Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

История мировой культуры - это сокровищница мудрости и опыта, приобретенных человечеством на протяжении тысячелетий. Большой вклад в культуру всего человечества сделал Древний Восток. Так принято называть давние классовые общества на большом пространстве Азии и Африки.
Здесь начиналась человеческая цивилизация, возникшая государственность. Не только античность, а и Средневековье и Новое время унаследовали от давневосточных цивилизаций много открытий в астрономии, математике, механике и географи, блестящих достижений в медицине и архитектуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Развитие материальной культуры Междуречья: города, жилища, транспорт, орудия труда, военное снаряжение, одежда, пища, утварь.
Письменность, литература, научные знания, библиотеки и школы.
Особенности религии.
Искусство Месопотамии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Факультет «Финансист»

КАФЕДРА социально-гуманитарных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема: КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ И РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ В ЕЕ СОЗДАНИИ.

Вариант 9

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Группа №  ФК (с,в) – 01 Бир

Специальность: «Финансы и кредит»

Специализация: «Банки и банковское дело»

№ зачетной книжки 1020339

ФИО: Михайлова  Виктория Игоревна

Адрес: г. Биробиджан, ул.  40 Лет Победы  д. 19 кв. 5

679017; 89246480185

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск, 2011

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.

  1. Развитие материальной культуры Междуречья: города, жилища, транспорт, орудия труда, военное снаряжение, одежда, пища, утварь.
  2. Письменность, литература, научные знания, библиотеки и школы.
  3. Особенности религии.
  4. Искусство Месопотамии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

История мировой культуры - это  сокровищница мудрости и опыта, приобретенных  человечеством на протяжении тысячелетий. Большой вклад в культуру всего  человечества сделал Древний Восток. Так принято называть давние классовые  общества на большом пространстве Азии и Африки.

Здесь начиналась человеческая цивилизация, возникшая государственность. Не только античность, а и Средневековье и Новое время унаследовали от давневосточных цивилизаций много открытий в астрономии, математике, механике и географи, блестящих достижений в медицине и архитектуре.

Характерной особенностью культур  Востока, монументального искусства  Вавилона, Египта, Ассирии был геоцентризм, прославление божественности неограниченной власти царей и фараонов, грозного могущества богов, подчиненность личности государству.

В этом районе жили народы разного  происхождения. Они воевали между  собой, причем победители, как правило, разрушали храмы, крепости и города побежденных.

Одними из наиболее ранних культур  Передней Азии были культуры стран, которые  находятся в бассейне речек Тигра  и Евфрату (Месопотамия, или Междуречье).

В ІV тыс. до н.э. в Месопотамии возникли рабовладельческие государства, а  именно: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.

Неограниченная деспотическая  власть царя, религия с ее культом  жестоких и всесильных богов, поставленная на службу деспотии, захватнические войны  за право владения землями и рабами - характерные для государств, Древнего Востока.

Но, несмотря на это, культура восточного региона достигла значительных успехов.

В связи с этим рассмотрим специфику  месопотамской культуры, на которую  наложила сильный отпечаток окружающая середа.

  1. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ: ГОРОДА, ЖИЛИЩА, ТРАНСПОРТ, ОРУДИЯ ТРУДА, ВОЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, ОДЕЖДА, ПИЩА, УТВАРЬ.

Первые поселения

Древнейшие поселения  на территории средней части Месопотамии  появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей  древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных  земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему  искусственного орошения. Как указывают  находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.

Но подлинными создателями шумеро-аккадской культуры и государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей, а также семитские племена Аккада, родственные племенам сирийско-месопотамской степи. Раскопки последних двадцати лет на территории Месопотамии позволяют восстановить древнейшую, доисторическую стадию их культурной жизни.

Памятники архаической  эпохи, найденные на территории Средней  и Южной Месопотамии, принято  делить по местам наиболее типичных находок  на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье.

Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию.

В эту эпоху  были приручены овца, коза и свинья и акклиматизирована полба - древнейшее зерновое растение Передней Азии. Земледельцы  ещё пользовались очень примитивными орудиями: мотыгами из рогового камня  и серпами с кремнёвыми зубьями. Некоторого развития достигли керамика, ткацкое дело и обработка камня. Глиняные сосуды, сделанные из тонкой глины желтовато-зелёного цвета, покрывались  раскрашенными узорами и украшались изображениями зверей, птиц и людей. Из камня выделывались различные  орудия и оружие: топоры с отверстием для рукоятки, мотыги, ножи, наконечники  булав и стрел. В эту же эпоху  появляются и первые металлические  орудия, как, например, плоские топоры.

С развитием металлургии  начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы, как, например, зеркала  и булавки. Так совершается крупнейший переворот в области техники, переход от камня к металлу, в  данном случае к меди. Древнейшее оседлое  население Эль-Обеида жило в маленьких хижинах, стены которых были построены из плетёного камыша, облепленного глиной. Однако при постройках уже начинает применяться кирпич. Так, внутри хижин были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. Тут же были обнаружены каменные косяки, служившие для деревянных дверей.

