Культура Руси 13-15 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36

Вложенные файлы: 1 файл

история Руси 13-15.docx

— 110.75 Кб (Скачать файл)

    Русская культура, и в частности русская  литература, вступила в этот период в полосу нового подъема. Это сказалось  не только в появлении многих новых  произведений литературного творчества, но и в существенных изменениях его  форм. Исследователи истории древнерусской  литературы отмечают появление в  конце XIV-XV в. нового, так называемого "экспрессивно-эмоционального" стиля  литературных произведений. В этот период усилилось влияние религии  на искусство. Писатели и художники  конца XIV-XV в. стремились показать исключительную возвышенность психологического состояния, порождаемого религиозным вероучением, противопоставляя его земному миру со всеми его тяготами и заботами. В таком подходе к задачам  художественного творчества отражался  смутный, неосознанный протест против несправедливости окружающей их жизни. Господство богословия направляло этот протест в русло религиозного мировоззрения. В "чистоте" и "святости" христианского учения мыслящие люди того времени пытались воплотить  не ясные для них самих идеалы высокого развития человеческого духа. Стремление к возвышенности и  идеализации художественных образов  усиливалось еще более в обстановке патриотического подъема, вызванного победой на Куликовом поле.

    Необходимо  отметить также существенное влияние, оказанное на литературу усилением  культурных связей с южнославянскими  странами. Распространение южнославянской литературы и деятельность приезжавших  из этих стран книжников (что в  немалой степени было связано  с деятельностью выходца с  Балкан митрополита Киприяна) внесли в русскую культуру свойственную южнославянской культуре возвышенность  и эмоциональность, но при всем этом, как отмечено выше, развитие названного стиля в русской культуре было обусловлено внутренними закономерностями ее развития, находившегося в теснейшей  связи с изменениями в жизни  самих русских земель конца XIV-XV в.

    Ведущим центром литературы в этот период окончательно стала Москва, где создавались  наиболее значительные произведения. Под влиянием Куликовской битвы  возник цикл произведений, прославивших великую победу русского народа над  завоевателями. Ранее других из повестей этого цикла возникла, по-видимому, так называемая "летописная повесть", вошедшая в состав многих летописей. Осмысление событий Куликовской  битвы здесь дано в духе религиозного мышления, конечной причиной поражения  Мамая выступает "божественное провидение"; поведение рязанского князя Олега  объясняется как отступление  от религиозно-нравственных догм; герой  Куликовской битвы - Дмитрий Донской  изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием и любовью  к богу и церкви, во имя которых  он и совершает свои поступки. Но вместе с тем в "летописной повести" отчетливо проступают мужественные черты великого князя-патриота, пренебрегающего  личной опасностью ради общерусского дела. В уста князя вложены слова  о том, что он не может отказаться от личного участия в битве: "Да како аз возглаголю: братьа моа, да потягнем вси с единого, а сам лице свое почну крыти и хоронитися назади? Не могу в том быти, но хощу якоже  словом, такожде и делом напереди всех и перед всими главу свою положити за свою братью и за вся  крестьяны, да и прочьи, то видевше, примуть с усердием дерзновение"1. Изображение событий украшено многими  риторическими выражениями, сравнениями ("прольяша кровь, аки дождева  туча" и т. п.).

    В конце XIV в. появилась так называемая "Задонщина", автором которой  был "Софоний старец рязанец". "Задонщина", посвященная Куликовской  битве, идейно и художественно связана  со знаменитым "Словом о полку  Игореве", но является не подражанием "Слову", а оригинальным и вместе с тем крупнейшим произведением древнерусской литературы. Со "Словом" "Задонщину" связывает общая идея, которая заключается в том, что "Слово" показало поражение русских князей в борьбе с нашествием вследствие разрозненности и междоусобица "Задонщина" показала победу Руси, когда было достигнуто единство под главенством Москвы. Таков основной замысел "Задонщины". Близость художественных приемов к "Слову" и временами даже Прямое его цитирование служат подчеркнутому раскрытию главной темы единства Русской земли и сопоставлению условий поражения князя Игоря Святославича и победы князя Дмитрия Донского. Организующая роль Москвы и ее прославление звучат в "Задонщине" с большой силой. Примечательно, что в "Задонщине" раскрылась одна из ведущих общественно-политических идей того времени - мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью. Автор "Задонщины" видит в событиях своего времени закономерное восстановление прежней славы и могущества Русской земли, лишь временно утраченное в годину иноземных вторжений. В "Задонщине" очень заметно влияние народного эпоса с его богатырскими образами Пересвета и Осляби, песенной символикой (Москва выпускала против врагов "соколов", "кречетов", "белозерских ястребов" и т. п.).

