Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:28, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие «музеефикация»;
- проанализировать определение «книга»;
- раскрыть практические основы музеефикации книги.
Введение 3
1.Теоретические аспекты музеефикации 5
1.1 Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия 5
1.2 Определение понятия «книга» 8
2. Практические основы музеефикации книги 21
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Произведения литературы - это текстовые документы, которые могут быть опубликованы в виде отдельного издания, его части, совокупности изданий, депонированных документов или остаться неопубликованными. Литература - это собирательное понятие для документов, являющихся литературными произведениями.
Применяют в
книговедении и документоведении термин
«публикация» в значении «процесс и
результат опубликования докуме
Таким образом, определение понятия «книга» является одной из основных книговедческих проблем. Начиная с момента появления книги как продукта человеческой деятельности и по сей день, даются различные определения книги, учитывающие ту или иную ее характерную черту. На современном этапе книговедение рассматривает книгу как разновидность Документа IV; в связи с этим понятие «книга» имеет много значений, отличающихся друг от друга по разным признакам.
Так, по особенностям материального носителя информации можно выделить шесть значении понятия «книга», из которых более широкое приравнивается к Документу IV, а наименьшее означает документ бумажный, листовой, блочный, определенного объема (свыше 48 страниц).
Другая классификация - по особенностям знаковой системы записи информации - приписывает наиболее широкое значение понятию «книга» как Документа IV, а наименьшее - как документ человековоспринимаемый, непосредственно воспринимаемый, визуальный, символичный, предназначенный для чтения, вербально-письменный (литературный или текстовой).
Используемые коммуникационно-информационный подход позволяет определить книгу как документ опубликованный, изданный или депонированный, предоставляемый в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки. Определение места книги в системе документальных коммуникаций позволяет найти отличия между книгой, первоначальным документом и архивным документом (отличие заключается в различных действиях коммуникационных посредников).
Такие понятия, как «документ», «книга», «издание», «произведение печати», «литература», «публикация» не противоречат друг другу и могут использоваться по отношению к тем явлениям, которые они обозначают, как взаимозаменяемые.
Мозаичность и сложность современной культуры в числе прочих порождает интеграционные процессы, стремление освоить разнообразный опыт, выйти, таким образом, на новый уровень развития социума. Культурная интеграция как любое масштабное явление имеет общетеоретический и прикладной аспекты. На практике она находит выражение во взаимопроникновении форм, методов, направлений деятельности различных субъектов культуры, в том числе учреждений, осуществляющих в культуре мемориальную функцию - библиотек и музеев. Один из примеров подобного рода - процесс музеефикации, оказывающий заметное влияние на культурную среду XXI века.
Еще в XIX веке Н. Ф. Федоров утверждал, что «всякий человек носит в себе музей» и что «хранение есть свойство не только органической, но и неорганической природы, а в особенности природы человеческой» [4, с.45]. Но признание его взгляды получили только в конце прошлого тысячелетия. Действительно, в последние десятилетия XX - начале XXI века значительно увеличилось число музеев, выросло их влияние в обществе. Появились новые группы музеев, например, корпоративные, укрепили свои позиции частные музеи. Но этим явление музеефикации не ограничивается, более того, оно выходит за рамки собственно музейных учреждений. Изменилось само отношение к фактам культуры: любой из них в принципе может быть включён в музейную среду, музейное пространство, которое неуклонно стремится к тождеству с социокультурным пространством вообще. Музеефикацию логично рассматривать как способ сохранить целостность культуры в условиях быстрого устаревания социально значимой информации, как способ противостоять унификации и нивелированию этнографических и региональных аспектов культуры.
Частью музеефикации культуры выступает «музеефикация библиотек». Понятие, появившееся в профессиональном языке библиотековедов не более десятилетия назад, означает открытие при библиотеках общественных музеев, отдельных экспозиций, использование в библиотечной практике форм и методов музейной работы, а также усвоение специфически музейного подхода к действительности, выраженного в подчеркнутом внимании к истории и культуре своего края, населенного пункта, учреждения.