Период Урука

К этому древнему времени относится также формирование религиозных верований древнейших племён Южной Месопотамии. О вере в загробную жизнь и очень  древнем появлении заупокойного культа свидетельствуют скорченные погребения, найденные в ямах, и  вторичные погребения костей в особых сосудах. В могилу рядом с умершим обычно клали сосуды с пищей, бусы, раковины, а также глиняные статуэтки женщин со следами татуировки. Культура Эль-Обеида существовала очень долго.

Своими корнями  она уходит в древние местные  культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.

Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида.

Это по большей  части простая красная или  чёрная керамика со скудным нацарапанным узором. Но в целом период Урука характеризуется значительным прогрессом, который, в частности, находит своё выражение в появлении древнейшей монументальной архитектуры.

В этом отношении  показательны остатки древнейшей ступенчатой  храмовой башни (зиккурата), каменный фундамент храма и монументальная постройка из больших кирпичей с колоннами, украшенными пёстрой мозаикой. Хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.

Джемдет-Наср

Третий период шумеро-аккадской архаики обычно носит по месту главных находок  название Джемдет-Наср (около Киша) раскопки, производившиеся здесь с 1926 г., обнаружили множество памятников, свидетельствующих о некотором прогрессе во всех отраслях культуры.

В эту эпоху  колонизация болотных частей южной  и средней части Месопотамии  племенами восточных и северных нагорий была в основном закончена.

Земледельческое хозяйство получило своё дальнейшее развитие, наряду с ячменём население  начинает возделывать пшеницу. Крупное  хозяйственное значение имело приручение быка и осла. Разделение труда и  рост техники повлекли за собой значительное развитие ремёсел. Глиняные сосуды теперь делаются при помощи гончарного круга, снабжаются ручками, лепными украшениями  и геометрическим орнаментом.

Разнообразие  узоров и раскраски, а также зрелость форм указывают на значительное развитие керамики. Дальнейшее развитие получает и металлургия. Костяные и каменные орудия и оружие все более вытесняются  медными. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводит к появлению торговли, зачатки которой в некоторой степени, впрочем, существовали и раньше. Древнейшие торговые связи всё теснее связывают Среднюю Месопотамию с Северным Двуречьем, с Эламом, с Западным Ираном и с Северной Сирией, на что указывают находки предметов типа Джемдет-Наср во всех этих странах.

Появление торговли влечёт за собой развитие транспорта. К этому времени относится  появление колеса, колесницы и  повозки, а также распространение  особых лодок с высоким носом  и приподнятой кормой

 Рост материального  богатства приводит к социальному  расслоению, косвенным подтверждением  чего являются развалины древнейшего  дворца: большого монументального  комплекса помещений размером 92х48 м. Погребальные обычаи и художественные  изображения указывают на дальнейшее  развитие земледельческих культов,  среди которых видное место  занимал культ богини-матери.

Раскопки древнейших поселений в Месопотамии дали большой археологический материал, который позволил учёным поставить  ряд существенных вопросов о том, к каким племенам принадлежало древнейшее население Двуречья и откуда, а также в какую эпоху, пришли в Месопотамию древнейшие племена шумерийцев и семитов Аккада. Самые разнообразные гипотезы были построены учёными для объяснения этих проблем.

Однако ни одна из них полностью не может быть доказана, так как в древнейших археологических слоях было найдено ещё слишком мало архаических надписей, которые могли бы пролить свет на этот вопрос. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку.

Семиты Аккада, родственные по своему внешнему облику и языку семитским племенам сирийско-месопотамской степи, Сирии и Аравии, очевидно, пришли в Двуречье с запада.

Имеются все основания  предполагать, что шумерийцы пришли в Месопотамию из горных областей. На это указывает очень древний способ изготовления крупных кирпичей, напоминающих каменные блоки, постройка ступенчатых храмов (зиккуратов), очевидно, воспроизводящих форму искусственной горы, наконец, вера в богов, обитающих в горах. Возможно, что шумерийцы, близкие по типу своей материальной культуры к племенам Элама, пришли в Месопотамию с востока.

Можно предполагать, что шумерийцы обитали в Нижней Месопотамии уже в эпоху культуры Урука, однако некоторые элементы шумерийской культуры восходят к более древней эпохе Эль-Обеида.

Сельское хозяйство

Значительное  развитие сельского хозяйства, возникновение  металлургии и распространение  меновой торговли повлекли за собой  рост производительных сил и потребность  увеличения рабочей силы. Результатом  этого было разложение древнего родо-общинного строя и возникновение на его развалинах древнейших рабовладельческих государств.

Этот процесс  можно проследить благодаря большому количеству документов и памятников материальной культуры, найденных в  развалинах шумерийских и аккадских городов, относящихся к третьему тысячелетию до н. э.

Первобытные формы  хозяйства, охота и рыболовство  пережиточно сохраняли некоторое значение в экономике страны. Однако ведущую и прогрессивную роль играло сельское хозяйство, возникшее в силу естественных условий ещё в древнейшую эпоху и получившее своё дальнейшее развитие в третьем тысячелетии до н. э.

В некоторых частях Нижней Месопотамии плодородная  почва была уже в значительной степени обработана и щедро кормила  многочисленное и трудолюбивое население.

Информация о работе Культура Месопотамии и роль различных народов в ее создании