Налоги в Российской империи в XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 15:56, реферат

Краткое описание

В истории России, как и в истории любого государства, можно заметить эволюцию двух ее составляющих: финансовой системы и армии. Приоритетной здесь, безусловно, является финансовая система. В виду того, что основа любой финансовой системы - налоги, можно сказать, что в определенном смысле история государства - это история его налоговой политики.
В данном реферате изучаются возникновение, развитие, изменение форм и методов взимания налоговых платежей, эволюция норм налогового права, государственных органов, занимающихся сбором налогов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Налоги в русском государстве
Налоги в древнерусском государстве…………………………………...6
Оброк …………………………………………………………………….. 13
Подати и сборы в XVI – XVII вв. ……………………………………… 15
1.4. Посошное и подворное налогообложение…………………………….. 24
Налоги в Российской империи в XVIII в.
Налоговые реформы Петра I………... …………………………………..27
Подушная и оборочная подати ………………………………………… 35
Изменение в налоговой системе в 1725 – 1750 гг. ……………………. 44
2.4. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в……………………………………...……………………………..46
Список использованной литературы ………………………………………. 47

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история.docx

— 92.41 Кб (Скачать файл)

При Иоанне III (1440 – 1505, великий князь московский с 1462) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но он имел уже другое назначение, поступая на содержание татарских царевичей, живших в России, и на утверждение влияния России на Казань, Крым и Астрахань. С прекращением платежа дани в Орду дань как прямая государственная подать снова получает самостоятельное значение.

К периоду правления Иоанна III относится упоминание об исключительном праве казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво. Существуют сведения о том, что обложение производства и продажи пива и меда (медовая дань) существовало на Руси в X в. Московские князья облагали данью места продажи алкогольных напитков (корчмы), сами создавали питейные заведения и преследовали нелегальных производителей. В России государственная винная монополия никогда не охватывала всей территории страны и всех видов содержащих алкоголь напитков. В тех случаях, когда частным лицам накладывалась обязанность по уплате налогов или пошлин. В XV – XVI вв. существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков, имевшая название явка.

К эпохе золотой Орды относится появление такого вида налогообложения, как ям, первоначально представлявший собой обязанность предоставлять подводы ордынским чиновникам.

К XIV в.  в русском государстве складывается система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список «как ему корм и всякия пошлины собирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени – сбору урожая.

26 апреля 1353 г., умирая, великий  князь московский и владимирский Симеон Гордый оставляет завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений; остальную часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

В конце XIV в. возникают должности казначеев, дьяков и подьячих, которые ведали сборами оброков и вели книги и записи по этим сборам. Первоначально эти чиновники были дворцовыми холопами великого князя и содержались за счет великокняжеской казны. Впоследствии на их содержание учреждаются казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представлявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века. Первоначально поступления от дорожной пошлины расходовались на ремонт и строительство дорог, мостов и переправ. Ее размер устанавливался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением центральной государственной власти дорожная пошлина превращалась в разновидность регалий и утрачивала свое целевое назначение.

В Древней Руси первые упоминания о дорожной пошлине относятся к концу Х в. Она взималась в период Золотой Орды; позднее сохранилась как доходная статья князей и монастырей. В XV – XVI вв. дорожная пошлина превратилась в государственную фискальную монополию, стеснявшую развитие внутренней торговли.

Дорожная пошлина взималась в виде мыта (на перевозимые товары), головщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины, сильно затруднявшие движение по дорогам, в русском государстве были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз – в 1753 г.

Мыт взимался с каждого воза, судна (лодки) на заставах у городов, крупных селений. Первоначально мыт означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей пошлины. В XVI в. мыт с воза в различных местах составлял от 1 до 3 денег; мелкие суда с товарами и суда, шедшие без груза, освобождались от мыта. Соль облагалась дополнительной пошлиной – домытницей. Право устанавливать мыт принадлежало государству; нередко оно продавалась частным лицам или монастырям. В этих случаях поступления от мыта использовались на содержание в исправности мостов и дорог, а его размер определялся особыми грамотами. Иногда должностным лицам разрешалось использовать мыт в качестве «корма».  Незаконные мыты ликвидировались  или отбирались в казну. С принятием торгового устава 1654 г. мыт официально был упразднен, но продолжал взиматься до XVIII в.

В период феодальной раздробленности (XIII – XIV вв.) кроме указанных видов налогообложения постепенно распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая пошлина – за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» - за прочие преступления. Размеры судебных пошлин составляли обычно от 5 до 80 гривен.

К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани – прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Черносошными крестьянами в русском государстве XIV – XVII вв. назывались лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности; в XVIII в. стали государственными крестьянами. Посадские люди – торгово – промышленное население, несшее государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 г. посадские люди были разделены на купечество и мещан.

