Культура Руси 13-15 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. Скупые сообщения летописей об ужасах монголо-татарского нашествия пополнились теперь материалами археологических раскопок. Следы пожаров, останки людей, погибших в уличных боях и задавленных под обломками рухнувших зданий, массовые погребения многочисленных жертв в Старой Рязани, Киеве и других городах безмолвно свидетельствуют о страшной катастрофе, разразившейся над русскими землями. Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры. Многие десятки тысяч людей пали в борьбе с врагами, а из тех, кто остался в живых, многие были истреблены завоевателями или уведены в плен. Остатки населения разбежались по лесам, и долго еще после вторжения пустовали недавно многолюдные города и целые области. Только Новгородско-Псковская и Западнорусские земли не подверглись разорению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…….2
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………………………………………………6
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………………………. 7
ГРАМОТНОСТЬ И ПИСЬМЕННОСТЬ……………………………………………… 9
ЛЕТОПИСАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ……………….11
РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ И ЗАЧАТКИ
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ …………………………………..15
ЕРЕСИ…………………………………………………………………………………….17
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………...21
АРХИТЕКТУРА………………………………………………………………………… 27
ЖИВОПИСЬ ……………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………… ..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……………….36

Вложенные файлы: 1 файл

история Руси 13-15.docx

— 110.75 Кб (Скачать файл)

    Крупнейшим  памятником псковской живописи XIV в. являются фрески Снетогорского монастыря, весьма архаичные по манере исполнения. Вместе с тем в них ярко воплотились  своеобразные черты псковского искусства - изображаемые персонажи выглядят сильными и даже несколько грубоватыми, распределение цвета придает  им напряженный характер. Многие фигуры весьма динамичны, несмотря на прямолинейное, плоскостное их изображение.

    Московская  живопись первой половины XIV в. развивалась  еще в плане архаических традиций предшествующего времени. В середине XIV в. роспись московских соборов  была выполнена греческими (византийскими) и русскими мастерами. С 80-х гг., когда  утвердилось руководящее положение  Москвы в русских землях, начался  расцвет московского искусства. Следует отметить, что хотя по размаху  и разветвленности московская живопись не имела себе равных, но число уцелевших  московских росписей XIV - начала XV в. сравнительно невелико. Не лучше обстоит дело и с произведениями станковой  живописи - иконами XIV в. Многие из них  погибли во время Тохтамышева  разорения Москвы в 1382 г. Характерной  особенностью московской живописи было сочетание христианской мифологии  с местными народными художественными  традициями, восходившими к дохристианским культам. Отсюда преобладание чистых, ярких, нежных тонов в произведениях  московской живописи XIV в., как, например, в коломенской житийной иконе  Бориса и Глеба. Москва стала притягательным центром для лучших мастеров живописного  искусства. Приехал в Москву и  Феофан Грек, оставивший глубокий след в московском искусстве росписью церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора, Благовещенского собора. Феофан украсил стены терема князя Владимира  Андреевича видом Москвы; ему принадлежала также роспись дворца великого князя  Василия Дмитриевича. Эти работы до нас не дошли, кроме икон Благовещенского  собора. Феофан исполнил в нем "Деисус" - композицию из трех фигур: Христа и  молящих его о прощении человеческих грехов богородицы и Иоанна Предтечи. Фигуры "Деисуса" написаны Феофаном мягко и пластично, в духе спокойной сосредоточенности. Прекрасно сочетание цветов, делающее икону изумительно красивой. Мастерство Феофана Грека вызвало стремление московских живописцев подражать ему. Следы влияния Феофана отчетливо прослеживаются и в иконах, и в книжной миниатюре того времени. Большая икона "Преображение" начала XV в. впечатляет феофановской экспрессивностью и динамичностью.

    Помимо "феофановского" направления, в  московской живописи конца XIV - начала XV в. исследователи отмечают также  наличие ряда произведений, связанных  с византийской и южнославянской (сербской) художественными традициями. Подъем московского искусства подготовил творчество великого русского художника  Андрея Рублева.