    Широкое распространение получило "Сказание о Мамаевом побоище". С одной  стороны, оно насыщено религиозной  риторикой, с другой - "Сказание" воплотило реальные факты событий, связанных с Куликовской битвой, и даже сохранило имя одного из простых людей - героев битвы ("Юрка-сапожник"). Интересно, что в описании сражения автор отходит от религиозной  риторики и гораздо ближе стоит  к народному эпосу, зато изображение  князя Дмитрия Ивановича проникнуто религиозным благочестием; здесь  проведена идея тесного союза  церкви и княжеской власти, воплощенная  в описании отношений Дмитрия  и Сергия Радонежского.

    События печального для Москвы 1382 г., когда  произошло нападение Тохтамыша, легли в основу особой повести - "О  Московском взятии от царя Тохтамыша  и о пленении земли Русской". Эта "Повесть" гораздо ближе  к народной традиции, чем другие произведения.

    Другая  группа литературных произведений конца XIV- XV в. - жития святых. В этих произведениях  наиболее выпукло проявились черты  религиозной риторики, характерные  для того времени. Еще в первой половине XIV в. было составлено "Житие" московского митрополита Петра, которое было предназначено для  обоснования важного для московских князей тезиса о том, что внимание святого Петра к Москве явилось  выражением божественного предначертания, указавшего на Москву как на центр  защиты христианства. "Житие" Петра  составлено еще в стиле сухого изложения фактов, почти без риторических украшений, но с обстоятельными указаниями на "чудесные" явления, предопределившие поступки Петра. В конце XIV в. житийная литература приобрела новый характер. Произведения этого жанра стали  исполняться в возвышенном, панегирическом стиле, они обильно украшены эпитетами, цветистыми оборотами и выражениями, длинными цитатами из "Священного писания". В этом духе были составлены Епифанием  Премудрым "жития" Стефана Пермского  и Сергия Радонежского. Усиление церковной  проповеди в житийной литературе неразрывно сочеталось с развитием  в ней идеи о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской  власти и церкви как основной гарантии усиления Руси. Близки к житийной литературе и "похвальные слова", написанные в честь московского князя  Дмитрия Донского, тверских князей Михаила Александровича и Бориса Александровича1. В этих "словах" развивалась идея сильной княжеской  власти.

    Во  второй половине XV в. в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. "Повесть о Петре и  Февронии", "Повесть о Петре, царевиче ордынском", "Повесть  о Меркурии Смоленском" и другие произведения этого жанра внешне еще вполне историчны, но в действительности здесь уже происходило создание вымышленных литературных сюжетов, что означало значительный шаг вперед в развитии русского литературного творчества.

    "Повесть  о Петре и Февронии", возникшая,  по-видимому, в Муроме, рассказывает  о любви крестьянской девушки  и князя. В этой "Повести"  многое взято и от сказочной  фантастики народного творчества, и от религиозного истолкования  образов. Феврония, владея тайной  исцеления от болезни, вызванной  брызгами крови фантастического  крылатого змея, убитого князем  Петром, соглашается исцелить последнего, если он женится на ней. Этот  сюжет был распространен в  средневековье - точно так же  Изольда лечила Тристана, заболевшего  от крови убитого дракона. Князь  Петр нарушил обещание, отказавшись  жениться на Февронии, но был  наказан за это возобновлением  болезни. И только после возвращения  к Февронии он был излечен  ею до конца. Петр и Феврония  стали править в Муроме, но  бояре были возмущены незнатностью  Февронии. Побеждает великая нравственная  сила Февронии и Петра - они  вместе уходят из города. Сила  любви Февронии так велика, что  по ее благословению за ночь  вырастают деревья. Недовольные  правлением бояр, жители Мурома  упросили Петра и Февронию  вернуться в город. Там они  правили до смерти, причем вместе  умерли, и как ни старались  похоронить их отдельно, тела  их чудесным образом оказывались  в одном гробу. Заметим, что  таков же конец некоторых вариантов  упомянутой повести о Тристане  и Изольде, к которой по сюжету  повесть о Петре и Февронии  довольно близка. Дело тут не  в механическом заимствовании: "Повесть  о Петре и Февронии" является  не переводом и не подражанием,  а вполне оригинальным произведением  русской литературы с особенностями  изображения реальной русской  жизни. Общность сюжетов вообще  характерна для средневековой  культуры разных стран и обусловлена  единством пути культурного развития. На определенной стадии возникли  сюжеты, которые соответствовали  общему уровню духовных, морально-этических  представлений средневекового общества.

    Развитие  художественного мышления приводило  к более глубокому проникновению  в человеческие чувства и характеры. Тема всепобеждающей любви как высокого человеческого чувства, преодолевающего  социальные преграды и наделенного  чудодейственной силой, появилась  в средневековье как предвестие освобождения духовной культуры от суровых  аскетических канонов религиозного восприятия действительности. В "Повести  о Петре и Февронии" и других аналогичных произведениях авторы еще пытались как бы "уложить" эту тему в рамки религиозного истолкования. От этого произведение получало, конечно, внутреннюю противоречивость. Характерно, что "Повесть о Петре  и Февронии" написана уже не в  выспренно-риторической манере, а очень  сдержанно. Внутренняя эмоциональность  сменила здесь внешнюю аффектацию, и в этом тоже заключается новое  важное явление литературного развития.

