Музеефикация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие «музеефикация»;
- проанализировать определение «книга»;
- раскрыть практические основы музеефикации книги.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты музеефикации 5
1.1 Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия 5
1.2 Определение понятия «книга» 8
2. Практические основы музеефикации книги 21
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Музеефикация.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Г.Н. Швецова-Водка  берет за основу коммуникационно- информационный подход, в котором книга, как и  документ, рассматривается с точки зрения теории социальной информационной коммуникации. Г.Н. Швецова-Водка отмечает, что наиболее широкое значение понятия «книга» с материальной и знаковой сторон приравнивается к понятию Документа IV, то есть книга - это любая запись информации на специальном носителе любым изобретенным человеком способом [14, c. 249]. Но существуют и другие определения, сужающие объем понятия «книга», приравнивая его к тому или иному виду документа по разным признакам.

Она рассматривает  понятие «книга» с учетом особенностей материального носителя информации. При этом разные значения понятия «книга» обозначим таким образом: Книга I (равно Документу IV), Книга II (документ бумажный), Книга III (документ бумажный листовой), Книга IV (документ бумажный листовой, собрание листов), Книга V (документ бумажный листовой, собрание листов, блочный), Книга VI (документ бумажный листовой, собрание листов, блочный, определенного объема), Книга VII (документ бумажный листовой, собрание листов, блочный, определенного объема, непериодическое издание).

В значении Книга I особенности материального носителя не учитываются. Главное его качество: носитель должен быть таким, чтобы на нем можно было записать информацию любым изобретенным человеком способом.

Значение Книга II охватывает только документы на бумажном носителе, все другие документы не относятся к понятию «книга». Значение Книги III предусматривает, что к «книге» относятся документы на бумажных носителях, но обязательно на листах бумаги. Значение Книга IV указывает, что это - документ, составленный из нескольких листов бумаги (собрание листов).

Книга V приравнивается к документу бумажному блочному, в котором листы бумаги соединяются  в корешке. Книга VI - документ бумажный, блочный, определенного объема. В  ГОСТе 7.60 - 2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» объем книги определяется «свыше 48 страниц». В том же ГОСТе указывается непериодичность книги [4, c. 18], что дополнительно сужает объем понятия «книга» и отражено в значении Книга VII.

По особенностям знаковой формы и способа восприятия человеком понятие «книга» также определяется по-разному. Самое широкое значение - Книга 1 (равно значению Документ IV). Более узкие значения: Книга 2, Книга 3, Книга 4, Книга 5, Книга 6. С точки зрения каждого их этих значений все другие (более широкие) не относятся к объему понятия «книга».

Книга 2 - документ человековоспринимаемый, непосредственно  воспринимаемый. Если человек воспринимает содержание документа с помощью  технических устройств, то этот документ уже не считается книгой в данном значении.

Книга 3 - документ человековоспринимаемый, непосредственно  воспринимаемый, визуальный. Если человек  воспринимает документ при помощи слуха  или тактильных ощущений, то этот документ не является книгой в данном значении.

Стоит отметить, что долгое время в книговедении существовала проблема: относятся или нет к Книге документы аудиальные и аудиовизуальные. В качестве аргументов, обосновывающих Книгу как особую категорию, выдвигались фиксированность информации (М.Ф. Яновский писал: «Читающий всегда имеет возможность вернуться к прочитанному… Слушающий лишен этой возможности») и способ функционирования (М. Червинский отмечал, что аудиальные и аудиовизуальные документы наличиствуют в единственных экземплярах в информационных центрах, тогда как книга доступна для широкого потребителя) [15, с. 75]. Но дальнейшее техническое усовершенствование позволило тиражировать такие документы в больших количествах и возвращаться к их содержанию. Более существенным аргументом Г.Н. Швецова-Водка считает тот, что книга - средство передачи логической (словесной) информации), аудиальные и аудиовизуальные документы не обладают такой характеристикой [15, c. 75].

В значении Книга 4 книгой считается только документ символичный, то есть записанный абстрактными знаками, не подобными тому объекту, который отображается.

