Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:20, дипломная работа
Истинное открытие позднеантичного периода истории Северного Причерноморья и Боспора в основном начинается только сейчас. Это обусловлено тем, что находки конца III – VI вв. науке известны довольно давно, но ранее исследователи не уделяли им должного и давно заслуженного внимания. Неоцененным выглядит своеобразие фрагмента античной (антично-варварской) культуры на рубеже античной эпохи и раннего средневековья. Совсем недавно элементы поздней античности в Северном Причерноморье выглядели размытыми, сейчас же все четче проступают контуры, отражающие основные моменты этого «темного» периода. Этот регион называют «обществом на перекрестке» времени и пространства, так как множество тенденций здесь переплелось и срослось друг с другом. При этом фундамент цивилизации в это время продолжал оставаться традиционно античным.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОЗДНЕБОСПОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ………14
§ 1. Органы государственного управления……………………………...14
§ 2. Этноконфессиональная ситуация…………………………………...19
§ 3. Специфика форм общественной жизни…………………………….24
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ ЖИТЕЛЕЙ ПОЗДНЕГО
БОСПОРА……………………………………………………..29
§ 1. Правители и знать позднего Боспора……………………………….29
§ 2. Духовенство позднего Боспора……………………………………...46
§ 3. Военачальники позднего Боспора…………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Важнейшую роль в организации школы готов-миссионеров сыграл Промот, полководец Феодосия I179. Большое внимание Промоту уделяет последний языческий греческий историк Зосим. В «Новой истории» Зосима Промот воюет с варварами в 368 г. – IV.35.1; назначается начальником конницы – IV.45.2; участвует в военной компании 391 г. против варваров – IV.49.3; ответственный за военные операции против варваров – IV.50.1; недоволен примирением с Руфином – IV.51.1; и отстранен от двора – IV.51.2; убит варварами в засаде – IV.51.3. Известно так же об имении Промота, которое располагалось на европейской стороне Константинополя, имение его врага Руфина – на азиатской180. Из этого можно сделать вывод, что Промот преследовал политические цели в организации школы готов-миссионеров. В борьбе с Руфином он оказывался на стороне Иоанна Златоуста. А имение Промота стала местом пребывания готов-миссионеров. После Иоанна Златоуста с должности архиепископа Константинопольского, он понимает, что готской церкви грозит опасность и ей придется признать его смещение. По пути в ссылку он пишет послание (Epist. Ad Var. 194) «К готским монахам имения Промота».
Вышесказанное дает основание полагать, что в Константинополе пристально следили за готами-христианами в том числе и на Боспоре. Которые обязательно должны были иметь своего пастыря181. А Унила легко мог быть епископом на периферии империи.
§ 3. Военачальники на позднем Боспоре
Грод (Гордас) (Γορδας). Вождь утигуров, филарх, христианин. Убит восставшими сородичами в 528 г. (Malala,430; Theoph.,175). Имя гуннское.
В начале VI в. активизируется политика Византии на Боспоре и в связи с этим регион попадает во внимание письменных источников. Византийское правительство поддерживая свои интересы на Крымском полуострове, не могло спокойно относится к гуннам в степях Крыма182.
Подъем в экономике при Анастасии (491- 518 гг.) а затем и реставрационная политика Юстиниана спровоцировали изменения во внешней политике Византии. Духовенство Византии всячески поддерживала идеи реставрации империи, провозглашая тем самым единство христианской ойкумены. Усиление присутствия Византии и политику аннексии на Крымском полуострове и на Кавказе относят к 30-м гг. VI в.183 При Юстине (518-527 гг. ) «боспориты отдали себя под власть императора» (Procop. Bello Pers., I.12, 8). Юстин отправляет в Боспор племянника прежнего императора Анастасия патрикия Проба, чтобы уговорить утигуров прийти на помощь иверам в борьбе против персов. В связи с внутренней борьбой варвары не пришли на помощь, но на Боспоре высадились византийские войска, которые поставили страну под контроль империи (523 г.)184. С приходом войск империи была активно развернута деятельность миссионеров. Например, миссия епископа Кардоста посланного в 515 г. к гуннам Предкавказья185. По мнению М.И. Артамонова именно Кардост склонил Грода принять христианство186.
Скорее всего, под влиянием миссионеров, Грод (Гордас) филарх и вождь утигуров, решил принять христианство и с этой целью отправился в Константинополь. После таинства крещения, при котором восприемником гунна выступил лично император, Грод получил пышный имперский титул и был отправлен на Боспор «блюсти интересы империи» (Malala, 430; Theopan., 175).
Принявшие по примеру Грода христианство утигуры переплавили свои языческие идолы на золотые и серебряные монеты187. Проводя политику насаждения христианства среди гуннского населения, Грод пал жертвой гуннского мятежа организованного гуннскими жрецами. Повторив судьбу скифского царя Скила, Грод был убит, а новым вождем утигуров близ Боспора становится его брат Мугель (Муагерий). После чего византийский отряд был разбит, а многие города Боспора подверглись погромам (Тиритака, Зенонов Херсонес и многие другие преимущественно на европейской стороне). Эти события привели к восстановлению, хотя и временному, гуннского господства на Боспоре188.
