Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

История мировой культуры - это сокровищница мудрости и опыта, приобретенных человечеством на протяжении тысячелетий. Большой вклад в культуру всего человечества сделал Древний Восток. Так принято называть давние классовые общества на большом пространстве Азии и Африки.
Здесь начиналась человеческая цивилизация, возникшая государственность. Не только античность, а и Средневековье и Новое время унаследовали от давневосточных цивилизаций много открытий в астрономии, математике, механике и географи, блестящих достижений в медицине и архитектуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Развитие материальной культуры Междуречья: города, жилища, транспорт, орудия труда, военное снаряжение, одежда, пища, утварь.
Письменность, литература, научные знания, библиотеки и школы.
Особенности религии.
Искусство Месопотамии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

Еще с древних  времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом.

В процессе таких  многовековых наблюдений возникла вавилонская  математическая астрономия. Самый творческий период ее падает на V в. до н. э., когда уровень ее во многих отношениях не уступал уровню европейской астрономии в эпоху раннего Возрождения. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. Одно такое сочинение содержит информацию об основных неподвижных звездах и созвездиях, их солнечных восходах и заходах, а также их сравнительных позициях.

В V в. до н. э. существовали крупные астрономические школы  в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. На это же время падает деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена. Первый из них разработал систему определения лунных фаз, второй установил продолжительность солнечного года, который, по его подсчетам, составлял 365 дней 5 часов 41 минуту и 4,16 секунды.

Однако при всех достижениях  вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией. Кроме  того, многие астрономические тексты содержат указания на причинные связи, будто бы существовавшие между звездами и теми или другими болезнями.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней  Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма  у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э.— также в Эфиопию и Испанию.

 Сохранившиеся до  нашего времени карты отражают  попытки вавилонян систематизировать  и обобщить свои довольно обширные  географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей

В Месопотамии с живым  интересом относились к своему далекому прошлому. В одном из храмовых зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны  предметы различных эпох, представлявшие исторический интерес. Подобный же музей  находился и в летнем царском  дворце Навуходоносора II в Вавилоне.

Однако в конце I тысячелетия  до н. э. закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений, отсутствие новых методов познания природы стали мешать развитию вавилонской науки. К тому же она начала терять свои жизненные силы, так как научным языком оставался аккадский, в то время как население повсюду в Месопотамии переходило к арамейскому в качестве разговорного языка.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ  РЕЛИГИИ.

Религиозные представления жителей  Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Значительное влияние на формирование и развитие религии накладывал сам  принцип политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося  Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата  долгое время существовало множество  самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей. Вся  общественная жизнь такого города-государства  концентрировалась вокруг храма. Храм был хранилищем материальных благ, местом сохранения и передачи всех знаний, а также средоточием политической власти. Изначально правитель каждого  города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа.

Жрецы Междуречья разработали сложную  схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.

Важным новшеством в религиозной  жизни Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал считаться как царь богов. Согласно учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей, и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Классической формой храмов Вавилонии была высокая ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом.

Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилове, знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

Культуру, религию и искусство  Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.е. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Исскуство  Месапотамии.

В истории искусства Месопотамии  выделяют следующие периоды: Шумер (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.); Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.); Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.); Ассирия (14—7 вв. до н. э), Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).  
  Шумеры основали в Месопотамии первые города-государства – Эриду, Урук, Ур, Лагаш, в каждом из которых поклонялись своим богам.

Была  создана письменность, унаследованная впоследствии всеми ближневосточными народами. Клиновидные знаки выдавливали  острыми палочками на глиняных табличках, которые затем высушивали или  обжигали в огне. Клинописные тексты донесли до нас законы, знания и  верования шумеров, их мифологические сказания.

Центром шумерского города был храм главного бога с приусадебным хозяйством (т. н. Белый храм и Красное здание в Уруке, кон. 4-го тыс. до н. э.). Из-за частых наводнений здания возводили на возвышенных местах, на платформах из утрамбованной глины. Из-за отсутствия камня и древесины главным строительным материалом были сырцовые (не обожжённые) кирпичи.

Стены украшали вертикальными выступами  и нишами. В кон. 3-го тыс. до н. э. появился новый тип храма – зиккурат. Для шумерского изобразительного искусства была характерна повествовательность, особенно любили изображать охоту на хищников.

В Месопотамии, в отличие от Египта, не было единого изобразительного канона, мастера никогда не стремились к достижению сходства изображения с оригиналом, уделяя главное внимание выразительности поз, мимики и жестов.

