Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

История мировой культуры - это сокровищница мудрости и опыта, приобретенных человечеством на протяжении тысячелетий. Большой вклад в культуру всего человечества сделал Древний Восток. Так принято называть давние классовые общества на большом пространстве Азии и Африки.
Здесь начиналась человеческая цивилизация, возникшая государственность. Не только античность, а и Средневековье и Новое время унаследовали от давневосточных цивилизаций много открытий в астрономии, математике, механике и географи, блестящих достижений в медицине и архитектуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Развитие материальной культуры Междуречья: города, жилища, транспорт, орудия труда, военное снаряжение, одежда, пища, утварь.
Письменность, литература, научные знания, библиотеки и школы.
Особенности религии.
Искусство Месопотамии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

Само собой  разумеется, что бедняки часто  не имели средств, чтобы своевременно вернуть ссуду вместе с наросшими  процентами. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой ростовщика. Ему угрожало неминуемое рабство.

Но древнейшим и важнейшим источником рабства  были упорные войны, которые постоянно  вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные государства Шумера и Аккада, а также более крупные государственные образования с соседними народами. Эти войны, в первую очередь, приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов.

Этот факт нашёл  своё отражение в шумерийской письменности. Слово “раб” писалось при помощи сложного знака, который должен был обозначать понятие “человек из горной страны”. Очевидно, пленников, захваченных в войнах с восточными горными племенами, обычно превращали в рабов.

Рабов в Шумере называли “саг”, что значит “штука”, а в Аккаде “арду”, что означает “опустившийся”, или “решу” — “голова”. Это указывает на то, что в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. становятся довольно отчётливыми формы рабовладельческой эксплуатации и что на свободных людей, обращённых в рабство, в полной мере смотрят как на рабов, приравнивая их к товару или скоту, считая их по штукам или по головам.

Судя по сохранившимся  документам, рабов довольно часто  продавали. Стоимость раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром [117—168 г  серебра].

Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду  общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой  аристократии.

Наряду с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разорялись, превращались в бедняков и даже в рабов. Этот процесс расслоения общин нашел  своё отражение и в языке. Появляются древнейшие социальные термины, служившие для обозначения как богачей, так и бедняков. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются “большими людьми” (лугаль), которым противостоят “маленькие люди”, т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Это древнейшее классовое общество возникает на развалинах родового строя.

Ему присуще примитивное, ещё не развитое рабство. Рабовладельцы  эксплуатируют труд рабов, а также  свободных бедняков. Непримиримые классовые  противоречия приводят к образованию  государства. Рабовладельцы нуждаются  в аппарате господства, чтобы удержать в повиновении значительные массы  бедняков и рабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ, БИБЛИТЕКИ И ШКОЛЫ.

Письменность.

Немаловажную роль в становлении  и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто  интеллектуальной) деятельности. В  культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное  и важное для нас из того, что  было создано древне месопотамской  цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов.

 В Месопотамии ничего подобного  не сохранилось, грандиозные сооружения  и даже целые города расплылись  в бесформенные холмы - Телли,  едва различимы следы древних  каналов. О прошлом говорят  лишь письменные памятники, бесчисленные  клинообразные надписи на глиняных  табличках, каменных плитках,  стелах и барельефах. Около полутора  миллионов клинописных текстов  хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят  сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая  клинописными значками, могла бы  служить таким же символом  Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

Месопотамию можно считать родиной  письменности, широкое распространение  которой приходится на период около 3000 тыс.лет до н. э. Разновидностью идеографии была клинописная письменность шумеров. Это письменность, знаки которой состояли из клинообразных черточек. Они выжимались на серой глине. Таблички из этой глины были крепкими, они опалялись в гончарных печах, благодаря чему сохранились до наших дней. Шумерская клинопись была расшифрованная XІ ст. Она содержит первые печати исторических сказов. В музеях и научных учреждениях сохраняются ныне свыше полутора миллиона клинописных текстов.

