Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:29, курс лекций
Лекция 1. Историческая мысль на пороге Нового времени. Гуманистическая историография
историография новая история
В XV-XVI вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда.
Лекции 3-4. Исторические воззрения просветителей (XVIII в.)
1.Общие черты
В XVIII в. происходили перемены в социально-экономической и политической жизни. Буржуазные революции в Северной Америке и Франции. Начало промышленного переворота в Англии. Потребности капитализма обусловили открытия в естественных науках - механике, химии, биологии. В науках об обществе - классическая политэкономия (А. Смит). XVIII век - век философии.
Идеи, свободы, равенства, общественного прогресса становятся ведущими в системе ценностей. Двигателем прогресса признаются просвещенный разум и здравый смысл, противостоящие слепой вере и предрассудкам. Острая критика сословного неравенства, абсолютистского произвола, католической церкви. Так сложилось широкое идейно-интеллектуальное и культурное движение - Просвещение.
Теории просветителей опирались на концепцию естественного права и общественного договора. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм - механической конструкции. Отсюда представление о возможности вывести вечные законы общественного развития. Общество следовало преобразовать по законам разума, в соответствии с естественными правами человека. Многие мыслители возлагали надежды на просвещенных монархов, которые были бы в состоянии реализовать их идеи на практике - концепция просвещенного абсолютизма (переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II). Родина Просвещения - Англия, но ее духовный центр Франция. Издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Для просветителей характерен живой интерес к истории, в которой они видели школу политического опыта и морали. Стремление показать единство человеческого разума объясняет попытки просветителей написать историю человечества (труды по всемирной истории Вольтера, И.Г. Гердера). Такой подход сосуществовал с интересом К истории отдельных стран и народов. Большинству просветителей был свойствен исторический оптимизм. Теория прогресса в истории (Вольтер, Гердер, Ж. Тюрго, Ж. Кондорсе). Широкое распространение понятий «культура» и «цивилизация», под которыми понимались улучшение условий жизни, выработка справедливых законов, смягчение некогда грубых нравов, усовершенствование вкусов и манер.. Преобладание европоцентристского подхода.
. Исторические взгляды английских, французских, немецких просветителей
Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории» (1735).
Отстаивал идею истории как науки в противоположность развлекательной истории.
Интерес к истории - одно из проявлений человеческой природы - диктуется жизненными потребностями и интересами человека;
История должна решать не частные профессионально ограниченные задачи, а философские проблемы, затрагивающие животрепещущие проблемы человечества;
История как бы расчленена на ряд периодов-циклов. Начало каждого из них обусловлено фундаментальными причинами.
Английский философ Д. Юм - автор восьмитомного труда «История Англии от вторжения Ю Цезаря до революции 1688 г.» (1752-1762). В центре внимания политическая история, но - в духе Просвещения - уделяет внимание религии, нравам, культуре, общественной мысли. В основу периодизации положены правления династий и монархов. Яркий язык, аргументированное изложение. Более столетия оставался для англичан главным источником знаний по национальной истории.
Не меньшее влияние на общество оказали труды Э Гиббона и в особенности «История упадка и гибели Римской империи» (!776-1788). Движим размышлениями о судьбе Британской империи (отпадение североамериканских колоний).
Задачу историка Гиббон видел в том, чтобы раскрыть значение конкретных исторических фактов. Он излагает исторический материал в проблемно-исторической последовательности, но блестящим литературным языком. Причины распада Западной и Восточной Римской империй:
расширявшийся объем завоеваний;
нарушение равновесия между тремя ветвями власти, сложившегося в эпоху Республики. Оно привело к установлению «дикой демократии», цезаристской диктатуры, а затем к деспотизму восточного образца.
Христианство как фактор, ускоривший гибель Римской империи: исчезновение воинского духа, возобладание духа пассивности, смирения, непротивления, одновременно рост нетерпимости, фанатичное преследование «еретиков». Средние века - «кровавое и преступное безумие», насаждаемое церковью и монастырскими орденами.