Скульптура  представлена маленькими фигурками животных адорантов (молящихся) со сложенными на груди руками, огромными ушами и инкрустированными глазами. Статуэтки адорантов помещались в храмы. Их большие уши символизировали мудрость (по-шумерски понятия «ухо» и «мудрость» обозначаются одним словом), а также указывали на то, что молитва будет услышана богом.

Один  из редких образцов монументальной скульптуры – голова богини Инанны из Урука (3-е тыс. до н. э.). В одной из гробниц Ура был найден штандарт из двух досок со сценами победы над врагом и пиршества, созданными в технике инкрустации перламутром и лазуритом.

  В Месопотамии достигло совершенства искусство глиптики – изготовления резных каменных печатей с мифологическими и религиозными сюжетами, сценами охот . Резчики размещали на небольшой поверхности печати сложные многофигурные композиции, которые потом прокатывались на глине, оставляя оттиск.  
  Во второй пол. 3-го тыс. до н. э. было создано Шумеро-Аккадское царство, первым правителем которого был Саргон Великий. За исключением глиптики, памятники шумеро-аккадского периода немногочисленны (рельефная каменная стела Нарам-Сина, посвящённая его победе над племенем леллубеев, ок. 2200 г. до н. э.).

Отдельные дошедшие до нашего времени портретные скульптурные головы передают определённый этнический тип; в ряде случаев создаётся  обобщённый идеализированный образ  мужественного героя-победителя (т. н. «Голова Саргона», 2300–2000 гг. до н. э.). Особенно интересны статуи Гудеа, правителя города Лагаша. В отличие от шумерских небольших фигурок, это подлинно монументальные памятники, иногда достигающие размеров человечекого роста, выполненные из твёрдого диорита.  
В 20–17 вв. до н. э. главным политическим центром Месопотамии становится Вавилон. Расцвет старовавилонского царства приходится на годы правления Хаммурапи (1792—50 до н. э.). Был создан героический эпос о герое Гильгамеше. Среди немногих сохранившихся памятников изобразительного искусства наиболее известна базальтовая стела Хаммурапи с записью древнейших в мире законов и рельефом, в котором изображено получение знаков власти царём от бога Солнца Шамаша.  
  В 1-м тыс. до н. э. ключевые позиции в Междуречье занимает Ассирия – одна из «великих держав» того времени. Унаследовав традиции шумеро-аккадского искусства, а также восприняв культуру своих соседей хеттов и хурритов, ассирийцы создали поражающий мощью и блеском стиль, основанный на прославлении могущества царской власти и военной силы. Главными архитектурно-художественными центрами были Ашшур и Ниневия. Почти все ассирийские города представляли собой крепости, обнесённые массивными стенами с башнями и окружённые рвом с водой.

  В архитектуре утвердился тип  укреплённого дворца-цитадели, над  которым никогда не доминировал  зиккурат.

Ко дворцу вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Стены с квадратными башнями были увенчаны зубцами, украшенными цветными изразцами. По сторонам от центрального входа стояли статуи крылатых быков шеду. Во внутренних покоях дворца сохранились остатки панелей из цветных глазурованных кирпичей и следы настенных росписей. Нижние части стен парадных залов облицовывались длинными рельефными фризами.

  Дворец Ашшурназирпала (883–859 гг. до н. э.) в Кальху (Нимруд) также поражал богатством материалов и роскошью отделки. Произведений ассирийской скульптуры сохранилось не много.

Зато  ассирийские рельефы, в древности  раскрашенные, являют новый этап в  развитии древневосточного искусства. Их основные сюжеты – охоты, сражения, принесение дани; во всех композициях  непременно присутствует царь. Всегда подчёркивается его физическая мощь – могучие руки, вздувшиеся мускулы  на ногах; поза правителя незыблемо  спокойна и величественна, даже если он изображён в движении. В Ассирии  впервые в искусстве Месопотамии  утвердился жёсткий канон, но при  этом, в отличие от памятников предшествующего  времени, официальное искусство  было не религиозным, а светским. Ассирийские  художники, не зная законов перспективы, умели создавать ощущение пространства с помощью продуманной композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов.

На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты  материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий  ход всемирной истории.

Здесь появились первые города - государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневековую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Величайшим достижением культуры Древней Месопотамии было изобретение  письменности (именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества - она относится к 4 тыс. до н.э.).

Здесь же возникли сложные системы  счета, положено начало развитию научной  мысли - астрономии и математики.

Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, о всемирном потопе.

Информация о работе Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании