Музеефикация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие «музеефикация»;
- проанализировать определение «книга»;
- раскрыть практические основы музеефикации книги.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты музеефикации 5
1.1 Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия 5
1.2 Определение понятия «книга» 8
2. Практические основы музеефикации книги 21
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Музеефикация.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее  время чрезвычайно высок. Он объясняется  тем, что быстроменяющийся мир обостряет  музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью историко-культурного наследия в формировании российской культуры. Современная музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость. Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим, необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика стала реальным явлением.

До сих пор  в музейной теории и практике термин «музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования. Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта. Активизация музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок. Музеефикация ещёе не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние. Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и теоретический аспекты. На примере книги рассмотрим особенности музеефикации.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть  понятие «музеефикация»;

- проанализировать  определение «книга»;

- раскрыть практические  основы музеефикации книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты музеефикации

1.1 Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия

 

Музеефикация - направление  музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Сам термин «музеефикация» содержит в себе корень «муз», сразу  обозначающий, что этот вид деятельности имеет прямое и непосредственное отношение к музею, и его исследованием должно заниматься музееведение. Однако, если рассматривать структуру музееведения как структуру научной дисциплины, предложенную. Странским и введенную в широкий научный оборот в России в 1988 г. после выхода в свет созданного советскими и немецкими исследователями учебника «Музееведение» [1], то нетрудно обнаружить, что музеефикация как самостоятельное направление музейной деятельности и как проблема в музееведении отсутствует. При этом с каждым годом проходит все больше крупных музееведческих конференций, в центре внимания которых находится музеефикация, по проблемам музеефикации ежегодно защищаются диссертации по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», появляются многочисленные научные публикации. Но, главное, музеефикация стала неотъемлемой частью современной музейной практики.

Понятие «музеефикация» впервые  было употреблено в 1920-х гг. в трудах Ф.И. Шмита, но утвердилось в профессиональном языке музейных специалистов после организации в СССР первых музеев-заповедников, т.е. с конца 1950-х гг. Однако в 1960-х — 1970-х гг. проблемы музеефикации ставились и обсуждались в основном специалистами по охране и реставрации памятников истории и культуры. Серьезный вклад в изучение вопроса внесли выпуски трудов НИИ культуры «Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры». Процесс становления музееведения как начной дисциплины при этом шел параллельно, проблематика музеефикации затрагивалась специалистами-музееведами лишь эпизодически.

В то же время  процесс музеефикации в музейной практике активизировался, и недостаточное  включение музейных специалистов в  его осмысление и прогнозирование  начало восприниматься как тормозящий фактор. Во 2-й пол. 1970-х и в 1980-х гг. появляется целый ряд публикаций музейных специалистов, посвященных отдельным проблемам музеефикации. Российское музееведение в 1980-х гг. определяло музеефикацию как «направление культурной политики и отрасль музейного дела, сущность которого заключается в превращении недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа», а целью музеефикации объявляло их «сохранение и рациональное использование в системе культурной пропаганды» [2]; одновременно из определения музейной деятельности была по-прежнему исключена область, связанная с недвижимыми объектами, последнее объявлялось направленным на «сохранение, изучение и использование движимой части национального достояния» [3].

Музейная практика 1980-х — 1990-х гг. принесла новые  подходы к сохранению и актуализации наследия: в сферу музейных интересов  активно включаются целые ансамбли, среда, ландшафты, объекты нематериального  наследия. Эти процессы нашли отражение  и осмысление в 1990-х — начале 2000-х гг. во многих музееведческих трудах, посвященных отдельным аспектам музеефикации: Э.А. Шулепова — музеефикация культурно-исторического наследия как механизм ретрансляции социокультурного опыта региона, Е.К. Дмитриева — проблемы музеефикации мемориальных объектов, О.Г. Севан — музеи под открытым небом, Н.М. Булатов, А.И. Мартынов, А. Медведь — музеефикация объектов археологии, М.Е. Каулен — музеефикация культовых памятников и объектов нематериального наследия, Н.А. Никитина — музеефикация мемориальных ландшафтов и т.д.). В 1990-х гг. в «Российской музейной энциклопедии» автором этих строк музеефикация определена как «направление музейной деятельности и охраны памятников», а цель ее сформулирована как «максимальное сохранение, выявление историко-культурной, научной, эстетической ценности объектов и их активное включение в современную культуру» [4].

Важное значение для разработки теоретических основ  музеефикации имеют исследования, проводимые специалистами в области охраны, реставрации и консервации памятников. В рамках информационно-аксиологического подхода к культурным ландшафтам как объектам наследия, разработанного Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, были сформулированы терминология и типология ландшафтов, принципы идентификации и исследования ландшафтов различного типа, принципы сохранения и использования средовых объектов наследия, основы управления культурными ландшафтами.

Музеефикация  является столь же важным направлением музейной деятельности, как и фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. Музей — очень действенное средство освоения среды обитания человеческого сообщества, фактор стабилизации ее качеств, во всем мире он признан как инструмент решения многих важных социальных проблем. Сегодня развитие музеев на местах, в небольших социумах способствовало бы решению проблем социальной адаптации, консолидации общества, снятия напряжений. Для этого необходимы усилия уже существующих музеев, энтузиастов, управленцев, ученых. Один из необходимых шагов — теоретическое осмысление проблемы музеефикации в рамках музееведения.