Значение Книга 5 соответствует документу, предназначенному для чтения, а Книга 6 - документу  вербальному письменному, литературному  или текстовому, с учетом всех предыдущих ограничений объема понятия «книга». Наименьшее по объему значение - документ непосредственно воспринимаемый, визуальный, символичный, предназначенный для чтения, вербальный, письменный (литературный или текстовой). Н.Н. Кушнаренко рассматривает понятие «книга» еще уже: «Книга - текстовый документ, документ вербально-письменный, человекочитаемый, непосредственно воспринимаемый, не требующий применения каких-либо технических средств, визуальный, опубликованный, печатный, полиграфический, бумажный, блочно-кодексовый, непериодический» [8, c. 220].

Г.Н. Швецова-Водка делает вывод, что разные современные определения понятия «книга» относят книгу к разным видам документа по особенностям материального носителя информации, ее знаковой формы и способа восприятия человеком. Также она отмечает, что убедительных аргументов в пользу того, чтобы ограничить объем понятия «книга» тем или иным значением, не найдено [14, c. 254]. Нельзя сказать, какой именно определенный вид документа (с точки зрения классификации) является книгой, потому что в определениях книги учитываются самые разнообразные признаки.

Для того чтобы  понять отличие книги от других документов, Г.Н. Швецова-Водка рассматривает  место книги в социальном коммуникационно- информационном процессе. Этот процесс  состоит из трех главных элементов: коммуниканта, документа как канала информационной связи, реципиента [14, c. 255].

Для того, чтобы  «документ» превратился в «книгу», на пути от коммуниканта к реципиенту нужна деятельность коммуникационных посредников (КП), которые превращают документ исходный, созданный автором, в книгу и способствуют ее поступлению к получателю информации.

Место книги  в социальном коммуникационно-информационном процессе можно показать таким образом: Автор - Документ исходный - Коммуникационный посредник-1 (КП-1) - Документ производный (книга) - Коммуникационный посредник-2 (КП-2) - Получатель (потребитель) информации.

В предложенной схеме Автор - это коммуникант  или создатель информации, готовящий  документ исходный, в котором фиксируется  первоначальная информация.

Документ исходный - рукопись или первоначальный вариант сообщения на единичном носителе.

КП-1 - издательство или редакция сериального издания, центр депонирования документов, фирма грамзаписи, видеозаписи и  т.д.

Документ производный - издание или публикация, депонированный документ, опубликованный документ.

КП-2 - учреждения системы книгораспространения и  книгоиспользования, которые доводят  опубликованный документ до его пользователя, делают его доступным для многих. Это сферы книжной торговли и  подписки на периодические издания, библиотечного дела и научно-информационной деятельности.

Получатель  информации - читатель, слушатель, зритель.

Таким образом, исходя из понимания  места книги в социальном коммуникацинно-информационном процессе, Г.Н. Швецова-Водка дает такое  определение: книга - это документ, создаваемый в результате деятельности КП-1 (книгоиздательской или редакцинно-издательской организации) и попадающий к получателю информации в результате деятельности КП-2 (учреждений систем книгораспространения и книгоиспользования) [14, c. 256]. Данное определение подчеркивает, что в отличие от любого документа исходного книга с момента ее создания предназначается для неопределенного круга лиц или для абстрактного читателя (потребителя информации). Для этого исходный документ превращается в издание, то есть в опубликованный документ.

Из этого следует, что  книга по своей функциональной сущности является документом опубликованным, независимо от формы опубликования (издание или депонирование), особенностей материального носителя информации, знаковой системы ее передачи и канала ее восприятия человеком.

Для превращения документа  в книгу обязательной является деятельность КП-1 и КП-2. В связи с этим Г.Н. Швецова-Водка дает такое итоговое определение книги: «Книга - это документ опубликованный, изданный или депонированный, предоставляемый в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки» [14, c. 258].

Г.Н. Швецова-Водка с целью  уточнения понятия «книга» рассматривает  место книги в реальной системе  документальных коммуникаций в целом, то есть в сравнении с функционированием (способом предоставления к использованию) документа первоначального и документа архивного [14, c. 259].

Документом первоначальным называется такой документ, который  создается коммуникантом для  использования в ближайшее время именно для передачи информации реципиенту. Такой документ может быть передан от коммуниканта реципиенту как при их непосредственном общении, так и через разнообразные средства связи (КП-3).