Переправившись с Тамани на Керченский полуостров и достигнув г. Боспор (Пантикапей), утигуры уничтожили имперский гарнизон. В ходе этих событий погиб трибун Далматий (Malala,432).
К этому периоду относится надпись, с упоминанием императора Юстиниана найденная на Боспоре189.
После разгрома имперского гарнизона, значительность военных сил посылаемых на Боспор, во многом была обусловлена, не столько опасностью от гуннов, противников Грода, сколько поддержкой авторитета приобретенной власти перед населением190.
Вскоре Юстиниан, высадив на Боспоре войска, аннексировал его (Malala,433). Были отправлены из столицы и Одесосса (Западный Понт) готские полки под командованием комеса Понта Эвксинского Иоанна и византийских командиров Бадуария и Годилы. Гунны, не удерживая за собой Боспор, отошли на восток. Юстиниан осуществил первое в истории Боспора завоевание со стороны империи. «И стал жить в мире Боспор под управлением римлян» (Malala,433).
Прокопий упоминает последние достижения Юстиниана в речи армянских послов к персидскому шаху: «Разве не послал он своих военачальников к жителям Боспора и не подчинил своей власти город, совершенно ему не принадлежавший?» (Bello Pers. II.3, 40). Иоанн Малала пишет о том, в первой половине VI в. гунны, жившие в районе Боспора, приняли христианство, что явилось непосредственным продолжением византийской аннексии Боспора (Malala,481).
Таким образом византийские владения в Крыму простирались от Херсона до Боспора. Само присоединение Боспора было важным этапом внешней политики Юстиниана.
В новых владениях Юстиниан проводит активную строительную программу (Procop. De aedif., III.7). Отстраивается город Боспор: «Города Боспор и Херсон… находятся на краю пределов римской державы. Застав их стены в совершенно разрушенном состоянии, [Юстиниан] сделал их замечательно красивыми и крепкими. Особенно он укрепил стенами Боспор. С давних времен этот город стал варварским и находился под властью гуннов. Император вернул его под власть римлян» (Procop. De aedif., III.7).
Эталоном византийской крепости принято считать Ильичевское городище191.
Таким образом, первый византийский период, продолжавшийся на Боспоре немногим более 40 лет, закончился сокрушительным нашествием тюркютов, нанесших серьезные разрушения боспорским городам192.
Из этого можно сделать вывод, что вождь гуннов и христианский мученик Грод, погиб в борьбе за дело, победившее после его гибели.
Расположенное в основании косы Чушка, Ильичевское городище смогло уцелеть в войнах V – первой половины VI в. Раскопки на городище ведутся с 1964 г. Крепость с сырцово-кирпичными оборонительными стенами была основой городища. На пилонах у башен скорее всего должны были находиться метательные орудия типа катапульт193. На данный момент раскопана большая часть крепости и часть округи. В восточной и западной части крепости располагались солдатские казармы194.
Можно говорить о том, что поселение с южной стороны крепости существовало со II-III вв. по VI в. Приблизительно в V-VI вв. здесь существовал крупный хозяйственный комплекс. То, что такие комплексы характерны именно для городов европейской части, дает основание считать этот комплекс уникальным. Городище несколько раз было разрушено и восстанавливалось на протяжении IV – VI вв. Первое разрушение, в середине V в. связывают с приходом утигуров, второе разрушение, во второй половине VI в. относят к тюркютам195.
Предметы вооружения из Ильичевского городища дают представление о воине-всаднике V-VI вв., который имел при себе лук со стрелами, меч или кинжал, копье, шлем. Не редкой на Ильичесвком городище является христианская символика, которая наиболее часто встречается на краснолаковой керамике196. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что крепость просуществовала без существенных изменений в материальной культуре на протяжении IV-VI вв. Что в свою очередь дает возможность предположить, что на протяжении этого периода именно центральная власть осуществляла поддержку крепости.
Раскопанные помещения V-VI вв. располагались по периметру оборонительных стен крепости с наличием переулков между постройками. По археологическим данным не отмечается упадка ни в торговле, ни в производстве керамики. Дома как правило, имели два этажа и застекленные окна. А найденные на территории городища останки верблюда подтверждают сведения Прокопия о караванной торговле197.
Очень значимым оказывается слой юстиниановского периода. К данному слою относят оборонительные стены и башни, ворота, дом командира гарнизона, а также стеклодувная мастерская. Краснолаковые тарелки имеют клейма с изображениями христианской символики. Большое количество крестов различных форм. По остаткам архитектурных деталей (капители пилястра, фрагмент колонны, карнизы), можно говорить о существовании на территории крепости базилики. Также раскопаны молельня и предположительно мощехранительница.