    К сожалению, источники не сохранили  многого о жизни и работах  Андрея Рублева. Предположительно он родился  около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Андрей Рублев был иноком Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и  Прохором из Городца он расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал  над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. Рублев принимал участие в росписи  Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работал над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

    Наиболее  ранними из известных в настоящее  время работ Рублева считаются  фрески Успенского собора в Звенигороде (на алтарных столбах). В этой работе уже сказались характерные черты  рублевского стиля: сосредоточенность  и внутренняя умиротворенность изображенных персонажей, плавные линии рисунка, спокойные тона красок. Все это  очень не похоже на бурную, темпераментную живопись Феофана Грека. Андрей Рублев создавал свою художественную школу, следы  которой обнаружены и в росписях Рождественского собора Саввина-Сторожевского  монастыря. Иконы деисусного чина этого  собора, по мнению исследователей, принадлежат  самому Рублеву и поражают своей  мягкостью и глубокой человечностью, столь отличающимися от византийской суровости. В московском Благовещенском соборе Рублев написал несколько  икон, в большинстве плохо сохранившихся. Многофигурные композиции Рублева  отличаются точно найденным общим  ритмом движения, выражением душевной чистоты и ясности персонажей.

    Значительно лучше сохранились фрески Успенского собора во Владимире, в росписи которого Андрей Рублев принимал участие вместе с Даниилом Черным. Очень трудно выделить то, что сделал Рублев или  Даниил Черный. Возможно, художники  работали вместе, чем объясняется  своеобразная слитность во фресках  черт письма каждого художника. Одна из лучших фресок собора - "Шествие  праведников в рай". В ней  найдены новые выразительные  приемы, позволившие более динамично  и в то же время слитно показать движение праведников во главе с  апостолами Петром и Павлом в рай. Апостол Петр, идущий обычно впереди  шествия с ключами от рая, объединен  с идущими, что создает впечатление  объединения толпы, хотя каждая группа (апостолы, пророки, святители и т. д.) на фреске отчетливо выделена. Выразительно написана фигура апостола Павла, указующего путь в рай. Кроме этой фрески, Рублеву  приписывается и ряд других фресок собора. Они являются подлинными шедеврами  живописного мастерства. Лица, написанные Рублевым, полны мягкости и благородства, изображению придана удивительная грация, тона красок мягкие и спокойные. С Рублевым связаны также и  иконы из иконостаса Успенского собора, вероятно, задуманные самим Рублевым и выполненные в его манере учениками.

    Знаменитым  произведением Рублева, одним из самых выдающихся памятников мирового искусства, является икона "Троица", написанная для собора Троице-Сергиева монастыря. Эта икона является одной  из немногих достоверных работ Рублева. Вероятно икона была написана в 1425-1427 гг., когда для вновь отстроенного на месте деревянной церкви каменного храма были сделаны и другие иконы для нового иконостаса. Долгое время гениальное творение Рублева было практически сокрыто от людского взора под золотой ризой и слоями многочисленных поновлений, последнее из которых было сделано в конце XVIII в. В настоящее время икона полностью раскрыта, что позволило вскрыть ее идеи и художественные особенности. Сюжет иконы "Троица" основан на библейском рассказе о явлении старцу Аврааму и его супруге Саре в образе юношей трех ангелов, один из которых предсказал Саре рождение сына. Ангелы были олицетворением Троицы: бога-отца, бога-сына, святого духа. Обычно византийские и древнерусские художники в подробностях передавали эту легенду: три ангела, Авраам и Сара, слуга, закалывающий тельца, дом, дерево, скала. Рублев же внимание сосредоточил на главном - на выражении идеи единства и нерасторжимости трех лиц Троицы. Вся композиция, рисунок, колорит подчинены этой идее. В связи с этим художник сознательно исключил Авраама, Сару, слугу. Три ангела восседают у чаши с головой жертвенного тельца. Изображения ангелов привлекают внимание своим глубоким внутренним спокойствием и вместе с тем необычайной одухотворенностью. Все они погружены в себя, лица их задумчивы. В картине очень спокойный, но в то же время последовательный и четкий ритм кругового движения, которому подчинена вся композиция. Настроение бесконечности, безмолвия присущи не только ангелам, но и дереву, скале, дому. Краски чисты и гармоничны.

    Идея  мира и человеколюбия, готовности к  самопожертвованию, нравственного  подвига воплощена в символической  картине на церковный сюжет с  редкой художественной силой. Недаром "Троица" произвела такое большое  впечатление не только на современников, но и на потомков и породила огромное количество подражаний. Волнует зрителя "Троица" Рублева и сейчас, спустя пять с лишним столетий.

