Культура Руси 13-15 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36

Вложенные файлы: 1 файл

история Руси 13-15.docx

— 110.75 Кб (Скачать файл)

    В этот период начинает ломаться замкнутость  русской культуры, устанавливаются  связи с болгарской и сербской культурами. Подвергаясь южнославянскому  влиянию, русская литература, однако, сохраняет в полной мере свой национальный характер и заметно обогащается  за счет этого влияния и в художественном и отчасти в идейном отношении. В литературе возникают и усиливаются  элементы психологизма. Атмосфера подъема, наступившая после Куликовской  победы, стимулирует развитие культуры во всех отношениях, зарождаются антицерковные "еретические" течения, возникают  и смелые зачатки рационалистического  мышления. Новгород, Псков, Тверь, где  распространяются ереси, находятся  в явном контакте с культурой  Запада. Русская общественная мысль  в целом пытается - еще в рамках религиозного мировоззрения - осмыслить  и связать прошлое и настоящее  Русской земли.

    Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и  продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение  русских земель, усиливается взаимопроникновение  местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание  пристально следит за событиями в  Москве. Становясь государственным  центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров  обогатил культуру страны в целом, и  теперь она сливается в общем  потоке, хотя местные черты сказываются  еще долго. Это и не удивительно, если вспомнить, что в области  социально-экономических и политических отношений еще долго сохранялись "живые следы прежней автономии". Еще более расширяются и усиливаются  связи со странами Запада, но на пути культурного общения с ними встает церковь с ее упорной борьбой  против "латинства", против всего  нового и иноземного. Это связано, прежде всего, с особенностями социально-экономической  основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества. Отставание и  слабость городов сказались особенно сильно на судьбах русской культуры. Борьба прогрессивных и реакционных  сил в историко-культурном процессе приобретает острый характер и развертывается главным образом на протяжении XVI столетия.

    Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности. Именно в  этот период она обогатилась такими крупнейшими достижениями, как живопись Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на все ее многообразие.

    Перед нами - один из важных этапов развития великой культуры русского народа, внесшего богатый вклад в мировую  сокровищницу культуры. 
 

  1. МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА

    Трудом  народных масс создавалась и развивалась  материальная культура, являвшаяся основой  развития культуры в целом. До нашего времени сохранились сравнительно немногие произведения материальной культуры XIV-XV вв., но и они дают возможность  судить о том, как постепенно преодолевались тяжелые последствия иноземного вторжения и возобновлялось развитие материальной культуры. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности  в связи с возросшими военными потребностями, стала получать большее  распространение обработка железа, центрами которой были Новгород, Москва и другие города. Замечательным образцом высокого технического и художественного  мастерства русских оружейников  является стальная рогатина тверского  князя Бориса Александровича, сделанная  в первой половине XV в. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур. Произведения русских  оружейников уходили в конце XV в. и за границу - панцири и другие доспехи вывозились в Крымское ханство. Во второй половине XIV в. стали изготовляться  кованые и клепаные пушки.

    Получило  развитие и литейное дело, в особенности  отливка колоколов и пушек  из меди. На Руси были выдающиеся мастера  этого дела, среди них знаменит тверской мастер Микула Кречетников, "якоже  и среди немец не обрести такова". Для литья предварительно изготавливалась  восковая модель изделия, в которую  затем вливался сплав меди и олова. Литье было трудным делом, требовало  большого искусства мастеров. Недаром  существовало поверье, что для успеха в таком сложном деле надо пустить  какой-нибудь ложный слух, который мог  бы отвлечь внимание от производимой работы на случай ее неудачи1.

    Русские мастера изготавливали свинцовые  и медные листы для кровель  и дверей княжеских и церковных  построек. Медь, как и в домонгольское  время, нередко покрывалась позолотой.

    Массовым  производством было литье мелких бытовых и культовых предметов - крестов, иконок, застежек для книг и т. п. Наряду с этими предметами, изготовлявшимися обычно по старым образцам, мастера делали и большие изделия  на заказ, например массивные кружевные  паникадила, состоявшие из нескольких десятков деталей.

    Русское ювелирное искусство, как отмечает Б. А. Рыбаков, во второй половине XIII и  начале XIV в. переживало упадок, но со второй четверти XIV в. стало прогрессировать. Крупными центрами его были Новгород, затем Москва, Тверь, Суздаль. В ювелирном  искусстве сказалось известное  влияние Востока, а также готического  искусства (в Новгороде и Пскове) и византийского. В XV в. появился обычай подписывать изделия мастеров.

    На  заказ выполнялись и различные  предметы ювелирного дела, представляющие собой большую художественную ценность. Среди них - сосуды, кадила, панагии, складни, ковчеги для хранения мощей, оклады евангелий. Здесь применялись  и литье и ковка отдельных  деталей и фигур. Рельефная чеканка  производилась также путем тиснения металла на пластинах-басмах. Медная доска отливалась вместе с рельефом какого-либо изображения, затем на него накладывался тонкий лист обычно золоченого серебра, который свинцовой плитой вдавливался в рельеф, создавая рисунок. Применялась также гравировка по металлу. Наиболее распространенным приемом  была филигрань, мастера которой со второй половины XIV в. восприняли восточную технику, а впоследствии создали оригинальные технические приемы.

    Мастера работали не только по металлу, но и  по дереву. Замечательны работы мастера  Троице-Сергиева монастыря Амвросия (XV в.), вырезавшего маленькие иконки и кресты из ореха и палисандра со множеством мельчайших по масштабу фигур, объединенных композиционно.

    Широкое распространение в XIV-XV вв. имело  также гончарное дело, ткачество  и другие ремесла. Новые достижения имела строительная техника. В XV в. псковские  мастера ввели в употребление железные связи вместо деревянных, научились строить небольшие  бесстолпные церкви, верх которых  держался на перекрывающихся арках. Получили распространение различные  стенобитные орудия, необходимые  для взятия крепостей.

