Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36
В
этот период начинает ломаться замкнутость
русской культуры, устанавливаются
связи с болгарской и сербской
культурами. Подвергаясь южнославянскому
влиянию, русская литература, однако,
сохраняет в полной мере свой национальный
характер и заметно обогащается
за счет этого влияния и в
Новый
этап в историко-культурном процессе
относится ко второй половине XV в. и
продолжается еще в начале XVI столетия.
В это время происходит объединение
русских земель, усиливается
Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности. Именно в этот период она обогатилась такими крупнейшими достижениями, как живопись Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на все ее многообразие.
Перед
нами - один из важных этапов развития
великой культуры русского народа,
внесшего богатый вклад в мировую
сокровищницу культуры.
Трудом
народных масс создавалась и развивалась
материальная культура, являвшаяся основой
развития культуры в целом. До нашего
времени сохранились
Получило развитие и литейное дело, в особенности отливка колоколов и пушек из меди. На Руси были выдающиеся мастера этого дела, среди них знаменит тверской мастер Микула Кречетников, "якоже и среди немец не обрести такова". Для литья предварительно изготавливалась восковая модель изделия, в которую затем вливался сплав меди и олова. Литье было трудным делом, требовало большого искусства мастеров. Недаром существовало поверье, что для успеха в таком сложном деле надо пустить какой-нибудь ложный слух, который мог бы отвлечь внимание от производимой работы на случай ее неудачи1.
Русские
мастера изготавливали
Массовым производством было литье мелких бытовых и культовых предметов - крестов, иконок, застежек для книг и т. п. Наряду с этими предметами, изготовлявшимися обычно по старым образцам, мастера делали и большие изделия на заказ, например массивные кружевные паникадила, состоявшие из нескольких десятков деталей.
Русское ювелирное искусство, как отмечает Б. А. Рыбаков, во второй половине XIII и начале XIV в. переживало упадок, но со второй четверти XIV в. стало прогрессировать. Крупными центрами его были Новгород, затем Москва, Тверь, Суздаль. В ювелирном искусстве сказалось известное влияние Востока, а также готического искусства (в Новгороде и Пскове) и византийского. В XV в. появился обычай подписывать изделия мастеров.
На
заказ выполнялись и различные
предметы ювелирного дела, представляющие
собой большую художественную ценность.
Среди них - сосуды, кадила, панагии,
складни, ковчеги для хранения мощей,
оклады евангелий. Здесь применялись
и литье и ковка отдельных
деталей и фигур. Рельефная чеканка
производилась также путем
Мастера работали не только по металлу, но и по дереву. Замечательны работы мастера Троице-Сергиева монастыря Амвросия (XV в.), вырезавшего маленькие иконки и кресты из ореха и палисандра со множеством мельчайших по масштабу фигур, объединенных композиционно.
Широкое распространение в XIV-XV вв. имело также гончарное дело, ткачество и другие ремесла. Новые достижения имела строительная техника. В XV в. псковские мастера ввели в употребление железные связи вместо деревянных, научились строить небольшие бесстолпные церкви, верх которых держался на перекрывающихся арках. Получили распространение различные стенобитные орудия, необходимые для взятия крепостей.
Высокого
уровня достигла материальная культура
наиболее развитого средневекового
русского города - Великого Новгорода.
Археологическими работами установлено,
что улицы города были покрыты
деревянными мостовыми уже в
Х в. Эти мостовые на протяжении 600
лет были сменены 28 раз, восстанавливаясь
после разрушений и пожаров. Обнаружено
огромное количество разнообразных
предметов из дерева, кости, металла.
Среди них - остатки новгородского
деревянного водопровода, лодей
и кораблей, различные деревянные
блоки и другие приспособления, беговые
лыжи, масса игрушек, шахматы. Очень
много костяных гребней одинаковой
трапециевидной формы. Собрано много
железных предметов, среди которых
- ножи, ножницы, клещи, напильники, подковы,
пилы, сверла, долота, скребницы и
др. Установлено, что в средневековом
Новгороде умели закалять сталь.
Свыше 100 тысяч остатков кожаной
обуви найдено в Новгороде, в
то время как часть лаптя
Бытовые условия жизни русских людей XIV-XV вв. дифференцировались в зависимости от их социального положения.
Крестьяне
и ремесленники жили в деревянных
избах и жилищах
Заметные различия были и в одежде. Простые люди носили короткое, удобное для работы платье, знать, наоборот, наряжалась в тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную обувь.
В
пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся
из ржи и пшеницы; из пшена делали
кашу с медом, из гороховой и овсяной
муки варили кисели. Употреблялись
овощи - капуста, репа, морковь, огурцы,
свекла, редька, лук, чеснок; мясо - говядина,
баранина, свинина. Много было рыбных
продуктов, так как рыба в изобилии
водилась в реках и озерах. Из
молочных продуктов известны с древнейших
времен молоко, масло, сыр. Изготовляли
разные напитки: квас, пиво, варили мед.
Устное
народное творчество XIV-XV вв. восстанавливается
лишь частично на основании позднейших
записей фольклора и следов его,
сохранившихся в некоторых
Одна
из главных тем устного народного
творчества - борьба против монголо-татарского
нашествия и ига. Вокруг событий
этой борьбы сложились целые циклы
устных народно-поэтических
Исторические
песни, посвященные времени монголо-
В
XVIII в. была записана песня о Щелкане
Дудентьевиче, восходящая к событиям
XIV в. - народному восстанию в Твери
против ханского наместника Чол-хана (Шевкала)
в 1327 г. Сильными словами рисует народная
песня насилия монголо-
Произведения
устного народного творчества XIV-XV
вв. очень близки по своим формам
и даже действующим героям к былинному
эпосу Киевской Руси. В этом сказалось
стремление подчеркнуть великую
силу Руси в недавнем прошлом. Народный
эпос, вспоминая былинных богатырей,
возбуждал чувство патриотизма
и желание восстановить былую
славу в борьбе с завоевателями.
Именно в этот период происходило
создание на основе древних былин
жившего потом столетиями цикла
былинного эпоса, связанного с Киевом
и князем Владимиром Красное Солнышко.
Эпизоды борьбы против половцев и
монголо-татар, герои Ростово-Суздальской
земли и древнего Киева - все это
органически сливается в единый
цикл, центральная тема которого - борьба
Руси против иноземных захватчиков,
героические подвиги русских
богатырей в этой борьбе. Ростовский
герой Алеша Попович
Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки - по-видимому, Непрядвы.