    Рублеву принадлежат и другие работы в  Троицком соборе. Среди них - изображения  архангела Гавриила и апостола Павла, замечательные по глубине психологической  характеристики и мастерству исполнения. В творчестве Андрея Рублева русское  искусство делало громадный и  очень важный шаг по пути становления  реалистического начала с индивидуальной свободой художественного творчества. В творчестве Рублева была преодолена суровая, аскетическая традиция византийского  искусства. Работы Рублева в подлинном  смысле слова гуманистичны, они раскрывают красоту и силу человеческой души, они проникнуты любовью к человеку. 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Определяя основное содержание и направление  историко-культурного процесса средневековой  России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила  своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную  среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства  творческих сил народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.

    Культура  народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая  по своему духу. А. М. Горький отмечал, что "наиболее глубокие и яркие, художественно  совершенные типы героев созданы  фольклором, устным творчеством трудового  народа" и что "фольклору совершенно чужд пессимизм, невзирая на тот факт, что творцы фольклора жили тяжело и мучительно - рабский труд их был  обессмыслен эксплуататорами, а  личная жизнь - бесправна и беззащитна". Беспредельная самоотверженная  любовь к родной земле, красота трудового  и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над  неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали себе дорогу не только в литературе средневековой России, но и в зодчестве, живописи.

    Развитие  русской культуры средневековья  отразило свойственные этой эпохе особенности  и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими  и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в -развитии производительных сил, господством  замкнутого натурального хозяйства, слабо  развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял темпы развития культуры, формирование местных традиций и  особенностей. На развитие русской  средневековой материальной и духовной культуры безусловное влияние оказало  монголо-татарское нашествие и  иго. Известно, что в условиях натурального хозяйства достаточно было "простых  случайностей, вроде вторжений варварских народов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производительными  силами и потребностями до необходимости  начинать всё сначала".

    Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла  определенную роль и в распространении  грамотности, и в развитии зодчества  и живописи. Но в то же время церковь  ревниво оберегала свои догматы  и враждебно относилась к новым  явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. Всю громадную  силу своей материальной мощи и духовного  влияния церковь направляла на полное и безоговорочное следование всей культуры узким рамкам религиозно-схоластического  мышления, сковывала стремление человеческого  ума к свободному творчеству. Отсюда становится понятным, почему духовная жизнь в то время протекала  в основном в рамках религиозно-богословской оболочки, почему борьба различных  по содержанию классовых тенденций  облекалась, как правило, в форму  религиозных разногласий и споров.

    Сковывающее влияние церкви прослеживается и  во взаимодействии русской культуры с культурами Запада и Востока. И  тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой  культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.

    Выдержавший столько тяжелых исторических испытаний  в средние века, народ создал прекрасную духовную и материальную культуру, воплотившую высокие качества богатейшего  своими творческими силами народа. Когда в новом периоде русской  истории, примерно с XVII в., стала формироваться  русская нация и затем наступила  пора блестящего расцвета ее культуры в XVIII-XIX столетиях, сокровищница культуры русского средневековья не раз служила  источником великолепных творений поэтов и художников, зодчих и композиторов. Культурные достижения русского средневековья  вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - часть  нашего национального богатства, славы  и величия нашего народа. 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Муравьёв  А. В., Сахаров А. М. Очерки истории  русской культуры IX-XVII вв. - М.: Просвещение,1984.
  2. Ермаков В. Т. Обсуждение проблем истории культуры//Вопросы истории.- 1977. - №8.
  3. История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. - М., 1979.
  4. Краснобаев Б. И. Некоторые проблемы становления истории культуры как научной дисциплины//История СССР. - 1979. - №6.
  5. История русского искусства/Под. общей ред. И. Э. Грабаря.- М., 1960.
  6. Межуев В. М. Культура и история. - М., 1977.
  7. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
  8. Райнов Т. И. Наука в России XI-XVII вв. М.-Л., 1940.
  9. Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в Х - XVII вв. М., 1976.
  10. История русского искусства. М., 1954.

Информация о работе Культура Руси 13-15 вв