    Высокого  уровня достигла материальная культура наиболее развитого средневекового русского города - Великого Новгорода. Археологическими работами установлено, что улицы города были покрыты  деревянными мостовыми уже в  Х в. Эти мостовые на протяжении 600 лет были сменены 28 раз, восстанавливаясь после разрушений и пожаров. Обнаружено огромное количество разнообразных  предметов из дерева, кости, металла. Среди них - остатки новгородского  деревянного водопровода, лодей  и кораблей, различные деревянные блоки и другие приспособления, беговые  лыжи, масса игрушек, шахматы. Очень  много костяных гребней одинаковой трапециевидной формы. Собрано много  железных предметов, среди которых - ножи, ножницы, клещи, напильники, подковы, пилы, сверла, долота, скребницы и  др. Установлено, что в средневековом  Новгороде умели закалять сталь. Свыше 100 тысяч остатков кожаной  обуви найдено в Новгороде, в  то время как часть лаптя встретилась  только один раз. Нашли свыше ста  кожаных мячей, игра в которые  была, видимо, популярна в средневековом  Новгороде.

    Бытовые условия жизни русских людей XIV-XV вв. дифференцировались в зависимости  от их социального положения.

    Крестьяне и ремесленники жили в деревянных избах и жилищах полуземляночного типа (на юге), топившихся по-черному. Феодальная и городская знать возводила  большие терема и дворцы, иногда из нескольких этажей или нескольких зданий, соединенных между собой  переходами. Внутреннее убранство помещений  было скромным, предметы обихода были большей частью деревянными. Помещения  освещались лучинами, но в богатых  домах горели светильники, наполненные  маслом.

    Заметные  различия были и в одежде. Простые  люди носили короткое, удобное для  работы платье, знать, наоборот, наряжалась в тяжелые и длинные одежды, украшенные дорогим шитьем и драгоценностями. Крестьяне ходили в лаптях, горожане, как в Новгороде, носили кожаную  обувь.

    В пищу употреблялся хлеб, выпекавшийся из ржи и пшеницы; из пшена делали кашу с медом, из гороховой и овсяной  муки варили кисели. Употреблялись  овощи - капуста, репа, морковь, огурцы, свекла, редька, лук, чеснок; мясо - говядина, баранина, свинина. Много было рыбных продуктов, так как рыба в изобилии водилась в реках и озерах. Из молочных продуктов известны с древнейших времен молоко, масло, сыр. Изготовляли  разные напитки: квас, пиво, варили мед. 

  1. УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Устное  народное творчество XIV-XV вв. восстанавливается  лишь частично на основании позднейших записей фольклора и следов его, сохранившихся в некоторых памятниках письменности того времени. XIII-XV вв. явились  важным этапом в развитии устного  народного творчества. Именно в этот период сложился и оформился жанр исторической песни, отразившей народное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. В исторической песне, как и в былине, не следует искать точного отражения событий в их конкретных проявлениях, сюжеты их являются результатом художественного вымысла, но зато в них передается отношение народа к определенным явлениям в истории. Исторические песни проникнуты глубочайшей верой в справедливость поступков и действий их героев, в то, что правда на стороне народа.

    Одна  из главных тем устного народного  творчества - борьба против монголо-татарского нашествия и ига. Вокруг событий  этой борьбы сложились целые циклы  устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии  Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом  побоище, вошедшие в переработанном виде в литературные произведения XIV-XV вв.

    Исторические  песни, посвященные времени монголо-татарского ига ("Князь Роман и Марья  Юрьевна", "Авдотья-Рязаночка", "Девушка спасается от татар", "Мать встречает дочь в татарском  плену", песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэтической форме  глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений  сильных и жестоких врагов, благородство, мужество простых людей, отстаивающих свою честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли  воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный чужеземный плен.

    В XVIII в. была записана песня о Щелкане  Дудентьевиче, восходящая к событиям XIV в. - народному восстанию в Твери  против ханского наместника Чол-хана (Шевкала) в 1327 г. Сильными словами рисует народная песня насилия монголо-татарского баскака: "У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет". За эти насилия и издевательства тверичи сожгли живьем Чол-хана и  его свиту. Хотя в действительности вслед за восстанием последовало  жестокое карательное вторжение  монголо-татар, народная песня выдержана  в оптимистическом духе. В ней  говорится, что восстание прошло безнаказанно для тверичей, и тем  самым утверждается мысль о правоте  и силе народного выступления  против чужеземных завоевателей.

    Произведения  устного народного творчества XIV-XV вв. очень близки по своим формам и даже действующим героям к былинному  эпосу Киевской Руси. В этом сказалось  стремление подчеркнуть великую  силу Руси в недавнем прошлом. Народный эпос, вспоминая былинных богатырей, возбуждал чувство патриотизма  и желание восстановить былую  славу в борьбе с завоевателями. Именно в этот период происходило  создание на основе древних былин  жившего потом столетиями цикла  былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром Красное Солнышко. Эпизоды борьбы против половцев и  монголо-татар, герои Ростово-Суздальской  земли и древнего Киева - все это  органически сливается в единый цикл, центральная тема которого - борьба Руси против иноземных захватчиков, героические подвиги русских  богатырей в этой борьбе. Ростовский герой Алеша Попович превратился  в общерусского богатыря, служащего  в Киеве князю Владимиру и  побеждающего злого врага Тугарина.

    Ряд сказаний и песен возник в связи  с Куликовской битвой. В одной  из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки - по-видимому, Непрядвы.

Информация о работе Культура Руси 13-15 вв