Французские историки-просветители. Интерес к истории средних веков, в частности, к вопросу о происхождении социально-политических учреждений Франции и французской нации. Полемика между графом А. де Буленвилье и аббатом Ж.Б. Дюбо (первая треть XVIII в.). Булевилье, выразитель настроений и интересов аристократии, отстаивал тезис о том, что происхождение французского общества и государства есть результат германского (франкского) завоевания Галлии. Завоеватели составили основу дворянского сословия, а покоренные гало-римляне - подданными, простонародьем (впоследствии - третьим сословием). «Право победителя», воплощенное в крови дворянской «расы», передавалось последующим поколениям. Короли изначально избирались аристократами, были лишь первыми среди равных.
Ж.Б. Дюбо противопоставил германистской версии романистскую теорию. Произошло не завоевание Галлии, а постепенное органическое слияние исконного населения Галлии и пришельцев-франков. На этой основе происходило формирование французской нации. Дворянские привилегии - выдумка, результат узурпации прав народа. Эти теории отражали столкновение дворянства и третьего сословия в экономической сфере и общественно-политической жизни. Просветители признавали факт франкского завоевания, но отвергали сословно-тенденциозные выводы Буленвилье.
Ш. Монтескье из знатной семьи провинциального дворянства мантии. Сторонник конституционной монархии на основе разделения и равновесия ветвей власти в качестве гарантии индивидуальных свобод. При объяснении различий исторических судеб народов и стран обращался к конкретной истории человеческих обществ, применяя сравнительный метод. В сочинении «О духе законов» (1748) он трактовал исторические законы как «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Историческое развитие в конечном итоге детерминировано природно-географическим фактором: «От различия в потребностях, порождаемых различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов».
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) из семьи казначея счетной палаты. Сторонник конституционной монархии. Автор концепции просвещенного абсолютизма. Ввел в науку понятие «философия истории»: задача историка не только собирать и описывать, но и объяснять, как каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего. Автор большого числа исторических трудов: «Век Людовика XIV», «История Карла XII», «История России в царствование Петра Великого», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756), статьи «История» в «Энциклопедии». Призывал писать историю не королей, а людей, изучая дух, нравы, обычаи народов. «Три вещи непрестанно влияют на склад и характер людей - климат, государственное управление и религия». Расширил предмет истории: не только политическая история, но и история ремесла, торговли, мореплавания, народонаселения, социальных групп. Раздвинул географические рамки исторической науки, преодолев европоцентризм и обратившись к истории азиатских народов(халдеев, индусов, китайцев и др.), культурными достижениями которых пользуются европейцы. Сторонник теории прогресса в истории: «Нетрудно заметить, как сильно изменились почти на всей земле нравы со времени нашествия варваров до наших дней». Носитель прогресса - образованная часть общества. Народные низы (чернь) «не должны рассуждать, не должны идти самостоятельным путем». Критерий отбора источников: достойны доверия те «памятники», которые вышли из-под пера просвещенных современников. Отношение к Средневековью в целом негативное: это время «нелепейших, грубейших суеверий».
Ж.Ж. Руссо - сын швейцарского часовщика, идеолог эгалитаризма. Философско-исторические взгляды изложены в сочинениях «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др.
Отталкиваясь от концепции естественного права и общественного договора, считал, что в первобытную эпоху царили равенство, свобода. Люди, занимаясь охотой и собирательством, «жили свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми. В дальнейшем рост населения делал все более трудным удовлетворение насущных потребностей и стимулировал развитие способностей. Люди научились изготавливать железные орудия труда и обрабатывать землю «Железо и хлеб… цивилизовали людей и погубили человеческий род». Возникла частная собственность, и исчезло первобытное равенство. Богатые члены общества хитростью навязали всем другим соглашение и создали государство. С того времени история человечества - это процесс упадка. Временный прогресс возможен при условии перераспределения собственности и установления республиканских порядков. В этой связи обосновал закономерность восстания против деспотического правления. Итак, Руссо раскрыл материальную основу цивилизационного прогресса, но одновременно указал на его противоречивость.
Ж. Тюрго, экономист-физиократ, государственный деятель, изложил свою концепцию прогресса в истории в сочинении «Рассуждения о всемирной истории» (1750). Человечество медленными шагами движется ко все большему совершенству, «переживая попеременно спокойствие и волнения…» Считая средневековье периодом глубокого упадка, он тем не менее выделял и в истории средних веков тенденцию прогрессивного развития, которая просматривается в технических изобретениях. Рост городов и укрепление королевской власти подготавливали успехи человеческого духа, которыми отмечено Новое время.
