Люди позднего Боспора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:20, дипломная работа

Краткое описание

Истинное открытие позднеантичного периода истории Северного Причерноморья и Боспора в основном начинается только сейчас. Это обусловлено тем, что находки конца III – VI вв. науке известны довольно давно, но ранее исследователи не уделяли им должного и давно заслуженного внимания. Неоцененным выглядит своеобразие фрагмента античной (антично-варварской) культуры на рубеже античной эпохи и раннего средневековья. Совсем недавно элементы поздней античности в Северном Причерноморье выглядели размытыми, сейчас же все четче проступают контуры, отражающие основные моменты этого «темного» периода. Этот регион называют «обществом на перекрестке» времени и пространства, так как множество тенденций здесь переплелось и срослось друг с другом. При этом фундамент цивилизации в это время продолжал оставаться традиционно античным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОЗДНЕБОСПОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ………14
§ 1. Органы государственного управления……………………………...14
§ 2. Этноконфессиональная ситуация…………………………………...19
§ 3. Специфика форм общественной жизни…………………………….24
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ЖИТЕЛЕЙ ПОЗДНЕГО
БОСПОРА……………………………………………………..29
§ 1. Правители и знать позднего Боспора……………………………….29
§ 2. Духовенство позднего Боспора……………………………………...46
§ 3. Военачальники позднего Боспора…………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Кузнецов В..doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

Таким образом, процесс  варваризации Боспора в III – IV вв. был не завершенным. Античный мир на Боспоре в целом достаточно терпимо относился к варварам. Боспорские власти враждебно относились только к вооруженным набегам варваров на свои территории. И не препятствовали мирным варварским поселениям70. Ни одна этническая группа на Боспоре не проявляла сепаратизма. Территориальный принцип здесь преобладал над этническим.

Варваризация греков, была неизбежна как эллинизация варваров71. Организация боспорской территории, воздействие античной по своей природе, боспорской культуры привели к тому, что волны варварских переселений не захлестнули Боспор, а соединили греков и варваров в одну культурную общность. Мощный греческий базис победил в борьбе различных этнокультурных сил.

В III в. готский разгром заметно сократил сферу боспорского влияния на окрестности72. А гуннское влияние заметно возросло с вхождением Боспора в сферу интересов гуннской державы. Происходит неизбежный отход от классических форм греческого языка, при этом письменность продолжает выполнять свои функции даже в «темные» времена V в.73.

Греко-иранский синтез веками происходивший в Северном Причерноморье, привел к появлению оригинальной, смешанной культуры.

Классические греческие  культы  на Боспоре к III в. носили сугубо официальный характер. Царская власть поддерживала их и заботилась об особо почитаемых святилищах. Можно говорить о том, что власть проводила особую конфессиональную политику. Старые божества должны были сплотить боспорян вокруг правящей династии и подчеркнуть эллинское происхождение населения. Ослабление значения традиционных божеств проявилось в отсутствии терракотовых статуэток74. Более широко были распространены изображения боспорских синкретических божеств, давно здесь существующих.

В III – IV вв. главным культом Боспора был культ женского верховного женского божества, чаще всего выступающего под именем  Афродиты Урании75. Важнейшим в конфессиональной политике государства был официальный царский культ. Еще в IV в. царский культ поддерживался. С конца III в. сокращаются упоминания культа римских императоров. Также в III в. почиталось множество частных культов. Отмечается влияние египетских божеств76. К III в. на Боспор проникают гностические культы.

К концу III –началу IV вв. традиционные античные и восточные культы начинают приходить в упадок и исчезать.

Монотеистический культ Бога Высочайшего появляется на Боспоре в I в.  А уже к началу IV в. выходит на первый план. При этом  оживляются традиционные варварские верования77. Интересна роль фиасов и синодов – союза почитателей культа Бога Высочайшего – в политической системе Боспора. Фиасы и синоды создавались исключительно как частные организации и существовали в таком виде вплоть до VI в. включительно. Фиасы занимали важное место в жизни общества, но при этом не вмешивались в его политическую организацию. Предложено считать синоды культовыми объединениями, а фиасы – профессиональными корпорациями под покровительством божеств78. В этих организациях состояла почти вся боспорская знать и большой процент населения. Эти союзы имели свои локальные особенности, находясь в разных городах79.

Культ Бога Высочайшего, отвечал в первую очередь интересам  двора, но не горожан и во многом, поэтому так и не стал официальным.

С началом н. э. на Боспор проникают иудеи. По мнению многих специалистов, иудаизм оказал сильное влияние на продвижение культа Бога Высочайшего. Последней причиной распространения иудаизма на Боспоре являлась манумиссорская деятельность последователей данной религии80. Отличительной чертой боспорских евреев был переход на греческий язык81. Особенно много в III – IV вв. иудеев было в Фанагории, где к их числу относились и прозелиты из местных варварских племен82. В III в. появляется иудейская община в Пантикапее.

