Музеефикация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие «музеефикация»;
- проанализировать определение «книга»;
- раскрыть практические основы музеефикации книги.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты музеефикации 5
1.1 Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия 5
1.2 Определение понятия «книга» 8
2. Практические основы музеефикации книги 21
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Музеефикация.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделяется и невербальным средствам  общения. Проблемы дизайна, оформления библиотечной и музейной среды тщательно изучаются специалистами. Книга, экспонат, архитектура зданий рассматриваются как знаки-символы, метафоры, приобретающие в единстве новые смыслы. Сотрудники музеев ищут оригинальные подходы к построению экспозиций, рассматривая их как метатекст, который языком вещей рассказывает об эпохе, событии или человеке. Библиотекари в своих учреждениях стремятся к гармонии внутреннего и внешнего пространства, позволяющей читателям легко находить нужные книги, оставляющей впечатление уюта, подчёркивающей индивидуальность библиотеки. Часто дизайнеры, создавая музейные и библиотечные интерьеры, приходят к общим решениям, например, к опоре на принцип ребуса, загадки при организации выставок, к использованию компьютерных технологий для лучшей ориентации посетителей, к выделению рекреационных зон.

Точкой приложения сил для многих пользователей  библиотек и музеев становится участие  в организации досуга. Современным  обществом досуг признаётся одной  из важнейших ценностей. Библиотеки и музеи эту тенденцию воплощают в формуле «развлекая, просвещать» и позиционируют себя как учреждения интеллектуального досуга. Действительно, музейные и библиотечно-музейные интерьеры могут выступать и как декорации для театрального действа. Оригинальность их роли создаёт экспрессию, особый эмоциональный настрой, эффект погружения в другую среду. Игра, театрализация, инсценировка становятся излюбленными формами массовых мероприятий. Фольклорные свадьбы и светские балы в музеях, песенные посиделки и театральные постановки в библиотеках - явление повсеместное. Библиотеки переняли и адаптировали к своим условиям музейные экскурсии. Музеи, прежде всего, литературные, устраивают у себя чтения и презентации книг. При этом собственного своеобразия библиотеки и музеи не теряют, а поиск новых путей интеграции с другими культурными институтами следует считать характерной чертой социальной действительности.

Образовательные и просветительские программы библиотек  и музеев апеллируют, в первую очередь, к местному сообществу. Внимание к региональной культуре - ещё одна тенденция настоящего времени, возможность ответить на конкретные требования конкретных пользователей, способ противостоять негативным последствиям глобализации. Современный музей, где бы он ни был размещён, становится «визитной карточкой» региона, отражая местные обычаи, историю, экономические и социальные достижения и проблемы. Музейные экспозиции всё чаще посвящаются повседневности, быту; достойной запечатления признаётся история семей, родов, отдельных личностей. Всё чаще объектом музеефикации во многих профессиональных музеях и, как правило, во всех библиотечных становятся обычаи, обряды, традиционные праздничные действа и приёмы народных ремёсел. Сотрудники сами овладевают мастерством прях, ткачей, гончаров, вживаются в фольклорные образы. В залах больших и малых музеев возрождается среда, дух уходящих эпох. Музеи, которые Генеральная конференция ИКОМ определила как «живые», сохраняют не только информационно-предметное, но и эмоциональное наследие прошлого, обеспечивая стабильность и преемственность в быстро меняющемся мире [11, с.12].

Внимание к  устной традиции, стремление сберечь  фольклорные произведения, передать потомкам воспоминания старожилов - неотъемлемые характеристики деятельности современных библиотек. Они нашли отражение в Манифесте ЮНЕСКО о публичных библиотеках. В числе функций публичной библиотеки Манифест называет «приобщение людей к культурному наследию и развитие в них способности воспринимать искусство, научные достижения и новшества; развитие.

Интеграционные  процессы в современной культуре: на примере библиотек и музеев диалога между культурами и поощрение культурной самобытности; поддержку устной традиции». Эти требования находят естественное воплощение в фольклорных и этнографических праздниках, записях воспоминаний старожилов, краеведческих исследованиях, которые ведут многие муниципальные и областные библиотеки. Таким образом, библиотеки и музеи развиваются в одном направлении, хранят для современников и потомков нематериальную составляющую культуры, то, что принято называть «нематериальным культурным наследием».

