Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обще¬ствоведении существует множество разноре¬чивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра¬зование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, кото¬рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
твор¬ческих усилий. Но в культуре человек не только дей¬ствующее, но и
самоизменяющееся существо. Созда¬вая мир предметов и идей, он создает и
самого себя.

Вложенные файлы: 1 файл

культура-это.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

духовной жизни   общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях

самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально

действительный характер,  воздействие «на понятие и нравы общества»

отмечали  многие  современники.

60-70-е годы – время наибольшего достижения русского классического романа и

повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру  внесли Тургенев

(1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В  романе  Тургенева «Отцы и дети»,

опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых

героев эпохи. В 60 –70 –е годы  продолжалась литературная деятельность И. С.

Тургенева. Им были созданы  романы «Отцы и дети», «Дым», «Накануне». В этих

романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство

Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений,

которого шли горячие  идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию

демократических и либеральных кругов

Творчество Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко

нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной

темой писателя, глубоко волновали Достоевского революционное подполье в

России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и

крови как средства обновления мира.

Н.А.Некрасова (1821-1877\1878) разночинская молодежь считала своим идейным

вождем. Тема народа, его исканий и надежд  занимала в поэзии Некрасова

центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера

в его силы, способные  сбросить оковы рабства поэма Некрасова «Кому жить на

Руси хорошо».

Вершиной русской  литературы XIX века стало творчество  Л. Н. Толстого

(1828–1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике

«великие вопросы». Писателя всегда волновали судьба народа и Родины

(историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных

произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он,

изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор

морали, нравам, устоям этого общества.

В конце 70-х годов на арену русской литературы выступил А. П. Чехов(1860-

1904) , начавший свою литературную деятельность в юмористических и

сатирических журналах. В творчестве Чехова – его глубокий демократизм, тяга к

трудовым людям, непримиримому к буржуазному и власть имущему. Огромное

впечатление на  все передовое   русское общество произвел его рассказ «Палата

N 6»,  в которой автор показал всю страшную правду русской жизни.

В развитии общественного сознания 80-е годы были переходным временем, когда

перемены лишь намечались, но с достаточной определенностью они еще не

проявились. В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы.

Развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, начинала

формироваться пролетарская идеология. 80-е годы - время  зарождения

российской социал-демократии.

Идейная атмосфера 80-х отразилась на судьбах русского искусства и литературы.

Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности.

Внимание писателей, художников все больше стали привлекать  общечеловеческие,

философско-обобщенные, нравственно-психологические проблемы.80-е годы в

истории русского классического романа не оставили что-либо значительное.

Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период

«Отцы и дети» Тургенева; «Война и мир», «Анна Каренина» Толстого;

«Преступление и наказание», «Братья Карамазова» Достоевского; «Господа

Головлевы» Солтыкова-Щедрина; «Обрыв» Гончарова и др. Но ушли из жизни

крупнейшие русские писатели - Достоевский, Тургенев,  Островский.

С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь

начинается общественный подьем, особенностью которого стало широкое

либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических

выступлениях.

Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в

культурном наследии России. В ней отразились социальная и идейная острота

эпохи,  «рубежность» общественного сознания, возросший интерес к личности,

его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в

искусстве.

Новые явления в искусстве конца XIX века – началаXX века были своеобразной

реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX века. Среди

таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО, (от фран. – упадок), МОДЕРНИЗМ, (от фран. -

новейший, современный).

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной

жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В 1899г. был

опубликован его последний роман «Воскресение», в  котором  протест против

общественного зла и социальной несправедливости звучало остро и гневно.

Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.

В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А. П. Чехов; повести

и рассказы (Моя жизнь, Мужики,  Дом с мезонином, Дама с собачкой и др.,). В

90-е годы  начался творческий путь А. М. Горького (Пешкова1868-1936). Свой

первый рассказ  «Макар Чудра» Горький опубликовал в 1892г. в газете

«Тифлисский вестник». Вышедшие в конце 90-х годов «Очерки и рассказы»

принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого

Горького была  гимном «безумству храбрых», отражало демократические

революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих

произведениях, написанных в это время (Старуха Изергиль, Челкаш, Девушка и

смерть, песня о буревестнике, Буревестник) он воспел гордого, свободного

человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был

готов отдать за нее жизнь.

В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В 1893г. в журнале

«Русское богатство» появился первый рассказ  И. А. Бунина «Танька». В 1897г.

вышел сборник его рассказов «На край земли», посвященный горькой участи

крестьян-переселенцев. В конце 90-х г. появляются первые значительные

произведения А. И. Куприна (Олеся, Молох).

Бунин (1870-1953) и Куприн (1870-1938)- крупнейшие писатели русской

реалистической литературы конца XIX в.- и XX в.

Литературную  и культурную жизнь России второй половины XIX-XX в. в. «можно

назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов,

временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной

деятельности; . небывалое до тех пор стремление общества к  нравственному и

умственному обновлению» – так писала одна из участниц педагогических движений

60-хгодов Е. Н. Водовозова.

    

 

3. Изобразительное искусство.

 

Вторая половина XIX в. озна­меновалась расцветом русского изобразительного

искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом

освободительной борьбы народа, откликалось на за­просы жизни и активно

вторгалось в жизнь. В изобразитель­ном искусстве окончательно утвердился

реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление

пере­строить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму,

национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с

революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной

интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова,

Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского

периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще

в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение

этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во

многих статьях журнала “Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угне­тенный и страдающий,

но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть

в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным

направлением, представителем кото­рого было руководство Академии художеств.

Деятели акаде­мии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше

жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тема­тику для творчества

художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям - раньше всего

в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями

петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся

догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в

основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, - они не

подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы,

в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.

В1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять

в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль

теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только ее достоинства.

Однако «вольности» в стенах академии просуществовали недолго.

В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса подали

прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают,

помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло

дальше, в истории русского искусства называют «бунтом   четырнадцати».

Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на

предложенную тему из скандинавской мифологии -  «Пир в Валгаале» и

демонстративно подали прошение – о выходе из академии. Оказавшись без

мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну -   по

типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”,  – Артель

художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики

принимали заказы на исполнение различных  художественных работ, жили в одном

доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

Через семь лет Артель распалась. К этому времени, в 70-х гг., по инициативе

художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло объединение -

«Товарищество художественных передвижных вставок»,

профессионально-коммерческое объединение художни­ков, стоявших на близких

идейных позициях.

Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям

обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось,

что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в

этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в

разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским

искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая

независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с

людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке

его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а

из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.

     «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма»  его

мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели

изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые)

сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они

показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е

гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со

временем художники вспомнили о самоценности живописи.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов

(1834—1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на

следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным

трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова

принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева,

Достоевского).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением

от реальных сцен, обогатили наши представле­ния о крестьянской жизни. В картине

С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и

бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела.

Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г.

Мясоедова «Косцы».

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал

Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших

портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с

какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений

Крамского — картина «Христос в пустыне».

Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно

продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на

протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких

выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито

программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были

представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный портретный, - и

зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Не повезло

только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф.

Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую

половину века.

К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те,

кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию:

С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин - автор

картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические

Информация о работе Культура