Государство не противилось  существованию христианской общины, но судя по всему, не разрешало строить  церкви. В IV в. на Боспоре неизвестно ни одной христианской культовой постройки83.

Можно говорить о том, что распространение христианства происходило мирным путем. В начале IV в. на Боспоре уже существовала собственная епископальная организация84. Церковь на Боспоре выступала хранителем греческого языка. При церкви существовали школы.

Нельзя говорить о  ясности взаимоотношений церкви и государства. Неизвестна динамика этих отношений в IV – V вв.. и существовал ли какой бы то ни было политический акт провозглашающий христианство в Боспорском государстве. Можно предположить, что до прихода гуннов церковь так и не получила государственного признания.

В IV в. в Таврике существовали Боспорская, Херсонская и Готская епархии, позднее добавляются также Сурожская и Фульская85. Как и Скифская, эти епархии до Халкидонского собора 451 г. сохраняли автокефальность. Изначально, Боспорская епархия в церковном отношении объединяла весь Боспор. На азиатской стороне Боспора существовали четыре епархии с центрами в Фанагории, Метрахе, Зихополисе и Никопсисе. Зихский епископ Дамиан оставил подпись под определениями 526 года86.

На Боспоре епархия  была совокупностью верующих под руководством епископа. В плане организации, Боспорская епархия включалась в состав Понтийского округа Кесаре-Капподокийского патриаршества87.

Глава епархии епископ  – третья, высшая ступень церковной  иерархии, совмещая в себе всю полноту апостольской власти. Епархия не вела открытой борьбы с государством, но каждый епископ путем скрытой работы глубоко укоренял собственный авторитет. Со временем власть епископов обрастает целым набором бюрократических функций88.

При фиксированном числе прихожан, весь приход (паройкия) мог собраться в месте общественного богослужения. Епископ мог быть предстоятелем только в кафедральном храме. Диаконы руководили филиальными церквями89. Устройство филиальной церкви на Боспоре представлено в виде христианского комплекса на Ильичевском городище90.

Низшими служащими клира  были чтецы, эксорцисты, иподиаконы, аколуфы, и др91.

Вхождение Боспора в  состав Византийской империи создало  все условия для полной христианизации Крыма. Разворачивается широкое строительство храмов. А позднее Боспор становится одним из центров распространения монашества.

Таким образом, основы общественной жизни, заложенные церковью, были прочными и сохранялись многие столетия в  самых тяжелых условиях.

 

 

 

 

§ 3. Специфика форм общественной жизни

 

Готские походы не оказали существенных изменений в жизни боспорского населения. Ослабление Боспора не было скоротечным процессом, и растянулось более чем на два столетия92. Наиболее полно традиционный уклад общественной жизни был представлен в городах. В IV – V вв. Пантикапей остается ремесленной и торговой столицей93. Городская жизнь здесь ярко представлена индустрией полихромной инкрустацией. Импортные товары (сосуды, ткани, оружие и украшения) являются свидетельством торговых связей Боспорского государства. Была ли торговля и ремесленное производство в частных руках или существовали под государственным контролем неизвестно. Судя по всему,  государство оставляло за собой контроль над ключевыми отраслями. Во внешней торговле с империей ведущая роль принадлежала не Боспору, а константинопольским торговцам94.

Кроме ремесла и торговли, которые вскоре выделились в корпорации, население столицы в основном занималось натуральным хозяйством. Где рыбная ловля и земледелие занимали важнейшее место. Некоторые жители города скорее всего занимались заготовкой топлива. Боспор в то время не испытывал недостатка в лесе и был обеспечен топливом в холодные зимы95.

Помимо развития корпорации златокузнецов в конце IV – начале V вв., расцветает гончарное производство, которое придерживалось позднеантичной традиции96. В VI в. появляются новые сосуды для вина. Их производство было весьма трудоемким процессом для семейных мастерских и поэтому, скорее всего, сохранялись и крупные мастерские. Резко сокращается выпуск черепицы, она зачастую используется вторично.

Схожий образ жизни  вели и другие жители боспорских городов. Как правило, ремесло преобладало в более крупных городах, а сельское хозяйство в небольших поселениях. Например, в Фанагории был открыт целый район керамических печей III – V вв. Можно предположить, что такое крупное производство находилось под государственным контролем.

Заметен упадок каменотесного  дела. Большинство населения самостоятельно строило себе дома, горожане так же занимались строительством и укреплением городских стен. В этот период заметно сокращается количество надгробий. При этом продолжалось строительство склепов, без огрубления. Об относительности упадка каменотесного производства, говорит находка в Китее «мастерской каменотеса» V в. Плиты были превосходно обработаны, с ровными пропилами.