Музеефикация - следствие интеграционных процессов музейной и библиотечной деятельности, естественный результат исторического развития музеев и библиотек. Наибольшее распространение музеефикация библиотек получила на территории РФ и стран ближнего зарубежья. Анализ публикаций в профессиональных журналах показывает, что в различной степени приёмы музейной работы используют библиотеки всех регионов России от Приморского до Краснодарского края и от Архангельской до Астраханской области [8, с.99].
За рубежом музеи обычно появляются при крупных библиотеках, позиционирующих себя как культурные, научные, развлекательные комплексы. В Дании Королевская (Национальная) библиотека в качестве своих подразделений создала национальный музей книг и печатных изданий, национальный музей фотографии6. В США сформировался особый тип научной библиотеки, предназначенной для исследователей-гуманитариев. Библиотека представляет собой музей уникальных книг, непосредственно работать с которыми могут только узкие специалисты. Прочим читателям предлагается электронная версия фондов. Одной из главных задач Центра книги при Библиотеке конгресса является создание музеев библиотек. Интересен опыт возрождённой Александрийской библиотеки. Это своеобразная проекция античного Мусейона в современный мир. Библиотека и музей - равнозначные подразделения нового учреждения.
Музеефикация имеет и обратный результат: музеи делают шаг навстречу библиотекам. Музейные библиотеки становятся более открытыми для рядовых посетителей, участвуют в формировании единого информационного и художественного пространства экспозиций, предлагают свои просветительские и досуговые программы. Так, научная библиотека Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина обслуживает школьников, углублённо изучающих краеведение, и готовит собственный музейный проект - макеты национальных жилищ. Посещать «музей» в музейной библиотеке будут слепые и слабовидящие дети. Экспозиция, предназначенная для тактильного осмотра, и сведения из книг помогут детям-инвалидам лучше представить историю и культуру своего края.
Библиотека Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве работает над проектом читального зала для учёных и музыкантов и создаёт базу данных специальной литературы с возможностью многоаспектного поиска. Библиотека Челябинского областного краеведческого музея участвует в оформлении выставок и проведении экскурсий. В начале 2008 года около 160 посетителей побывали на книжной выставке «Илья Банников Баллада пепла» в читальном зале. Книги из библиотеки размещаются и в основных экспозициях, сопутствуют экспонатам, раскрывают их смысл. Подобный опыт есть и в других странах. Так, в Амстердаме действуют музеи, где в экспозиции сочетаются традиционные экспонаты и книги.
В проектах музеев следующих десятилетий также предусмотрены библиотеки и книжные магазины. Предполагается доступность книжных собраний для любого посетителя. Музейный зритель не только посещает экспозиции, но и имеет возможность отдохнуть в библиотеке, посмотреть интересующую его литературу по искусству и купить сувенирное или популярное издание в расположенном неподалёку киоске [16].
Формирование
единого информационного
Объединение информационных ресурсов библиотек, музеев, архивов идёт и в России. В виртуальном пространстве стирается граница между различными учреждениями и странами. Интеграционные процессы развиваются в двух плоскостях: вертикальной, охватывающей различные учреждения и организации в пределах одного государства; и горизонтальной - в сфере международного сотрудничества. Ведущую роль в этом играют библиотеки, так как опираются на давние традиции межбиблиотечного сотрудничества, располагают тиражированным и систематизированным фондом документов, работают по общим правилам описания изданий. Благодаря деятельности АДИТ и сервера «Музеи России», в масштабных информационных проектах всё чаще участвуют и музеи. С 1999 года ведётся Всероссийский реестр музеев, началась информатизация музейных библиотек, возродилась появившаяся ещё в 80-е годы прошлого века идея создания музейного тезауруса. Совместную деятельность учреждений культуры координирует постоянно действующий Круглый стол «Библиотеки-музеи и музеи библиотек» при секциях истории библиотек, библиотек по искусству и музейных библиотек РБА и Центр по проблемам информатизации сферы культуры.