    "Повесть  о Меркурии Смоленском" продолжала  традиции героических повестей  о богатырях - героях борьбы  против монголо-татар. И в этой  повести переплетаются народно-эпические  мотивы (богатырь, один разбивший  полчища Батыя) с жанром религиозного  жития (блаженный праведник, действующий  по велению богородицы) в изображении  одного и того же героя повести  - Меркурия.

    Интересна попытка изобразить внутреннее перерождение человека в "Повести о Петре, царевиче ордынском". Эта попытка выдержана  еще в последовательно религиозном  плане: Петр изменился под влиянием воздействия на него христианского  учения, но стремление показать сложный  путь духовного развития человека было новым и важным явлением в русской  литературе XV в., начавшей преодолевать вековые традиции статичного изображения  людей, которые выглядели в литературе предшествующего времени либо крайне идеализированно, либо наделялись исключительно  отрицательными чертами.

    Идейный пафос общерусского единства, возникший  еще в до-монгольской Руси и  с особой силой проявившийся в "Слове  о полку Игореве", в новых  условиях XIII-XV вв. становится ведущим  и находит, в той или иной степени, отражение в литературных памятниках, как связанных непосредственно  с иноземным нашествием, так и  в цикле о Куликовской битве, в житиях и поучениях, в "Хожениях" и повестях. 

  1. АРХИТЕКТУРА

    Как и другим областям культуры, русскому зодчеству и живописи был нанесен  тяжелый удар монголо-татарским  нашествием. Однако, по мере того как  восстанавливалась жизнь в русских  землях, оживали и получали новое  развитие вековые художественные традиции. В области зодчества древние  традиции не прервались. Сохранился, например, белокаменный рельеф от церкви в Коломне, построенной в XV в. Это свидетельство  того, что имели место попытки  возродить традиционное искусство  резьбы по камню, хотя по качеству исполнения коломенский рельеф намного уступает владимиро-суздальским рельефам XII-XIII вв.

    В различных городах Руси в XIV-XV вв. возобновлялось каменное строительство, происходила реставрация старых памятников. Однако ни Суздаль, ни Ростов, ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни Рязань не стали ведущими центрами развития искусства в XIV-XV вв.; более того, произведения зодчества и живописи, созданные  там, характеризуются архаичными чертами.

    Ведущая роль в искусстве перешла к  другим центрам, и это вполне понятно: где был достигнут наиболее высокий  уровень экономического и политического  развития, там создавались и наиболее благоприятные условия для развития художественной культуры. Такими центрами были Тверь, Новгород, Псков, а со второй половины XIV в. наибольшее значение приобрела  Москва.

    Именно  Тверь была первым городом Северо-Восточной  Руси, где после нашествия снова  началось каменное строительство (главный  тверской храм Спаса-Преображения в 1285-1290 гг.). Тверской собор был построен в стиле установившейся во владимиро-суздальском  зодчестве традиции. Это был шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными  дверями, майоликовым полом. Но каменное строительство в Твери в XIV в. не было значительным: была построена  еще одна каменная церковь в 1323 г., а потом разгром Твери после  восстания 1327 г. надолго ослабил  ее, и лишь в конце XIV в. наступил новый  подъем строительной деятельности, продолжавшейся и в первой половине XV в. Сохранилась  построенная во второй четверти XV в. церковь Рождества Богородицы в  селе Городне на Волге - небольшой  четырехстолпный храм на высоком  подклете.

    Крупнейшим  центром развития искусства XIV-XV вв., имевшим не только русское, но и общеевропейское  значение, был Великий Новгород. XIV-XV вв. - время развития самостоятельности  Новгородской феодальной республики, экономического и политического  подъема Новгорода. Как известно, Новгород не подвергался разорительному нашествию монголо-татарских завоевателей, что создало более благоприятные  по сравнению с другими русскими городами условия для развития культуры, хотя и для Новгорода вторая половина XIII в. была тяжелым временем. Отразив  натиск врагов с Запада, в конце XIII в. Новгород вступил в полосу большого подъема. Это сразу же проявилось в возобновлении каменного строительства. Церковь Николы на Липне, построенная  в 1292 г., являлась как бы форпостом  на путях к Новгороду с юга.

    Надо  иметь в виду, что каменные церкви средневековья имели не только культовое  назначение. Они являлись также местом хранения товаров и имели особенно большое военно-оборонительное значение. Когда еще не было огнестрельного оружия, всякое каменное сооружение представляло собой серьезную крепость, поэтому  церковное строительство в средние века нельзя расценивать только как свидетельство распространения и утверждения влияния религии и церкви - сооружение каменных храмов отвечало и весьма реальным, земным потребностям. Древние церкви, сохранившиеся доныне, - это не столько религиозные памятники, сколько памятники строительного и художественного мастерства, драгоценные материальные свидетельства жизни общества далеких веков. Гибель и разрушение этих памятников - невосполнимая потеря для истории русской культуры.

Информация о работе Культура Руси 13-15 вв