В IV – V вв. на Боспоре активно продолжает развиваться стеклоделие. Были открыты крупные мастерские в Гермонассе и Ильичевском городище97. Там было сосредоточено производство оконного стекла и посуды. Судя по некоторым элементам сирийской традиции, можно предположить, что в боспорских мастерских время от времени работали сирийские мастера. По материалам Ильичевского городища можно заметить, что не только окна базилик имели остекление, но и также окна казарм имели застекленные прямоугольным или круглым стеклом окна98. Оконное остекление это явный признак общественного здания. Ильичевская мастерская имеет площадь около 140 кв. м., а это приблизительно 5% от общей площади крепости. Это указывает на то, что мастерская была важнейшим звеном крепости. Скорее всего, таких мастерских на Боспоре было достаточно много, а рынком сбыта служила местная округа. Об ограниченных торговых связях говорит наличие здесь импортного сирийского стекла99.

Отсутствие клейм и  определенных стандартов ремесленной продукции, говорит об увеличении в IV в. мелких семейных мастерских. А большое их количество указывает на местный характер производства100.

К IV в. земледельцы снова начинают составлять большинство городского населения. В связи с этим, начинается постепенный упадок городской культуры. Поэтому начинает стираться грань между городом и деревней, особенно это заметно в течении V в., при этом не исчезает полностью101.

В IV – V вв. среди промыслов преобладает рыбный. Им занимались как отдельные семьи, так и объединения семей. Существовали также артели с наемными рыбаками. Тесно связанна с рыбным промыслом, была добыча соли.

Сельское население  проживало в основном в не укрепленных деревнях или в группах изолированных домов. Существовали и отдельные поместья102.

Можно предположить, что  большинство населения позднего Боспора не испытывала прямого воздействия  со стороны властей. Можно говорить о том, что напрямую зависели от государства  царский двор и обслуга, военные  колонисты и работники на царских  землях. Остальные боспоряне лишь косвенно ощущали на себе воздействие государственной власти.

Основной функцией боспорского  государства была организация обороны103.  Внешняя политика продолжала оставаться исключительной привилегией государства. Внутри страны одной из основных задач был сбор налогов. В III в. существовала развитая система сбора налогов, которыми облагались также и представители боспорской элиты (КБН 1050). Позднее, с сокращением госаппарата, сокращалось и число налогоплательщиков. Можно говорить о том, что в IV в. среди представителей знати было распространено обладание «налоговым иммунитетом». В целом налогообложение было нетипичным явлением в античном мире104. Важнейшими среди косвенных налогов были торговые пошлины (КБН 1134). В V в. налоговая система заметно варваризировалась, приобретя некоторые черты «полюдья».

Человек в античном мире был включен в две системы  связей: с государством и в систему микросообщностей. Под социальным микросообществом здесь можно понимать местную общину, на которую могла опираться семья или отдельный человек. Постоянно взаимодействовали друг с другом две формы организации социальной жизни. Первая это государственная политика в области собственного функционирования и обеспечения нужд всего государства. Вторая это жизнь простого населения, несвязанного с действиями публичной власти. Ярким примером микросообществ могут быть упоминаемые ранее синоды и фиасы. Внутри которых человек мог общаться с людьми не равными ему по социальному положению. Такое взаимодействие поддерживало контакты государства с повседневной жизнью людей.

Можно сделать вывод  о том, что на Боспоре в эпоху поздней античности продолжали существовать сложные формы организации жизни общества.

Глава 2. Отдельные  персоналии жителей позднего Боспора

 

§ 1. Правители и знать позднего Боспора

 

Процесс формирования государственного аппарата на Боспоре в целом завершается  в первые века нашей эры105. Помимо появления широкого спектра всевозможных должностей, можно зафиксировать появление и отдельных знатных родов, представители которых наследуют важнейшие посты в государственном аппарате Боспора106. В последствие эта знать будет продолжать формирование государственного аппарата и позднее. Влияние знатных родов со временем будет только возрастать107.

Устройство двора имело  черты восточных и греко-восточных монархий. Его значение в государстве, основные придворные должности и система дворцовой службы (militia palatine), успевшая сформироваться в более раннее время, продолжала сохраняться и впоследствии. Главой дворцовой службы был управляющий царским двором. Столь почетная должность нередко совмещалась с должностью жреца или главой синода. Так же, можно выделить такие должности как: хранитель дворцовой казны, царский постельник, управляющий конюшней и ряд других108.

Но одной из наиболее важных должностей на Боспоре можно считать должность «наместника царства» (греч. ο επι της βασιλειας, специалисты по-разному определяют его функции). Как правило, эту должность не принято привязывать к определенной территории, а рассматривать как высший пост в государстве. Например, везир или первый министр. Эта должность позволяла возглавлять фиасы в других городах (КБН 1134). «Наместником» могли быть сразу несколько человек на разных территориях. Согласно гипотезе А.И. Болтуновой, «наместник» - это управляющий «царской землей», то есть территорией под юрисдикцией царя109. При этом существует гипотеза согласно которой «наместник царства» равен по уровню трибуну или хилиарху110. Что не совсем точно, так как должность «наместника» носит не только военный характер.

Информация о работе Люди позднего Боспора