Библиотеки  и музеи играют активную роль в  современном обществе. Сохраняя традиционные гуманистические ценности, они привлекают внимание к проблемам сегодняшнего дня, способствуют социальной адаптации наименее защищённых слоёв населения. Создаются программы обслуживания инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных граждан, эмигрантов и т. д. Многое делается для того, чтобы библиотеки и музеи стали доступны для каждого, кто хочет воспользоваться их ресурсами. Полностью бесплатные для населения услуги или услуги по вполне демократичным ценам, сотрудничество с Советами ветеранов, школами, поиск особых подходов к обслуживанию каждой категории пользователей - всё это есть в практике большей части библиотек и музеев. И новые пути к гуманизации учреждения культуры ищут на пересечении форм и методов работы: библиотерапия, сказкотерапия, арт-терапия; экспозиции и книги, адаптированные для незрячих; библиотечные музеи, появившиеся в небольших населённых пунктах или микрорайонах; фольклорные, литературные, исторические праздники для ветеранов в музеях; инсценировки народных обрядов для детей и в музейных, и в библиотечных залах.

Общая проблематика и масштаб деятельности способствуют поиску схожих приёмов работы. Библиотеки и музеи стремятся расширить сферу своего влияния, в буквальном смысле приблизившись к своим пользователям. Специалисты, каждый в своей отрасли, говорят о «библиотеке без стен», о разрушении «стен» музея. Регулярными становятся праздничные и рекламные акции на улицах и площадях населённых пунктов, на концертных площадках: библиотечные «променады» и ярмарки, парады музеев. Музейными работниками используется такой приём, как «музей в чемодане». Библиотеки тоже экспериментируют с необычными формами. Например, в течение 2007 года, Года чтения, по улицам Челябинска ходил «библиотечный троллейбус» с рекламными листовками и афишами, извещающими об акциях библиотек, информирующими о новых изданиях. Сотрудники библиотек и музеев участвуют в радиопередачах, снимают видеофильмы о своих учреждениях, проводят олимпиады, конкурсы, краеведческие или литературные чтения, конференции, вовлекая в свою деятельность самый широкий круг лиц.

Активность  современных библиотек и музеев проявляется и в стремлении играть роль культурного центра региона, влиять на формирование социальной среды. Общая функция - мемориальная - предполагает сохранение и ценностной составляющей культуры. Духовность, патриотизм, гражданственность - эти ценности в сознании людей связаны именно с библиотеками и музеями. Базовые идеалы и нормы предстают основой становления ценностей настоящего времени, гарантией сохранения преемственности поколений. Понимание ответственности мемориальных учреждений перед местным сообществом и социумом в целом укрепляется в сознании сотрудников музеев и библиотек. Миссия, философия библиотек и музеев всё чаще является предметом профессиональной рефлексии и не воспринимается более как отвлечённый вопрос, не имеющий отношения к практике. Возрастают требования к уровню подготовки сотрудников учреждений культуры. Всё чаще специалистам музейного дела и библиотекарям приходится осваивать навыки программистов, режиссёров, дизайнеров и т.д.

В библиотечной и музейной среде развиваются  партнёрские отношения, причём в них включаются не только учреждения культуры. Налаживается сотрудничество с представителями бизнеса, с общественными движениями, с образовательными и научными организациями. Значительно активизируется международное сотрудничество. Разумеется, эта тенденция, как и все перечисленные ранее, не одинаково проявляется среди библиотек и музеев разного уровня и профиля. В международном сотрудничестве, например, лидируют крупнейшие музеи и библиотеки страны. Они же предоставляют базу для научных разработок в своей области и координируют научную деятельность других учреждений.

Региональная  культура, технологии досуга, кооперация в целях выполнения отдельных  проектов - сфера областных и районных библиотек и музеев, причём, в  первую очередь, имеются в виду общедоступные библиотеки, государственные и общественные музеи [9, с.7].

Специальные, ведомственные  библиотеки, корпоративные или частные  музеи также подвержены интеграционным процессам. Но для них интеграция характеризуется своими особенностями. Своеобразие определяют специфические функции и цели, положенные в основу деятельности учредителями. Примером могут служить ограничения свободного доступа в корпоративных музеях или отсутствие элемента развлекательности в массовых мероприятиях научных библиотек. Тем не менее, эти учреждения тоже участвуют в формировании единого информационного и культурного пространства. На локальном уровне интеграция проявляется, как правило, особенно ярко. Самый наглядный её результат - повсеместное открытие библиотек-музеев.

