовой строй мог «продолжать существовать в течение целых столетий в измененной, территориальной форме в виде маркового строя и даже на некоторое время восстанавливаться в более слабой форме в позднейших дворянских и патрицианских родах, и даже в родах крестьянских...» . Форма средневековой германской семьи, система наследования, отсутствие завещаний (в противоположность свободе завещаний римского права) и т. д. — все это коренилось в материальных условиях феодального общества, было сопряжено с натуральным укладом хозяйства, слабым развитием товарных отношений, ролью земледелия в жизни населения и т. д. Связь имущественных отношений с кровным родством была отражена в семейно-наследственном праве отдельных сословий. Весьма показательно, что неодинаковое значение имело родство по мужской линии и по женской линии: это было связано с ленной системой, с системой вооруженных дружин и т. д.

В свете сказанного становятся понятными  положения «Саксонского зерцала», касающиеся вопросов брака, семьи, имущественных  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, система  наследования. Понятие кровного родства (Sippe) тесно связано с принадлежностью к одному и тому же сословию. Для наличия полноценного кровного родства требовалось происхождение от законного брака и равная сословная принадлежность. Земское право рисует систему родства, аллегорически сравнивая род с членами человеческого тела: голова — это муж и жена, шея — это дети и т. д.  Непременным условием равного положения на одной и той же ступени родства Земское право считает также принадлежность к одному и тому же сословию. Это было исходное положение для всех семейно-имущественных и наследственных отношений по «Саксонскому зерцалу».

Основой семейно-имущественных отношений  Земского права служило положение  об общности имущества мужа и жены. «Муж  и жена не имеют раздельного имущества при их жизни» (ЗП I 31 § 1). Это обусловливалось совместным ведением в основном натурального хозяйства и соответствовало всему феодальному укладу как семьи в среде господствовавшего класса, так и крестьянской семьи. С момента вступления в брак имущество жены переходило во владение мужа, выступавшего в качестве ее законного опекуна (ЗП I 31 § 2). Во время существования брака единственным распорядителем имущества был муж, в его же распоряжение поступало все вновь приобретавшееся и нажитое имущество. Жена была полностью лишена права распоряжаться каким-либо имуществом. Тем не менее юридически она сохраняла право собственности на привнесенное имущество и на то, которое ей было подарено во время брака. Без разрешения мужа она не могла распоряжаться ничем (ЗП I 31 § 1; I 45 § 2), но в случае развода получала обратно то, что принесла с собой при вступлении в брак (ЗП III 74). Таким образом, общность имущества сохранялась только на время брака.

Однако и во время брака все  имущество семьи подчинялось  особому правовому режиму. Движимое имущество, несмотря на общность семейного  имущества, различалось по своему назначению: все то, что по природе своей  могло быть предназначено для  личного использования женщиной, носило наименование «женской доли» (gerade) и составляло особый комплекс семейного имущества (ЗП I 24 § 3). Оно наследовалось в особом порядке по женской линии и учитывалось отдельно, хотя во время брака муж распоряжался всем имуществом семьи безраздельно. В отношении недвижимого имущества жены распоряжение могло осуществляться мужем только при условии согласия жены; однако в крайнем случае отсутствие такого согласия могло быть восполнено в судебном порядке. За свои долги муж отвечал только его имуществом. Добрачные долги жены муж мог покрывать из ее имущества. В остальном в отношении недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться».

В семейном имуществе «Саксонское  зерцало» различало еще некоторые  отдельные части, которые имели  известное целевое назначение и  правовой режим которых был установлен особо. К числу таких частей относился  прежде всего так называемый «утренний  дар» (morgengabe) — свадебный подарок мужа жене в первый день их брачной жизни (ЗП I 20 § 1). Ландрехт подчеркивал, что «утренний дар» в рыцарском сословии был богаче, чем у нерыцарей (ЗП I 20 § 8). Этот свадебный подарок имел специальное назначение в случае развода и подлежал особому порядку наследования. Таким же обособленным имуществом являлось имущество, предназначенное служить для пожизненного  сдержания жены в случае смерти мужа (leibzucht). В качестве такого имущества обычно выделялась какая-либо недвижимость. Жена могла получить пожизненное право пользования этим недвижимым имуществом (ЗП I 21 § 1). Однако права собственности на это имущество жена никогда приобрести не могла (ЗП I 32). Что бы в дальнейшем ни произошло с собственником указанного недвижимого имущества, которое предназначено было для пожизненного содержания, при любом переходе его по наследству или при выморочности — оно сохраняло свое целевое назначение. Единственный случай, при котором жена могла утратить право пожизненного содержания из этого имущества, — это ее неосновательная претензия на право собственности на недвижимость; утрата права пожизненного пользования являлась в этом случае как бы штрафной санкцией.