Идеи Тюрго оказали влияние на историческую концепцию Ж. Кондорсе.
Известный математик, философ, энциклопедист, участник Французской революции, Кондорсе в 1793-1794 гг. написал труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Определяющими критериями прогресса в истории выступают развитие разума, научных знаний и успехи в достижении свободы. Эти критерии положены в основу периодизации всемирной истории, в которой Кондорсе выделил 9 эпох.
Первые пять эпох охватываю восходящую линию развития человечества от первобытного строя до античности. Шестая эпоха (V-XI вв.) характеризуется глубоким упадком, однако в городах существовали начатки просвещения, что предвещало в будущем возрождение. В седьмую эпоху (XI- середина XV вв.) делаются важные открытия, важнейшее из которых - изобретение книгопечатания. Начинают расшатываться суеверия, в Италии, Швейцарии, Англии появляются ростки свободы. Восьмая эпоха (середина XV - середина XVII в.) отмечена ускорением прогресса, успехами наук и философии. «Разум окончательно разбивает свои цепи» в девятую эпоху («от Декарта до образования Французской республики»). В эту эпоху «люди дошли, наконец, до понимания истинных прав человека». В этих условиях, считал Кондорсе, революции в Северной Америке и во Франции были неминуемы. Кондорсе был убежден в том, что история открывает возможность предвидения. Основываясь на этой идее, он писал о десятой эпохе - о «будущем прогрессе человеческого разума» во всем мире.
Выдающийся деятель немецкого просвещения И.Г. Гердер, ученик Канта, глава Веймарского духовного ведомства, в сочинении «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) рассматривал историю человечества как продолжение истории природы. У него в отличие от французских просветителей прогресс развивается не плавно, непрерывно (линейная концепция), а скачкообразно. Критерий прогресса - распространение идеи гуманности. С Гердером связано понимание культуры как способа жизни общества. Как период в истории - необходимый этап в развитии культуры. Тем самым Гердер преодолел отрицательное отношение большинства просветителей к средневековью. Считал родиной человечества Азию, откуда земледелие, скотоводство и общественные отношения распространились на европейские народы. Связующим звеном между прошлой историей и будущим называл германскую культуру. Вместе с тем был принципиальным противником европоцентризма и шовинизма, видя в этом проявление варварства. Предвосхищая деятельность романтиков, Гердер много внимания уделял изучению народных песен и легенд - «архива народной жизни». Он полагал, что Библия - такой же продукт народного творчества, как и древнегреческие эпические поэмы. Поэтому и ее следует изучать, применяя научные методы.
Лекции 4-7. Историческая наука Запада в первой половине XIX в.
1.Романтическая историография
Французская революция конца XVIII в. имела общеевропейское значение. На континенте в первой половине XIX в. существовали условия для новых буржуазных революций и реформ. Промышленная революция, начавшись в Англии, распространилась на континенте. Изменялась социальная структура общества, формировались классы промышленной буржуазии и пролетариата. Происходило становление идеологических течений: либерализма (он преобладал), консерватизма, радикализма, социализма. Идея развития, которому подчинено все - от техники до человека - охватывала все слои общества.
Французская революция конца XVIII в. как переломное событие Нового времени была в центре общественно-политических споров. Оправдался прогноз просветителей о смене сословного строя и абсолютистского государства обществом гражданского равенства и конституционной монархией или республикой. Но их вера в скорое наступление царства разума и свободы оказалась утопией, и это основательно пошатнуло линейную теорию прогресса. Объяснение истории посредством концепции естественного права и общественного договора оказалось недостаточно убедительным. Во Французской революции и последующих событиях столкнулись не только рациональные идеи, но и страсти, корыстные интересы, предрассудки. Остро встал вопрос об историческом значении борьбы не только идей, но и (как показал опыт революции) социальных групп. Разворачивавшийся промышленный переворот актуализировал вопрос о роли экономики в развитии общества.
Информация о работе Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"