Месопотамская письменность в своей  древнейшей, пиктографической форме  появляется на рубеже IV-III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы "учётных фишек", которую вытеснила и заменила. В IX-IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений, от Западной Сирии до Центрального Ирана, использовали для учёта различных продуктов и товаров трёхмерные символы.

 Маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс.  до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке "конверта" иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчёты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала - достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками, рисунками. Такая теория происхождения древне месопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушку или линзообразную форму древнейших табличек.

Во время раскопок в Сузах, столице  старинного государства Элам, французские  археологи обнаружили в 1901 р большой двухметровый каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов. Они были написаны клинописью. В этих законах отобразилась хозяйственная жизнь, быт, характер, мировоззрение древних жителей Двуречья.

Библиотеки

Одним из самых крупных достижений вавилонской  и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек  на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669-тф ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов, в которых отразились достижения месопотамской цивилизации.

Вместе с тем  библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой, где глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах, чтобы одновременно можно было пользоваться необходимыми текстами двум и более читателям. Большие тексты, продолжавшиеся на многих табличках одинакового размера, занимали значительное место в библиотеке. Некоторые такие тексты включали до сорока, а иногда даже более ста табличек. Составление таких серий диктовалось необходимостью собрать в одном месте всю доступную информацию по тому или иному вопросу. На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место. Заглавием серии служили начальные слова ее первой таблички. Литературные тексты сопровождались колофонами, которые соответствуют титульным листам современных книг. Поиски нужного произведения облегчали этикетки, привязанные бечевками к табличкам и указывавшие на содержание, название серий и количество табличек в каждой серии. Эти этикетки были своего рода каталогами.

Литература.

Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло "основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания - от образцов деловых документов до "художественных произведений", и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 году при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Царь лично следил за её комплектованием: по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.  
Пространные тексты составляли целые "серии", включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой "серийной" табличке стоял её порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички.

На полках "книги" размещались по определённым отраслям знаний. Здесь были собраны тексты "исторического" содержания ("анналы", "хроники" ), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, "научные" тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари ), сотни книг, в которых "отложились" все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации.

Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.  
Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - "литературные" обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования.

Найден целый  цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних  аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.  
Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе", повествующая о сотворении человека и всемирном потопе. Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане".

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского происхождения следует  указать несколько поэм о невинном страдальце, так называемую "Вавилонскую  теодицею" и "Разговор господина  с рабом", предвосхищающих темы библейских книг Иова и Екклесиаста.

Глубокий  след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и  астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд.

Школы.

Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская  школа, как и более поздняя  вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового  управления. Школа стала центром  образования и культуры. Программа  обучения была до такой степени светской, что религиозное образование  вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в  зависимости от предполагавшейся в  дальнейшем более узкой специализации  получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто  собирался посвятить свою жизнь  науке, продолжительное время изучали  право, астрономию, медицину и математику.

Ряд шумерских  произведений повествует о школьной жизни. Часть их носит нравоучительный  характер, а другие полны иронии и сарказма по отношению к учителям. Так, например, в произведении «О непутевом  сыне» писец увещевает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься. Как рассказывается в другом шумерском произведении, по просьбе сына, который был плохим учеником и поэтому часто подвергался  порке в школе, отец пригласил  учителя в гости, чтобы задобрить  его.

Гостя усадили  на почетный стул, накормили хорошим  ужином и одарили ценным подарком, после чего он стал восхвалять мальчика как способного и прилежного ученика. Сохранился еще один шумерский текст, в котором ученик обвиняет своего учителя в том, что тот не научил его ничему, хотя он и посещал  школу с детства до зрелого возраста. На эти упреки учитель отвечает: «Ты уже близок к старости. Время твое прошло, как у иссохшего зерна... Но если ты будешь все время учиться, днем и ночью, будешь послушен, а не заносчив, если будешь слушаться учителей и товарищей, то еще можешь стать писцом».

Научные знания

Определенных  успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской  математики, первоначально возникшей  из практических потребностей измерения  полей, сооружения каналов и различных  знаний.

Информация о работе Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании