Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обще¬ствоведении существует множество разноре¬чивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра¬зование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, кото¬рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
твор¬ческих усилий. Но в культуре человек не только дей¬ствующее, но и
самоизменяющееся существо. Созда¬вая мир предметов и идей, он создает и
самого себя.

Вложенные файлы: 1 файл

культура-это.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном

обще­ствоведении существует множество разноре­чивых ее толкований. Но как бы

мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра­зование

— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу

общественной жизни, кото­рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В

понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая

основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его

твор­ческих усилий. Но в культуре человек не только дей­ствующее, но и

самоизменяющееся существо. Созда­вая мир предметов и идей, он создает и

самого себя.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду

исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего,

комплексное изу­чение различных ее сфер — истории науки и техники, быта,

просвещения и общественной мысли, фолькло­ристики и литературоведения,

истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры высту­пает как

обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве

и взаимодей­ствии всех ее областей.

При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических,

свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями

данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может

играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи

средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и

т. д.).

Интерес к истории русской культуры начал про­являться в России примерно в 30

—40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим

интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со

спорами западни­ков и славянофилов о судьбах России.

К этому времени относится появление самого по­нятия «культура», которому в

первой половине XIX в. чаще соответствовало слово «просвещение». Впервые

термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших

в состав русского язы­ка», изданном М. В. Петрашевским в 1845 — 1846 гг.

    

1.Исторические условия.

 

Падение крепостного права озна­чало начало нового, капиталистического периода

в ис­тории России. Капитализм внес существенные пере­мены в жизнь общества:

преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и ду­ховный

облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных

потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более вы­сокого культурного уровня

общества, расширял объек­тивные социальные возможности для овладения

куль­турой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определен­ного уровня культуры в сфере

материального про­изводства, способствовала ускорению процесса

демо­кратизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера

образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно

выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась

читательская среда, изменил­ся социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной —

капитализм как социаль­но-экономическая формация существовал немногим более

полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в

пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к куль­туре,

особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — на­чале XX в. не было равномерным

процессом. Его вну­тренние этапы определяли подъемы и спады в обще­ственно-

политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи

эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять клас­совый

характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных

ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи

выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать

общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального

развития.

Именно в таком положении в пореформенную эпо­ху оказалась русская буржуазия,

которая при отсут­ствии революционности объективно была прогрессив­ной силой.

В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-

экономические от­ношения и их противоречия... были еще в зародыше­вом

состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не

проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность

идейной борьбы того времени определяла общечелове­ческую значимость

создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением к расширению хо­зяйственно-экономических связей

отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усиле­нию

общения народов России не только в сфере эко­номической, но и общественно-

культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в

России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с

русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие

деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из

основоположников новой гру­зинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,—

вырастила русская литература».

Но не только русская культура положительно воз­действовала на развитие

национальных культур. На­циональные мотивы питали творчество многих рус­ских

писателей, художников, композиторов.

                               2.Литература                              

Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет

после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе,

определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В

пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения

литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой

культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности, высокой

нравственности и демократической  направленности.

Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА – основное художественное направление того

времени было тесно связано  с идейными исканиями. Его отличала повышенная

социальная активность. Литература и искусство,  как  никогда, близко подошли

к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная

бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие во многом

определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были

заложены еще Белинским.  Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г.

Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой

сущности, поэтому «прекрасное есть жизнь». Общественная функция искусства

должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в

вынесении «приговора о явлениях ее». Подобный тезис  представлял собой новый

аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы

пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к

действительности были характерны для произведений русских писателей тех лет.

Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути

борьбы с ним. Правда пути эти по разному понимались, одни видели избавление

от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека,

другие призывали к активной борьбе против них. Но  русскую  литературу всегда

отличали демократизм, любовь к простому  человеку, стремление  помочь ему

освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного периода представляла собой «яркое созвездие великих

имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели,

творческий путь которых начался  еще в предшествующую эпоху.

На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное

влияние оказали два события в стране

1.          Отечественная война 1812 г.

2.          Движение декабристов1825г.

Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на

политику правительства в сфере культуры.  Эти события  не прошли бесследно

для многих областей художественной культуры.  Эпоха 1812 года –важный этап в

развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания

связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это время. Фактом

огромного культурного значения стала «История государства Российского» Н. М.

Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым

историком, которого стала читать  публика.

Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX  века

- романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812

года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить

реальной действительности обобщенный идеальный образ.  Русский романтизм

неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный

интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение

сильной, свободной личности.

В русской литературе  возникновение романтизма связано с именем В. А.

Жуковского (1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого

человеческого достоинства, дали русской поэзии «душу и сердце», составили

«целый период нравственного развития нашего общества», как писал Белинский.

Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской,

проникнутой чувством борьбы «за угнетенную свободу человека», было

характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали

утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.

В русле романтического движения  закладывались основы русского исторического

романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин), формировалось понимание

национальной самобытности и народности культуры. Поэты – романтики много

сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили

русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных

писателей. Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера,

Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем «Илиаду» в переводе Н. И. Гнедича.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, -

народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия.

Народность в этот период отожествлялась с национальной самобытностью, т.е. с

особенностями  укладами жизни, быта, костюма и т. д. В последние

предреформенные десятилетия развитие художественной культуры

характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это

движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С.

Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: «При имени Пушкина

тотчас осеняет мысль о  русском национальном поэте . Пушкин есть  явление

чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский

человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской

истории, в период становления дворянской революционности (первое

стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» было напечатано в 1814г.). Его

творчество - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем,

стоявших перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось

последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны

утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе

как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским

реалистическим романом, «в высшей степени народным произведением»

(Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г.

Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова

(1814-1841)б отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после

событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие  поэтом окружающей

действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман

«Герои нашего времени» (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из

первых произведений литературы критического реализма.

Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852)  в русской литературе. «Мертвые души»

( первый том вышел в 1842г. ) - одно из ярких реалистических изображений

русской жизни того времени. В. Г. Белинский оценил его как  «творение чисто

русского, национальное, выхваченное из тайников народной жизни».

Оставаясь глубоко гуманистической,  литература все более приобретает характер

учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее

сопричастность общественной жизни – общепризнанная особенность и  характерная

черта. Одним из открытий писателей «натуральной школы»  (ранние произведения

Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.)  был «маленький человек»

с его нелегкой житейской судьбой.

Предметом пристального  внимания русской литературы становилась судьба

крепостного крестьянина (повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской

жизни В. И. Даля, цикл рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева). Новый

невиданный ранее  мир русского купечества открыл  читателю и зрителю А. Н.

Островский.

Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в

Информация о работе Культура