Сканирование и специальная обработка позволяют переводить в цифровой формат уникальные издания. Государственный музей Природы и Человека г. Ханты-Мансийска и издательство «Баско» г. Екатеринбурга начали работу по проекту «Электронная библиотека» - предоставление исследователям и всем заинтересованным лицам цифровых копий редких книг из фондов музея. Перенос текстов с бумажного на электронный носитель используется в большей части музейно-библиотечных проектов, но существуют примеры и другого рода, когда объединяются «библиографические данные, полнотекстовые материалы, а также аудио и видеоматериалы». Практически все музейные библиотеки ведут электронные каталоги и стремятся к совместимости форматов с другими библиотечными учреждениями как в России, так и за её пределами. Появляются сайты отдельных библиотек и музеев, где, в том числе, содержится информация о партнёрах учреждения, приглашение к сотрудничеству.
Единое музейное пространство, единое информационное пространство логично ведут к формированию пространства образовательного. Музейная педагогика - сейчас одна из самых перспективных общественных и культурных дисциплин. Увеличивается интерес и к педагогике библиотечной. Аномия культуры, вызванная рядом причин, возрастающие объёмы информации требуют новых мер в системе образования и воспитания. В этом смысле традиции просветительства музеев и библиотек сегодня актуальны как никогда. Их обучающие программы ориентированы на людей всех возрастов, от дошкольников до пенсионеров, предполагают личную заинтересованность и сотрудничество пользователей, отвечают широкому кругу интересов, основаны на традиционных ценностях.
Музейный экспонат, книга, продукты компьютерных технологий дополняют друг друга и активно используются в образовательном процессе как библиотеками, так и музеями. Естественно было бы ожидать появления совместных образовательных проектов, хотя на муниципальном уровне попытки создать общие программы уже есть [9, с.67].
Спектр интеграционных и кооперативных проектов библиотек и музеев постоянно расширятся. Этому способствуют общекультурные процессы, охватывающие все институты памяти человечества. Так, актуальной темой для музеев и библиотек становятся не только образовательные технологии, но и проблемы коммуникации, и сфера досуга. Интерактивность - примечательная черта современной культуры. Информационные технологии помогают, а конкуренция между зрелищными учреждениями подталкивает к поиску новых приёмов привлечения зрителей. Индустрия развлечений позволяет зрителю стать участником шоу, даёт возможность вести диалог или полилог с организаторами развлекательных программ, с пользователями Интернета, высказывать своё мнение и определять судьбу проекта. Библиотеки и музеи строят свои отношения с пользователями, с местным сообществом по принципу интеракции.
«Непрерывный диалог» в мемориальных учреждениях культуры - один из путей решения проблемы дефицита общения. Это творческий процесс, который помогает наладить «обратную связь» с читателями и зрителями, облегчить понимание художественных смыслов книги или концепции музейной экспозиции. Посетителям предлагают участие в поэтических студиях, клубах по интересам и дискуссионных клубах, мастер-классах народных умельцев и т.д. Творческие объединения в настоящее время часто появляются и при библиотеках, и при музеях. Как правило, результаты своего труда, будь то поэтический сборник или произведения декоративно-прикладного творчества, авторы представляют на суд своих земляков и становятся инициаторами поэтических вечеров в музеях или вернисажей в библиотеках.
Элемент неожиданности, свойственный подобным акциям, всегда привлекает внимание других пользователей и способствует расширению аудитории проекта. Взаимодействие со СМИ, открытие музейных и библиотечных сайтов дают возможность участвовать в творческом общении, в обмене мнениями всем желающим. Важно предложить программу, участие в которой могло бы отвечать креативным и коммуникативным установкам личности. Зритель-участник, читатель-участник всегда более заинтересован в деятельности учреждения, чем рядовой пользователь. Как один из результатов диалога с обществом можно рассматривать появление объединений «Друзей библиотеки» или «Друзей музея», которые в настоящее время действуют и в столичных регионах, и в провинции.