В качестве отдельной части в  составе семейного имущества  может быть названа еще так  называемая продуктовая доля (musdele, Musteil). Правда, выделение такой доли имело значение только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семьи и открытия наследства. После смерти мужа жена делила с наследниками оставшиеся в доме продовольственные запасы поровну. Половина наличных продовольственных запасов составляла продуктовую долю вдовы (ЗП I 22 § 3). Эту продуктовую долю жена получала и в случае развода (ЗП1П74).

Таким образом, в составе общего семейного имущества нужно различать: женскую долю, утренний дар, имущество, предназначенное для пожизненного содержания, и продуктовую долю. Женская доля наследовалась только по женской линии ближайшей родственницей. Утренний дар, продуктовую долю и  женскую долю жена сохраняла после  смерти мужа (ЗП III 76 § 1). В случае развода  жена не сохраняла утреннего дара, но ей оставлялось пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля.

Принцип общности семейного имущества  лежал также в основе имущественных  отношений между родителями и  детьми. Все семейное имущество принадлежало главе семьи, только он имел право  им распоряжаться, и неотделенные дети никаких прав на это имущество  не имели. Дети приобретали права  на имущество только с момента  отделения, если выдел производился по желанию отца. Если отец выделял  сына или мать выделяла дочь, давая  выделенным определенное имущество, то лишь тогда у детей образовывалась самостоятельная имущественная  сфера, даже независимо от того, сохраняли  ли они с родителями совместное ведение  хозяйства или нет (ЗП I 13 § 1). Выдел  имущества детям был связан с  освобождением от родительской власти. Однако выдел не лишал детей права  претендовать на наследство родителей  после смерти последних, но при условии, чтобы выделенные  дети, после смерти наследодателя, принесли все ими ранее полученное по выделу для общего раздела наследственной массы наследниками. Имущественные взаимоотношения между матерью и детьми после смерти главы семьи определялись в зависимости от того, был ли произведен между ними раздел или нет. Если мать-вдова оставалась с детьми в ее хозяйстве, то все доли ее имущества сохраняли свой юридический титул; при последующем разделе она брала с собой все ей принадлежащее (женскую долю, продуктовую долю и т. д.). Если же мать-вдова оставалась неразделенной с детьми в хозяйстве сына, то преимущественное право на получение в случае раздела женской доли имела не мать, а жена сына (ЗП I 20 § 3, 4).

Тенденция нераздельности семейного  имущества выражалась и в системе  опекунства. Жена находилась в течение  брака под опекой мужа как главы  семьи, распоряжающегося всем семейным имуществом. Муж являлся законным опекуном жены (ЗП III 45 § 3), даже в тех  случаях, когда он был не равного  с женой сословия. Жена без разрешения мужа не могла совершать никаких сделок: ни продавать свое имущество, ни отказываться от права на пожизненное содержание и т. д. Между тем незамужняя женщина имела право распоряжаться своим имуществом без опекуна и могла даже продавать свою недвижимую собственность.

Основные принципы семейно-имущественных  отношений средневековой Германии получили наиболее яркое выражение  в наследственном праве.

Вся система наследования по «Саксонскому зерцалу» проникнута общими принципами, цель которых — закрепить феодальные отношения, феодальную собственность  и феодальную семью. Этим объясняются  сословные различия в наследовании и ведущее место наследования ленов во всем наследственном праве. Данному институту не только уделено  наибольшее внимание, но с ним связаны  и ему подчинены все другие вопросы наследования: порядок перехода по наследству землевладения (всех форм), военного снаряжения и т. д.