Интеграционные процессы в культуре конца XX - начала XXI века оказали значительное влияние на эволюцию библиотек и музеев, стали одной из причин такого явления, как музеефикация библиотек. Сходство целей и задач, общие ценностные приоритеты позволяют библиотекам и музеям вести интенсивный информационный обмен, участвовать в общих проектах, укреплять позиции в сегодняшнем мире. Новые возможности мемориальные учреждения культуры получают благодаря компьютерным технологиям, совершенствованию средств коммуникации, интенсификации международного сотрудничества. Современный уровень их деятельности характеризуется расширением социальных функций. Иначе понимается и традиционная их функция - функция «памяти человечества». Наравне с информационной её составляющей сохраняются эмоциональная и аксиологическая. Библиотеки и музеи получают возможность осуществлять масштабные программы, формировать общее коммуникативное пространство, предоставляя пользователям право активного участия в диалоге и полилоге. Для стороннего наблюдателя границы между различными мемориальными учреждениями неуклонно стираются, но своеобразие библиотеки и музеи сохраняют даже в том случае, когда взаимно перенимают и адаптируют перспективные формы и методы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Понятие «музеефикация» употреблял в своих работах еще Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: «под музей», т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и «как музей», то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или «мягкая») музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины). Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника, его историко-культурной ценностью и состоянием.

Наибольшее  число среди музеефицированных  объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее  включаются памятники археологии, науки  и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающее значение музеефикации книги, для сохранения культурного наследия страны.

Список использованной литературы

 

  1. Акилина, М. И. Книга в системе библиотековедческих понятий [Текст] / М.И. Акилина // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6. – С. 119–123.
  2. Алексеев, В.П. Музееведение, музеефикация, культура [Текст] / В.П.Алексеев // Вестник музейной комиссии. - М., 1990.
  3. Баренбаум, И. Е. Книговедение и электронная книга [Текст] / И. Е. Баренбаум // Книга: исследования и материалы. – М., 1999. – Сб. 76. – С. 5–15.
  4. Барсук, А.И. К определению понятия «книга» [Текст] / А.И. Барсук // Изд. дело. Книговедение: Науч.-информ. сб. ЦБНТИ по печати. - 1970. -  №6(12).
  5. Библиотечная энциклопедия  [Текст] / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 493.
  6. Беловицкая, А. А. Общее книговедение : учеб. пособие [Текст] / А.А. Беловицкая. – М. : Книга, 1987. – С. 161.
  7. Богомолова, С. Музеефикация библиотек как тенденция библиотечной специализации // Новая библиотека. 2004. № 4. С. 13.
  8. Введение в культурологию : учебное пособие для вузов [Текст]/ под. ред. Е. В. Попова. – М., 1996. – С. 15.
  9. Гомес де Блавиа М. Музей как посредник [Текст] / М. Гомес де Блавиа // Мuseum. - 1999. - №200. - С. 21-26.
  10. Гречихин, А. А. Современные проблемы типологии книги [Текст]/ А.А. Гречихин. - Воронеж, 1989. - 247с.
  11. Иоффе, А.М. Введение в книговедение [Текст] / А.М. Иоффе. - М.: МГИК, 1984. - 74 с.
  12. Каменецкий И.С., Каулен М.Е. Музеефикация памятников [Текст]  // Российская музейная энциклопедия.- Москва, 2001.- Т.1.- С 390.
  13. Короткова, И. Электронные книги без водяных знаков [Текст] / И.Короткова // Мир музея. - 2006. - № 12. - С.28-29.
  14. Куйбышев, Л. А. Библиотеки и музеи: кооперация и интеграция электронных ресурсов [Текст] / Л. А. Куйбышев; Н. В. Бракер. URL : http://
  15. Куфаев, М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения [Текст] / М.Н. Куфаев. - М.: Наука 2004. - 192 с.
  16. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение: учебник для вузов [Текст] / Н.Н.Кушнаренко. - 4-е изд., стереотип. - Киев.: Знання, 2004. - 459 с.
  17. Мигонь, К. Наука о книге [Текст] / К. Мигонь. - М, 1991. - 198 с.
  18. Малыхин, Н.Г. Общественное значение книги [Текст] / Н.Г. Малыхин // Книга: исслед. и материалы. - 1960. - Сб. 3.
  19. Сапронова, В. И. Концепция «книга» в системе общекниговедческого знания А. А. Беловицкой [Текст] / В. И. Сапронова // Библиография. – 2010. – № 1. – С. 69–75.
  20. Столяров, Ю. Н. Соотношение книги с иными видами документов [Текст] / Ю. Н. Столяров // Книга : Исследования и материалы. – М., 1989. – Сб. 58. – С. 67–79.
  21. Швецова-Водка Г.Н. Функции и свойства документа в системе социальных коммуникаций [Текст] Г.Н.Швецова-Водка// Книга: иссл и мат.: Сб.71. - М.: Терра,1994.-С.37-57.
  22. Швецова-Водка, Г.Н. Общее документоведение [Текст] / Г.Н. Швецова-Водка. - Киев.: Знання, 2009. - 488 с.

 


Информация о работе Музеефикация