Документ первоначальный может быть использован для подготовки документа исходного в процессе создания книги. С помощью КП-1 и КП-2 документ исходный превращается в книгу и попадает к потребителю информации через систему книжного дела.

Но в другом случае документ первоначальный может быть либо уничтожен  после выполнения им тех функций, для которых он создавался, либо может попасть в специальные хранилища - архивы или музеи, где он из документа первоначального функционально превращается в документ архивный. Физически такой документ остается тем самым, который был создан коммуникантом, но функции его в обществе изменяются, он становится документом архивным. В архивах сохраняются не все документы, а наиболее важные в правовом, научном или художественном отношении. Для сохранения и организации использования архивных документов нужна деятельность КП-4 - архивов или музеев.

Также важным для определения  понятия «книга» является исследование соотношения понятий «документ», «книга», «издание», «произведение  печати», «литература», «публикация».

Значение понятия «документ» зависит от контекста его использования. Это может быть наиболее широкое значение, приравниваемое к Документу I и охватывающее все виды документов. Г.Н. Швецова-Водка заостряет внимание на том, что наряду с обобщающим понятием термин «документ» можно использовать для обозначения любого явления, которое может быть названо «документом» в том или ином значении. Термином «документ» можно называть любую вещь, представляющую собой единство социальной информации и материального носителя [14, c. 260].

«Книга» как понятие в наиболее широком значении охватывает объекты, относящиеся к объему понятия Документ IV (за исключением тех, которые определяются как Документ VI, VII, VIII, а также неопубликованных документов со значением Документ IV). Любую книгу можно назвать «документом», но не каждый документ - «книгой».

Документом можно считать  как отдельное явление, относящееся  к объему понятия «книга», так  и часть документа-книги, если она  имеет определенную самостоятельность (статья из сборника, статья из газеты).

Термином «издание» обозначается как процесс, так и результат деятельности книжных, журнальных и газетных издательств или издающих организаций, которые обеспечивают официальное опубликование и тиражирование специально подготовленных документов.

В ГОСТе 7.60 - 2003 термин «издание» определяется так: документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» [4, c. 6]. Таким образом, как отмечает Н.Н. Кушнаренко, книга уже, чем издание [8, c. 221]. Г.Н. Швецова-Водка заостряет внимание на том, что понятие «издание» не может заменить понятие «книга», так как книга «объемлет как издания, так и документы, опубликованные в виде части издания» [14, c. 263].

Совокупность изданий  составляет наибольшую часть объема понятия «книга» в его широком  значении (остальные - депонированные документы). Каждый экземпляр издания  является отдельным документом. Кроме  того, самостоятельными документами  можно считать части изданий, которые отделяются физически (например, том из многотомного издания) или по содержанию (статьи, заметки).

Среди изданий преобладают  печатные. Грампластинки, аудио- и видеокассеты тоже являются изданиями, если они отвечают обязательным требованиям к изданиям. Издание может быть осуществлено также в виде машиночитаемого документа, содержание которого не может быть изменено или уничтожено в процессе потребления информации (например, компакт-диски CD-ROM) [14, c. 264-265].

Особую категорию составляют электронные издания: электронные газеты, журналы, непериодические издания. В электронном издании «издательский оригинал» существует в виде записи в памяти компьютера, а потребителю информации выдается его «копия» на экране монитора, которую можно зафиксировать на собственном машиночитаемом носителе или отпечатать на бумаге с помощью принтера [14, c. 265].

Печатные издания можно  также называть произведениями печати. Кроме того, произведением печати является любой отдельный документ, который входит в состав печатного издания. По знаковой природе информации произведения печати могут быть текстовыми и нетекстовыми: изографическими, картографическими, нотными.

Текстовые произведения печати называются также литературными  произведениями, а их совокупность - литературой. Понятие «литература» охватывает как текстовые документы, опубликованные в виде произведения печати (изданий), так и депонированные и неопубликованные текстовые документы. Это значение используется, когда говорят о текстовых (литературных) документах по определенной отрасли знания или об определенных типах литературы по социальному назначению (научно-популярная, справочная и т.п.). В узком значении этот термин используется для обозначения только художественной литературы. В книговедении термин «литература» чаще всего используется в широком значении [14, c. 265].

Информация о работе Музеефикация