В той же связи находился принцип  наследования по кровному родству с  разделением наследования по мужской  и по женской линии. Задача сохранения землевладения в руках мужского, способного носить оружие потомства  имела решающее значение при закреплении  этого принципа наследования. Средневековое  германское наследственное право не знало древнеримского универсального преемства. Более того, характерным  для германского права было деление  правопреемников наследодателя  на основных наследников и дольщиков, что известно было и мусульманскому праву, также покоившемуся на феодальной системе. Сущность  этого принципа заключалась в том, что, кроме основных наследников, которые в определенной последовательности наследовали после умершего, право определяло еще ряд лиц (дольщиков), имевших право получить определенные доли из наследственной массы. Эти доли иногда составляли известную часть всего имущества наследодателя, иногда включали определенные предметы в зависимости от их целевого назначения (военное снаряжение, пожизненное содержание, вдовья доля и т. п.).

Обеспечению устойчивости господствовавшей феодальной системы служил также  характерный для средневекового права принцип охраны прав будущего наследника. Для ряда сделок, связанных  с отчуждением имущества, требовалось  согласие (будущего) наследника. То же самое значение имел установленный  в ленном наследственном праве институт «права ожидания» лена, закреплявшегося  за определенным лицом (не наследником) на тот случай, если бы лен оказался свободным из-за отсутствия наследника.

К числу характерных принципов  наследования по германскому праву  следует отнести отсутствие свободы  завещаний. Этот принцип также был  связан с господствовавшей феодальной хозяйственной системой и имел своим  назначением закрепить твердый  порядок наследования.

Наконец, общему феодальному принципу неравенства соответствовало установление многочисленных ограничений права  наследования для различных категорий  лиц в зависимости от их сословной  принадлежности, профессии, пола, физических и моральных пороков и т. п.; для лишенных прав священников, для  нецеломудренных женщин и др. На уродов и карликов не переходили ни наследство, ни лен, как и на детей-калек. Немой, или безрукий, или безногий, или слепой не наследовал лена, но наследовал остальное имущество по Земскому праву. Не принадлежавшие к рыцарскому званию не могли оставлять после  себя военного снаряжения, а оставляли  только обычное наследство (ЗП I 27 § 2). Министериалы не могли ни передавать наследство тем, которые не были подвластны их господину, ни получать его от них (ЗП III 81 § 2). Имущество крепостного  после его смерти переходило к  его господину.

Таковы основные принципы германской средневековой системы наследования.

При открытии наследства наследник  имел право принять меры к охране наследственной массы. Он мог еще  до истечения 30 дней со дня смерти наследодателя  войти в дом его вдовы, чтобы  позаботиться о сохранности всего  того, что ему причитается. Вдова  обязана была с ним согласовывать  вопросы организации похорон  и поминок. В остальном наследник  до этого дня [201]никаких прав в отношении наследства не имел (ЗП I 22 § 1). Из оставшегося после умершего имущества в первую очередь, удовлетворялись дольщики. Прежде всего выделялась продуктовая доля вдовы, затем — воинское снаряжение, которое получал ближайший родственник по мужской линии (ЗП I 24; I 22 § 4; III 15 § 4). Если имелось несколько претендентов, то меч получал старший из них, а остальное они делили поровну между собою (ЗП I 22 § 5). После выделения военного снаряжения вдова получала ее «утренний дар» и женскую долю.

Тот же порядок был установлен в  отношении наследования после смерти матери; и в этом случае дольщики удовлетворялись в первую очередь. К числу дольщиков в наследстве после смерти матери относилась неотделенная дочь; она получала женскую долю матери и не делила ее с ранее  отделившейся сестрой (ЗП I 5 § 2). При  отсутствии дочери вдовью женскую долю получала ближайшая родственница по женской линии. Что касается продуктовой доли и «утреннего дара», то эти доли наследовались только после смерти вдовы (ЗП III 38 § 3), так как при живом муже жена еще не получила продуктовой доли, а «утренний дар» в известных случаях мог перейти к мужу.

Информация о работе Классическое феодальное право