Ильичевское городище в архитектурном плане было схожим с прочими объектами Киммериды и только по небольшому количеству признаков сближалось с малыми городами. Здесь хорошо заметна преемственность материальной культуры198. А ярко выраженное появление ранневизантийского слоя прямо указывает на поддержку византийских властей. Крепость, имевшая важное стратегическое значение в непосредственной близости от переправы, была разрушена врагами до основания.
Из командиров гарнизонов располагавшихся в подобных крепостях, нам известны имена трех: Далматия, Годилы, и Бадуария. Упоминание этих имен напрямую связанно с обстоятельствами присоединения Боспора к империи199.
В ходе упомянутого в данной работе восстания против Грода, утигуры переправившись на Керченский полуостров, напали на г. Боспор (Пантикапей) и уничтожили имперский гарнизон. Были убиты практичиски все не исключая трибуна Далматия (Malala,432). Подверглись вторжению и другие боспорские города преимущественно на европейской стороне. Тем самым временно восстановилось гунно-утигурское военное господство на Боспоре.
В связи с этими событиями Юстиниан отправляет на Боспор в 534 г. войска морем и сушей (Theophan., 534; Procop. B.P. II. 3,40). Это были готские полки возглавляемые комитом Понта Эвксинского Иоанном и готами Годилой и Бадуарием200.
«Годила (Οδιλα; Hodilo). Готский командир, отправленный вместе с Бадуарием на Боспор в 534 г. сухим путем для подавления восстания утигуров (Malala,430; Theoph.175). Имя готское, носитель – христианин»201.
«Бадуарий (Βαδουαρος). Готский командир, посланный со своим отрядом на Боспор для разгрома восставших гуннов-утигуров (Malala,430; Theoph.,175). Имя готское, носитель – христианин»202.
«Иоанн (Ιοαννος). Византийский комит, сын патрикия Руфина, внук Иоанна Скифа. Участник событий на Боспоре в середине VI в. (Theoph.,534). Имя еврейское, носитель – христианин»203.
Иоанн был выходцем из высших кругов константинопольской знати – сын патрикия Руфина, внук Иоанна Скифа.
Все перечисленные византийские командиры сделали вполне успешную карьеру в имперской армии. Бадуарий при этом так же являлся фракийским фоенным магистром, стратилатом ( = стратиг, экзарх). Годила происходил из полка ланциариев готского происхождения. Именно он возложил шейную цепь на голову Юстина при его провозглашении императором204.
Можно утверждать эти полководцы и придворные были очень важными военачальниками раз на них возложил огромную ответственность Юстиниан проводивший свою реставрационную политику205.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ключевым моментом в исследовании позднего Боспора и его жителей, послужило понимание позднеантичной эпохи завершением античной цивилизации. Важнейшим элементом являлось государство, пытавшееся всеми средствами сохранить традиционные для человека античности основы жизни. Именно государство сдерживала процессы, происходившие тогда в Северном Причерноморье.
Боспор, будучи периферийным, с клиентским статусом по отношению к империи, являлся буфером между античностью и неизбежным воздействием иранского мира. В отличии от других государств клиентской системы, Боспор сохранил античные основы государственности и жизни общества.
Этнические процессы, происходившие на Боспоре в позднеантичный период, привели к культурной трансформации, но не как не к смешению этнических групп. Боспорянин сохранил свою ведущую этническую роль (территория, язык, особенности менталитета, культура).
Боспорское государство в позднеантичный период сохранило царскую власть и свой госаппарат, а также собственное летоисчисление. Государство занималось обороной, организацией хозяйственной жизни, сбором налогов. На протяжении позднеантичного периода, постепенно сокращаются связи с Римом, а вместе с этим, практически прекращаются клиентские отношения.
Влияние гуннского союза приводит к определенной степени зависимости Боспора. Постепенно в силу ряда экономических и политических факторов, происходит ослабление роли государства. Этот процесс прекращается с присоединением Боспора к Византии. С распространением христианства повышается роль церкви и в жизни государства и в жизни боспорян.
Таким образом, Боспорское государство в рассматриваемый период претерпело определенную трансформацию. Результатом которой, стал уникальный, периферийный вариант преемственности, крайне близкий к Византии, но сохранивший оригинальные черты. Происходит усиление церкви, аристократии и микросообществ.
Можно говорить о том, что на Боспоре сохраняется царская власть и царский двор, но эти институты приходят к заметному упрощению. Исчезает грань между городскими и сельскими жителями, по образу жизни, роду занятий, социальному положению.
Люди – творцы истории. С изучением человека, бесспорно главного субъекта исторического, постепенно стираются темные пятна с истории позднего Боспора. С работой над просопографическим материалом, позднеантичный период на Боспоре перестает быть обезличенным. Дальнейшая работа позволит реконструировать отдельные биографии людей позднего Боспора.