1.2 Определение  понятия «книга»

 

Несмотря на то, что книга как явление человеческой жизни существует уже давно, до сих  пор нет точного определения этого понятия. Это связано с тем, что понятие многозначно, на протяжении истории менялось, а границы, отделяющие его от дефиниций других средств передачи информации, подвижны и не окончательно установлены.

Сотни лет предпринимаются  попытки научного определения понятия «книга». Отправной точкой служило восхваление книги как носителя человеческой мысли, произведения искусства, нередко имеющих материальную ценность.

Часто при определении  книги исследователи отталкивались  от двух основных аспектов книги - материальных и содержательных ее признаков. В одной западногерманской энциклопедии дается такое определение книги: «Книга с точки зрения своей функции представляет собой графическую материализацию духовно-нематериального содержания в целях его сохранения, передачи и распространения в обществе» [10, с.33].

Советский книговед А.И. Барсук дает развернутое определение: «Книга - это произведение письменности и печати (или определенная их совокупность), являющееся продуктом общественного  сознания, идейно-духовной жизни общества, одним из основных средств сохранения, распространения и развития всех форм идеологии, орудием социальной борьбы, воспитания, организации и формирования общественного мнения, орудием научного и технического прогресса» [10, c. 33].

При интерпретации  явления книги используется и  понятийный аппарат и методы семиотики. Книга с точки зрения теории знаков обсуждалась в 1974 году на II Всесоюзной научной конференции по проблемам  книговедения. А.А. Гречихин определил  понятие так: «Книга - это не только форма, семиотическая (знаковое произведение определенного жанра) или материально-конструктивная (документ, произведение печати), но и содержание (социальная информация во всех ее разновидностях). Вернее, книга - это диалектическое единство, всегда единство содержания и семиотической и материально-конструктивной формы» [10, c.34].

Е.Л. Немировский  в своем определении также  придерживается семиотической концепции: «Книга является одной из форм существования  и распространения семантической информации, способом организации производства индивидуального сознания в знаковую систему для ее восприятия другими индивидами» [11, c. 493].

И.Е. Баренбаум  обратил внимание на недостаточный  учет в семиотической концепции  многофункциональности книги (которая является не только средством информации) и ее ориентации на читателя. Он предложил и собственное определение: «Книга - это произведение письменности или печати, имеющее любую читаемую знаковую форму, зафиксированную на любом материале, выполняющее одновременно ряд функций и адресованное реальному или абстрактному читателю» [10, c. 34].

А.А. Беловицкая и С.Л. Омилянчук дают такое определение  понятия «книга»: «Книга - способ организации  словесного, музыкального или изобразительного произведения в издания; способ, актуализированный средствами книжного дела как процесс и преходящий промежуточный результат организации текста литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в такую форму произведения печати, как книжное издание» [14, с. 281]. При этом А.А. Беловицкая выделяет сущностную характеристику книги: «Книга есть одна из форм существования информации» [3].

Рассматривая  вышеизложенные определения, К. Мигонь отмечает, что все эти определения  более или менее удачно очерчивают сферу понятия «книга», но они не в состоянии отделить его от других, таких, как «газета», «журнал», «листовка», то есть от печатного слова вообще. Поэтому он дает рекомендации, которые должны быть учтены при определении понятия «книга»: определение должно отражать сущность книги как общественного явления; оно должно основные характеристики явления; определяемый объект и определяющая его часть должны быть адекватны; следует отразить двойственный характер книги - ее материальную форму и идейное содержание [10, c. 35].

В целом советское  книговедение опиралось на вывод, что  сложность или невозможность  решения той или иной научной  проблемы не означает невозможность  ее решить в будущем. Поэтому советские  книговеды старались выработать основные подходы к определению понятия «книга».

Так, А.И. Черняк высказывал мысль о том, что большое  значение для характеристики книги  представляется целесообразным разделить  определение понятия «книга»  на две части: формальную и функциональную. В соответствии с этим он предложил следующее определение: «Книга - средство семантической информации, произведение письменности или печати, представляющее общественный интерес; она служит орудием идеологической борьбы, формирования общественно-политических, научных и эстетических взглядов, инструментом накопления и распространения знаний, научно-технического прогресса» [7, c. 31].

Функциональный  подход, определяемый А.И. Барсуком как  «подход к произведению печати с  позиций читателя» [2, c. 3], присущ и  определению книги в энциклопедическом словаре «Книговедение»: «Книга - важнейшее средство информации, орудие политической и идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания» [7, c. 32]. Но в данном определении отсутствует характеристика книги как материального носителя социальной информации.

А.М. Иоффе в  своем определении пытается объединить функциональный и семиотический  подходы, а также уделить внимание содержанию книги: книга - это «документально зафиксированная семантическая  информация, существующая в виде текстового сообщения или изображения и функционирующая в обществе в исторически обусловленной форме структурно организованного и пространственно развернутого произведения письменности или печати» [7, c. 34].

В современном  книговедении понятие «книга» рассматривается в соотношении с понятием «документ». Еще П. Отле рассматривал книгу как разновидность документа и дал ей такое определение: «Книга - носитель определенного размера из определенного материала, который в случае необходимости может быть подвергнут сгибанию или свертыванию, на который нанесены знаки, представляющие некоторые интеллектуальные данные» [12, c. 257].

Информация о работе Музеефикация