К данным деньгам относились подати, имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как ямские, пищальные и емчужные деньги; военно – инженерное, как сбор на городовое и засечное дело; административное, как казначеевы и дьячные пошлины. Ямские сборы и пищальные сборы – целевые сборы, предназначавшиеся для изготовления пушек; сборы на городовое и засечное дело – на строительство засек (укреплений на южных границах Московского государства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Оброк

В России в XII – XIII вв. получил распространение натуральный оброк – один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

          Термин «оброк» встречается в  древнерусских письменных источниках  вместе с термином «дань». Граф Д.А. Толстой (1823 – 1889, русский государственный деятель) полагал, что «оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью».

В XIX в. российские историки А.С. Лаппо  - Данилевский и П.М. Милюков установили, что « в своем происхождении оброк противоположен государственной подати» и является доходом, вытекающим из договорных частноправовых отношений. По их мнению, под оброком в древности понималась аренда, т.е. срочное или бессрочное пользование каким – либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Это подтверждается выражением «отдача на оброк из наддачи», т.е. передача имущества (городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий) в аренду государством и монастырями с публичных торгов.

В аренду («на оброк») в XVI в. отдавались целые деревни с живущими в них крестьянами, причем арендатор обязывался уплачивать определенную сумму оброка и принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей «по сошному разводу».

В XV в. термин «оброк» начинает употребляться также и в значении государственной подати. Смешение понятий специалисты по истории связывают с тем, что в период объединения государственного и дворцового управления русских царей приемы дворцового хозяйства распространились и на черные волости. Оброк, как и тягло, мог раскладываться общиной между своими членами.

В XV – XVI вв. натуральный оброк постепенно заменяется денежным оброком, на котором находились государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежный оброк. Оброк взимался не только с доходов от земледелия, но и от торгово – промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброк был заменен выкупными платежами.

Натуральному оброку с крепостных крестьян соответствовала система натуральных повинностей, которые представляли собой возлагаемые государством на население обязанности выполнять определенные работы и предоставлять личное имущество в распоряжение органов государственной власти. Натуральные повинности широко применялись в рабовладельческом и феодальном государствах. Население привлекалось к содержанию двора, армии, к участию в строительстве дорог личным трудом и транспортными средствами. С развитием товарно – денежных натуральные повинности заменяются денежными налогами.

В русском государстве в XV – XVII вв. существовало так называемое пожилое – пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменой Юрьева дня в –XVII в. взимание «пожилого» перестает осуществляться.

В XV – XVI вв. в отдельных местностях России было распространено взимание пошлины в пользу государства или феодала с родственников невесты, выдаваемой замуж в другое княжество, волость, город или за рубеж. Первоначально пошлина взималась натурой – куницей, впоследствии она могла взиматься и деньгами, однако за ней сохранилось название выводной (свадебной) куницы.

 

 

 

    1. Подати и сборы в XVI – XVII вв.

Во второй половине XVI в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пищальные деньги, предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные – на изготовление пороха, полоняничные деньги).

Полоняничные деньги представляли собой разновидность налога с населения, взимавшегося для выкупа полоняников – людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. Сбором полоняничных денег ведал Полоняничный приказ, на котором помимо выкупа полоняников лежала обязанность дальнейшего их устройства по возвращении на родину. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530 – 1584, великий князь всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547) в 1555 г. устанавливает сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Такое название получили в связи с тем, что их сбор осуществляли чети – центральные правительственные учреждения в русском государстве (XVI – XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая чети.

В эпоху Иоанна Грозного появляется термин «кабак». Имеются сведения о том, что царь запретил продавать водку в Москве, но для опричников, которым не возбранялось пить, приказ построить на балчуге (топком месте) особый дом, названный кабаком (слово татарского происхождения, обозначавшее постоялый двор, где продавались напитки и еда). В 1555 г. наместникам царя предписывалось повсюду прекращать частный питейный промысел и заводить «царевы кабаки». Алкогольные напитки продолжали производиться в хозяйствах феодалов для собственного употребления, но продажа этих напитков могла осуществляться только кабаками. Впоследствии многократно изменялась система получения казной доходов с продажи алкогольных напитков: в отдельные периоды применялась казенная монополия на изготовление и продажу алкогольных напитков, в другие периоды доход получался через систему откупов. С середины XVI в. использовалось «кабашное» кормление – за заслуги перед великим князем (царем) отдельным лицам передавалось право сбора доходов от реализации алкогольных напитков в свою пользу.

К периоду царствования Иоанна Грозного относится первое в российской истории упоминание о взимании акциза с мяса – в 1574 г. взималась пошлина при убое скота.

Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. При Иоанне IV пощлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины.

С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, существенно изменившие организационную систему сбора податей. В ходе реформы были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостей, вместо них учреждаются земские избы во главе с земскими старостами, в ведении которых помимо различных вопросов местного управления был сбор податей с тяглого населения. Посад или крестьянская община распределяли подати между своими членами с учетом имущественного состояния и иных обстоятельств.

Информация о работе Налоги в Российской империи в XVIII в